Проект "Малый город-большая история"
проект по краеведению
Краеведческо-патриотический проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malyy_gorod_-_bolshaya_istoriya.docx | 36.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Южный»
Краеведческо-патриотический проект
«МАЛЫЙ ГОРОД - БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ»
Долгосрочный (октябрь 2021 – май 2022 гг.)
(дети 5-18 лет)
Подготовили:
Стрелкова Е. В.
Рязань, 2022 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Краеведческо-патриотический проект «Малый город – большая история» |
Сроки реализации | Долгосрочный октябрь 2021 г. – май 2022 г. |
Руководитель и авторы проекта | Руководитель и автор проекта: Стрелкова Е. В. |
Цель проекта | Сохранение и популяризация историко-культурных традиций малой родины. |
Задачи проекта | - Культурное просвещение обучающихся; - Формировать у детей позитивное и уважительное отношение к родному городу (области); - Расширить представления обучающихся о традициях, достопримечательностях и истории родного края; - Патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами популяризации истории Рязани и области. |
Целевая аудитория | Обучающиеся ЦДТ «Южный»: Дошкольники (5 – 7 лет) Школьники (7 – 18 лет) |
Планируемые результаты и показатели |
|
Ресурсы | Методические ресурсы: пособия, книги, дидактические материалы. Человеческие ресурсы: педагоги, обучающиеся, родители обучающихся ЦДТ «Южный» Информационные ресурсы: компьютер, ноутбук, телевизор. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»
Д. С. Лихачев
Проблема и Актуальность. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Самые трепетные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом и малой Родиной. Это место, где тебя любят и понимают, где живут самые дорогие для тебя люди – мама и папа, друзья. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему.
В современном обществе центральное направление работы педагога с подрастающим поколением занимает патриотическое воспитание. И на то есть свои причины: дети знают название города, домашний адрес и в качестве достопримечательностей магазины и торговые центры. Но мало, что могут рассказать из истории города, его удивительных местах и традициях. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины связано с местом, где он родился и живет. Задача педагога – помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
Проект проводится с целью: сохранение и популяризация историко-культурных традиций малой родины.
В «Национальной доктрине образования в РФ» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
Задачи:
- культурное просвещение обучающихся;
- формировать у детей позитивное и уважительное отношение к родному городу (области);
- расширить представления обучающихся о традициях, достопримечательностях и истории родного края;
- патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами популяризации истории Рязани и области.
Гипотеза – если с дошкольного возраста обучающиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это станет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры детей.
Формы и методы.
Проект «Малый город – большая история» включает в себя:
- Игровая зарисовка «Как бывало в старину». Фольклорно-этнографический театр «Русич» (педагог Куропова Е. М., концертмейстер Захаров М. Г.) знакомит всех участников проекта с играми и забавами минувших веков;
- Выставка работ «БАБА РЯЗАНСКАЯ»; «Родник добра – рязанское узорочье» (объединение Дизайн-студия «Акварель», руководитель – Богомолова С. В.);
- Выставка работ «Глазастые грибы» (объединение ART-студия, руководитель - Молчанова М. И.);
- Театрализованная зарисовка на стихотворение Н. Н. Брауна «В этом имени – слово «есень»; театральный эскиз на стихотворения С. А. Есенина «Поэт малой Родины – большой страны» (театральная студия «Ювента», педагог Евдокушина Ю. М.);
- Музыкальные зарисовки фольклорно-этнографического театра «Русич» (педагог Куропова Е. М., концертмейстер Захаров М. Г.) с репертуаром аутентичных произведений Рязанской области;
- Музыкальная зарисовка ансамбля «Фантазия» (педагог Мохова Т. М.), произведение «Край березовый, край Есенина»;
- Танцевальная зарисовка хореографической студии «Пляшущие человечки» (руководитель – Рогова С. А., концертмейстер – Аносова Н. А.) современный танец «Лесные друзья», «Вечерний звон»;
- Образы Российской Империи в фотографиях С. М. Прокудина-Горского; восстановление фотографий Рязанской губернии по негативам С. М. Прокудина-Горского (обучающиеся объединения «Компьютерная графика и анимация», руководитель – Меньшова С. А.)
- Видеожурнал МДА «Совушка» «Разоряя города, шла монгольская орда»; «Слава рязанская – сила богатырская» (обучающиеся МДА «Совушка»; руководитель - Гуськова Н. В., пдо: Мохова Т. М., Стрелкова Е. В., Молчанова М. И.)
