ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РЕГИОНОВЕДЕНИЕ: ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ И КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ».
рабочая программа по краеведению (9 класс)
Возраст учащихся: 15 – 16 лет |
Срок реализации программы: 1 год. Направленность: естественнонаучная |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platnaya_programma_gubareva.docx | 50.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования и науки администрации Новокузнецка
РАССМОТРЕНА | ПРИНЯТА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании методического совета | на заседании педагогического совета | Директор ОО |
Протокол № ________ | Протокол № ________ | ____________ ФИО |
Приказ № ___________ | ||
от __________________ | от __________________ | от __________________ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ |
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА |
«РЕГИОНОВЕДЕНИЕ: ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ И КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ» |
Возраст учащихся: 15 – 16 лет |
Срок реализации программы: 1 год. Направленность: естественнонаучная |
Разработчик
Губарева Татьяна Андреевна
учитель географии
Новокузнецкий городской округ
2022 год
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Регионоведение: Западная Сибирь и Кемеровская область» (далее Программа)- естественнонаучная.
Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).
Уровень освоения содержания. Программа имеет базовый уровень.
Актуальность программы заключается в предоставлении возможности развивать познавательную активность, творческие способности в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовки к написанию проектных работ. Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Программа направлена на расширение и обобщение знаний по географии своего района, области, города.
Отличительной особенностью программы является создание образовательной среды как зоны всестороннего развития личности.
Адресат Программы. По программе могут заниматься учащиеся 9-х классов от 15 до 16 лет. Старшие подростки имеют собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Для них необходимо расширение кругозора, приобретение дополнительных навыков работы. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия.
На обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам принимаются дети без отбора, на добровольной основе.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения- 2 часа в неделю. Общий объем часов по программе – 60 часа.
Количественный состав группы 12-16 человек.
Формы обучения: очная. Основной формой обучения является занятие.
Режим занятий: Занятия один раз в неделю по 2 часа, продолжительность одного часа занятия составляет 40 минут, с 15 - минутным перерывом между часами.
Цели программы:
• формирование и расширение историко-географических представлений, обобщение знаний о специфических особенностях природы, населения, развития и размещения отраслей хозяйства Западной Сибири и Кемеровской области, о путях решения социально-экономических и экологических проблем территории;
Задачи программы:
- сформировать представления о системе географических характеристик территории;
- проанализировать основные факторы и условия развития и совершенствования территориальной организации хозяйства района и области;
- выявить причинно-следственные связи между компонентами природы и жизнедеятельностью населения своей местности;
- определить основные особенности отраслевой и функциональной структуры хозяйства;
- изучить современные системы расселения; истории возникновения и развития городов Сибири;
- развить познавательного интереса учащихся к окружающей действительности, поисковой деятельности;
- воспитать экологическую культуру, патриотизм, любовь к малой Родине;
- научиться анализировать и читать карты разного содержания; устанавливать причинно-следственные связи; применять статистический, графический методы для обоснования исследований и для доказательства полученных результатов;
Учебно-тематический план обучения
№ урока | Наименование разделов и тем. | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
общее | теория | практка | |||
1-3 | Тема 1. Введение.
| 3 | 2 | 1 | Опросники, анкетирование. |
4-6 | Тема 2: Западно-Сибирский регион и Кемеровская область на карте России и мира.
| 3 | 2 | 1 | Диагностическая карта, зачет, творческая работа. |
7-25 | Тема 3: Природные особенности Западно-Сибирского региона и Кемеровской области.
| 19 | 12 | 7 | Опросник, анкетирование, диагностическая карта, зачет, творческая работа. Отчет. |
26-48 | Тема 4: Население и хозяйство региона.
| 23 | 15 | 8 | Опросник, анкетирование, диагностическая карта, тест, творческая работа, отчет. |
49-50 | Тема 5. География культуры.
| 2 | 2 | 0 | Творческая работа, контрольная работа. |
51-60 | Тема 6. Проблемы и перспективы развития Западной Сибири.
| 10 | 6 | 4 | Опросник, анкетирование, диагностическая карта, зачет, творческая работа, отчет. |
Всего: | 60 | 39 | 21 |
Содержание программы
"Регионоведение: Западная Сибирь и Кемеровская область".
Тема 1. Введение в курс. (3 часа). Роль краеведческих знаний в жизни современного человека. Источники знаний о родном крае.
