Программа дополнительного образования "Истоки"
рабочая программа по краеведению (5, 6 класс)
Программа дополнительного образования "Истоки" туристско- краеведческой направленности для 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoki.docx | 45.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Смаглеевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
396735, Воронежская область, Кантемировский район, село Смаглеевка, улица 50-лет Октября, 16, тел. 59-132, E-mail: smagschool@yandex.ru ОГРН 1023600847269, ИНН 3612005709, ОКПО 49759251
Принята на заседании методического совета от « 28» августа 2021 протокол № 1 | Утверждаю: директор МКОУ Смаглеевской СОШ ______________Квитко О.О.. « 31 » августа 2021 г. Приказ № 54 от 31.08.2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«ИСТОКИ»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Вид: модифицированная
Уровень: стартовый
Автор-составитель: Клочкова Ирина Викторовна, учитель истории |
с. Смаглеевка, 2021 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Истоки» МКОУ Смаглеевской СОШ Кантемировского муниципального района Воронежской области разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)4
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242);
- «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Уставом МКОУ Смаглеевской СОШ Кантемировского муниципального района Воронежской области.
Программа «Истоки» по содержательной направленности является туристско-краеведческой. Программа нацелена на формирование у обучающихся интереса к своему родному краю, уважения к народным традициям.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (5 класс), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.
Рабочая программа краеведческого кружка «Край родной» разработана на основе ФГОС, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Задачи программы
обучающие:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;
развивающие:
- развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные:
- воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод;.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;.
- вступать в беседу на занятии и в жизни
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Край родной» является формирование следующих умений:
- узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
- оценивать правильность поведения людей в природе.
Отличительные особенности
Весь курс программы представляет собой единую систему тем-блоков. Каждый блок представляет собой логически завершённую, относительно самостоятельную часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. Материал расположен в порядке его прохождения от выполнения простых форм до сложных композиций. В программе выделены 7 блоков:
1 блок «Введение»;
2 блок «Моя Родина»;
3 блок «Моя семья»;
4 блок «Наша школа»;
5 блок «Природа родного края»;
6 блок «Культура и быт родного края »;
7 блок «Реки и водоемы родного края»;
Организация учебного процесса
На обучение принимаются дети 5-6 класса (11-12 лет).
Данная программа предусматривает одногодичный курс обучения: 35 часов, 1 час в неделю.
Уровень (стартовый) – обучающиеся получают знания об истории родного края, природе края. Значительное внимание уделяется развитию наглядно-образного, пространственного мышления, а также творческих способностей, творческого воображения, самостоятельности.
Учебно- тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов | Тема занятия | ||
Всего | Практических | Теоретических | |||
1 | Ведение | 2 | 1 | Краеведение –наука о родном крае | |
2 | 1 | Источники краеведческих знаний. Виды источников. | |||
3 | Моя Родина | 11 | 1 | Изучение страны – России. Работа с географической картой России | |
4 | 1 | Изучение Воронежской области. Работа с географической картой области. | |||
5 | 1 | Кантемировский район на карте Воронежской области. Герб Кантемировского района | |||
6 | 1 | Моя малая родина – Смаглеевка | |||
7 | 1 | История села Смаглеевка, (происхождение названия, легенды, предания и сказания ) | |||
8 | 1 | Верования, религии, история Покровской церкви | |||
9 | 1 | История развития сельского хозяйства. Встречи с ветеранами труда. | |||
10 | 1 1 | Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. | |||
11 | 1 | Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. | |||
12 | 1 | Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми. | |||
13 | 1 | Экскурсия по селу. Изучение улиц села. Фотографирование. | |||
14 | 1 | Экскурсия по селу. Изучение достопримечательностей. Фотографирование. | |||
15 | 1 | Составление коллажа улиц села (на выбор Проект «История моей улицы») | |||
16 | 1 | Составление коллажа достопримечательностей села. | |||
17 | Моя семья | 2 | 1 | Я и мое имя. Корни моей семьи. | |
18 | Моя родословная. Составление генеалогического древа | ||||
19 | Наша школа | 3 | 1 | Знакомство с историей школы | |
20 | 1 | Школьный архив. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы | |||
21 | Традиции моей школы | ||||
22 | Природа родного края | 6 | 1 | Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода». | |
23 | 1 | Знакомство с Красной книгой России и Воронежской области. Экскурсия в сельскую библиотеку. | |||
24 | 1 | Животный и растительный мир Воронежской области и нашего поселка. | |||
25 | 1 | Составление проектов (на выбор) «Животные нашего края», «Растения нашего края» | |||
26 | 1 | Ядовитые и лекарственные растения нашего края. Составление коллажа «Внимание - ядовитые растения!» (рисунки) | |||
27 | 1 1 | Изображение в творчестве писателей и художников природы родного края. Изготовление поделок из местного природного материала. | |||
28 | Культура и быт родного края | 2 | 1 | Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников родного края | |
29 | 1 | Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. | |||
30 | Реки и водоемы родного края | 4 | 1 | Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище». | |
31 | Изучение рек и водоемов Воронежской области. Работа с картой | ||||
32 | 1 | Экскурсия на речку Богучарка. Фотографирование. Изучение обитателей и растительного мира реки. | |||
33 | 1 | Составление проекта «Милая сердцу речушка» ( или конкурс рисунков). | |||
34 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Подведение итогов и обобщение. |
Содержание курса
Раздел I. Введение. (1ч.)
