Авторская разработка КТП по Родной литературе за 8 класс.
календарно-тематическое планирование по краеведению (8 класс)

Данная разработка является вариантом  организации текстовой деятельности при изучении программных произведений на предмете «Родная русская литература» и рекомендована для обучающихся 8 класса Тюменской области. Тематический раздел основан на произведениях региональной литературы  Сибирского края, для мотивации обучающихся к образованию и саморазвитию предложены произведения других видов искусства , тематически соотносимые с произведениями , предложенными для изучения. Разработка составлена в соответствии с примерной программой по учебному предмету « Родная литература ( русская)» для образовательных организаций , реализующих программы основного общего образования от 17 сентября 2020года № 3/20 на материале литературного краеведения ( регионального компонента образования ) для учащихся Тюменского края. Региональный компонент утверждён экспертным советом Тюменского ИПКПК. Результатом изучения родной русской литературы планируется групповая творческая  проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_razrabotka_ktp_po_rodnoy_literatre_za_8_klass.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Чусовитина Марина Кимовна, учитель высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 22 города Тюмени

Класс, для которого разрабатывается материал, -  8.

     Количество часов в учебном плане за год - 17.

Тематический раздел  

Кол-во ча

с

ов

Проблемно-тематические блоки

/

Кол-во часов

Подтемы

(внутри каждого проблемно-тематического блока) /

Кол-во часов

Культурные понятия (ключевые слова)

Изучаемые художественные тексты

Произведения других видов искусства

Основные результаты освоения предметного содержания личностные

Основные результаты освоения предметного содержания

метапредметные

Основные результаты освоения предметного содержания предметные

8 класс 1 четверть

Россия – Родина моя.

4

Преданья старины глубокой.

1

Легендарный герой земли сибирской Ермак Тимофеевич

1

Поход в Сибирь, Сибирское ханство Кучума, присоединение Сибири к Русскому государству( Сибирь, Ермак Тимофеевич, происхождение, казачий атаман, покоритель Сибири)

К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака», дума

«Ермак» хантыйская сказка (Ларец сказок),

П. Ершов «Смерть Ермака», стихотворение

П. Ершов «Сузге» сибирское предание  (фрагменты.)

Работа с портретом. Ермак Тимофеевич – портрет неизвестного художника. Тобольск 1753 Музей истории и археологии Урала.

Карта похода Ермака

Казачий атаман и завоеватель Сибири//историческая справка.

Осознание обучащимися своей этнической принадлежности, воспитание уважения к прошлому родного края

Развитие умения самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств.

Формирование понимания значимости произведений родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа.

Города земли русской.

2

По тюменскому золотому кольцу.

Тобольск

Тюмень

Ялуторовск

2

Тобольская губерния, Тюменская область в 18 веке, Ялуторовский «Острог», (Тобольск, Тюмень, Ялуторовск, «Острог»)

Юван  Шесталов Стихотворение в прозе из «Языческой поэмы».

П. А. Словцов «К Сибири» (историческое обозрение)

Тобольская губерния (историческая справка)

Ялуторовский острог (видео)

Как Ермак пришел в Тюмень? /историческая справка.

Воспитывать у обучающих осознание художественной культуры родного края.

Продолжать отрабатывать навыки смыслового чтения, приобщать обучающих к смысловому чтению литературного наследия родного края.

Проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительницу культуры русского народа

Родные просторы.

1

Иртыш – русская река.

1

Из истории топонимов Иртышского района.(Иртыш, «прорезывающий землю»)

П. Н. Васильев стихотворение «Иртыш»  (фрагменты)

С. Залыгин повесть «На Иртыше»

А.Алябьев романс «Иртыш»

В.Суриков пейзаж  «Иртыш»

Фильм о реке Иртыш (телеканал «Ирбис», режиссер А. Максимов).

Воспитывать у обучающих осознание художественной культуры родного края

Овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы .

Развитие умения самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств.

Развивать умение воспринимать художественный текст как послание автора читателю.

Русские традиции

4

Праздники русского мира.

