Авторская разработка КТП по Родной литературе за 8 класс.
календарно-тематическое планирование по краеведению (8 класс)
Данная разработка является вариантом организации текстовой деятельности при изучении программных произведений на предмете «Родная русская литература» и рекомендована для обучающихся 8 класса Тюменской области. Тематический раздел основан на произведениях региональной литературы Сибирского края, для мотивации обучающихся к образованию и саморазвитию предложены произведения других видов искусства , тематически соотносимые с произведениями , предложенными для изучения. Разработка составлена в соответствии с примерной программой по учебному предмету « Родная литература ( русская)» для образовательных организаций , реализующих программы основного общего образования от 17 сентября 2020года № 3/20 на материале литературного краеведения ( регионального компонента образования ) для учащихся Тюменского края. Региональный компонент утверждён экспертным советом Тюменского ИПКПК. Результатом изучения родной русской литературы планируется групповая творческая проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka_ktp_po_rodnoy_literatre_za_8_klass.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Чусовитина Марина Кимовна, учитель высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 22 города Тюмени
Класс, для которого разрабатывается материал, - 8.
Количество часов в учебном плане за год - 17.
Тематический раздел | Кол-во ча с ов | Проблемно-тематические блоки / | Кол-во часов | Подтемы (внутри каждого проблемно-тематического блока) / | Кол-во часов | Культурные понятия (ключевые слова) | Изучаемые художественные тексты | Произведения других видов искусства | Основные результаты освоения предметного содержания личностные | Основные результаты освоения предметного содержания метапредметные | Основные результаты освоения предметного содержания предметные | ||
8 класс 1 четверть | |||||||||||||
Россия – Родина моя. | 4 | Преданья старины глубокой. | 1 | Легендарный герой земли сибирской Ермак Тимофеевич | 1 | Поход в Сибирь, Сибирское ханство Кучума, присоединение Сибири к Русскому государству( Сибирь, Ермак Тимофеевич, происхождение, казачий атаман, покоритель Сибири) | К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака», дума «Ермак» хантыйская сказка (Ларец сказок), П. Ершов «Смерть Ермака», стихотворение П. Ершов «Сузге» сибирское предание (фрагменты.) | Работа с портретом. Ермак Тимофеевич – портрет неизвестного художника. Тобольск 1753 Музей истории и археологии Урала. Карта похода Ермака Казачий атаман и завоеватель Сибири//историческая справка. | Осознание обучащимися своей этнической принадлежности, воспитание уважения к прошлому родного края | Развитие умения самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств. | Формирование понимания значимости произведений родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа. | ||
Города земли русской. | 2 | По тюменскому золотому кольцу. Тобольск Тюмень Ялуторовск | 2 | Тобольская губерния, Тюменская область в 18 веке, Ялуторовский «Острог», (Тобольск, Тюмень, Ялуторовск, «Острог») | Юван Шесталов Стихотворение в прозе из «Языческой поэмы». П. А. Словцов «К Сибири» (историческое обозрение) | Тобольская губерния (историческая справка) Ялуторовский острог (видео) Как Ермак пришел в Тюмень? /историческая справка. | Воспитывать у обучающих осознание художественной культуры родного края. | Продолжать отрабатывать навыки смыслового чтения, приобщать обучающих к смысловому чтению литературного наследия родного края. | Проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительницу культуры русского народа | ||||
Родные просторы. | 1 | Иртыш – русская река. | 1 | Из истории топонимов Иртышского района.(Иртыш, «прорезывающий землю») | П. Н. Васильев стихотворение «Иртыш» (фрагменты) С. Залыгин повесть «На Иртыше» | А.Алябьев романс «Иртыш» В.Суриков пейзаж «Иртыш» Фильм о реке Иртыш (телеканал «Ирбис», режиссер А. Максимов). | Воспитывать у обучающих осознание художественной культуры родного края | Овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы . Развитие умения самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств. | Развивать умение воспринимать художественный текст как послание автора читателю. | ||||
