Разработка урока мужества "Сибиряки- фронту"
классный час по краеведению (8 класс)
Разработка урока мужества,посвящена ВОВ на краеведческом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
освещает события ВОВ на краеведческом материале | 37.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Падунская средняя общеобразовательная школы имени
Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова,
филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Заводоуковского городского округа
«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР,
Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича»
Внеклассное патриотическое мероприятие для обучающихся 7-11 классов
с использованием краеведческого материала школьного музея
«Сибиряки - фронту»
Дарашкевичус Елена Михайловна,
Учитель технологии, классный руководитель
8 класса Падунская СОШ,
филиала МАОУ «СОШ№4»
с.Падун, 2020
Тема: Сибиряки – фронту.
Цели и задачи:
1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа.
2.Воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
3.Продолжение изучения истории своего края, расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.
4.Формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности.
5. Развитие творческих способностей учащихся
Ход мероприятия
1.Звучит куплет песни «Поклонимся великим тем годам» Видео кадры памятников воинам – сибирякам.
Выходят трое учащихся в кадетской форме.
2.Учащийся: Все дальше и дальше уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Никогда не померкнет подвиг русского народа, стоявшего насмерть в ту войну и ценой неимоверных лишений завоевавшего победу!
3.Учащийся: В разгром фашистов большой вклад внесли сибиряки. Слайд Сибиряки – фронту. Они сражались на всех фронтах от Баренцева до Черного моря, у стен Сталинграда, под Москвойи на Курской дуге, на Украине, в Белоруссии и Прибалтике, били врага в Берлине . 7 ноября 1941 года сибирские полки были участниками парада на Красной площади и сразу с парада уходили на защиту столицы.фото парад 7 ноября 1941 года
4.Учащийся: Наш земляк, бывший директор нашей школы Сергей Иванович Пантюхин, написал текст песни «Клятва сибиряков» к первой годовщине создания Сибирской дивизии в 1942году.Эта песня была любима воинами-сибиряками.
Клятва сибиряков
Гремит война от края и до края,
И, как всегда, могучи и крепки,
Идут, чеканной поступью шагая,
Сегодня с клятвой в бой сибиряки,
Сибирь, сыны твои клянутся,
Идя в суровый грозный бой,
Домой с победою вернуться
Героями страны родной.
5. Учащийся:Только с Падуна на фронтушлоболее 500 человек. Из каждой многодетной семьи уходили по 2-3 человека мужчин: Володины – три брата. Три брата Глазуновы – Алексей, Михаил, Петр. Три брата -Корзневы, Мясниковы, Важенины, Перевозкины и многие другие, всех не перечислить.
Погибло в боях - 322 человека. Вернулось с фронта -225 человек. На 1 января 1995 года осталось здравствующих и живущих – 41 человек. На данный момент в живых осталось только двое: Демишкевич Иван Иванович (ныне проживает у сына в Заводоуковске), Плюснин Анатолий Аверьянович проживает в Падуне.
Звучит отрывок из песни «Сибирские полки» на фоне фото военных лет.
6.Учащийся: Везде сибиряки выполняли свой долг перед Отечеством, отличались стойкостью и мужеством, самоотверженностью и отвагой, мастерским владением оружием. Свыше 1100 сибирякам было присвоено звание Героя Советского Союза. Из них 4 в Заводоуковском районе: Важенин Виктор Михайлович, его имя присвоено Новозаимской школе, Тепляков Мартын Пантелеймонович из села Дроново, Федоров Петр Еремеевич из с. Колесниково и Щукин Николай Митрофанович из с. Боровинка.
Минута молчания: Светом благодарной памяти, светом любви нашей, светом скорби нашей пусть озарятся имена павших. Вечная Память жертвам Великой Отечественной войны.
7.Учащийся: «Все для фронта, все для Победы!». Возникшая идея строительства поездов-бань для фронта быстро нашла поддержку среди населения Тюмени. Природу гигиены и быта никто не отменял. Баня, и недалеко от фронтовой полосы, — нет слов, чтоб объяснять. Еще Суворов отмечал: «Чистое белье для воина и баня — тоже оружие, и не менее сильное, чем владение штыком», требуя от всех без исключения командиров соблюдения нормального быта, где бы войска ни находились. За годы войны тюменцы отправили на фронт два поезда-бани. Строительство их — целая эпопея.
