Авторская программа учебного курса "Родная литература (русская)"
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для 5-9 классов разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnogo_kursa_rodnaya_literatura.docx | 46.14 КБ |
avtorstvo_programmy.pdf | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Рабочая программа
учебного курса «Родная литература (русская)»
5-9 класс
(Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования)
Программа рассчитана на
5 класс - 17 часов
6 класс –17 часов
7 класс - 17 часов
8 класс –17 часов
9 класс – 17 часов
Автор: Каравдина Г.Ф.
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Родная литература (русская)» для 5-9 классов разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература»,
Согласно ФГОС ООО изучение предмета «Родная литература (русская)» направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Место учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане
Программа по курсу «Родная литература (русская)» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 68 часов.
Общая характеристика учебного предмета «Родная литература (русская)»
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности учащихся, развивать их литературный вкус, подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его.
В программе «Родная литература (русская)» - представлено содержание, направленное на осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
требования к результатам освоения примерной программы основного общего образования по родной литературе (русской)
Предметные результаты обучения
5 класс
Пятиклассник научится:
- видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы,
- выразительно читать литературные произведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок текста;
- пересказывать произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
Пятиклассник получит возможность научиться:
- сравнивая произведения разных авторов, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
- сопоставлять литературные произведения самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
6 класс
Шестиклассник научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русской литературы;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений, выбирать тексты для самостоятельного чтения;
- выразительно читать литературные произзведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;
- пересказывать произведения, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для данных произведений художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
Шестиклассник получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
- выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
- устанавливать связи между произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
7 класс
Семиклассник научится:
- осознанно воспринимать и понимать текст;
- выделять нравственную проблематику художественных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.
Семиклассник получит возможность научиться:
- сравнивая произведения русской литературы, определять черты национального характера;
- выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между произведениями разных авторов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
8 класс
Восьмиклассник научится:
- осознанно воспринимать и понимать художественный текст;
- выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений литературы;
-выразительно читать произведения русской литературы, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному произведению;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Восьмиклассник получит возможность научиться:
- сравнивая произведения, принадлежащие разным авторам, видеть в них воплощение нравственного идеала русского народа, определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
9 класс
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение русской литературы в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
5 класс
17 часов
Родная литература (18 часов)
Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
А. Гайдар. Биография и творчество писателя. Чувство долга и патриотизма к Родине, ответственности за младших и уважения к старшим.
К. Симонов. Жизненная основа произведения (прототипы и реальный факт истории в основе стихотворения); нравственные проблемы на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова; духовная красота и сила героев.
С. Михалков. Образный смысл произведения «Будь человеком!»; любовь и бережное отношение к природе.
Н. Рыленков. Художественный образ. Метрическая организация поэтического текста.
Е. Носов. Духовные ценности, нравственные законы, по которым живёт герой рассказа.
А. Лиханов. Тема и идея рассказа4 характеристика героев произведения.
Ю. Яковлев. Образ матери в рассказе; основная идея произведения.
А. Костюнин. Размышление о смысле человеческого существования; литературоведческий анализ произведений малой формы.