Тема 2: Западно-Сибирский регион и Кемеровская область на карте России и мира. (3 часа)
Границы региона и области. Субъекты РФ, входящие в состав региона Площадь. Часовые пояса. Физико-географическое и экономико-географическое положение региона. Транспортно-географическое положение. Выгоды и недостатки экономико-географического положения.
Тема 3: Природные особенности Западно-Сибирского региона и Кемеровской области. (19 часов)
3.1. Рельеф, геологическое и тектоническое строение территории, полезные ископаемые. Основные тектонические структуры на территории региона. Возраст и состав слагающих горных пород, характер их залегания в тектонических структурах. Основные формы рельефа, его формирование под влиянием внешних и внутренних сил. Закономерности размещения форм рельефа от тектонического строения. Минеральные ресурсы региона, краткая характеристика крупных месторождений.
3.2. Климат и агроклиматические ресурсы региона. Типы климатов региона. Характеристика элементов климата. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье населения. Агроклиматические ресурсы их значение для районирования сельского хозяйства.
3.3. Внутренние воды и водные ресурсы региона и области. Речные системы Западной Сибири. Режим и питание рек. Влияние рельефа и климата на воды. Озера, подземные воды, минеральные воды, болота, ледники и снежники Кемеровской области. Водные ресурсы региона. Проблема рационального использования водных ресурсов.
3.4. Почвы и почвенные ресурсы. Почва, её состав, основные свойства почв. Строение почвенного профиля. Зональные и азональные типы почв Западной Сибири и Кемеровской области. Проблема рационального использования почвенных ресурсов. Мелиорация и рекультивация почв.
3.5. Растительный и животный мир. Основные типы растительности региона. Видовой состав. Разнообразие животного мира региона: распространенные и редкие животные. Биологические ресурсы и их охрана.
3.6. Природные комплексы региона. Меры по охране природы. Природные комплексы региона и Кемеровской области. Источники экологической опасности. Состояние окружающей среды, его влияние на здоровье человека. Меры по охране окружающей среды. ООПТ. Природные ресурсы региона.
Тема 4: Население и хозяйство региона (23 часа).
4.1. Место региона и области в хозяйственной, культурной, научной жизни страны. Состав территории района, области. Площадь, конфигурация территории района и области. Изменение пограничного положения. Особенности “соседского” положения района и области; богатство районов-соседей природными ресурсами, положение относительно крупных баз сырья и транспортных магистралей. Евразийские трансконтинентальные коридоры России, транспортные коридоры АТР-Европа, Северо-Российская трансконтинентальная магистраль и проблемные регионы ресурсного типа, зоны обслуживания.
4.2. Историко-географические особенности развития и хозяйственного освоения территории. Взаимоотношения Руси и Сибирского ханства в середине XVI века. Характер присоединения восточных территорий к Русскому государству и значение присоединения Сибири к России. Укрепление сибирскими территориями. Русское земледелие в Сибири. Сибирь после реформы 1861 г. Сибирская промышленность в XVI-XIX вв. Транспортное развитие в конце XIX в. Сибирская торговля. Экономика района накануне революции. Довоенный период, война и послевоенные пятилетки. План ГОЭЛРО (1920 г.). Начальный период индустриализации и развитие Урало-Кузнецкого комбината. Формирование отраслей тяжелой промышленности. Новокузнецк как новый хозяйственный центр. Развитие отраслей ТЭК, ВПК, комплекса конструкционных материалов. Хозяйство в послевоенные годы. Формирование Сибирского центра науки. Поиск сибирской нефти и газа.
4.3. Население региона и Кемеровской области. География населения региона и области. Демографическая характеристика населения района и области. Национальный, этнический состав населения, характерные черты. Быт, традиции, обычаи, их взаимосвязь с природными и историческими условиями. Функциональные особенности городов, классификация городов по людности. Различия северных и южных территорий по проблемам занятости. Малые города и народы. Типы сельских поселений. Сфера обслуживания населения в связи с особенностями расселения.
4.4. Факторы и условия формирования функционально-отраслевой и территориальной структуры хозяйства района и области. Природно-ресурсный потенциал как фактор развития района и области. Состав, структура, масштабы, география ресурсов. Внутренние различия в ресурсном потенциале Барабы, Кулунды, Центрально-Восточных районов области. Река Обь и ее роль в развитии. Научно-технический потенциал и трудовые ресурсы. Транспортная система региона.
