Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Школа здоровья»
методическая разработка (9 класс)
Здоровье людей относится к числу главных проблем человечества.Проблема снижения уровня здоровья населения России стоит чрезвычайно остро.Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Состояние здоровья современного школьника зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью.
Школьная программа по биологии даёт детям сумму знаний, однако существует проблема отрыва теоретических знаний, которые получают учащиеся, от умения применять их на практике.
Создавая творческое объединение, хотелось углубить и расширить знания школьников по анатомии, физиологии человека, гигиене и медицине, а также формированию здорового образа жизни.
Направленность программы «Школа здоровья» по содержанию является естественнонаучной; по функциональному предназначению – общеразвивающей; по форме организации – групповой; по времени реализации – одногодично
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
04.08.20_g._dop_shkola_zdorovya_lyapina_o.n_1.docx | 131.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел по образованию администрации
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Жирновский центр детского творчества»
Жирновского муниципального района Волгоградской области
Принята на заседании методического совета Протокол № 6 от 22.06.2020 г. | Утверждаю Директор МБУДО «Жирновский ЦДТ» ___________ С.А. Моров Приказ № 54 от 22.06.2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности
«Школа здоровья»
Возраст обучающихся: 9-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:Ляпина Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
г. Жирновск, 2020
Раздел№ 1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Здоровье людей относится к числу главных проблем человечества.Проблема снижения уровня здоровья населения России стоит чрезвычайно остро.Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Состояние здоровья современного школьника зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью.
Школьная программа по биологии даёт детям сумму знаний, однако существует проблема отрыва теоретических знаний, которые получают учащиеся, от умения применять их на практике.
Создавая творческое объединение, хотелось углубить и расширить знания школьников по анатомии, физиологии человека, гигиене и медицине, а также формированию здорового образа жизни.
Направленность программы «Школа здоровья» по содержанию является естественнонаучной; по функциональному предназначению – общеразвивающей; по форме организации – групповой; по времени реализации – одногодичной.
Данная программа разработана в соответствии с основными нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 27.12.2012 г. №273;
- ПриказомМинистерстваобразованияинаукиРФот09.11.2018г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиНом 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41);
- Концепцией развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы");
- Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Уставом МБУДО «ЖирновскийЦДТ»;
- Положением о разработке, структуре и утверждения дополнительной общеразвивающей программы в МБУДО «Жирновский ЦДТ».
Актуальность программы. Программа «Школа здоровья» направленна на формирование и развитие мотивации на здоровье, приобщение к здоровому образу жизни, осуществляет усиление ориентации на индивидуальность обучающихся, развитие его интересов и способностей, интеграцию образовательных и воспитательных факторов воздействия на повышение резервов здоровья детей. Данная программа имеет высокую практическую значимость, давая возможность каждому обучающемуся активно использовать полученные знания, умения и навыки в дальнейшем жизненном опыте для совершенствования уровня собственного здоровья. Применение этих знаний на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода к активно-деятельностному, что является основным принципом в реализации метапредметного подхода.
Педагогическая целесообразностьпрограммы заключается в том, что она, в отличие от школьных программ, представляет более широкие возможности для использования практической и исследовательской деятельности учащихся, позволяет изучить основы здорового образа жизни.
Программа разработана с учётом основных принципов:
1.Принцип природосообразности. Педагогический процесс и воспитательные отношения строятся согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся. В процессе осуществления воспитательных отношений следовать логике от «простого - к сложному», от «незнания - к знанию», от «понятного - к непонятному».
2.Принцип гуманизации воспитательных отношений и педагогического процесса.Данный принцип может быть рассмотрен какпринцип социальной защиты растущего человека.Педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строить на полном признании гражданских прав обучающегося и уважении к нему.
3.Принцип целостности педагогического процесса. Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса, а следующий принцип - демократизации - помогает обогатить его содержание.
4.Принцип демократизации.Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
5.Принцип культуросообразности.Педагогический процесс понимается как составная часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающую их будущее.
