Сценарий внеурочного мероприятия(музейного урока) «Как бывало в старину»
план-конспект по краеведению

Белёва Галина Николаевна

Сценарий внеурочного мероприятия(музейного урока)

«Как бывало в старину». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Гордино Афанасьевского района Кировской области

Сценарий внеурочного мероприятия(музейного урока)

«Как бывало в старину»

автор: Белёва Г.Н., учитель истории, краеведения и обществознания

Цель: приобщение детей к народной культуре.

Задачи:

  • ознакомление детей с русским народным обычаем – проведением «Деревенских посиделок»;
  • воспитание у детей эстетического чувства;
  • коррекция и развитие речи, памяти, мышления, внимания у детей.
  • пополнение словарного запаса у детей.

Место проведения: краеведческий зал музея.

Оформление: зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, музыкальные инструменты, кухонная утварь.

Методы и приемы: путешествие по страницам истории своего родного края,  погружение в прошлое, игра, демонстрация экспонатов краеведческого музея, наглядный, словесный, игровой.

Оборудование: предметы крестьянского быта – экспонаты первой экспозиции школьного музея

До начала праздника звучат русские народные песни.

В зал входят гости.

1: Ото всех дверей, ото всех ворот,
выходи скорей, торопись народ!

2: Открываются ворота,
Заходи, кому охота.
А кому неохота?

1: Тоже заходи! 

Ведущая:  Добрый день, гости званные да желанные!     
 Здравствуйте, лебёдки,
 Здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы,

                  Весёлые удальцы.

 1 и 2:Пригласили мы гостей со всех волостей.

Ведущая:Поудобнее садитесь, 
Не спешите, соберитесь. 
Втеплу избу приглашаем, 
Видеть всех мы вас желаем. 
Как в старинку, наши предки
Собирали посиделки, 
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи. 

(Слышится смех, звон бубенцов,  открывается дверь) 
Реб. -Здравствуйте, пустите к себе в избу на посиделки? 
Вед. -А чем платить будете? 
Реб.-А чего надобно? 
Вед. -Да совсем немножко: дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы полпуда, да гороха три ведра, 
         да медку туесок, да масла горшок, да денег пятачок. 
-Вот так немножко! 
-Да пошутила я. Зачем пожаловали? 
-Чайку попить, хозяйку повеселить. 
-Рассказать, послушать, пирогов покушать. 
-Посмеяться, поплясать, себя показать. 


Вед.  Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час
Песней русской да народной мы встречаем гости вас. 
(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.) 

Вед: Сюда вы пришли не только петь да плясать, а про наше село Гордино узнать, как оно появилось,

как зародилось, как житьё-бытьё сложилось (рассказ легенды о происхождении села).

Вед: А  сейчас я вам поведаю, как жили наши деды-прадеды, чем питались, даво что одевались. На полях наших сеяли в основном рожь, овес и ячмень. Из ячменя готовили крупу. Для этого его насыпали в ступу, толкли пестами, а после просеивали и получалась перловая крупа. Из неё варили …

-Кашу.

Вед: Действительно, из перловки варили кашу. А вы знаете, что перловая каша-самая полезная и она являлась самым любимым блюдом Петра 1.А в нашей местности блюдо из перловой крупы называли толстые шти!

Сценка

Мальчик: Ну-ка кто сказал про шти?

Где моя большая ложка,

Похлебаем мы немножко!

Вед: Подожди, не торопись.

И немного потрудись

Мальчик: Я трудиться не люблю,

Квас и сусло я люблю.

Вед.: А ведь действительно, в нашей местности готовили целебные напитки: овсяный квас и сусло из

рощи. А парили их в русской печи. И очень много в меню наших предков было блюд из так    

         называемого подножного корма (рассказ о местных блюдах).

Вед: А загадаю-ка я вам загадку:

Толстая Федора, наедается не скоро

Но зато когда сыта, от Федоры теплота.

Что же это за Федора?

Дети: Печка!

Вед:А знаете ли вы ребята, что русская печь появилась очень, очень давно. Когда-то в старой русской избе была всего лишь одна комната. И почти половину ее занимала русская печка. Ребята, а ну-ка подумайте, для чего нужна была русская печь в те давние времена?

Дети отвечают:

• В ней готовилась еда.

• В русской печке пекли хлеб и пироги.

• В печке парили квас и пиво.

• В печке сушили грибы и ягоды.

• На печке жито сушили,  одежду и обувь.

• В старину в печке даже мылись и  парились.

• На ней тепло и уютно было спать старикам и детям.

Вед: У русской печи велись беседы, а сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами.Печь всегда воспринималась как существо одушевленное.Вот почему отверстие, куда складывались дрова, называлось – как вы думаете, как?

Дети: Рот!

Вед: Правильно рот!

Вед: А часть печи, расположенная над ним называлась? (Чело – лоб)

Дети: Чело – лоб.