Содержание и задачи работы на предстоящий год. Предмет, определение; цели и задачи, содержание курса. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ на занятиях .
Раздел II «Моя Родина» (11 ч.)
История села, поселка (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте). Верования и религии, история храма.
Село в годы гражданской войны и становления Советской власти. Голод 1921-1922 гг. История развития сельского хозяйства.
Ратные подвиги земляков на фронтах Великой Отечественной войны. Трудовой тыл в годы войны. Жизнь села и колхоза после Великой Отечественной войны.
История создания и развития школы.
Обряды, обычаи и традиции народов, населяющих наш край. Знаменитые земляки, встречи с интересными людьми малой родины. Изучение родной школы, села, области (края), страны – России., экскурсия в краеведческий (исторический) музей., экскурсия по селу., работа с географической картой России.
Раздел III. «Моя семья» (2 ч.)
Семья, родословная; генеалогическое древо семьи. Семейные праздники и традиции.
Раздел IV «Наша школа» (3 ч)
История школы. Изучение архива. Выпускники школы
Раздел V Природа родного края (6 ч)
Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода». Работа с Красной книгой. Изучение природных богатств родного края.
Раздел VI Культура и быт родного края (2ч)
Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников родного края. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.
Раздел VII Реки и водоемы родного края (4 ч)
Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Воронежской области и родного села
Итоговое занятие (1 ч.)
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу года обучения учащиеся
должны знать:
историю родного края;
о народах, заселявших родной край;
административно – территориальное деление края в 18-20 вв.;
историю основания села Алексеевка и первых ее жителях;
краткую историю близлежащих деревень;
историю религии родного края;
о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;
о семейных традициях, о своей родословной;
историю создания и развития школы;
о развитии сельского хозяйства в районе;
о растительном и животном мире степей;
о земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны.
Должны уметь и овладеть:
основами исследовательской работы;
навыками работы на персональном компьютере;
бережно обращаться с музейными экспонатами;
навыками интервьюирования.
Способы проверки: наблюдения педагога, ведение личных карт достижений обучающихся, выполнение итоговых работ, творческие проекты, выставки, участие в конкурсах, тестирование.
Критерии оценки деятельности обучающихся на занятиях
- знание содержания материала, использование дополнительной информации по изучаемой теме;
- активность обучающихся в практической деятельности;
- творческий подход к решению поставленных задач, оригинальность способов и методов решения проблем;
- самостоятельность, умение принимать решения, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий;
- умение работать в группе, лидерские качества, способность к сотрудничеству и взаимопомощи;
- правильное изложение мыслей, четкая формулировка.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение программы осуществляется учителем истории образования Первой КК, прохождение курса повышения квалификации 27.02.2020 г. по теме: «Развитие мотивации к творчеству и познанию одаренных детей ресурсами дополнительного образования».
Материально-техническое обеспечение программы
- Учебный кабинет: помещение хорошо проветривается, светлое и отвечает всем санитарно-гигиеническим нормам(«Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41)
Оборудование
- - Канцелярские принадлежности;
- Фотоаппарат;
- Видеокамера;
- Магнитофон;
- Компьютер;
- Ксерокс.