Отличительной особенностьюпрограммыот уже существующихзаключается в том, что особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, самостоятельной учебной работе. На практических занятиях обучающиеся самостоятельно анализируют состояние своего организма.Программа дает представление обучающимся о строении собственного организма, понимание им особенностей работы органов и тканей, знакомство с природой и механизмами развития различных заболеваний. Учебный модуль предоставляет возможность обучающимся обратить внимание на проблемы здоровья современного человека, недопустимость самолечения, необходимость активного образа жизни. При работе используются разнообразные иллюстративные материалы, видеофильмы, компьютерные программы
Большое внимание уделяется самостоятельной проектной деятельности обучающихся.Соответственно, программа предусматривает расширение, совершенствование знаний в области биологии, валеологии, физиологии, видеть проблемы, формировать задачи, искать средства их решения приобретение новых практических умений и навыков.
Адресат программы – дети от 9 до 16 лет.Содержание программы разработано в соответствие в психолого-возрастными характеристиками данного возраста. Подросток вполне самостоятельно может организовывать свое внимание, память, мышление, воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. При этом появляется способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, то есть способность к построению логических рассуждений на основе выдвинутых гипотез, к умственным экспериментам и к мысленному решению задач на основе каких-то предположений. Мышление приобретает рефлексивный характер и существенно перестраивается характер учебной деятельности: в 5 классе школьники переходят к систематическому изучению основ наук, что требует от их психической деятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятийНа основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения к учению играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей обучающимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха. Наряду с этим, достаточное развитие ориентировочного рефлекса первой сигнальной системы делают ребенка очень восприимчивым ко всему конкретному, наглядному, что можно непосредственно увидеть, услышать, потрогать руками. Поэтому наглядный учебный материал воспринимается детьми очень хорошо. Вместе с тем развивается и вторая сигнальная система, благодаря которой ребенок становится способен самостоятельно делать некоторые обобщения, выводы, находить причины явлений. Таким образом, можно говорить о том, что именно в среднем школьном возрасте у детей происходит становление доминирующих интересов, а у части подростков возникают профессиональные намерения.Этот возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления, поэтому используется метод проектов. Приоритет практических занятий остается, т.к. это имеет большое значение в формировании мировоззрения, закреплении теоретических знаний, приобретении различных умений и навыков.
Количество детей в группе: от 20 до 30 человек.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Сроки реализации образовательной программы - 1 год в объёме 36 часов.
Форма обучения – очная, дистанционная.Занятия проводятся на базе кабинета биологии МКОУ «Медведицкая СШ» в очной форме обучения. Дистанционная форма обучения осуществляется на интернет платформе или в группе социальной сети «ВКонтакте, ZOOM, электронная почта.
Режим занятий : 1 раз в неделю по 1 часу (36 часов). Продолжительность занятия – 45 минут.
Особенности организации образовательного процесса.Формы занятий, планируемых по каждой теме образовательной программы, можно разделить натрадиционные и нетрадиционные.
Виды занятий очной формы обучения,используемые для реализации программы: экскурсии, беседы, практические занятия, конкурсы, конференции, лабораторные занятия, исследовательская деятельность.Учебные занятия по данной программе состоят из теоретических и практических занятий. Причем большее количество часов отводится практике.
Виды занятий дистанционной формы обучения: видео уроки, чат-занятия, мастер-классы, использование страница сайта школы (frank-shkola@mail.ru), вебинары, онлайн конкурсы, онлайн конференции.
Методы обучения: лекция, рассказ, беседа, демонстрация опыта, наглядных пособий, работа с литературой, интерактивные пособия, ТСО, электронные образовательные ресурсы
Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая.
Состав группы - постоянный и разновозрастной.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы:формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, научного мировоззрения, умения использовать анатомические знания.
На каждом этапеобучения по данной программе решаются конкретные задачи:
Образовательные (предметные) задачи:
- научить владению базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных дисциплин;
- сформировать опыт самостоятельной познавательной деятельности;
- формировать потребности в обучении и саморазвитии;
- учить восприятию ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания и применения на практике.
