Из опыта туристско – краеведческой деятельности
статья по краеведению
Одной из главных задач современного общества и государства является воспитание ответственного, творческого, инициативного, всесторонне развитого гражданина России. Туристско-краеведческая деятельность способствует этому в полной мере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краеведческая деятельность | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта туристско – краеведческой деятельности в
МБОУ «Рыбковская СОШ» Сафоновского района Смоленской области
Одной из главных задач современного общества и государства является воспитание ответственного, творческого, инициативного, всесторонне развитого гражданина России. Туристско-краеведческая деятельность способствует этому в полной мере. Начинается развитие духовно-нравственной личности в семье. А школа способствует становлению особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни гражданина, и начинается это с его малой родины – села, города, края. Наша малая Родина – это деревня Рыбки Сафоновского района Смоленской области. Наши Рыбки богаты историческим прошлым, природной красотой, сельскохозяйственными угодьями, развитой инфраструктурой, культурными объектами. У нашей деревни есть будущее. Дети, которые живут в Рыбках и учатся в нашей школе, знают такие понятия как Родина, Великая Отечественная война, патриотизм, память, дружба не понаслышке. Одним из источников их развития, социализации, патриотичности является туристско-краеведческая деятельность, через которую приобретается полезный жизненный и социальный опыт.
В нашей школе проводятся следующие формы туристско-краеведческой направленности:
- Многие годы в школе работает кружок «Юный краевед». Он предназначен для изучения основ краеведения, что позволяет обучающимся расширить свой кругозор, с любовью относится к истории родного края, увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. На кружке проводится работа по изучению истории малой Родины, собран большой краеведческий материал (документы, воспоминания, фотографии, предметы материальной культуры), ведётся летопись села и школы, создан музей.
- Школьный историко-краеведческий музей, который преобразовался из краеведческого уголка в 2004 году, о чём имеется соответствующее свидетельство. На сегодняшний день в школьном историко-краеведческом музее находится 617 экспонатов основного фонда. В нашем музее работа ведется в нескольких направлениях. Это краеведческо - поисковая работа, пополнение музейного фонда, оформление экспозиций и выставок, экскурсии, участие в школьных и районных мероприятиях. Эти формы деятельности включают не только расширение знаний по истории родного края и страны, но и сопереживание, соучастие в событиях прошлого и настоящего, дети видят связь времен и свое место в ходе исторического процесса, гордятся подвигом предков, учатся чтить традиции прошлого, уважать и ценить людей, любить малую родину. В музее есть следующие разделы:
- Великая Отечественная война на рыбковской земле
- Быт смоленских крестьян
- Крупицы духовной мудрости
- Советский период в истории России
- Наш адрес: Смоленск, Сафоново, Рыбки
- Летопись школы
- Жертвам политических репрессий посвящается…
Все экспонаты данных разделов поступили в музей через краеведческо – поисковую деятельность, которая подразумевает туристические походы, беседы с населением, участие в поисковой работе на Вахтах Памяти. Каждый экспонат имеет свою маленькую историю. Особенно ценны экспонаты, принесенные в музей детьми, т.к. это позволяет ребенку соприкоснуться с историческим прошлым как его семьи, так и Родины в целом.
В школьном музее в разделе «Летопись школы» хранятся дневники туристических походов с техническими отчетами за несколько лет. К ним прилагаются маршрутные ленты, фотографии, описание каждого дня походов. Маршруты походов охватывали населенные пункты Вяземского, Ярцевского и Сафоновского районов. В каждом походе ребята посещали места боевой славы, собирали краеведческий материал, искали неучтенные захоронения советских воинов, проводили раскопки, изучали особенности ландшафта родного края, беседовали с местными жителями. В результате этой туристско – краеведческой работы был собран богатый материал, который послужил основой для написания творческих и исследовательских работ по следующим темам:
- Сын смоленской земли М.Н. Тухачевский
- Вознесется рушник аркой – радугой
- Нам надо знать свою Россию
- Великая Отечественная война на рыбковской земле
- Родник моего детства
- Я убит за деревней…
- Подвиг Александры Постольской
- Вадинский партизанский край
- Военные страницы Смоленщины: люди, события, судьбы
- Поэты Смоленщины
- История родного края в лицах
- Они защищали Рыбки
Многие из этих работ были представлены на районные, областные и всероссийские конкурсы и заняли достойные места, о чём имеются соответствующие грамоты.