Н. Агафонов. Тематика и поэтика рассказа; понятие «современная духовная проза», ее философские, этические и художественные доминанты.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Родная литература (русская) | 17 | |
А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести. | 1 | |
Что такое хорошо и что такое плохо по-тимуровски. Анализ повести А. Гайдара «Тимур и его команда» | 1 | |
От игры - к мечте, от мечты - к жизни. Анализ повести А. Гайдара «Тимур и его команда» | 1 | |
Сын артиллериста: Вызываю огонь на себя! Реальная история стихотворения К. Симонова. | 1 | |
Война в стихотворении К. Симонова «Сын артиллериста» | 1 | |
Бережное отношение к природе на примере стихотворения С. Михалкова «Будь человеком». | 1 | |
Тема Родины в стихотворении Н. Рыленкова «Русская земля» | 1 | |
Жалость или помощь? (По рассказу Е. Носова «Трудный хлеб») | 1 | |
Уроки нравственности в рассказе Е. Носова «Трудный хлеб» | 1 | |
«Плачь… только слезами светлыми…» (А. Лиханов «Мальчик, которому не больно») | 1 | |
Характеристика главного героя повести А. Лиханова «Мальчик, которому не больно» | 1 | |
Уроки добра и справедливости в повести А. Лиханова «Мальчик, которому не больно») | 1 | |
Образ матери в произведении Ю. Яковлева «Мама» | 1 | |
Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама» | 1 | |
Образ учителя в произведении А.В. Костюнина «Поводырь» | 1 | |
Языковые и художественные особенности рассказа А.В. Костюнина «Рукавичка» | 1 | |
Мотив чуда в рассказе Н. Агафонова «Утешение в старости» | 1 | |
Итого: | 18 |
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
6 класс
17 часов
Родная литература (17 часов)
Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
А. Платонов. Нравственные уроки рассказа; проблема человека и окружающего мира.
В. Богомолов. Творчество и военная судьба писателя; нравственные качеств личности: патриотизм, человеколюбие, неприятие войны и насилия.
К. Симонов. Биография и творчество К. Симонова; идейное содержание стихотворения.
А. Лиханов. Сюжетные линии произведения; авторская позиция в вопросе смысла жизни человека на земле; нравственные ценности.
А. Костюнин. Нравственное звучание произведений автора – современника; художественное своеобразие мотивов в рассказе.
Ю. Яковлев. Литературоведческие понятия «литературный герой», «портрет литературного героя»; доброта, сострадание, мужество, честность, принципиальность, душевная зоркость героя произведения.
В. Крапивин. Основная тема и идея произведения; вечные ценности, проблемы, которые необходимо решить юному герою.
Л. Улицкая. Авторский замысел произведения; литературоведческий анализ произведения малой формы.
Л. Кассиль. История создания повести; сюжет повести; внутренний мир героев.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название модуля/темы | Количество часов |
Родная литература | 18 | |
Сила материнской любви в рассказе А.П. Платонова «Корова» | 1 | |
«В сердце все человеческое богатство» (по рассказу А.П. Платонова «Корова») | 1 | |
У войны не детское лицо (по повести В.О. Богомолова «Иван») | 1 | |
Характеристика главного героя повести В. О. Богомолова «Иван» | 1 | |
Язык образов в русском поэтическом языке: стихотворение К. Симонова «Родина» | 1 | |
Тема родины в стихотворении Б. Слуцкого «Лошади в океане» | 1 | |
Ступени духовного роста (по повести А. А. Лиханова «Деревянные кони») | 1 | |
Образ учителя в рассказе А. А. Лиханова «Крёсна» | 1 | |
«Мы в ответе за всех, кого приручили» (по рассказу А.В. Костюнина «Нытик») | 1 | |
Уроки нравственности (по рассказу А. Костюнина «Орфей и Прима») | 1 | |
«Уроки доброты» (по рассказу Ю.Я. Яковлева «Баваклава») | 2 | |
«Людей неитересных в мире нет …» (по рассказу Ю. Яковлева «Багульник») | 1 | |
«Будь всадником сам» (по повести В. Крапивина «Всадники со станции Роса») | 1 | |
«Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» (по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа») | 1 | |
«Быть человеком» (по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа») | 1 | |
Композиция и сюжет повести Л. Кассиля «Черемыш – брат героя» | 1 | |
Итого: | 17 |
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
7 класс
17 часов
Родная литература (17 часов)
Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
А. Лиханов. Военное детство в повести; сложный внутренний мир героев.
Б. Полевой. Главный герой повести Алексей Мересьев и его прототип; подвиг легендарного летчика; повесть о Великой Отечественной войне, раскрывающая непреклонную волю людей к победе над фашизмом, воспевающая героический подвиг во имя народа, во имя свободы Отчизны.
В. Крапивин. Евангельские темы в рассказе; нравственный выбор на жизненном пути героев литературного произведения.