Личностные задачи:
- сформировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительное отношение к чужому мнению;
- развить этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные задачи:
- сформировать потребность в саморазвитии и к самореализации;
- развить самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- сформировать умение строить отношения в детском коллективе на основе взаимопомощи и сотворчества;
- развить умение вступать и вести диалог;
- развить познавательные, созидательные способностиуобучающихся.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Тема | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |
Теория | Практика | ||||
1. | Введение в образовательную программу. | 3 | 1 | 2 | |
1.1. | Здоровье человека. | 1 | 1 | ||
1.2. | Факторы, формирующие здоровье. Главные законы здоровья. | 1 | - | 1 | Презентация |
1.3. | Итоговое занятие: «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра». | 1 | - | 1 | Творческая работа «Что значит быть здоровым?» |
2. | Экология и здоровье. | 3 | 1 | 2 | |
2.1. | Экологические факторы и организм человека(свет, воздух, вода). | 1 | 1 | Презентация | |
2.2. | Экология жилища. | 1 | - | 1 | Презентация |
2.3. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Анкетирование «Что такое ЗОЖ» | |
3. | Опорно-двигательная система | 4 | 1 | 3 | |
3.1. | Скелет. Строение и функции скелетных мышц. | 1 | 1 | - | |
3.2. | Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки. | 1 | - | 1 | |
3.3. | Понятие о переломах и травматическом шоке. Первая медицинская помощь при переломах. | 1 | - | 1 | |
3.4. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | Решение кроссвордов «Скелет».Тест «Твой двигательный режим» |
4. | Сердечно-сосудистая система. | 3 | - | 3 | |
4.1. | Внутренняя среда организма и её компоненты. (кровь, лимфа,тканевая жидкость), её значение в гомеостазе. Иммунитет. | 1 | - | 1 | |
4.2. | Работа сердца. Кровообращение. Пульс. Гипертония, гипотония. Заболевания сердца. Их профилактика. Первая помощь при остановке сердца. | 1 | - | 1 | Практ.работа |
4.3. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | Тест «Тренированность сердца» |
5. | Дыхательная система. | 4 | - | 4 | |
5.1. | Пути воздуха и легкие. Газообмен. Заболевания дыхательной системы. Первая помощь при остановке дыхания. | 1 | - | 1 | |
5.2. | Определение запыленности воздуха. | 1 | - | 1 | |
5.3. | Болезни и травмы органов дыхания:профилактика, первая помощь. | 1 | - | 1 | Презентация |
5.4. | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 | Тест «Цените ли вы свое здоровье» Карточки-задания, лабораторная работа, презентации, памятки |
6. | Питание и жизнь. | 4 | 1 | 3 | |
6.1. | Пища её значение для роста и развития организма. Белки. Жиры и углеводы. Минеральные вещества. Микроэлементы. | 1 | 1 | - | Таблицы, презентации, памятки |
6.2. | Практическая работа «Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами» | 1 | - | 1 | Тест «Что вы знаете о витаминах» |
6.3. | Вредные компоненты пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика. | 1 | - | 1 | Презентация |
6.4. | Итоговое занятие «Наука о питании-древняя и современная». | 1 | - | 1 | Рецепты приготовления любимых блюд, буклет «Любимые семейные блюда» |
7. | Кожные покровы. | 3 | 1 | 2 | |
7.1. | Строение и свойства кожи. Гигиена кожи. Кожа и теплорегуляция. Ожоги. Обморожения. | 1 | 1 | Таблицы, лабораторная работа, диспут, ситуационные задачи | |
7.2. | Первая помощь при ожогах, обморожениях. | 1 | - | 1 | |
7.3. | Типы кожи и натуральная косметика. | 1 | - | 1 | П.р «Определение типов кожи на различных участках кожи» |
8. | Органы чувств. | 4 | 2 | 2 | |
8.1. | Особенности зрительного восприятия окружающей среды. Строение органа зрения. | 1 | 1 | Презентации, профилактические памятки, лабораторная работа, таблицы | |
8.2. | Болезни и травмы глаз. Первая помощь при инородном теле, химические и термические ожоги. | 1 | 1 | ||
8.3. | Орган слуха. Заболевания органов слуха. Гигиена слуха. | 1 | 1 | ||
8.4. | Орган обоняния. Заболевания носа. Язык - орган вкуса. | 1 | 1 | Презентации, профилактические памятки, лабораторная работа, таблицы | |
9. | Оказание первой помощи. | 4 | 1 | 3 | |
9.1. | Понятие о ране. Классификация ран. Перевязочный материал. Правила наложения повязок. | 1 | 1 | ||
9.2. | Виды кровотечений и их характеристика. | 1 | 1 | ||
9.3. | Первая медицинская помощь при кровотечениях. | 1 | 1 | ||
9.4. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Занятие-игра «Врач-пациент» | |
10. | Вспомним, что такое здоровье. | 1 | 1 | ||
11. | Итоговое занятие «Резервы нашего организма». | 1 | 1 | Тест «Какие знания ты считаешь наиболее важными» | |
12. | Аттестация учащихся. | 2 | 2 | Проектные работы | |
ИТОГО: | 36 | 8 | 28 |
Содержание программы
Раздел 1. Введение в образовательную программу.(2часа)
Тема 1.1. Здоровье человека.