Участники проекта: педагоги «ЦДТ «Южный» (Гуськова Н. В., Мохова Т. М., Молчанова М. И., Евдокушина Ю. М., Рогова С. А., Аносова Н. А., Богомолова С. В., Куропова Е. М., Захаров М. Г., Меньшова С. А., Стрелкова Е. В.), обучающиеся объединений: Театральная студия «Ювента», ФЭТ «Русич», ДФА «Забава», ансамбль «Фантазия», хореографическая студия «Пляшущие человечки», МДА «Совушка», «Компьютерная графика и анимация», «Art-студия», дизайн-студия «Акварель».
Стратегия и механизм данного проекта:
- Выявление возможностей объединений ЦДТ «Южный» для приобщения обучающихся к изучению родного края. Знакомство с опытом работы коллег, методической литературой, Интернет-ресурсами по данной проблеме.
- Разработка и апробация мероприятий, а также выполнение творческих работ обучающихся.
- Описание и обобщение опыта.
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта предполагает формирование у участников:
- Системы краеведческих знаний;
- Повышение уровня мотивации исследования родного края, изучению исторического прошлого и современных открытий малой Родины и России в целом;
- Уважительное и бережное отношение к культуре и природе родного края и страны;
- Интерес к познанию нового;
- Инициативность и творчество.
Этапы реализации проекта:
Iэтап – подготовительный.
- изучение литературы;
- разработка концепции, идеи;
- подбор материалов;
- изучение возможностей, ресурсов, инструментов программ, таких как Movavi и др.
- мониторинг знаний детей.
II этап - практический.
- работа с детьми;
- работа с родителями.
III этап – заключительный.
- анализ результатов реализации проекта;
- описание и обобщение опыта (выступления, публикация разработок, сборников творческих работ, подготовка инновационного продукта).
Рязань – город с 926летней историей. Но, несмотря на свой почтенный возраст – Рязань старается идти в ногу со временем. В городе открываются новые музеи, проходят квесты по поиску грибов, трансформаторные будки становятся холстом для картин. Древний город Рязань – богат историями и былинами, раскрывающими секреты этих мест.
Эй, народ, народ!
К нам подходи!
На Рязанские чудеса посмотри.
1.Самое известное чудо Рязани - грибы с глазами.
Сколько баек о Рязани!
Остряки давно галдят,
что у нас грибы с глазами:
их едят – они глядят.
Глазастые грибы - первая ассоциация с Рязанью. Никто точно не знает происхождения этого выражения. Но существует большое количество интересных версий этой присказки.
Видеоролик «А у нас в Рязани – грибы с глазами» победил в VIII Всероссийском фестивале-конкурсе туристических видео «Диво России-2021».
И глазастые грибы в городе действительно есть. В народе их называют грибы с глазами и QR-кодами. Этим летом для жителей и гостей Рязани запустили бесплатный квест «А у нас в Рязани грибы с глазами». Для проекта скульпторы Полина и Василий Горбуновы создали маленькие фигурки грибов, которые появились в разных частях города.
«Гриб Мудрец»
«Рязанский коробейник»
«Мужичок-боровичок»
«Грибная команда»
«Грибы с глазами»
«Влюбленная пара»
- Выставка работ «Глазастые грибы» («Art-студия», педагог дополнительного образования Молчанова М. И.);
- Танцевальная зарисовка «Лесные друзья» (Хореографическая студия «Пляшущие человечки». педагог дополнительного образования Рогова С. А., концертмейстер Аносова Н. А.).
2.«Баба рязанская» - «рязанские мадонны»: первое выражение появилось примерно в XIV веке. В то время на Руси главным местом торговли была Москва. Но самую масштабную ярмарку устраивали торговцы из Рязани. В основном за прилавками стояли женщины, которые очень громко зазывали покупателей. Чтобы привлекать еще больше внимания, они одевались в пестрые одежды, носили много украшений и ярко красились. Поэтому со временем «рязанскими бабами» стали называть женщин, которые чересчур ярко и неуместно наряжаются.
Во времена ВОВ и после рязанские женщины олицетворяли всех советских солдаток и матерей, чьи сыновья и мужья не вернулись с фронта. Их начали называть «рязанские мадонны».
- Выставка работ «БАБА РЯЗАНСКАЯ» (Дизайн-студия «Акварель», педагог дополнительного образования Богомолова С. В.).