Вед: Ой, ты печка – сударыня (поглаживая)

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети

Полечи и спаси

В дом богатство неси.

А мы тебя будем прославлять!

1: Ребята, а вы знаете, благодаря русской печки появилась и посуда особой формы - горшки да чугунки.

Вед: Пойду, ухват возьму, да чугунок достану (достает чугунок, ставит на стол.) Ой, ребята,

посмотрите, а в чугунке – то что – то есть… (достает шти),

2: Ах, чудеса – то какие!

Наша печка испекла нам пироги румяные!

Да не простые, а с «начинкою!

Вед: А что еще на столе у нас не хватает?

1: А я вам подскажу:В небо дыра, в землю дыра,а в середине огонь да вода (самовар)

Вед:У самовара не скучаем,

Разговор ведем за чаем!

1- Ой, чай, крепкий чай

Пейте чай чаечек!

2- Чтобы радость приносил

Каждый день денечек!

Вед: А чтоб за чаем не скучали, мы вас будем развлекать  (пословицы, загадки, частушки)

-  Бабушка седа – бела

Зимой всем мила.

А как лето наступает

Про бабушку забывают (печь)

-Унас в печурочке

Золотые чурочки (дрова в печи)

-Наш дед Ермолай

Съест все, что ни дай (огонь)

-Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает

Что схватит, отдает

Сам в угол идет (ухват)

-Сами не едим, а людей кормим (ложки)

Вед: Молодцы, отгадали все загадки.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ :

Вед: задание:  Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. 

1. Труд –пруд                            (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
2. Слово – воробей.                  (Слово не воробей – вылетит, не  поймаешь.)
3. Журавль – синица                (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
4. Волк – лес.                            (Волков бояться  - в лес не ходить.)
5. Красавица – умница.            (Дом держится  не красавицей, а умницей.)
6. Не храним – плачем.           (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)
7. Снову – смолоду.                 (Береги платье снову, а честь смолоду.)
8. Роток – платок.                     (На чужой роток  не накинешь платок.)
 

 - Ой, гости! А я частушки так люблю!

Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

-Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

- Хочешь убедить подружку, спой весёлую частушку!

1– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая. 

2– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке! 

3– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася, 
А гармошка заиграла
Я не удержалася. 

4– А у нас во дворе
Квакали лягушки, 
А я с печки босиком, 
Думала подружки. 

5– Шире круг, шире круг, 
Дайте круг пошире. 
Не одна иду плясать, 
Нас идет четыре. 

Гости начинают собираться

- Ох, пора нам!

- Повеселили мы больших и малых, позабавили молодых и старых!

- Наше вам почтение!   До следующего представления!

Рефлексия

Наш музейный урок подошёл к концу, и я прошу вас продолжить фразы:

- Для меня было открытием то, что…

- Мне захотелось узнать…

- Мне пригодятся знания, полученные на музейном уроке…

- Правильно, знания, полученные на уроке, вам пригодятся на уроках литературы при изучении

народного творчества, на уроках истории, музыки, окружающего мира, и др.

Вед:Коли вам понравилось у нас,

Милости просим в следующий раз!

1:Вам, дорогие гости, наши двери всегда открыты.

2: Не обходите нашего порога,коли мимо будет дорога.

Вед:Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!

Литература

1. Взаимодействие школы, семьи, общественности в воспитании школьников. Пенза, 1994 г.

2. О содержании воспитательной работы с детьми. Пенза, 1999 г.

3. Внеклассные мероприятия в 5 – 11 классах. Издательство “Учитель”, 2007 г. Волгоград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников «Живая старина»

Сценарий конкурсно- игровой программы для младших школьников  «Живая старина»      Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.Вы знаете, что такое ...

Сценарий к игре "Умному скучно не бывает"

Внеклассное мероприятие. Публичная ссылка на презентацию к игре https://yadi.sk/d/BiLMbbhDo6S8A...

Конспект внеклассного мероприятия (музейный урок) "За чашкой чая о ремёслах России и Англии»

Данный урок в школьном музее развивает познавательный интерес учащихся к родной истории и к истории страны, изучаемого языка; знакомит их с культурой и развитием ремёсел на Британских островах, позвол...

Мероприятие "Музейный урок "Память пронесём сквозь года..."

Материал для проведения музейного урока...

Проект " Аутентичные произведения Рязанской области "Как бывало в старину" Публикация " «Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами»

Проект "Аутентичные произведения Рязанской области" Как бывало в старину" кратно повествует о специфике музыкальных и игровых моментов в песенном репертуаре Рязанской области. Об особен...

Окружающий мир. УМК «Школа России». Программа и учебник А.Плешакова «Окружающий мир» 2 класс Тема урока: Какие бывают растения? Урок № 10 из раздела «Природа». Урок изучения нового материала.

Цели урока: Познакомить детей с названиями групп растений, с растениями,  относящимися к той или иной группе.Оборудование урока: картина-таблица «Лес», гербарий (по группам) мать-и-ма...