Теоретическая часть.Знакомство с составом кружка, тематическими разделами программы, с видами практических работ. Организационные вопросы по методике проведения занятий. Изучение правил поведения в лаборатории.
Практическая часть.Инструктаж по технике безопасности.
Формы контроля:составление памятки.
Тема 1.2. Факторы, формирующие здоровье. Главные законы здоровья.
Теоретическая часть. Знакомство с факторами,формирующими здоровье. Работа со справочной литературой, просмотр презентации и видеоролика.
Практическая часть.Составление презентации.
Формы контроля:тестирование.
Тема 1.3.Итоговое занятие: «Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра».
Теоретическая часть. Беседа на тему «Здоровье человека».
Практическая часть.Творческая работа «Что значит быть здоровым?».
Формы контроля:итоговое тестирование.
Раздел 2.Экология и здоровье(3ч)
Тема 2.1.Экологические факторы и организм человека(свет, воздух, вода).
Теоретическая часть.Беседа по теме.
Практическая часть.Изучение литературы, просмотр презентации.
Формы контроля:сообщение по темам: «Влияние антропогенных факторов на окружающую среду», «Свет – важнейший экологический фактор».
Тема 2.2. Экология жилища.
Теоретическая часть.Рассмотреть влияние окружающей среды на экологию жилища и предложить меры по созданию экологически безопасной для человека среды обитания. Работа с дополнительными источниками информации. Работа в группах.
Практическая часть.Каждая группа пишет на плакате свои рекомендации по профилактике и защите от вредных источников загрязнений,чтобы человечку было хорошо жить в своем доме.
Формы контроля:презентации.
Тема 2.3. Итоговое занятие
Теоретическая часть.Беседа по теме раздела.
Практическая часть. Защита презентаций.
Формы контроля:тестирование.
Раздел 3.Опорно-двигательная система.(4часа)
Тема 3.1.Скелет. Строение и функции скелетных мышц.
Теоретическая часть.Беседа по теме. Просмотр видеоролика, презентации.
Практическая часть.Практическая работа «Изучение внешнего строения костей скелета».
Формы контроля:кроссворд «Скелет».
Тема 3.2.Профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки.
Теоретическая часть.Просмотр видеофильма.
Практическая часть. Составление рекомендаций и памяток.
Формы контроля:викторина «Твой двигательный режим».
Тема 3.3. Понятие о переломах и травматическом шоке. Первая медицинская помощь при переломах.
Теоретическая часть.Просмотр видеофильма. Беседа.
Практическая часть. Работа в группах.
Формы контроля:тестирование.
Тема 3.4.Итоговое занятие.
Теоретическая часть.Беседа по теме раздела.
Практическая часть. Составление кроссворда по теме «Опорно-двигательная система».
Формы контроля:тестирование.
Раздел 4. Сердечно-сосудистая система.(3 часа)
Тема 4.1.Внутренняя среда организма и её компоненты. (кровь, лимфа,тканевая жидкость), её значение в гомеостазе. Иммунитет
Теоретическая часть.Беседа. Просмотр презентации, видеоролика.
Практическая часть. Работа с микроскопом. Изучение микропрепарата «Строения капли крови».