4.5. Хозяйство региона. Общая характеристика хозяйства. Соотношение производства и услуг, промышленности и сельского хозяйства, преобладание добывающих отраслей в регионе. География важнейших межотраслевых комплексов: ТЭК, ККМ, АПК и др. Транспортные системы района, области. Развитие Транссибирской магистрали, автодороги Байкал-1, Байкал-2. Научно-образовательный комплекс района и области и его роль и значение в жизни страны. Причины и условия создания Сибирских отделений РАН. Учебные заведения района и области. Промышленные узлы. Район и область во внешнеэкономической деятельности России.
Тема 5. География культуры. Территориальная дифференциация культуры и отдельных ее компонентов. (2 часа)
Формирование культуры Западной Сибири и Кемеровской области. Сибиряки как особый культурный тип. Вклад Западной Сибири и Кемеровской области в общерусскую культуру. Возникновение и развитие культурных центров: Тюмень, Тобольск, Томск, Омск, Новосибирск, Барнаул.
Тема 6. Проблемы и перспективы развития Западной Сибири. (10 часов)
Проблемы: демографическая, социальные, экологические, освоения природных ресурсов, рационального использования ресурсов, транспортные. Возможные пути решения проблем. Перспективы развития. Изменение структуры хозяйства. Развитие обрабатывающих отраслей. Совершенствование транспортной сети. Транс- Сибирская железнодорожная магистраль. Байкало- Амурская магистраль как самый крупный инфраструктурный проект. Участие района в АТР. Контролирующие материалы по курсу.
Учащиеся должны знать и уметь:
- особенности географических характеристик территории (природные особенности региона, области);
- основные факторы и условия развития и совершенствования территориальной организации хозяйства района и области (принципы и признаки экономического районирования территории);
- компоненты природы, влияющие на отраслевую структуру хозяйства района и области, специализацию своей местности;
- отраслевую и функциональную структуры хозяйства, характер производственных связей;
- численность и динамику населения района и области; благоприятные и неблагоприятные условия демографической ситуации в районе и области; расселение, типологию городов; культурно-историческую ситуацию городов, района и области;
- культурно-исторические и художественные достопримечательности городов региона;
- состояние окружающей среды в регионе и области и пути ее оздоровления; меры по восстановлению неблагополучных территорий области, района;
- анализировать и читать карты разного содержания; устанавливать причинно-следственные связи; применять статистический, графический, сравнительный методы для обоснования исследований и для доказательства полученных результатов;
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№ | Год обучения | Объем учебных часов | Всегоучебных недель | Количество учебных дней | Режим работы |
1 | 1 | 60 | 30 | 30 | 1 занятия в неделю по 2 часа |
Условия реализации Программы
В ходе реализации программы планируется использование следующих технологий:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Игровые технологии;
- Коммуникативные технологии;
- Личностно-ориентированная технология.
Материально-техническое обеспечение:
- мобильный компьютерный класс;
- мультимедийное оборудование;
- принтер;
- сканер;
- комплект наглядных пособий, справочных материалов.
Перечень оценочных материалов
Для составления оценочных материалов использовалась следующая литература:
1.Соловьёв, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей /[Текст]: Л.И. Соловьев. – Кемерово: Изд-во Фабрика современной печати, 2008. – 408 с.
2.Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие/[Текст]: Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006. – 384 с.
3.Соловьёв, Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области: творческие задания по географии родного края для учащихся 6-10 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области /[Текст]: Л.И. Соловьев. – Кемерово,2003. 184 с.
Оценочные материалы программы: опросник, анкетирование, диагностическая карта, зачет, творческая работа, отчет, тестирование.
Достигнутые результаты диагностируются через итоговый контроль (Приложение 1), который направлен на определение конечных результатов освоения учащимися дополнительной образовательной программы «Регионоведение: Западная Сибирь и Кемеровская область», а также защиту творческих проектов.
Методические материалы
Методики работы по дополнительной образовательной программе: полевых наблюдений, картографический, статистический, анкетный, личные беседы.
Основные методы обучения дополнительной образовательной программы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение (эвристический рассказ), частично-поисковые, исследовательские (анализ проектных ситуаций, метод микрооткрытий).
