Сценарий внеурочного мероприятия(музейного урока) «Как бывало в старину»
план-конспект по краеведению
Сценарий внеурочного мероприятия(музейного урока)
«Как бывало в старину».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_3.stsenariy_vneurochnogo_meropriyatiyamuzeynogo_uroka.docx | 30.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Гордино Афанасьевского района Кировской области
Сценарий внеурочного мероприятия(музейного урока)
«Как бывало в старину»
автор: Белёва Г.Н., учитель истории, краеведения и обществознания
Цель: приобщение детей к народной культуре.
Задачи:
- ознакомление детей с русским народным обычаем – проведением «Деревенских посиделок»;
- воспитание у детей эстетического чувства;
- коррекция и развитие речи, памяти, мышления, внимания у детей.
- пополнение словарного запаса у детей.
Место проведения: краеведческий зал музея.
Оформление: зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, музыкальные инструменты, кухонная утварь.
Методы и приемы: путешествие по страницам истории своего родного края, погружение в прошлое, игра, демонстрация экспонатов краеведческого музея, наглядный, словесный, игровой.
Оборудование: предметы крестьянского быта – экспонаты первой экспозиции школьного музея
До начала праздника звучат русские народные песни.
В зал входят гости.
1: Ото всех дверей, ото всех ворот,
выходи скорей, торопись народ!
2: Открываются ворота,
Заходи, кому охота.
А кому неохота?
1: Тоже заходи!
Ведущая: Добрый день, гости званные да желанные!
Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы,
Весёлые удальцы.
1 и 2:Пригласили мы гостей со всех волостей.
Ведущая:Поудобнее садитесь,
Не спешите, соберитесь.
Втеплу избу приглашаем,
Видеть всех мы вас желаем.
Как в старинку, наши предки
Собирали посиделки,
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи.
(Слышится смех, звон бубенцов, открывается дверь)
Реб. -Здравствуйте, пустите к себе в избу на посиделки?
Вед. -А чем платить будете?
Реб.-А чего надобно?
Вед. -Да совсем немножко: дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы полпуда, да гороха три ведра,
да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок.
-Вот так немножко!
-Да пошутила я. Зачем пожаловали?
-Чайку попить, хозяйку повеселить.
-Рассказать, послушать, пирогов покушать.
-Посмеяться, поплясать, себя показать.
Вед. Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Песней русской да народной мы встречаем гости вас.
(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)
Вед: Сюда вы пришли не только петь да плясать, а про наше село Гордино узнать, как оно появилось,
как зародилось, как житьё-бытьё сложилось (рассказ легенды о происхождении села).
Вед: А сейчас я вам поведаю, как жили наши деды-прадеды, чем питались, даво что одевались. На полях наших сеяли в основном рожь, овес и ячмень. Из ячменя готовили крупу. Для этого его насыпали в ступу, толкли пестами, а после просеивали и получалась перловая крупа. Из неё варили …
-Кашу.
Вед: Действительно, из перловки варили кашу. А вы знаете, что перловая каша-самая полезная и она являлась самым любимым блюдом Петра 1.А в нашей местности блюдо из перловой крупы называли толстые шти!
Сценка
Мальчик: Ну-ка кто сказал про шти?
Где моя большая ложка,
Похлебаем мы немножко!
Вед: Подожди, не торопись.
И немного потрудись
Мальчик: Я трудиться не люблю,
Квас и сусло я люблю.
Вед.: А ведь действительно, в нашей местности готовили целебные напитки: овсяный квас и сусло из
рощи. А парили их в русской печи. И очень много в меню наших предков было блюд из так
называемого подножного корма (рассказ о местных блюдах).
Вед: А загадаю-ка я вам загадку:
Толстая Федора, наедается не скоро
Но зато когда сыта, от Федоры теплота.
Что же это за Федора?
Дети: Печка!
Вед:А знаете ли вы ребята, что русская печь появилась очень, очень давно. Когда-то в старой русской избе была всего лишь одна комната. И почти половину ее занимала русская печка. Ребята, а ну-ка подумайте, для чего нужна была русская печь в те давние времена?
Дети отвечают:
• В ней готовилась еда.
• В русской печке пекли хлеб и пироги.
• В печке парили квас и пиво.
• В печке сушили грибы и ягоды.
• На печке жито сушили, одежду и обувь.
• В старину в печке даже мылись и парились.
• На ней тепло и уютно было спать старикам и детям.