2

Троица.

1

История и традиции праздника(Святая Троица, Христово Воскресенье, богослужение)

И. Бунин «Троица»

Л. Андреев «Троица»

Н. Гумилев «Троица»

И. Новиков «Троицкая кукушка»

Картины Кустодиева, Милорадовича «Троица»

Фильм-рассказ о празднике Троицы (ютуб)

Воспитание осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.

Применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и в проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании

.

Развитие представлений о русских национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей

Тепло родного

дома.

2

Родство душ.

2

Душа, родная душа, родной дом, душевное тепло.

Габдель Махмут «Притча о родной и неродной крови» легенда.

Ф. А. Абрамов «Валенки»

Е. И. Якушкин «Из письма к жене из Сибири»

Родство душ (видео – фрагмент)

Во имя любви (презентация о жёнах декабристов)

Декабристы в живописи (картины Адлерберга, Н.П. Репина,Н. А. Бестужева, А. Боголюбова, К. Кольмана)

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия родного края и мира творческой деятельностиэстетического характера.

Развитие умения самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств.

Осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира.

Промежуточная аттестация

по итогам 1 четверти  в форме групповой творческой    проектной деятельности. 1 / 40 минут

  1. Видеоэкскурсия « О покорении Сибири Ермаком» 15 мин.

     2)Репортаж «Родство душ» 15 мин.

Видеоэкскурсия « О покорении Сибири Ермаком» 15 мин.

ф

А) История казака Ермака Тимофеевича.

Б) Маршрут освоения Сибири Ермаком.

В) История гибели Ермака (Иртыш» прорезывающий землю» )

Репортаж «Родство душ» 15 мин.

А) Город земли Сибирской – Тобольск/Абалакский монастырь.

Б) Ялуторовский острог и декабристы

В) Народные праздники коренных жителей Сибири.

Обсуждение проектов и оценивание. 5/5 мин.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Развитие умений работать с разными источниками информации и овладение простейшими способами её обработки и презентации.

Развитие  умений самостоятельной проектно – исследовательской деятельности и оформление её результатов.

        2 четверть.

Русский характер – русская душа.

9

Не до ордена – была бы Родина.

2

Дети на войне.

Эпоха 1941 – 1945 годов.

Война, дети, лишения.

Э. Н. Веркин «Облачный полк»(главы романа)

Книга «Согретые Сибирью» (Проект Тюменского издательского дома и городских, районных газет.Фрагменты.)

Дети войны (хор мальчиков)

«Завтра была война» фрагменты фильма.

А. Сокерин (Тобольский поэт) «Как сон, воспоминанья прошлых лет.

Газета «Аргументы и факты» статья Ю. Пахотина от 07.09.2018 «Воспоминания Леокадии Сырцовой, блокадницы».

Встреча с ребенком блокадного Ленинграда Н.А.Лисовенко. Устный альманах.

«Дети блокадного Ленинграда» Репортаж Регион Тюмень

Развитие способности и готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, формирование исторической памяти, любви к малой и большой Родине.

Осмысление ключевых культурных и нравственных смыслов в произведениях о войне, о судьбах детей периода войны.

Загадки русской души

2

Сеятель твой и хранитель.

Русская душа, загадочная душа, загадка души.

Г. Сазонов рассказ «Вечный бой».

И. С. Тургенев «Сфинкс».

Книга «Согретые Сибирью»  (Проект Тюменского издательского дома и городских, районных газет.Фрагменты.)

В.Пономарев «Согретые Сибирью»

Стихи о войне тюменских поэтов. Сайт «Электронная библиотека тюменского писателя»

«Тюмень тыловая»,  цикл программ. ( Совместный проект Тюменского образовательного канала и Гимназии №1 от 2021 г.).

«Согретые Сибирью» Видеозапись с рассказами из фонда Президентской библиотеки Санкт – Петербурга.

Видео. Поэтический телемост» Санкт – Петербург – Ишим» Стихотворения о войне О. Берггольц.