Э. Асадов. Чувство патриотизма и нравственности на примере героической биографии Э. Асадова; анализ лирического текста.
А. Дементьев. Художественный образ. Метрическая организация поэтического текста.
Ю. Яковлев. Блокада Ленинграда, как героическая и трагическая страница в истории Великой Отечественной войны.
А. Платонов. Мир героев рассказа; чувство ответственности за свои поступки, чувство любви к матери, близким; основные проблемы в произведениях А. Платонова.
А. Алексин. Доброе отношение к семье, пожилым людям, детям и родителям в рассказе.
А. Костюнин. Духовные ценности; тема, идея и проблема произведений А. Костюнина; литературоведческий анализ.
Л. Кассиль. Действительные события в основе рассказа; смысл и польза настоящего творчества.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Родная литература | 17 | |
Дети Великой Отечественной войны (по повести А. Лиханова «Последние холода») | 1 | |
Уроки нравственности в повести А. Лиханова «Последние холода». | 1 | |
Путь к своим: анализ первой части «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого | 1 | |
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»: характеристика главного героя | 1 | |
Проблема нравственного выбора (по повести В. Крапивина «Колыбельная для брата») | 1 | |
Литература мужества и сострадания (по повести В. Крапивина «Колыбельная для брата») | 1 | |
Уроки нравственности Э. Асадова: анализ стихотворения «Доброта» | 1 | |
Уроки нравственности А. Дементьева: анализ стихотворения «Доброта» | 1 | |
Тема памяти в рассказе Ю.Я. Яковлева «Девочки с Васильевского острова». | 1 | |
Красота человеческих отношений в рассказе Ю. Я. Яковлева «Мальчик с коньками» | 1 | |
«Ты одна мне несказанный свет…» (по рассказу А.П. Платонова «Третий сын») | 1 | |
«Место человека в жизни» (по рассказу А. П. Платонова «Песчаная учительница») | 1 | |
«Был ли счастлив учитель?» (по рассказу А. П. Платонова «Песчаная учительница») | 1 | |
Анализ рассказа А.Г. Алексина «Первый день» | 1 | |
«Вера в светлый идеал –вовсе не прихоть» (по рассказу А. Костюнина «Вера» | 1 | |
Нравственные уроки в притче А. Костюнина «Дубочек» | 1 | |
Поиск самого себя (по повести Л. Кассиля «Ранний восход») | 1 | |
Итого: | 17 |
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
8 класс
17 часов
Родная литература (17 часов)
Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Л. Никольская. Художественное время и пространство в повести; символы военного детства; характеристика литературного героя.
А. Алексин. Нравственные качества героев повести; глубина духовной трагедии главной героини повести.
Э. Асадов. Представление об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами военных лет; настроение лирического героя; художественно-изобразительные средства.
А. Дементьев. История создания «Баллады о матери»; идейное содержание стихотворения.
М. Джалиль. Лирический образ матери; метрическая организация лирических произведений.
Л. Касиль. Художественное своеобразие стиля писателя; проблема воспитания личности в повести.
Ю. Яковлев. Духовные ценности, нравственные законы, по которым живёт герой рассказа.
В. Крапивин. Честность, справедливость, желание всегда прийти на помощь, умение дружить на примере героев произведений В. Крапивина.
Ч. Айтматов. Сюжетно-композиционные особенности произведения; своеобразие художественных образов.
А. Костюнин. Уважительное отношение к природе, негативная позиции к потребительскому отношению к природе.