Формы контроля:викторина.
Тема 4.2.Работа сердца. Кровообращение. Пульс. Гипертония, гипотония. Заболевания сердца. Их профилактика. Первая помощь при остановке сердца
Теоретическая часть. Знакомство с информацией по теме. Работа с энциклопедиями и справочниками. Поиск информации в сети Интернет. Просмотр видеоролика «Первая помощь при остановке сердца».
Практическая часть.Изучение строения сердца (работа с интерактивным пособием). Определения пульса.
Формы контроля:кроссворд «Кровообращение».
Тема 4.3. Итоговое занятие.
Теоретическая часть.Беседа.
Практическая часть.Практическая работа «Первая помощь при остановке сердца».
Формы контроля:тестирование.
Раздел 5.Дыхательная система. (4 часа)
Тема 5.1.Пути воздуха и легкие. Газообмен. Заболевания дыхательной системы. Первая помощь при остановке дыхания.
Теоретическая часть. Знакомство и органами дыхания. Процессом газообмена.
Изучение справочной литературы, просмотр презентации на по темам «Заболевания дыхательной системы». «Первая помощь при остановке дыхания».
Практическая часть. Практическая работа «Жизненная ёмкость легких».
Формы контроля:тестирование.
Тема 5.2. Определение запылённости воздуха.
Теоретическая часть. Изучение теоретического материала по теме (Интернет).
Практическая часть. Практическая работа.«Определение запыленности воздуха в зимних условиях». Цель: научиться выявлять запыленность воздуха в зимних условиях; разработать правила устранения запыленности воздуха в школьных и жилых помещениях.
Формы контроля:составление памятки-рекомендации «Рекомендуемая продолжительность проветривания помещений в зависимости от температуры воздуха».
Тема 5.3.Болезни и травмы органов дыхания:профилактика, первая помощь.
Теоретическая часть. Изучение теоретического материала по теме (Интернет).
«Навыки оказания первой помощи утопающему, приёмам восстановления дыхания при удушении и заваливании землёй, при электротравме».
Практическая часть. Проведение практической работы учащимися.
1.Непрямой массаж сердца.
2.Искусственное дыхание «Рот в рот».
3.Сочетание проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.
Формы контроля:задание:найти ошибки в действиях.Действия выполняет учитель.
Тема 5.4. Итоговое занятие.
Теоретическая часть. Беседа по теме раздела.
Практическая часть. Тестирование «Цените ли вы свое здоровье».
Формы контроля:тестирование.
Раздел 6.Питание и жизнь(4часа)
Тема 6.1. Пища её значение для роста и развития организма. Белки. Жиры и углеводы. Минеральные вещества. Микроэлементы.
Теоретическая часть. Беседа по теме. Просмотр презентации и видеоролика по теме: « Белки, жиры и углеводы. Минеральные вещества и микроэлементы».
Практическая часть. Работа в группах. Составление буклета «Полезные рекомендации в питании».
Формы контроля:тестирование.
Тема 6.2.Практическая работа «Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами».
Теоретическая часть. Проведение инструктажа.
Практическая часть. Практическая работа
Формы контроля:заполнение таблицы.
Тема 6.3.Вредные компоненты пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика.
Теоретическая часть. Просмотр видеоролика. Беседа о классификации заболеваний пищеварительной системы.
Практическая часть. Работа в группах. Составление презентации по темам: «Колит», «Гастрит», «Дизентерия», «Ботулизм» (по выбору)
Формы контроля:заполнение таблицы, составление памятки «Профилактика инфекционных кишечных заболеваний».
Тема 6.4.Итоговое занятие «Наука о питании-древняя и современная».
Теоретическая часть. Вводная беседа.
Практическая часть. Представление рецептов приготовления любимых блюд.
Формы контроля: изготовление буклетов «Любимые семейные блюда»
Раздел 7.Кожные покровы. (3часа)
Тема 7.1.Строение и свойства кожи. Гигиена кожи. Кожа и теплорегуляция. Ожоги. Обморожения.
Теоретическая часть. Беседа по теме. Просмотр информации по интерактивному учебному пособию.
