Проект "Изучение родословной семьи "
проект по краеведению (6 класс)
История рода, история семьи способна рассказать о тех особенностях исторического развития страны, которые, обычно, остаются неизведанными; позволяет разносторонне взглянуть на то или иное историческое событие, а значит лучше разобраться в его причинах и последствиях. Сопоставление фактов истории с судьбами людей моего рода позволит взглянуть на события «изнутри», рассмотреть влияние исторических событий на жизнь и судьбы многих людей моей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voronina_milana_6_b.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ город Улан-Удэ МАОУ «Лингвистическая гимназия № 3»
Направление: История Бурятии
Тема: «История семьи в истории страны»
Выполнила: Воронина Милана, 6б класс
Руководитель: Цыренова Марина Юрьевна
г. Улан-Удэ
2021 г.
Содержание:
Введение ………………………………………...…………………………………………….3-4
Глава 1. История Татарстана и татарского народа ХХ века в истории страны. ………………………………………………………………...……………………...…… 6-7
Глава 2. История моей семьи… …………………………...………….…...……………… 7-10
Заключение …………………………………...………………………………………………11-12
Список использованной литературы ..……………………………………...…..………… 13
Введение
Изучая историю, мы уделяем внимание, как правило, крупным историческим событиям, великим деятелям. Но история любой страны – это, прежде всего, история развития общества, история обычных людей, простого народа. Ни одно великое свершение, событие не смогло бы произойти без их участия. Семья – это частичка общества, и изучение своей родословной, истории каждого из живущих ныне людей, может раскрыть что-то общезначимое и важное для понимания исторического развития России. Каждый человек должен знать историю своей семьи и чтить память своих предков. Это - дань благодарности, дань памяти. Без прошлого нет настоящего и будущего. Однако с годами уходят знания, теряется память о наших далёких, да и близких родственниках. Я хочу своей исследовательской работой соединить события XX и XXІ веков, которые оставили неизгладимый след в памяти нашей семьи.В настоящее время проблема изучения своей семьи стала особенно важной. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и c близкими родственниками. Теряется связь поколений. Порой, читая историю страны, возникает ощущение, будто речь идёт о чём-то далёком и чужом, а хочется увидеть в ней и судьбы своих предков.
Размышляя над этим, я задавала себе вопросы: Что я знаю о своей семье? Перекликается ли её история с историей страны? Оказалось что мне об этом известно очень мало. Именно поэтому я, мои родители и родители моих родителей пытаемся по частичкам собирать историю моей семьи, а значит и историю моей Родины – России.
Именно эти вопросы легли в основу выбора темы моего исследования и определили задачу моей работы.
Актуальность данной темы состоит в том, что история рода, история семьи способна рассказать о тех особенностях исторического развития страны, которые, обычно, остаются неизведанными; позволяет разносторонне взглянуть на то или иное историческое событие, а значит лучше разобраться в его причинах и последствиях. Сопоставление фактов истории с судьбами людей моего рода позволит взглянуть на события «изнутри», рассмотреть влияние исторических событий на жизнь и судьбы многих людей моей Родины.
Объект исследования: история семьи.
Гипотеза: если в истории страны происходят важные, знаменательные события, то они обязательно оставят свой след в жизни отдельного человека, в истории семьи.
Цель исследования: Установить влияние исторических событий России XX века на историю моей семьи.
Задачи:
1. Рассмотреть исторические аспекты развития общества времен ХХ века и до наших дней.
2. Выбрать и систематизировать необходимую информацию в хронологическом порядке.
3. Выявить влияние исторических событий, явлений России XX века на судьбы моих предков.
Практическая значимость: я, как исследователь стану хранителем истории своего рода, смогу рассказывать, равняться и гордиться своими предками, брать с них пример, и передавать свои знания следующему поколению.
Методы:
1. Метод зрительного восприятия информации (работа с познавательной литературой, с компьютером, наблюдение).
2. Анализ фотографий и документов семейного архива.
3. Интервьюирование.
Ожидаемые результаты:
1. Знакомство с историей моей семьи.
2. Создание семейного архива.
3. Изучить связь между жизнью отдельного человека, рода с историей нашей страны.
Глава 1. История Татарстана и татарского народа ХХ века в истории страны.