3. Кружок «Я – турист». Программа кружка включает информацию по различным областям знаний, просматриваются межпредметные связи с базовыми учебными курсами по географии, биологии, истории, экологии, основам безопасности жизнедеятельности, физическому воспитанию. Много времени уделяется проведению практических работ как в помещении, так на местности. На занятиях ребята учатся пользоваться картой и компасом, ориентироваться на местности, учатся выбирать место для привала, разводить костер, ставить палатку, готовить на костре пищу, оказывать первую помощь при травмах и внезапных заболеваниях. К сожалению, в последние годы не получается пойти в многодневный поход, но туристические прогулки совершаются регулярно. План занятий составлен так, чтобы перед кружковцами всегда стояла ближайшая и доступная им цель - экскурсия на природу, участие в туристских соревнованиях, туристическая прогулка по местам боевой славы – Белый ров, Дедов лес, высота за деревней Рыбки.
4. В нашей школе стало доброй традицией в последний учебный день проводить "Туристический квест". Обычно это мероприятие осуществлялось за пределами деревни. Но в этом году в связи с некоторыми ограничениями он проходил на территории школы. Каждому классу необходимо было пройти заранее разработанный маршрут по стациям и заработать там букву одного из оговоренных цветов (красная - все верно, зеленая - есть ошибки и синяя - все неверно). На финише из них надо было собрать кодовое слово. Дети показали свои знания по краеведению, правилам дорожного движения, топонимическим знакам, определению лекарственных растений, пели туристические песни, а также показали свою сноровку по прохождению «болота» и «переправы». По окончании всех ждал туристический обед! Проигравших не было! А победители получили грамоты и положительные эмоции! Данное мероприятие было приурочено к Международному Дню Защиты детей!
5. Участие в Вахтах памяти. Давно закончилась Великая Отечественная война. Не стреляют, не бомбят. Кажется, пора забыть о ней. Но мы - люди, живущие сегодня, часто приходим туда, где увековечен подвиг человека, защитившего свою Родину. Вот и у нас в Рыбках есть замечательный мемориал – братская могила, в которой захоронено более двух тысяч погибших в районе деревни Рыбки советских воинов. На рыбковской земле проходили тяжелые бои. Враг шел к Москве, а советские войска сдерживали его на Смоленщине. Более чем два года наша земля находилась в оккупации. Но самые ожесточенные боевые действия проходили здесь в августе 1943 года. 7 августа начался второй этап освобождения Сафоновского края в рамках Смоленской наступательной операции «Суворов». Обошёлся этот этап нашим воинам большой кровью. Более тридцати лет на местах боев проходят раскопки. В некоторых из них принимали участие обучающися нашей школы. Сколько же в наших лесах и полях поисковики находят снарядов! Некоторые фрагменты боевого оружия и личных вещей погибших воинов выложены в витринах школьного историко-краеведческого музея.
Интерес к богатству многовековой истории России, ее культурному и природному наследию становится отличительной чертой нашего времени. Разрушение культурного наследия ведет к утрате преемственности поколений, негативным процессам в общественном сознании и воспитании молодого поколения. В сбережении народной памяти, сохранении подлинной, неискаженной истории немалая роль принадлежит краеведению. Важно, что юные краеведы относятся к этому с огромным чувством понимания значимости своей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития туристско-краеведческой деятельности
Целью настоящей программыявляется создание условий для развития и расширения туристско-краеведческой деятельности учащихся города как комплексного средства формирования здорового образа жизни молодежи...
Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы
В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....
« Роль туристско-краеведческой деятельности УДО и школ в создании единого образовательного пространства в станице Медведовской».
Работа туристско-краеведческого объединения прививает любовь к родному краю, формирует патриотические чувства и способствует укреплению межшкольных связей не только одной станицы, но и края....
Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности. Туристские игры.
Туристские игры. Дополнительные материалы к занятиям по туристско-краеведческой деятельности...
Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.
Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств детей начальных класс...
Обобщение опыта туристско-краеведческой и экскурсионной работы.
Туристско-краеведческая деятельность является одним из приоритетных направлений структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дополнительного образования детей «Центр внешколь...
Презентация "Из опыта туристско-краеведческой работы"
Одной из главных задач современного общества и государства является воспитание ответственного, творческого, инициативного, всесторонне развитого гражданина России. Туристско-краеведческая ...