Практическая часть. Работа в группах. Заполнение таблицы «Слои кожи их строение и функции». Составление памятки «Гигиена кожи».
Формы контроля:викторина «Верные и неверные предложения».
Тема 7. 2. Первая помощь при ожогах, обморожениях.
Теоретическая часть. Беседа по теме. Просмотр информации из интерактивного пособия.
Практическая часть. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, обморожениях»
Формы контроля:тестирование.
Тема 7. 3.Типы кожи и натуральная косметика.
Теоретическая часть. Знакомство с информацией о типах кожи.
Практическая часть. Работа в группах. Составление буклета «Полезные рекомендации в питании».
Формы контроля:тестирование.
Раздел 8. Органы чувств. (4часа)
Тема 8.1. Особенности зрительного восприятия окружающей среды. Строение органа зрения.
Теоретическая часть. Беседа по теме. Просмотр презентации и видеоролика.
Практическая часть. Практическая работа «Орган зрения. Зрительный анализатор». Работа с моделью глаза.
Формы контроля:работа с таблицей «Строение зрительного анализатора».
Тема 8.2.Болезни и травмы глаз. Первая помощь при инородном теле, химические и термические ожоги.
Теоретическая часть. Беседа по теме. Просмотр тематической презентации и видеоролика.
Практическая часть. Составление памятки «Первая помощь при инородном теле, химические и термические ожоги».
Формы контроля:тестирование.
Тема 8.3. Орган слуха. Заболевания органа слуха. Гигиена слуха.
Теоретическая часть. Беседа по теме. Просмотр презентации и видеоролика.
Практическая часть. Практическая работас моделью уха. Работа с таблицей «Строение органа слуха». Работа в группах.
Формы контроля:презентация «Заболевания органа слуха».
Тема 8.4.Орган обоняния. Заболевания носа.Язык - орган вкуса
Теоретическая часть. Беседа по теме. Просмотр презентации и видеоролика.
Практическая часть. Работа в группах. Практическая работа «Любимый запах». Работа с моделью носа.
Формы контроля:презентация «Заболевания носа».
Раздел 9. Оказание первой помощи. (4часа)
Тема 9.1.Понятие о ране. Классификация ран. Перевязочный материал. Правила наложения повязок.
Теоретическая часть. Беседа по теме. Просмотр презентации и видеоролика.
Практическая часть. Работа с таблицей «Виды ран». Практическая работа «Правила наложения повязок».
Формы контроля:тестирование.
Тема 9.2.Виды кровотечений и их характеристика
Теоретическая часть. Беседа. Просмотр презентации и видеоролика.
Практическая часть. Работа с таблицей «Виды кровотечений».
Формы контроля:тестирование.
Тема 9.3.Первая медицинская помощь при кровотечениях.
Теоретическая часть. Беседа по теме. Просмотр презентации и видеоролика.
Практическая часть. Практическая работа«Первая помощи при кровотечениях».
Формы контроля:тестирование.
Тема 9.4.Итоговое занятие.
Теоретическая часть. Беседа по теме раздела.
Практическая часть. Занятие-игра «Врач-пациент».
Формы контроля:тестирование.
Раздел 10.Вспомним что такое здоровье. (1час)
Теоретическая часть. Беседа по теме. Просмотр презентации и видеоролика.
Формы контроля:тестирование.
Раздел 11.Итоговое занятие «Резервы нашего организма». (1час)
Практическая часть. Занятие-игра «Что нужно знать и уметь, чтобы быть здоровым».
Формы контроля:тестирование.
Раздел 12.Аттестация учащихся. (2часа)
Практическая часть. Подведение итогов кружка. Презентация детских творческихпроектных работ.
Формы контроля:фестиваль проектов.
- Планируемые результаты.
Образовательные (предметные) результаты
К концу курса обучения учащиеся:
будут знать:
- основы строения и функционирования человека;
- о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека;
- об экологических факторах, снижающих здоровье, и мерах позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
- критерии здорового образа жизни;
- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.