В Казань известие о свержении самодержавия в Санкт-Петербурге, тотчас же переименованном в Петроград, пришло 1 марта 1917 г. 2 марта Казанская городская дума заявила о своем признании произошедших в российской столице перемен. одним из первых законов Временного правительства стал закон «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Митинги, демонстрации, в которых активно участвовали татары, проходили повсюду: в Казани, Уфе, Симбирске, Оренбурге. В 1920 г. была образована Татарская АССР, границы которой охватывали 68 тыс. кв. м вместо 220 тыс. кв. м по проекту национального штата Идель-Урал. На этой территории проживали около 1,5 млн. из 4,2 млн. татар России.
Гражданская война. Гражданская война стала страшной трагедией для жителей Поволжья и Приуралья, на территории которых находился один из мощных ее очагов. Ослабленные войной и реквизициями со стороны постоянно менявшихся властей крестьянские хозяйства не смогли противостоять сильнейшей засухе, поразившей регион в 1921 г. Обширные территории Поволжья и Приуралья были охвачены голодом, масштабы которого позволяют говорить о настоящей социальной катастрофе. В общей сложности в Татарской республике от голода пострадало около 2 млн. человек (83% населения), из которых более 100 тыс. человек умерло.Важной вехой в судьбах татар, также, как и большей части населения, тогда еще крестьянской страны, является 1930 г., с которым связана одна из самых драматических страниц в советской истории – коллективизация сельского хозяйства.
Религия. В основе жизни мусульманской общины лежит ислам. Репрессии 1930-х гг. полностью изменили социально-культурную и численную характеристики духовенства. Только в Татарстане было репрессировано 1065 мусульманских священнослужителей и 1600 православных религиозных деятелей. Каждый пятый был расстрелян. Свойственные татарам испокон веков тяга к новизне и высокая мобильность обусловливали активные миграционные процессы среди них с первых лет советской власти. Гонимые нищетой, соблазненные слухами о высоких заработках, татары, как крестьяне, так и городские безработные, с легкостью устремлялись в более развитые в промышленном отношении районы, пытаясь там найти счастливую долю. Они расселились по всей стране: Петрограду, Москве, Сибири и Средней Азии. Среди татар было много ремесленников, мелких и средних торговцев, которые вели дело силами семьи без применения чужого труда. Многие из них ездили из деревни в деревню, собирали кожу, шерсть и доставляли оптовикам.Миграционные процессы из республики весьма оживились в начале 1930-х гг., в период набиравшей темпы индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.
ТАССР имела сравнительно высокую плотность сельского населения, поэтому продолжала рассматриваться как один из важнейших районов СССР, дающий большое количество рабочей силы и переселенцев. В связи с этим республика ежегодно получала задание на переселение семей в районы Севера и Сибири.
Глава 2. История моей семьи.
Начиная заниматься изучением истории своей семьи, я использовала в большей степени материалы из воспоминаний, бесед с родственниками: бабушками, дедушками, прабабушкой, родителями. Важным этапом исследования стала работа с фотографиями. Документов, к сожалению, в моей семье сохранилось мало. На мой взгляд – это один из важнейших источников информации, который позволяет установить имена, даты рождения и смерти, образование, род деятельности, семейное положение. Одним из источников послужили грамоты, удостоверения, полученные моими родственниками за свой труд.
Моя прабабушка Махмутова Маскуда Махмутовна явилась свидетелем переселения семей из Татарстана в Сибирь. Она родилась 10 января 1930 года в с. Алан Тюлячинского района Республики Татарстан. Прабабушка, которую в семье все с любовью называют Абика («әбекәй»), то есть бабуля, бабуся в переводе с татарского, часто вспоминает свое село и родной дом, который был построен руками ее отца. Дом был большим и светлым. Дедушка моей прабабушки Бикмулла был председателем сельского совета, человеком грамотным, мудрым. Умер довольно рано, придя с работы, он жаловался на головную боль и в этот же день скончался. Это все, что помнит о нем прабабушка. Его женой была Вазя, хозяйственная и трудолюбивая женщина. У них было двое детей Махмут (1902 г. р.) и Гайша (1900 г.р.) Папа моей прабабушки Бикмуллин Махмут (Приложение 1) женился на Шайхидулиной Абзал (1900 г. р.) (Приложение 2). Ее жизнь была тяжелой, мать при родах умерла и оставила совсем маленькой Абзал брата, которого она растила. Отец женился во второй раз. Махмут был плотником, Абзал вела домашнее хозяйство, с раннего детства она привыкла трудиться. Хозяйство было хорошим, имели лошадь, коров, овец, домашнюю птицу, сеяли зерно и горох, зимой ткали и пряли. В селе Алан у них родилось четверо детей: Рафат (1926 г. р.) (Приложение 3), Маскуда (1930 г. р.) (Приложение 4), Ахмат (1932 г. р.) (Приложение 5), Фердауз (1937 г. р.). Сестра Гайша вышла замуж за Измаилова Закира, в то время он был членом коммунистической партии, впоследствии с 1936 года занимался вербовкой, агитировал жителей региона для переезда в Бурятию, край богатый природными ресурсами.