М. Журавлева. Осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека; бережное отношение к собственной жизни.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Родная литература | 17 | |
Образ блокадного Ленинграда в повести Л. Никольской «Должна остаться живой» | 1 | |
Символы военного детства в повести Л. Никольской «Должна остаться живой» | 1 | |
Образ Майи в повести Л. Никольской «Должна остаться живой» | 1 | |
Ради жизни на Земле… (по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер») | 1 | |
Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия» | 1 | |
Образ учителя в повести А. Алексина «Безумная Евдокия» | 1 | |
Анализ стихотворения Э. Асадова «Письмо с фронта» | 1 | |
Образ матери: анализ «Баллады о матери» А. Дементьева | 1 | |
Образ матери в поэзии (сопоставительный анализ баллад А. Дементьева и М. Джалиля) | 1 | |
Мечта и реальность в нашей жизни и в жизни героев повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» | 1 | |
Проблема воспитания личности в повести Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» | 1 | |
Доброта родом из детства (по рассказу Ю. Яковлева «Корзинка») | 1 | |
Нравственные уроки Ю. Яковлева (по рассказу «Рыцарь Вася») | 1 | |
Храните верность детству (по повести В. Крапивина «Непроливашка») | 1 | |
Старайся ты, будь человеком! (по повести В. Крапивина «Та сторона, где ветер») | 1 | |
«Помни имя свое!» (по легенде из книги Ч. Айтматова «И дольше века длится день» | 1 | |
Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» | 1 | |
Итого: | 17 |
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
9 класс
17 часов
Родная литература (17 часов)
Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
В. Быков. Мотивы поступков выбора героев повести; сюжет и художественная идея произведения.
А. Костюнин. Значение семьи в жизни человека; характеристика литературного героя.
Э. Асадов. Художественный образ. Метрическая организация поэтического текста.
А. Дементьев. Творческая индивидуальность поэта; лирический образ отца; метрическая организация и художественный мир произведений
Ю. Яковлев. Тема Великой отечественной войны в современной литературе, нравственное звучание рассказа.
А. Алексин. Идейно-художественное своеобразие творчества писателя; понятия «мораль» и «нравственность»; проблемы в повести
Ч. Айтматов. Сюжетно-композиционные особенности произведения; своеобразие художественных образов.
Л. Чуковская. Сила и слабость главной героини; художественное своеобразие повести.
В. Титов. Тема нравственного облика человека; ценность человеческой жизни; умение противостоять трудностям жизни.
В. Шукшин. Нравственность и духовность, любовь и уважение к окружающим людям.
Е. Носов. Нравственное преображение героини рассказа.
Т. Шипошина. Мотив чуда в православной прозе.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Родная литература | 17 | |
Память противостоит уничтожающей силе времени (по повести В. Быкова «Обелиск») | 1 | |
Образ учителя в повести В. Быкова «Обелиск» | 1 | |
Истоки нравственного подвига героя повести В. Быков «Волчья стая» | 1 | |
Проблема равнодушия в рассказе А. Костюнин «Совенок» | 1 | |
Изображение мира человеческих чувств на примере рассказа А. Костюнина «Третий день» | 1 | |
Поэзия совести и любви: Э. Асадов «Трусиха» | 1 | |
Семья и семейные ценности в стихотворениях А. Дементьева («Отец», «Отчий дом») | 1 | |
Проблема памяти в рассказе Ю. Яковлева «Реликвия» | 1 | |
Грустный смех А. Алексина в повести «Ты меня слышишь?» | 1 | |
Отношение в семье людей разных поколений по повести А. Алексина «Раздел имущества» | 1 | |
Возлюби ближнего… (по рассказу А. Алексина «Юлька») | 1 | |
«Помни имя свое!» (по легенде о манкурте из книги Ч. Айтматова «И дольше века длится день») | 1 | |
Тема исторической памяти в повести Л. Чуковской «Софья Петровна» | 1 | |
Герой нашего времени (по повести В. Титова «Всем смертям назло») | 1 | |
Нравственность есть правда (по рассказу В. Шукшина «Бессовестные») | 1 | |
Смысл названия рассказа Е. Носова «Яблочный спас» | 1 | |
Образ главной героини рассказа Е. Носова «Яблочный спас» | 1 | |
Итого: | 17 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...
Рабочая программа учебного курса по русской родной литературе для 8 класса на 2019 – 2020 учебный год (17 часов)
Рабочая программа по предмету «Русская родная литература» для 8 класса составлена на основе нормативных документов: Федеральный государственный образовательный станд...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» по курсу 5-9 класс ФГОС ООО
Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ос...