Путешествие по родному краю
методическая разработка по краеведению (6 класс)
Внеклассное мероприятие по страницам истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_rodnomu_krayu.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по родному краю
(внеклассное интегрированное мероприятие, посвященное истории Республики Марий Эл)
Целеполагание: привить любовь к истории родного края; формировать у учащихся патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, к родной речи, литературе, к месту, где родился и вырос; чувство гордости за свою страну; позитивное отношение к традициям народа.
Прогнозируемые результаты: привитие уважения к традициям и культуре народа мари; формирование у обучающихся умения правильно слышать и слушать, оценивать и делать выводы; ответственного отношения к себе, к своему народу, к родной речи.
Технологии:
-Технология проблемного обучения
-Дифференцированный подход
-Проектная деятельность
-Личностно-ориентированная
-технология креативного мышления
Оборудование: проектор, карта Республики, клубок ниток, гусли,
О! Марийский мой край, Марий Эл
Ветвь Отчизны могучего древа
Песней счастья тебя я воспел,
Проходя по земле твоей древней.
(Слайд1)
(играют гусли)
(чтение стихотворения)
Люблю я город свой родной,
Когда шумят березки, клены.
И бодро человек идет
По тихим улицам зеленым.
Люблю тебя, Йошкар-Ола,
Любуясь зеленью, садами.
Я знаю, город будет мой
Еще прекраснее с годами!
Ведущий1: Действительно, нет прекраснее места, где ты родился, где ты живешь. И наш город Йошкар-Ола самый красивый город, самый зеленый и цветущий! Но откуда идут его корни? Давайте окунемся в его историю. В старинном предании говорится, что когда-то в далекие незапамятные времена возле Волги реки жил могучий великан. Звали его Онар.
Ведущий 2.: Был он так огромен, что встанет, бывало, на крутом волжском откосе и только чуть-чуть не достает головой до поднявшейся над лесами цветной радуги
Потому-то и называют радугу в старинных легендах Воротами Онара.(Слайд2)
Ведущий1: На территории города Йошкар-Ола и ее окрестностей были обнаружены материалы, свидетельствующие о том, что берега Малой Кокшаги были заселены древними людьми еще с эпохи мезолита, т.е. среднекаменного века. Археологические данные говорят о том, что на территории современной Йошкар-Олы имелось марийское население, которое составляли язычники.
Ведущий2: Давайте попутешествуем по нашему краю за волшебным клубочком
Катись, катись клубочек, разматывайся серебряная нить, протянись по земле ясной дороженькой.
Покатится клубочек через леса и поля, через горы и долины, через села и города, поведет ва с прямехонько туда – куда пожелаете. Разматывайся серебряная нить, веди нас в землю Онара. Начинай нам правдивый рассказ.
Ведущий1: Ребята, посмотрите на карту РМЭ. Скажите, кто является соседями нашего края? С какими Республиками граничит РМЭ?(слайд 3)
(Соседи наши жители Чувашии, Татарстана, Кировской области, Нижегородской области).
Ведущий1:Перед нами густой хвойный лес. За стеной елей возвышаются прямые как свечи, сосны с кудрявыми верхушками. Отсюда дубовые плахи и могучие сосновые бревна отправляли на верфи нового, сильного города, построенного Петром 1 в устье реки Невы. Из марийских сосен получались прекрасные мачты, из дуба прочная обшивка для кораблей.
Ведущий2: Смотрите! Кто это? Зеленая прическа, белый сарафан, зеленые сережки (береза)( Слайд 4)
Без берез нельзя представить марийский край. Во многих марийских песнях поется о березе.
Когда- то народ мари считал березу священным деревом и поклонялся ей как божеству.
Археологи нашли в нашем крае украшения, которым 2000 лет. Часто на таких украшениях изображена береза - дерево жизни.
Люди молились лесному божеству и просили у березы воды, хлеба, счастья. Лес окружал марийцев, окружает и теперь. О природе родного края написано немало произведений.
(стихотворение С.Г.Чавайна «Роща» читает ученик) (Слай5)
Ведущий1: Смотрите! Волшебный клубок завел нас в лес. Вот он катится по лесной тропинке.
В лесу охотники могли охотится на зайцев, лис , бобра, горностая, медведя, белок, куниц.
Даже дань русскому царю платили мехом. Более 500 белок за рубль подати. Марийцы многое переняли у русских. Даже имена и фамилии у них стали русскими. (Слайд6)
Нелегкой была судьба марийского народа. Кто только не хозяйничал на земле? Это случилось в те далекие годы, когда в наши края вторглись дикие орды хана Батыя. Жил тогда отважный Акпарс. С рогатиной ходил он на медведя, рукой перехватывал на лету прыгнувшую рысь. Акпарс означает – «Белый барс». Так народ прозвал его за храбрость. Созвал Акпарс на совет самых верных друзей. Не было больше сил терпеть ханский гнет. (слайд7)
(инсценировка)
-По всему краю, Акпарс, славят твой ум, ,быстрый, как рысь в лесной чаще.
-Скажи, как нам избавиться от власти хана? Одним нам не справиться с врагом, надо нам искать сильного и верного друга. Посылал я своих людей в Москву посмотреть да разузнать, как живут на Руси. Они говорят, что народ русский силен, отважен и в дружбе верен. Следует нам помощи искать у московского царя. К русским и мы присматривались. С ними дружбу вести можно – народ душевный, добрый. Народ добр, но царь и бояре русские люты. Надобно договориться, чтобы русский царь положил дань нам посильную и чтобы не забирал наших сыновей и дочерей.