8.Учащийся: В голодное военное время тюменские пионеры и школьники собрали «с миру по нитке» средства на строительство самолета «Юный патриот Тюмени», боевого катера «Тюменский пионер», танков «Малютка» и «Павлик Морозов». Всего тюменцы собрали в фонд помощи фронту 620 миллионов рублей.
9.Учащийся:Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край только из сибирского арсенала шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и восстановить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.
Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу...
Но мы твердили, нет, не чудеса...
Мы просто фронту честно помогали
10.Учащийся:Внашем музее хранятся документы, которые свидетельствуют о том, что девушки из нашего села с октября 1941 года ходили работать в город Заводоуковск на военный завод № 499 - эвакуированный из города Воронежа. Этот завод выпускал десантные кабины и планеры.
Жительница Падуна Ежеменская Александра Владимировна вспоминает: «Работала я на заводе в цехе № 13, готовила шпангоуты для сборки кабин. Шли они все под номерами, были сделаны с точностью до миллиметра, как игрушки, гладенькие, на каждом ставилась фамилия изготовителя. В случае брака сразу же все возвращалось назад. Работали без выходных и отпусков. Вставали при лучинах, шли пешком, при сильных морозах обмораживались, но работали добросовестно, часто сверхурочно.
В 1943 году в Заводоуковск авиаконструктору Александру Сергеевичу Москалеву позвонил Сталин и поставил задачу: изготовить в течение месяца 50 планеров. Под Минском в кольце врага оказалась большая группа партизан и мирных жителей. Задание было выполнено в срок. Партизанам доставили планеры, снаряжение, продовольствие, пополнение живой силой».
1 мая 1945 года завод был перевезен в Ленинград, и многие, работавшие на заводе, уехали вместе с ним, среди них наша землячка ЧебыкинаЗинаида Егоровна.
По решению правительства все оборудование завода осталось в Заводоуковске. Оно стало основой Тюменьсельмаша, теперь машиностроительного завода. А о заводе № 499 напоминает мемориальная доска.
11.Учащийся: Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин, детей. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
12.Учащийся: В годы войны спиртзавод возобновил свою работу. Спирт с нашего завода шел на фронт в медицинских целях, в качестве топлива для машин ЗИС (народ называл эту машину Захар) и на фронтовую стопку перед боем.
Из воспоминаний Себунчак Зои Федоровны 1930 г.р.
В семье было 10 детей. В годы войны с 11лет работала на спирт заводе – заготавливала дрова в лесу. С сестрой Валей пилили дрова в любую погоду, выполняли по 1,5 нормы – были «стахановцами». За хорошую работу давали ситец на платье. Ткань любила ярких расцветок. Старшая сестра Шура тоже работала на спирт заводе, старшим кочегаром.
13.Учащийся:Из воспоминаний Коровиной Полины Поликарповны, работавшей в пекарне, которая располагалась на месте сегодняшнего магазина «Шахиня». «Пекарня снабжала хлебом Падун и все отделения. Работали в три смены по 2 женщины. Всю работу делали вручную. Дрова привозили из леса на быках, сами пилили и кололи и сырыми топили. Мука была низкосортная, ржаная, тесто приставало к рукам, порой невозможно было руки из квашни вытащить.
Чтобы хлеб не подгорал, противни смазывали автолом, который давал спиртовый завод. Для удаления вредных веществ кипятили автол с золой. Для эвакуированных детей, в том числе и детей из Ленинграда, пекли хлеб из муки более высокого сорта, привезенной из Америки, и тогда для смазывания противней давали масло».
14.Учащийся:С началом Великой Отечественной войны и школа перестроила свою работу по законам военного времени. Ученики понимали, что своим трудом они тоже приближают победу. Во время войны в школе работали и эвакуированные учителя с запада, много было и эвакуированных детей. На долгих 4 года приютила заводоуковская земля ленинградских ребят. Сибиряки тепло встретили поезд с детьми из блокадного Ленинграда. Изможденных, больных малышей со слезами на глазах перенесли в теплое помещение и накормили. Один из детских домов находился в селе Лыбаево, другой - в Аромашевском районе, в селе Малиновка.