будут уметь:
- распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
- оценивать состояние своего организма;
- прогнозировать возможные последствия несоблюдения гигиенических правил;
- объяснить причины изменения самочувствия человека в различных ситуациях;
- находить в учебной и научно-популярной литературе, интернет источниках информациюоб организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, проектных работ, презентаций, буклетов;
- описывать здоровый образ жизни современного человека, находить идеал нравственно и физически здорового человека.
Личностные результаты. Учащиеся будут проявлять:- культуру здоровья - отношение к здоровью как высшей ценности человека;- потребность ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни;- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительное отношение к чужому мнению; - тэтические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;-установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты.У учащихся будут сформированы:- способность выделять ценность здоровья, здорового образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности;- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;-умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;- потребность в саморазвитии и к самореализации; - самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; умение строить отношения в детском коллективе на основе взаимопомощи и сотворчества;- умение вступать и вести диалог.
Раздел№2 «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарно-тематический график (приложение 1)
2.2 Условия реализации программы.
2.2.1.Материально-техническое обеспечение:
Необходимый минимум для реализации образовательной программы:
-светлый, просторный, хорошо проветриваемый класс с определённым температурным режимом не ниже + 17;
- ноутбук;
-проектор;
-мультимедийный экран;
-интерактивные пособия;
- электронный микроскоп;
-муляжи;
-справочная литература.
2.2.2. Информационное обеспечение (фото, видео, интернет источники):
Электронные ресурсы:
- Интерактивное учебное пособие Биология. Человек.Строениетелачеловека.
- Первая медицинская помощьwww.hsea.ru
- Кадровое обеспечение:
По программе работает – Ляпина Ольга Николаевна,педагогпервой квалификационной категории.
Образование -высшее педагогическое.
ОкончилаБалашовский филиал Саратовского государственного университета им.Чернышевского.
Курсы профессиональной переподготовки: ООО «Инфоурок» по программе «Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации».
2.3. Формы аттестации
Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, видеозапись, готовая работа, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото, отзыв детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, демонстрация детских работ, диагностическая карта, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио.
Контроль результатов обучения, формы и критерии оценки результатов
Для оценки результативности учебных занятий в творческом объединении применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися и родителями.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, проверочные работы, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
практической деятельности результативность оценивается количеством выполненных проектов, творческих работ, презентаций.
Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставка и защита проектов учащихся.
Результаты обучения определяются по трем уровням сформированности коммуникативной компетентности личности:
низкий уровень - репродуктивная компетентность, (наличие знаний при недостаточном умении их применить);
средний уровень - деятельностная компетентность;
высокий уровень - творческая компетентность.
2.4. Оценочные материалы
Методики педагогической диагностики:
Методики диагностики изменения личности ребенка
- «Дневник педагогических наблюдений».
Для диагностики определения достижения учащимися планируемых результатов по освоению программы используются следующие методики: карта личностного роста по П.В. Степанову, карта мониторинга УУД (по Буйловой Л.Н), анкеты, разработанные на основе методики А.А. Андреева и Е.Н. Степанова. Анкета для обучающихся «Анкета для определения удовлетворённости обучающихся учреждения дополнительного образования» состояла из 10 вопросов, анкета для родителей «Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей» – из 15, для педагогов д.о. «Исследование удовлетворённости педагогических работников условиями деятельности» – из 20.
2.5.Методические материалы
1.Методические разработки:
Беседы по каждому разделу программы.
Открытые занятия: «Здоровье человека в его руках», «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!», «Травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации», «Здоровье человека и безопасность жизни», «Кровь-зеркало организма»
Тесты: «Здоровый образ жизни», «Моё здоровье»,
Игры - сканворды, кроссворды, ребусы, КВН по разделам.
Дидактический и лекционный материал по каждому разделу программы.
Медиатека – презентации по темам основных разделов программы.
2.Алгоритм учебного занятия.