Акпарс: Пошлем к нему послов.
Ведущий2: Вьюжной зимней ночью Акпарс с двумя товарищами были приняты самим Иваном Грозным. (слайд 8)
Акпарс: Царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич! Бьем тебе челом и просим принять край Марийский под твою руку!
Царь: Обещаю свою защиту! Повелеваю марийским воинам вместе с русским войском идти в поход на Волгу против татарского хана.
Царь: Хочешь служить при мне? Награжу тебя землею, холопами, будешь жить в довольстве, ходить в злате-серебре?
Акпарс: Государь, хорошо жить в царском дворце, но еще лучше в дремучем лесу, в сыром бору я и сам себе хозяин.
Ведущий 1: Не посмел царь обидеть Акпарса и вступить с народом в ссору.
Для закрепления позиции царя началось строительство городов, крепостей, которые способствовали развитию торговли, промышленности, защите территории. Так возник Царев город на Кокшаге, ныне Йошкар-Ола. Много воды с тех пор утекло. Но до сих пор марийский народ с русским находятся в дружбе. Марийскую республику можно проехать на машине из конца в конец за полсуток.(слайд 9)
(чтение стихотворения «В стороне моей марийской»)
В стороне моей марийской,
Где в лесах темнеют воды,
Где весною птичьи хоры
Звонко славят мать-природу,
Где с любым холмом и логом
И с любой речушкой малой
Сказки, песни и легенды
Мысль народная связала...
Миклай Казаков ("В стороне моей марийской...")
(перестройка)
Ведущий2: В республике нежно берегут культуру народа мари. Обычаи и традиции марийцев живут и развиваются в наши дни, наполняясь новым содержанием. Сегодня древняя земля Марий Эл преобразилась и расцвела, превратилась в республику с высокоразвитой экономикой и передовой культурой. (слайд 10)
Ведущий1: Марий Эл – край индустриальный. Машиностроение и микробиология, приборостроение и микроэлектроника, другие отрасли, определяющие технический прогресс, представляют современное лицо Республики. (слайд 11)
(чтение стихотворения )
Край потомков Онара
Новой былью согрет,
И над Волгою старой
Молодеет рассвет,
Звонки гусли седые,
В ритмах – юности страсть…
Часть великой России-
Неразрывная часть!
Викторина (ученики делятся на 3 группы, раздаются листочки, выбирается капитан каждой команды)
Вопросы общие:
- Карт – кто или что это?(10крик древнего ворона; 2)богатырь, герой марийских сказок;3)жрец – руководитель моления;)
- Юмо – это (воин-кочевник; Место поклонения богам; Бог у марийского народа; Жертвенное животное;)
- Шайтан – это (Нечистая сила; национальный герой; котел , в котором варились жертвенные продукты)
- Жбан –это (жадный человек; домашняя утварь у марийцев; табурет; напиток из ягод)
- Сокта –это (населенный пункт; то, куда пчелы собирают мед; домашняя колбаса; элементы национального костюма)
- Мотыга – это (высокий худой человек; орудие древнего земледельца; река на территории республики; вид бабочки)
- По указу какого царя начал строиться город-крепость? (Петра первого; Ивана Грозного, Бориса Годунова;)
- В каком году основан этот город? (в 1574, в 1584, в 1684)
- Каково первоначальное название города? (Царев город, Кокшайск, Царевококшайск)
- Первый марийский композитор? (Я.Эшпай, Ключников-Палантай, Эрик Сапаев)
- Какие вы знаете марийские национальные блюда? (напишите как можно больше)
- Какие вы знаете национальные праздники? (напишите как можно больше)
- Каких вы знаете марийских писателей и поэтов? (напишите как можно больше)
- Дайте название рек и озер Республики Марий Эл(напишите как можно больше)
(Баллы подсчитываются, выбирается победитель, происходит награждение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие по родному краю" Внеклассное мероприятие
Ставропольский край - музей под открытым небом. В презентации "Я и мой край" происходит знакомство с писателями, поэтами Ставрополья И.Кашпуровым, А.Губиным. Рассказывается об образовании с. Со...
План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"
Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....
Путешествие по родному краю
Занятие "Путешествие по родному краю" способствует здоровому образу жизни человека, сплочению коллектива и направлено на поисково-исследовательскую деятельность учащихся, развивает их наблюдательность...
РАЗАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ 5 КЛАССА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»
Развитие математического кругозора, мышления и речи, путешествуя по красочным уголкам родного края, с одновременным воспитанием интереса и любви к родному краю....
Урок-путешествие по родному краю в 5 класе
Урок-путешествие по родному краю в 5 классе по теме: "Действия с натуральными числами" Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Ребята, сегодня мы с вами провед...
: Программа элективного курса по английскому языку «Путешествие по родному краю» (8-9 классы)
Данный курс «Путешествие по родному краю» направлен на систематизацию и расширение зна...
Путешествие по родному краю
Сценарий праздника предусматривает чередование спортивно – игровых заданий, показательных выступлений, развлекательно – познавательных номеров, которые обеспечивают достаточную физич...