15.Учащийся:О жизни школы того нелегкого времени из воспоминаний бывшей учительницы Фоминой Фаины Павловны, ныне здравствующей: «Занимались в две смены. Электрического освещения не было. Приносили по 1-2 лампы, которые тускло, освещали комнату. Если что-то надо было показать на доске, надо было брать лампу в руку и освещать. Ученики не пользовались темнотой и внимательно смотрели на доску. Всем учебников не хватало. Класс был разделен на бригады, каждой выдавался один учебник по предмету: один ученик читал, остальные слушали. Тетрадей не хватало, писали на старых книгах и газетах.
Тимуровское движение в годы войны приобрело особый размах. А в 1941 году появились первые тимуровские команды. Прежде всего, оказывалась помощь престарелым матерям, отправившим сыновей на фронт. Школьники пилили дрова, возили хворост из леса, ремонтировали заборы. Читали письма и писали письма на фронт. Хотя и находились далеко от него, но войну чувствовали все время».
16.Учащийся: Из воспоминаний учительницы 4 класса Долгополовой Елизаветы Георгиевны: «Несмотря на трудности, ребята учились хорошо. С питанием было только очень плохо. Выдавали по 100 граммов хлеба. Многие ученики, получив паек, припрятывали его, чтобы отнести младшим братишке или сестренке.
Родине тогда очень был нужен хлеб. После уроков шли в поле и работали до полудня, собирали колоски. Была и еще одна обязанность. Придя после занятий и выучив уроки, собирались у школы и шли на поле сторожить колхозный хлеб (время было военное, голодное). Дежурили до утра. Мальчики спали в стогу и по одному охраняли, заменяя друг друга, а девочки спали в сарае на полу, тесно прижавшись, друг к другу, так как места было мало. И если одному надо было перевернуться на бок, переворачивались все по команде. К этому относились с юмором, были очень доброжелательны и мягки по отношению друг к другу.
Не было случая, чтобы кто-то не выучил урока, сказал, что ему было некогда. Не было ни жалоб, ни слез. Даже на молотилке работали за взрослых. Девочки шили кисеты, вязали теплые носки, варежки и отправляли в посылках на фронт».
Своим трудом и отличной учебой вместе со взрослыми падунские школьники приближали долгожданную победу. И она пришла.
17.Учащийся: Сколько бы ни прошумело весен над планетой, мы всегда будем помнить подвиг своих дедов и прадедов. В этом году 15 жителей нашего села Падун тружеников тыла Указом Президента Российской Федерации награждены юбилейными медалями «70ЛЕТ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 -1945 ГОДАХ» и 8 жителей «75 ЛЕТ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 -1945 ГОДАХ» и 8
18.Учащийся: Я горжусь, что мои земляки-сибиряки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте.
Военных лет тяжелые утраты
Сегодня нам отчетливо видны:
За Родину погибшие солдаты
При жизни были совестью страны.
Начало мая – важная причина
Для праздничной, торжественной поры:
Победно дошагали до Берлина
В начале мая гордые сибиряки.
Былых времен текут все дальше реки
Легендами о дедах и отцах,
Их подвиг сохранившие навеки
В граните, бронзе, в песнях и сердцах.
Звучит песня «Боевые ордена» на фоне фотографий ветеранов.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока для 9 класса "Все для фронта!Все для победы!"
Урок в теме "Великая Отечественная война" раскрывает организацию работы тыла. Разработан с использованием ИКТ....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Конспект урока Атмосферные фронты
Используя информационно-сообщающий метод, излагает факты в определённой последовательности, даёт им необходимые пояснения, использует технические средства обучения, сопровождающиеся поясняющим т...
Рабочий лист урока "На фронтах Гражданской войны", 9 класс
Рабочий лист поможет организовать самостоятельное изучение материала по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной...
Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"
Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"Актуальность: Молодое поколение все меньше помнит те события, которые происходили у нас в стране в...