Готовность к совместной деятельности. Способность  к сочувствию, сопереживанию, воспитание уважения к судьбам людей, пережившим войну, к старшему поколению.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и владеть монологической контекстной речью.

Развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне.

О ваших ровесниках

2

Пора взросления.

Взросление-

особая пора.

К. Тихомиров «Улицы детства» (очерк)

В.Крапивин

«Далеко – далеко от моря» (отрывок

из рассказа).

Документальный фильм о В. П. Крапивине.

Развитие представлений о трудной поре взросления.

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.

Развитие умений работать с разными источниками информации и овладение простейшими способами её обработки и презентации.

Развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о  героях земли русской для, развитие представлений о  ценностях и нравственных идеалах русского народа .

Лишь слову жизнь дана.

1

Язык поэзии.

Поэтическое слово, жизнь, поэзия, вечность, слово в поэзии, язык , средства языка.

А. Кукарский «За плотным верхом…» (стихотворение).

Н. Денисов «Моя Тюмень» поэма ( фрагменты).

А. Васильев «Тюмень» (стихотворение).

Фонотека  (поэтическое слово о сибирском крае»)

Стихи о войне тюменских поэтов. Сайт «Электронная библиотека тюменских писателей». Связь с внеурочным курсом «Электронная библиотека тюменских писателей», выход в ЦГБ на ул.Луначарского, 51, встреча с Антониной Марковой.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия родного края и мира творческой деятельностиэстетического характера.

Развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки.

Развитие навыков смыслового чтения, анализа поэтического произведения, особенностей языка.

Промежуточная аттестация

по итогам 2 четверти  в форме групповой творческой    проектной деятельности. 2 / 40 минут

        Презентация учебного  документального  фильма « Согретые Сибирью» 30 мин

Обсуждение проектов и оценивание (самооценка, взаимооценка). 10  мин.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Развитие умений самостоятельной проектно – исследовательской деятельности и оформление её результатов

Развитие умения создавать развёрнутые историко – культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера.

Промежуточная аттестация

по итогам 2 четверти  в форме групповой творческой    проектной деятельности. 2 / 40 минут

 АЛЬМАНАХ

«Литературное наследие сибирского края» 30 мин

Обсуждение проектов и оценивание(самооценка, взаимооценка). 10  мин.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Развитие умений работать с разными источниками информации и овладение простейшими способами её обработки и презентации.

Развитие навыков монологической и диалогической речи, самооценки и взаимооценки.

Развитие умения создавать развёрнутые историко – культурные комментарии и собственные текстыинтерпретирующего характера.

        Итого в 1 полугодии 17 часов.

Данная разработка является вариантом  организации текстовой деятельности при изучении программных произведений на предмете «Родная русская литература» и рекомендована для обучающихся 8 класса Тюменской области. Тематический раздел основан на произведениях региональной литературы  Сибирского края, для мотивации обучающихся к образованию и саморазвитию предложены произведения других видов искусства , тематически соотносимые с произведениями , предложенными для изучения. Разработка составлена в соответствии с примерной программой по учебному предмету « Родная литература ( русская)» для образовательных организаций , реализующих программы основного общего образования от 17 сентября 2020года № 3/20 на материале литературного краеведения ( регионального компонента образования ) для учащихся Тюменского края. Региональный компонент утверждён экспертным советом Тюменского ИПКПК. Результатом изучения родной русской литературы планируется групповая творческая  проектная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по родной литературе в 8 классе "З.Намзырай "Авам ынак куштары""

Разработка урока по тувинской литературе в 8 классе З.Намзырай "Авам ынак куштары" (новая тема)...

Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс

Рабочая программа для родного русского языка...

Разработка урока по родной литературе

Ук кичээлди 6-гы класска федералдыг куруне стандарттарынга дууштур тургускан....

Авторские разработки КИМы по родному (ханты) языку

Авторские разработки контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов по родному (ханты) языку и родной литературе...

Авторская программа учебного курса "Родная литература (русская)"

Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для 5-9 классов разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...