Русские традиции | 4 | Праздники русского мира. | 2 | Троица. | 1 | История и традиции праздника(Святая Троица, Христово Воскресенье, богослужение) | И. Бунин «Троица» Л. Андреев «Троица» Н. Гумилев «Троица» И. Новиков «Троицкая кукушка» | Картины Кустодиева, Милорадовича «Троица» Фильм-рассказ о празднике Троицы (ютуб) | Воспитание осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям. | Применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и в проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании . | Развитие представлений о русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей | ||
Тепло родного дома. | 2 | Родство душ. | 2 | Душа, родная душа, родной дом, душевное тепло. | Габдель Махмут «Притча о родной и неродной крови» легенда. Ф. А. Абрамов «Валенки» Е. И. Якушкин «Из письма к жене из Сибири» | Родство душ (видео – фрагмент) Во имя любви (презентация о жёнах декабристов) Декабристы в живописи (картины Адлерберга, Н.П. Репина,Н. А. Бестужева, А. Боголюбова, К. Кольмана) | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия родного края и мира творческой деятельностиэстетического характера. | Развитие умения самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств. | Осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира. | ||||
Промежуточная аттестация по итогам 1 четверти в форме групповой творческой проектной деятельности. 1 / 40 минут
2)Репортаж «Родство душ» 15 мин. | Видеоэкскурсия « О покорении Сибири Ермаком» 15 мин. ф А) История казака Ермака Тимофеевича. Б) Маршрут освоения Сибири Ермаком. В) История гибели Ермака (Иртыш» прорезывающий землю» ) | Репортаж «Родство душ» 15 мин. А) Город земли Сибирской – Тобольск/Абалакский монастырь. Б) Ялуторовский острог и декабристы В) Народные праздники коренных жителей Сибири. | Обсуждение проектов и оценивание. 5/5 мин. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Развитие умений работать с разными источниками информации и овладение простейшими способами её обработки и презентации. | Развитие умений самостоятельной проектно – исследовательской деятельности и оформление её результатов. | |||||||
2 четверть. | |||||||||||||
Русский характер – русская душа. | 9 | Не до ордена – была бы Родина. | 2 | Дети на войне. | Эпоха 1941 – 1945 годов. Война, дети, лишения. | Э. Н. Веркин «Облачный полк»(главы романа) Книга «Согретые Сибирью» (Проект Тюменского издательского дома и городских, районных газет.Фрагменты.) | Дети войны (хор мальчиков) «Завтра была война» фрагменты фильма. А. Сокерин (Тобольский поэт) «Как сон, воспоминанья прошлых лет. Газета «Аргументы и факты» статья Ю. Пахотина от 07.09.2018 «Воспоминания Леокадии Сырцовой, блокадницы». Встреча с ребенком блокадного Ленинграда Н.А.Лисовенко. Устный альманах. «Дети блокадного Ленинграда» Репортаж Регион Тюмень | Развитие способности и готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, формирование исторической памяти, любви к малой и большой Родине. | Осмысление ключевых культурных и нравственных смыслов в произведениях о войне, о судьбах детей периода войны. | |||
Загадки русской души | 2 | Сеятель твой и хранитель. | Русская душа, загадочная душа, загадка души. | Г. Сазонов рассказ «Вечный бой». И. С. Тургенев «Сфинкс». Книга «Согретые Сибирью» (Проект Тюменского издательского дома и городских, районных газет.Фрагменты.) В.Пономарев «Согретые Сибирью» Стихи о войне тюменских поэтов. Сайт «Электронная библиотека тюменского писателя» | «Тюмень тыловая», цикл программ. ( Совместный проект Тюменского образовательного канала и Гимназии №1 от 2021 г.). «Согретые Сибирью» Видеозапись с рассказами из фонда Президентской библиотеки Санкт – Петербурга. Видео. Поэтический телемост» Санкт – Петербург – Ишим» Стихотворения о войне О. Берггольц. | Готовность к совместной деятельности. Способность к сочувствию, сопереживанию, воспитание уважения к судьбам людей, пережившим войну, к старшему поколению. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и владеть монологической контекстной речью. | Развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне. | |||||