3. Константиново. С. А. Есенин.
В этой «стране берёзового ситца» недалеко от Рязани родился и вырос Сергей Есенин. Главная достопримечательность этого места – рязанские простор. С высокого берега Оки открываются фантастические пейзажи, которые воспевал поэт, а вблизи одной из смотровых площадок располагается сцена. Каждый год 3 октября, в день рождения Есенина, здесь выступают актеры, декламируя Творчество поэта.
- Театрализованная зарисовка на стихотворение Н. Н. Брауна «В этом имени – слово «есень» (Театральная студия «Ювента», педагог дополнительного образования Евдокушина Ю. М.)
- Театральный эскиз на стихотворения С. А. Есенина «Поэт малой Родины – большой страны» (педагог Евдокушина Ю. М.);
- Музыкальная зарисовка «Край березовый, край Есенина» (ансамбль «Фантазия», педагог дополнительного образования Мохова Т. М.);
4. На Шиловской земле проявили себя герои Древней Руси: Евпатий Коловрат, Добрыня Никитич Рязанич Злат Пояс. Корни этих богатырей принадлежат Шиловскому краю и нынешние жители являются наследниками их славы и чести. С целью сохранения исторической памяти, на берегу реки Оки разворачивается масштабное народное гуляние, историко-фольклорный фестиваль «Слава Добрыни», а на Рыбновской земле в селе Глебово-Городище проходит исторический фестиваль «Битва на Воже».
В монастырской келье узкой.
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
О нашествии Батыя
Написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
- Видеожурналы «Разоряя города, шла монгольская орда», «Слава рязанская – сила богатырская» (МДА «Совушка», педагоги дополнительного образования: Гуськова Н. В., Мохова Т. М., Стрелкова Е. В., Молчанова М. И.)
5. Россия, недаром именуемая в исторических источниках «Русь православная», может похвастать сотнями старинных храмов и монастырей, чья художественная ценность огромна. Рязань – не исключение.
В Рязани купола православных храмов видны практически из любой точки города.
- Танцевальная зарисовка «Вечерний звон»; (Хореографическая студия «Пляшущие человечки», руководитель – Рогова С. А., концертмейстер – Аносова Н. А.)
- Образы Российской Империи в фотографиях С. М. Прокудина-Горского; восстановление фотографий Рязанской губернии по негативам С. М. Прокудина-Горского («Компьютерная графика и анимация», педагог дополнительного образования – Меньшова С. А.)
6. Дамы и господа!
Не ходите никуда, подходите все сюда.
Диво дивное, чудо чудное!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, тут такие чудеса,
Что полопаются ваши глаза.
Ростелеком запустил стрит-арт проект #АртУлочкаРТК – провайдер решил разрисовать свои распределительные телекоммуникационные шкафы по теме «Окна Рязани. Как это было». На каждом изображены реальные резные наличники с существующих или уже утраченных деревянных домов. Внутри этих «окон» - виды городских достопримечательностей или местные пейзажи. Реализует проект художник Александр Синицын.
По-новому взглянуть на уже известные места в городе помогут нам объединения:
- МДА «Совушка». Фотомарафон «Диво Рязани» - интересные места Рязани и области (педагог дополнительного образования Гуськова Н. В.).
- Дизайн-студия «Акварель». Выставка работ «Родник добра – рязанское узорочье» (педагог дополнительного образования Богомолова С. В.)
Результаты проекта и отчетность
Результаты проекта будут представлены на традиционном педагогическом Фестивале инновационных технологий, который проводится в Центре детского творчества «Южный», в мае месяце:
- Презентация проекта «Малый город – большая история»;
- Выступление педагогов-участников проекта;
- Создание видеобанка по проекту.
В дальнейшем – участие в различных конкурсах патриотической направленности с проектом «Малый город – большая история».
Ссылки на Интернет-ресурсы
- https://urok-1sept-ru/turbopages.org/turbo/urok.1sept.ru/s/articles/669628
- https://vk.com/video/@clubteatruventa?z=video-194461788_456239073%2Fclub194461788%2Fpl_-194461788_-2
- http://rusfolklor.ru/archives/13661
- http://cnt-ryazan.ru/publications/anthology/
- http://www.history-ryazan.ru/node/4741
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"
Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
конспект родительского собрания. "Пятигорск - город больших возможностей"
Профориентация.Возможности получения образования и трудоустройства в родном городе...