Технологии обучения дополнительной образовательной программы: информационно – коммуникационная технология, проектная, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, кейс – технология.
- Акимов Т.А., Хаскин В.С. Экология - человек - экономика - биота - среда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2000.
- Анализ тенденций развития регионов России: типология регионов, выводы и предложения. - М.: Тасис, 1996.
- Возрождение экономики России: путь в XXI век /Под ред. В.П. Логинова. - М.: Наука, 2000.
- Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник для вузов. - М.: Гардарика, 2000.
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., 2000.
- Гусейнов Р. История экономики России: Уч. пособие. - Новосибирск: ОО Изд. ЮКЭА, 1998.
- Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области: Уч. пособие. - Новосибирск: Инфолио-Пресс, 1999.
- Любавский М.К. Историческая география России в связи с колонизацией. Учебники для вузов. - Санкт-Петербург: Лань, 2000.
- Басин Е.В. Транспортные коридоры и перспективы транспортного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке //Транспортное строительство. - 2000. - №11. - С.10-12.
- Соловьёв, Л.И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей /[Текст]: Л.И. Соловьев. – Кемерово: Изд-во Фабрика современной печати, 2008. – 408 с.
- 2.Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие/[Текст]: Л.И. Соловьев. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006. – 384 с.
- 3.Соловьёв, Л.И. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области: творческие задания по географии родного края для учащихся 6-10 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области /[Текст]: Л.И. Соловьев. – Кемерово,2003. 184 с.
Список используемой литературы для учителя.
- Ащепкова Л.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. - М., 1950.
- Баландин С.Н. Сибирский архитектор. - Новосибирск, 1991.
- Водячев Е.Г. Путь на Восток: формирование и развитие научного потенциала Сибири. - Новосибирск: ЭКОР, 1994.
- Вардомский Л.Б. Открытие российской экономики: региональное измерение. - М.: ИМЭПИ РАН, 1997.
- Зверев В.А., Кузнецова Ф.С. История Сибири.: Уч. пособие для 8 кл. общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: Инфолио-Пресс, 1997. - Ч. II. Сибирь в составе Российской империи.
- Зуев Л.С. Сибирь: вехи истории (XVI-XIX вв.): Уч. пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: Инфолио-Пресс, 1998.
- Исупов В.Л., Кузнецов И.С. История Сибири: Уч. пособие для 9 кл. общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: Инфолио-Пресс, 1999. - Ч.III. Сибирь: ХХ век.
- Историография городов Сибири конца XVI - начала ХХ века. - Новосибирск, 1984.
- Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. - М.: Стройиздат, 1978.
- Кузнецова Ф.С. История Сибири: Уч. пособие для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: Инфолио-Пресс, 1997. - Ч. I. Присоединение к России.
- Лаппо Т.М. География городов: Уч. пособие для вузов. - М.: Владос, 1997.
- Липинская В.А., Сафьянова А.В. Жилище русского населения южной части Тюменской области (середина XIX - начало ХХ вв.) //Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири. - М., 1974.
- Липинская В.А. Типы застройки усадьбы русского населения Западной Сибири (конец XIX - начало ХХ вв.) //Советская этнография. - 1975. - №5.
Список используемой литературы для учащихся:
- Морозова Т.Г. Экономическая география Сибири: Уч. пособие. - М.: Высшая школа, 1975.
- Олех Л.Г. История Сибири: Уч. пособие. - М.: Инфолио-Новосибирск, СО РАН, 2001.
- Экономическая история России /Под ред. А.Н. Тимошиной. - М.: Силинъ, 2001.
- Население Западной Сибири. - Новосибирск, 1999.
- Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири. - Новосибирск, 1991.
- Памятники Архитектуры /Сост. Л.М. Горюшкин, Б.И. Семко. - Новосибирск, 1989.
- Традиционные обряды и искусство русских и коренных народов Сибири: Сб. статей. - Новосибирск, 1987.
- Тучин Б. Сибирские Афины. - Новосибирск, 1988.
Статистические материалы:
- Российский статистический ежегодник. =- М.: Госкомстат РФ, 2001.
- Регионы России: В 2-х томах. - М.: Госкомстат РФ, 2000.
- Статистические тематические справочники по РФ, Новосибирской области.