О ваших ровесниках | 2 | Пора взросления. | Взросление- особая пора. | К. Тихомиров «Улицы детства» (очерк) В.Крапивин «Далеко – далеко от моря» (отрывок из рассказа). | Документальный фильм о В. П. Крапивине. | Развитие представлений о трудной поре взросления. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. | Развитие умений работать с разными источниками информации и овладение простейшими способами её обработки и презентации. | Развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о героях земли русской для, развитие представлений о ценностях и нравственных идеалах русского народа . | |||||
Лишь слову жизнь дана. | 1 | Язык поэзии. | Поэтическое слово, жизнь, поэзия, вечность, слово в поэзии, язык , средства языка. | А. Кукарский «За плотным верхом…» (стихотворение). Н. Денисов «Моя Тюмень» поэма ( фрагменты). А. Васильев «Тюмень» (стихотворение). | Фонотека (поэтическое слово о сибирском крае») Стихи о войне тюменских поэтов. Сайт «Электронная библиотека тюменских писателей». Связь с внеурочным курсом «Электронная библиотека тюменских писателей», выход в ЦГБ на ул.Луначарского, 51, встреча с Антониной Марковой. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия родного края и мира творческой деятельностиэстетического характера. | Развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки. | Развитие навыков смыслового чтения, анализа поэтического произведения, особенностей языка. | |||||
Промежуточная аттестация по итогам 2 четверти в форме групповой творческой проектной деятельности. 2 / 40 минут | Презентация учебного документального фильма « Согретые Сибирью» 30 мин | Обсуждение проектов и оценивание (самооценка, взаимооценка). 10 мин. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Развитие умений самостоятельной проектно – исследовательской деятельности и оформление её результатов | Развитие умения создавать развёрнутые историко – культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера. | ||||||||
Промежуточная аттестация по итогам 2 четверти в форме групповой творческой проектной деятельности. 2 / 40 минут | АЛЬМАНАХ «Литературное наследие сибирского края» 30 мин | Обсуждение проектов и оценивание(самооценка, взаимооценка). 10 мин. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. | Развитие умений работать с разными источниками информации и овладение простейшими способами её обработки и презентации. Развитие навыков монологической и диалогической речи, самооценки и взаимооценки. | Развитие умения создавать развёрнутые историко – культурные комментарии и собственные текстыинтерпретирующего характера. | ||||||||
Итого в 1 полугодии 17 часов. |
Данная разработка является вариантом организации текстовой деятельности при изучении программных произведений на предмете «Родная русская литература» и рекомендована для обучающихся 8 класса Тюменской области. Тематический раздел основан на произведениях региональной литературы Сибирского края, для мотивации обучающихся к образованию и саморазвитию предложены произведения других видов искусства , тематически соотносимые с произведениями , предложенными для изучения. Разработка составлена в соответствии с примерной программой по учебному предмету « Родная литература ( русская)» для образовательных организаций , реализующих программы основного общего образования от 17 сентября 2020года № 3/20 на материале литературного краеведения ( регионального компонента образования ) для учащихся Тюменского края. Региональный компонент утверждён экспертным советом Тюменского ИПКПК. Результатом изучения родной русской литературы планируется групповая творческая проектная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по родной литературе в 8 классе "З.Намзырай "Авам ынак куштары""
Разработка урока по тувинской литературе в 8 классе З.Намзырай "Авам ынак куштары" (новая тема)...
Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс
Рабочая программа для родного русского языка...
программа по родному русскому и родной литературе 7 класс
Тематический план (родной...
Разработка урока по родной литературе
Ук кичээлди 6-гы класска федералдыг куруне стандарттарынга дууштур тургускан....
Авторские разработки КИМы по родному (ханты) языку
Авторские разработки контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов по родному (ханты) языку и родной литературе...
Авторская программа учебного курса "Родная литература (русская)"
Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для 5-9 классов разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...