В село Харашибирь (Приложение 6) переселенцы начали приезжать в 1936 году, в этом году сюда впервые прибыл и сам Закир. В 1937 году Махмут со своей семьей отправились в Сибирь переселенцами, последовав за своими родными. Моей прабабушке Маскуде было тогда 7 лет, она помнит, как эшелон шел долго, груженный до отказа людьми, скотом, необходимыми на первое время продуктами питания. Дом, в который поселилась семья прабабушки, был небольшим из надворных построек был только навес, но отец имел хорошие навыки строителя и вскоре построил хлев для коровы и овец, обустроил и территорию вокруг дома. Родители воспитывали детей в любви и строгости. Все дети много трудились, и всё воспитание шло в основном через труд. Они помогали по хозяйству, гоняли гусей на речку, собирали грибы и ягоды.
Измаилов Закир начал работать в милиции Мухоршибирского района. Татары-переселенцы строго соблюдали свои обычаи. Они не «терялись» среди местного населения. Между собой говорили на своем родном языке, новорожденным давали только татарские имена. В Харашибири в семье Махмута родилось еще двое детей Минсара (1938 г. р.) и Хамид (1941 г. р.) (Приложение 7). В 1939 году заболела и вскоре умерла Вазя, бабушка моей прабабушки.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Бикмуллина Махмута забрали на фронт в октябре. Оставив маму с шестью детьми, отец с большой печалью расставался с семьей, вспоминает прабабушка, наказывал беречь детей. Начались тяжелые времена. Абзал оказалась совершенно без поддержки, едва понимая и изъясняясь на русском языке, была вынуждена много работать, чтобы прокормить детей. Главными помощниками в семье стали старшие дети. Прабабушка окончив три класса оставила школу, чтобы нянчиться с младшим братом и помогать по хозяйству. На тот момент ей было 11 лет, Хамиту исполнилось 7 месяцев. Прабабушка начала работать в колхозе полоть траву, вязать снопы. Через несколько лет она уже сеяла и убирала хлеб, боронила землю, метала в стога сено. В августе 1942 года пришла похоронка. Отец семьи Бикмулин Махмут погиб в боях подо Ржевом. Я думаю, мой прадед храбро сражался, ведь под угрозой было будущее его семьи, всей страны. В колхозе почти невозможно было заработать и по совету председателя, Маскуда с 14 лет уехала на лесозаготовку, где работала 8 зимних сезонов, занятая тяжелым физическим трудом. Наравне с мужчинами валила лес и обрубала сучья. Здесь ей удалось прилично заработать, чтобы прокормить и одеть младших братьев и сестер. Фердауз всю жизнь проработала на железной дороге, ныне проживает в Санкт-Петербурге, где также имеет большую семью. Минсара посвятила жизнь воспитанию детей в детском саду, переехав в те далекие времена в Волгоград, обзавелась семьей, которая продолжает разрастаться.
Старший брат Рафат тоже уехал, работал в Выдрино на железной дороге, в 2006 году, в возрасте 80 лет, он скончался. Остальные дети Абзал и Махмута остались в селе, Ахмат работал председателем сельского совета, Хамит был завскладом, а прабабушка всю жизнь работала в колхозе: ухаживала за КРС, работала на полях и огороде. Прабабушка Маскуда в 1954 году вышла замуж за Хайрулина Насертына, и через год у них родился сын Анвар (1955 г.р.) – мой дедушка (Приложение 9). После окончания школы дедушка трудился в родном колхозе комбайнером, трактористом и шофером. Неоднократно награждался почетными грамотами и поездками по России, был победителем социалистических соревнований (Приложение 10). Получив высшее инженерное образование, долгое время работал главным инженером колхоза «Родина». Сейчас моему дедушке Анвару 65 лет, но он продолжает трудиться на земле, ведет свое КФХ: сеет зерно, овес, содержит лошадей, коров, овец и домашнюю птицу. В семье дедушки до сих пор готовят национальные татарские блюда: бэлиш (пирог начиненный рисом, курагой, черносливом, изюмом), бэккэн (пирожки с картофелем и внутренностями), кузэкмэк (лепешки с картофельным пюре), катык (варенный кисломолочный напиток), чак-чак.