Электронные образовательные ресурсы:
- http://io.nios.ru/articles2/103/3/kraevedenie-v-cifrovoy-shkole «Регионально-краеведческий компонент в образовательном процессе».
- https://ozdod-kemerovo.ru/ Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Областной центр дополнительного образования детей».
- https://vk.com/skm_eco Экологическое направление | РДШ (Экотренд).
- https://vk.com/public194239887 Филиал ГАУДО КЦДЮТЭ в Кузнецком Алатау.
- https://vk.com/zelenikurs Зелёный курс - это проект, ориентированный на горожан и призванный развивать их экологичность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Оценочные материалы.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Выберите город, расположенный в Западной Сибири.
А) Сургут; б) Курган; в) Норильск; г) Владивосток.
2. Выделите причину, которая затрудняет ведение хозяйства в западной Сибири.
А) высокая сейсмическая активности; в) расчлененность рельефа;
Б) сильная заболоченность территории; г) труднопроходимые горы.
3. Выделите основную отрасль хозяйства Западной Сибири.
А) пищевая промышленность; в) сельское хозяйство;
Б) нефтяная промышленность; г) машиностроение.
4. Выберите верное утверждение.
А) Лесная промышленность играет ведущую роль в хозяйстве Западной Сибири.
Б) нефтегазовый комплекс района имеет большое значение в экспорте России.
1) верно только А; 3) верны оба утверждения;
2) верно только Б; 4) оба утверждения неверны.
5. Выберите верное утверждение.
А) население Западной Сибири не уменьшается по численности, здесь не наблюдается оттока населения в другие регионы.
Б) Новосибирск, Новый Уренгой, Норильск – крупнейшие города
Западной Сибири.
1) верно только А; 3) верны оба утверждения;
2) верно только Б; 4) оба утверждения неверны.
6. Доля Западной Сибири от общероссийской добычи нефти составляет:
А) 50%; б) 60 %; в) 70%; г) 80%
7. Крупнейшим по численности населения городом Западной Сибири является
А) Новосибирск; б) Омск; в) Новокузнецк; г) Барнаул.
8. Определите территорию Западной Сибири по перечню признаков.
Это область. Её центр расположен на одном из притоков Оби. Рельеф в основном равнинный, имеются два невысоких хребта меридионального простирания. В расположенной между ними межгорной котловине находится крупный каменноугольный бассейн. Климат континентальный, увлажнение недостаточное. Развитая угольная промышленность, черная металлургия и химический комплекс.
9. Выберите город, расположенный в Западной Сибири.
А) Нижневартовск; б) Красноярск; в) Оренбург; г) Хабаровск.
10. Выделите причины, которые затрудняют ведение хозяйства в Западной Сибири
А) полное отсутствие железных дорог; в) наличие многолетней мерзлоты;
Б) частые ураганы и смерчи; г) труднопроходимые лесные массивы;
11. Выберите верное утверждение.
А) целлюлозно-бумажная промышленность играет ведущую роль в хозяйстве Западной Сибири.
Б) предприятия черной и цветной металлургии по- прежнему имеют большое значение в хозяйстве Западной Сибири.
1) верно только А; 3) верны оба утверждения;
2) верно только Б; 4) оба утверждения неверны.
12. Выберите верное утверждение.
А) Население Западной Сибири в основном сосредоточено на юге региона.
Б) Новосибирск, Новый Уренгой, Магадан – крупнейшие города Западной Сибири.
1) верно только А; 3) верны оба утверждения;
2) верно только Б; 4) оба утверждения неверны.
13. Какой из перечисленных угольных бассейнов расположен в Западной Сибири?
А) Донецкий; б) Кузнецкий; в) Печорский4 г) Канско-Ачинский.
14. Какой из перечисленных народов компактно проживает в Западной Сибири?
А) эвенки; б) украинцы; в) чукчи; г) алтайцы.
16. Расположите перечисленные города Западной Сибири в порядке увеличения численности их населения.
А) Томск; б) Новосибирск; В) Кемерово; Г) Сургут
Ключ к тесту.
1-а, 2-б, 3-б, 4-б, 5-2, 6-а, 7-а, 8- Кемеровская обл., 9-в, 10- в,г, 11-2, 12-1, 13-б, 14-г, 15-г,в,а,б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 1 модуль Возраст обучающихся: 6,6 - 11 лет.Срок реал...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль» скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализац...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...