Части занятия | Задачи | Содержание занятия | Время |
1. Организационная часть | 1. Организация занимающихся. 2. Проведение инструктажа по т/б | Сообщение темы, целей и задач занятия. Проведение инструктаж по технике безопасности. | 5-7 мин. |
2. Основная часть | 1. Изучение нового материала. Реализация цели и задач занятия | 1. Изучение справочной литературы, просмотр презентации видеороликов по темам. | 10-15 мин. |
3. Практическая работа | Закрепление полученных знаний | Выполнение практических, лабораторных работ | 20 мин |
3. Заключительная часть | 1. Рефлексия 2. Подведение итогов занятия. | 1.Краткий разбор занятий. 2. Подведение итогов. 3.Выполнение Приведение в порядок мест занятий, пособий, оборудования. | 5 мин. |
2.6. Список литературы
Для педагога
Основная литература:
- Атлас зоологии /Хосе Тола, Ева Инфьеста. – Харков.: Издательство «Ранок», 2015.
- Все, что нужно знать об анатомии человека. – Харьков: «Веста», 2016.
- Биология. Человек. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2019.
- Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка в ЕГЭ и ГИА -9. Учебно-методическое пособие /А.А.Кириленко. – Изд. 2-е. – Ростов н/д: Легион, 2019.
- Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2019.
- Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс. – М.: «5 за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2016.
- Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. «Медицинская валеология». - Ростов-на- Дону: «Феникс», 2012.
- Курцева Т.А. Медико-санитарная подготовка учащихся. - М.: «Просвещение», 2016.
- Листова А.Ф. Гигиена детей и профилактика острых инфекций в школе. - М.: Министерство просвещения РСФСР, 2015.
10.Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2014.
11.Соковия-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. Учебное пособие. - М.: 2017.
Дополнительная литература:
- Биология в таблицах и схемах. – ООО «Виктория плюс», 2014. – 128с.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 272с.
- Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художников. Феникс, Ростов-на-Дону, 2012.
- Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. – М: «Медицина», 1985. – 657с.
- Сапин М.Р., Никитюк Д.Б., Ревазов В.С. Анатомия человека. В 2-х томах. – М.: Медицина, 2016.
- Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4-х томах. – М.: Медицина», 1996.
- Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие.– Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2003. – 416с.
Для детей:
1.Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья. - М., 2015 2. Листова А.Ф. Гигиена детей и профилактика острых инфекций в школе. - М.: Министерство просвещения РСФСР, 2015.
2.Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). - С.-Пб. - Союз, 2017.
3.Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья (пер. с англ.) - М.: Физкультура и спорт, 2016.
4.Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. - методическое пособие для 5-1 1 классов. - М.: «Дрофа», 2016.
Для родителей:
- Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). –С._ Пб. – Союз, 2017.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: «Просвещение», 2013.
- Пак ЧжеBy. Су Джок для всех. - М.: «Су Джок Академия», 2016.
- Формирование культуры здоровья. 7-8 классы /А.Г Макеева. – М.: Просвещение, 2018.
Приложение 1
Директор
МБУДО «Жирновский ЦДТ»
__________ С.А. Моров
Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная программа
«Школа здоровья» для детей9-16 лет
Год обучения/№группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки контрольных процедур | Продолжительность каникул |
1 год группа №1 | 03.09.2020 | 29.05.2020 | 36 | 36 | 36 | 1разв неделю по 1 часу | 23-24 | 01-08.01. 2021 |
1 год группа №2 | 03.09.2010 | 29.05.2020 | 36 | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 1 часу | 23-24 | 01-08.01. 2021 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа игрушки "Рыжий слон"
Возраст обучающихся: 10-14 лет. Срок реализации: 2 года....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»
Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Школа конструирования» (стартовый уровень)
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere» - создание модели, построение, приведение в определенном порядке и взаимоотношение различных определенных пр...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Школа программистов"
Направленность программы – естественнонаучная. Формирование алгоритмического мышления и навыков программирования. Дополнительная образовательная программа «Школа программистов» являе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ЛАБОРАНТА-ХИМИКА»
Данная программа является основным звеном в реализации образовательной практики Центра, нацеленной на подготовку к конкурсу профессионального мастерства по стандартам Worldskills. Образовательная прак...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа дизайна: 3-D моделирование»
Стремительное внедрение в жизнь новых технологий предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих специалистов самых разных областей. Системы автоматизированного проектирования, основывающие...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Школа безопасности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» (далее ДООП) имеет естественнонаучную направленность.Реализация программы ориентирована на формирование и ...