Средства обучения
Дидактический материал, используемый на занятиях: схемы, алгоритмы выполнения, технологические карты, рисунки, иллюстрации, презентации по темам, таблицы, шаблоны
Методическое обеспечение программы
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, викторин, экскурсий, рассказов с привлечением иллюстративного материала, опросов.
Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовление творческих работ для выставок, для участия в конкурсах разного уровня; проведение экскурсий, творческих проектов.
Образовательный процесс осуществляется при помощи различных методов обучения:
- объяснительно-иллюстративного (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- репродуктивного (воспроизводящий);
- проблемного (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути её решения);
-информационно-коммуникативного;
- беседы, диалоги.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источнику передачи и восприятия образовательной деятельности (словесные, наглядные, практические);
- по степени самостоятельности мышления (репродуктивные, проблемно-поисковые);
- по степени управления образовательной работой (под руководством педагога, самостоятельная работа обучающихся).
Применятся разнообразные формы проведения занятий:
– вводное, практическое, занятие – ознакомление с новым материалом, повторение, обобщение и контроль полученных знаний, комбинированные – соединяют в себе различные методы и виды деятельности;
- коллективное творчество, сотрудничество, индивидуальная работа, экскурсии, праздники.
Форма деятельности – творческая мастерская, творческий проект.
Стимулирует интерес к обучению проведение нетрадиционных форм учебных занятий:
- занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины;
- занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение;
- занятия, основанные на методах общественной практики: изобретение, комментарий, аукцион, устный журнал, презентация и т. д.
С целью проверки усвоения понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры. Предлагаются специально составленные кроссворды, мини-викторины, используются словесные игры и различные жанры устного народного творчества.
В проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы.
Особый акцент делается на коллективной работе. Коллективная работа способствует не только разностороннему развитию обучающихся, но и формированию нравственных качеств ребят.
Дружно творить – вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом. Распределять обязанности и поручения надо таким образом, чтобы статус личности и взаимоотношения между лидером, активистами, исполнителями, отдельными детьми не был ущемлён.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие обучающих в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Принципы обучения
- наглядности;
- доступности;
- поэтапное введение лексики;
- системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;
- формирование у детей положительного образа педагога, что повышает рефлексивные способности ребенка.
Контрольно-измерительные материалы
Начальная диагностика проводится в начале года обучения. Ее результаты позволяют определить уровень теоретических знаний и нравственного состояния. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия.
Промежуточная диагностика проводится в течение учебного года по мере прохождения тем-блоков и позволяет проследить результат усвоения.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года (диагностическое исследование, анализ творческой активности: участие в выставках, конкурсах, фестивалях). Творческие работы являются итоговым результатом теоретической и практической работы и определяют степень (уровень) овладения программным материалом.
Используются формы аттестации и контроля
1. Тестовые, контрольные (устный опрос, тестирование).
2. Демонстрационные (организация выставок, конкурсов, презентация).
3. Анкетирование.
4. Проект.
5. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
6. Групповая оценка работ.
7. Деловые игры.
8. Творческий отчёт.
9. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.
10. Карта индивидуальных достижений
Литература:
- Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002.
- Кто есть кто в Марий Эл: Биографический справочник / сост. В.Мочаев. - Йошкар-Ола, 2002.
- ВоронцоваО.П., Галкин И.С. Топонимика Республики Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2002.
- Календарные праздники и обряды марийцев. Этнографическое наследие: Сборник материалов. Вып.1. - Йошкар-Ола, 2003.
- Муравьев А.В. Этнографическая мозаика Республики Марий Эл. - Йошкар-Ола, 2003.
- Акцорин В.А. Прошлое марийского народа в его эпосе. - Саров: Альфа, 2000.
- Китиков А.Е. Марийские народные загадки. Йошкар-Ола, 1973.
- Китиков А.Е. Марийкие народные приметы: Сборник текстов с предисловием. - 2-е изд., испр. и доп. - Йошкар-Ола, 1989.
- Марийские народные сказки /сост.и предисловие В.А.Акцорина. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1984.
- Товаров-Кошкин Б.Ф., Червонная С.М. Художники Марийской АССР. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1978.
- Меджитова Э. Марийское народное искусство. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во,1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...