Весь наш род с большим почтением относится к бурятской земле, все поколения самоотверженно на протяжении многих лет трудятся на благо родного края. Среди моих родственников есть представители разных профессий: врачи, учителя, сотрудники правоохранительных органов, геолог, предприниматели, колхозники, швея и т.д. В 2005 году тетя Айнур Ахматовна разыскала захоронение нашего прапрадеда Махмута. В 2006 году в праздник 9 мая, она вместе со своей дочерью Алиной и прабабушкой Фердауз ездила в деревню Гнилево, сельское поселение «Успенское», Ржевского района, Тверской области (Приложение 11), чтобы почтить память нашего героя, павшего в годы Великой Отечественной Войны и захороненного в братской могиле. Прапрабабушка Абзал прожила долгую счастливую жизнь. Она всегда много молилась, особенно когда уже не могла трудиться, брала в руки четки и читала молитвы, среди всех ее слов слышались имена наших родных и все понимали, что это слова благопожелания. Ее не стало весной 1999 года, ей было 99 лет.
Из рассказов моей прабабушки Махмутовой Маскуды Махмутовны, ветерана Великой Отечественной войны, труженика тыла, я сделала вывод, что жизни прабабушки и прапрабабушки были очень трудными. Многие испытания легли на их плечи, но они были всегда честными, добрыми, справедливыми и воспитали в своих детях чуткость, отзывчивость и любовь к труду. Это по-настоящему сильные духом женщины! Я хочу быть похожей на них.
Проведя поисковую работу в сети Интернет, я нашла подтверждение участия моего прадеда в боях подо Ржевом. Благодаря сайту pamyat-naroda.ru, я ознакомилась с именным списком безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 139 стрелковой дивизии, где воевал мой прадед (Приложение 12). Ссылка на данный документ: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie51466781/.
Согласно документу Бикмуллин Махмут призван Мухоршибирский РВК, Бурят-Монгольская АССР, Мухоршибирский р-н. Воинское звание: красноармеец. Последнее место службы: 139 сд. Дата выбытия: 20.08.1942г. Причина выбытия: убит. Первичное место захоронения: Калининская обл., Ржевский р-н, д. Марьино. Место рождения указано не верно.
В ходе исследования истории переселения татар в Бурятию я побывала в музее, представляющем татарскую культуру, который находится в Доме культуры села Харашибирь Мухоршибирского района. Там имеются экспонаты, которые были вывезены из Татарстана в те далекие годы, в основном это кухонная утварь, предметы обихода, старинная мебель.
Заключение.
В начале работы мы предположили, что результаты исследования покажут неразрывную связь между жизнью отдельного человека, рода с историей нашей страны.
В ходе исследования я познакомилась с прекрасной книгой «Региональная национально-культурная автономия татар в Бурятии: история, становление, перспективы развития», в которой описаны разные периоды жизни татар и совершенно точно отражено современное положение татар в Бурятии.
Больше всего мне запомнились слова из биографических заметок председателя РНКАТ РБ Баталовой С.Р.: «Все начинается с чистых истоков и крепких корней. Человек ведь, как дерево - чем мощнее корни, тем могучее ствол, чем благодатней вода, питающая корни, тем пышнее крона. Человек успешен тогда, когда крепко стоит на ногах, когда берет силу от своих корней. А корни, это не только родители, бабушки и дедушки, это весь род, это тот эгрегор, который защищает и спасает нас в трудную минуту.
Иными словами, это зов крови, который не всегда мы осознаем. Этот зов приходит внезапно, и вдруг начинаешь ощущать связь с предками, и это будоражит кровь и щемит душу…»
Живой историей для меня является моя прабабушка Маскуда, которая проживает долгую жизнь, сейчас ей 92 года. С ее помощью я узнала историю своего рода. Мое родословное дерево начинается с далекого и такого родного Татарстана.