Вед: У русской печи велись беседы, а сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами.Печь всегда воспринималась как существо одушевленное.Вот почему отверстие, куда складывались дрова, называлось – как вы думаете, как?
Дети: Рот!
Вед: Правильно рот!
Вед: А часть печи, расположенная над ним называлась? (Чело – лоб)
Дети: Чело – лоб.
Вед: Ой, ты печка – сударыня (поглаживая)
Помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки
Обогрей, освети
Полечи и спаси
В дом богатство неси.
А мы тебя будем прославлять!
1: Ребята, а вы знаете, благодаря русской печки появилась и посуда особой формы - горшки да чугунки.
Вед: Пойду, ухват возьму, да чугунок достану (достает чугунок, ставит на стол.) Ой, ребята,
посмотрите, а в чугунке – то что – то есть… (достает шти),
2: Ах, чудеса – то какие!
Наша печка испекла нам пироги румяные!
Да не простые, а с «начинкою!
Вед: А что еще на столе у нас не хватает?
1: А я вам подскажу:В небо дыра, в землю дыра,а в середине огонь да вода (самовар)
Вед:У самовара не скучаем,
Разговор ведем за чаем!
1- Ой, чай, крепкий чай
Пейте чай чаечек!
2- Чтобы радость приносил
Каждый день денечек!
Вед: А чтоб за чаем не скучали, мы вас будем развлекать (пословицы, загадки, частушки)
- Бабушка седа – бела
Зимой всем мила.
А как лето наступает
Про бабушку забывают (печь)
-Унас в печурочке
Золотые чурочки (дрова в печи)
-Наш дед Ермолай
Съест все, что ни дай (огонь)
-Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает
Что схватит, отдает
Сам в угол идет (ухват)
-Сами не едим, а людей кормим (ложки)
Вед: Молодцы, отгадали все загадки.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ :
Вед: задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу.
1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)
3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)
5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)
6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)
7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)
8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)
- Ой, гости! А я частушки так люблю!
- Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
-Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?
- Хочешь убедить подружку, спой весёлую частушку!
1– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
2– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
3– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
4– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
5– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
Гости начинают собираться
- Ох, пора нам!
- Повеселили мы больших и малых, позабавили молодых и старых!
- Наше вам почтение! До следующего представления!
Рефлексия
Наш музейный урок подошёл к концу, и я прошу вас продолжить фразы:
- Для меня было открытием то, что…
- Мне захотелось узнать…
- Мне пригодятся знания, полученные на музейном уроке…
- Правильно, знания, полученные на уроке, вам пригодятся на уроках литературы при изучении
народного творчества, на уроках истории, музыки, окружающего мира, и др.
Вед:Коли вам понравилось у нас,
Милости просим в следующий раз!
1:Вам, дорогие гости, наши двери всегда открыты.
2: Не обходите нашего порога,коли мимо будет дорога.
Вед:Желаем дней побольше ясных,
Побольше света и тепла,
Здоровья, радости, успехов,
Покоя, счастья и тепла.
Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!
Литература
1. Взаимодействие школы, семьи, общественности в воспитании школьников. Пенза, 1994 г.
2. О содержании воспитательной работы с детьми. Пенза, 1999 г.
3. Внеклассные мероприятия в 5 – 11 классах. Издательство “Учитель”, 2007 г. Волгоград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....
Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников «Живая старина»
Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников «Живая старина» Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.Вы знаете, что такое ...
Сценарий к игре "Умному скучно не бывает"
Внеклассное мероприятие. Публичная ссылка на презентацию к игре https://yadi.sk/d/BiLMbbhDo6S8A...
Конспект внеклассного мероприятия (музейный урок) "За чашкой чая о ремёслах России и Англии»
Данный урок в школьном музее развивает познавательный интерес учащихся к родной истории и к истории страны, изучаемого языка; знакомит их с культурой и развитием ремёсел на Британских островах, позвол...
Мероприятие "Музейный урок "Память пронесём сквозь года..."
Материал для проведения музейного урока...
Проект " Аутентичные произведения Рязанской области "Как бывало в старину" Публикация " «Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами»
Проект "Аутентичные произведения Рязанской области" Как бывало в старину" кратно повествует о специфике музыкальных и игровых моментов в песенном репертуаре Рязанской области. Об особен...
Окружающий мир. УМК «Школа России». Программа и учебник А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класс Тема урока: Какие бывают растения? Урок № 10 из раздела «Природа». Урок изучения нового материала.
Цели урока: Познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе.Оборудование урока: картина-таблица «Лес», гербарий (по группам) мать-и-ма...