В результате изучения истории семьи в истории страны, я сделала вывод, что переезд моих предков из Татарстана в Бурятию, явился следствием выполнения всесоюзной программы по переселению народов и освоению бурятских земель.
Великая Отечественная война также оставила свой неизгладимый след в истории моей семьи, после гибели моего прапрадеда Бикмулина Махмута без отца осталось шесть детей. Считаю своим долгом – сохранить историческую память о подвигах участников, ветеранов Великой Отечественной Войны и тружеников тыла. Мы обязаны помнить, какой ценой досталась Победа, и чтить их память.
Изучив, найденные в семейном альбоме фотографии, опросив своих родных и близких, я выполнила поставленные перед собой задачи и достигла цели. Следовательно, изучив родословную, я много узнала о своих предках, об их нелёгкой жизни и с удовольствием продолжу свои исследования моей родословной по папиной линии. Имея перед глазами пример моей семьи, я поняла, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящей жизни. Моя семья – это моё богатство. И я с гордостью могу сказать, что история нашей семьи и её традиции будут храниться и передаваться из поколения в поколение, для этого я приложу все усилия, расскажу о своих корнях будущим детям. Я верю, что эта нить не оборвётся никогда. Моя семья – это частичка большого рода, и счастье в том, что я знаю, откуда я и кто я.
Еще никогда так близко я не прикасалась к своим «родословным» корням и не чувствовал такой теплоты от оставшихся вещей и фотографий предков. В эту проблему я вложила частичку своей души и удовольствия. Эта история началась с листа обыкновенной бумаги, но ниточка за ниточкой, мы всей семьей раскручивали «водоворот судьбы», и дивились происходившим ранее событиям. Несколько вечеров я с мамой и папой рассматривала старые фотографии, много беседовали с родственниками.
Мне понравилось вместе работать, но главное – я узнала много нового и интересного про своих родственников. Нам удалось восстановить родословную семьи Бикмулиных по маминой линии!
Список использованной литературы:
1. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. – М.: Славянский диалог, 2000.
2. Алешковский,И. А. Детерминанты внутренней миграции населения в России: анализ отечественных и зарубежных исследований. – М.: МАКС Пресс, 2006.
3. Баталова С.Р., Кальмина Л.В., Ахмадулина С.З. и др., науч. Ред. Л.В. Санжеева. Региональная национально-культурная автономия татар Бурятии: история, становление, перспективы развития – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2012. – 304 с.
4. Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Культура и быт. – Казань: Татарское книжное издательство, 1993. – 208 с.
5. Винокуров, М. А. Сибирь в первой четверти XX века: освоение территории, население, промышленность, торговля, финансы / М. А. Винокуров. – Иркутск, 1996.
6. Галлямова А.Г., Миннуллин И.Р., Кабирова А.Ш., Иванов А.А., Гайнетдинов Р.Б., Алмазова Л.И. История Татарстана и татарского народа. 1917 – 2013 гг.: Учебное пособие / Казань: КФУ, 2014. – 434 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.
Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...
Разработка урока по теме "Семья. Моя родословная"
Материал урока помогает учащимся в обобщении и актуализации речевых навыков по темам: "Хобби", "Профессия", "Черты характера", "Обязанности в семье", "Отношения в семье"; заставляет учащихся зад...
классный час по теме "Родословная моей семьи"
данный материал может быть использован для проведения классного часа среди учащихся 7-8 классов. в нем рассказывается о создании родословного древа....
Родословная семьи
Знать свои корни, родословную. Я хотел показать, как составит свою родословную и ее элементы....
Проект "Родословная семьи Путриных"
Проект выполнен учащейся 7 класса.Цель: составить родословную семьиЗадачи:- выяснить, что такое родословная, и как она составляется;- собрать информацию о ближайших родственниках.Этапы:I. Изучение тео...
Проект "Родословная семьи Матирко"
Проект выполнен учащимся 10 класса. Цель: на основе изучения документов из семейного архива и воспоминаний родственников составить родословную семьи....
РОДОСЛОВНАЯ СЕМЬИ ИВАНОВЫХ
И Изучение своих корней – это богатейший источник жизненного и исторического опыта. Восстанавливая родословные древа семей, мы тем самым узнаём судьбы конкретных людей – трагических, герои...