Доклад «Внеурочная деятельность на основе истории и культуры старообрядцев (из опыта работы)»
материал по краеведению

СветланаГеоргиевнаГребенщикова .............................

Доклад «Внеурочная деятельность на основе истории и культуры старообрядцев (из опыта работы)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Внеурочная деятельность на основе истории и культуры старообрядцев (из опыта работы)»

Традиционная культура старообрядцев (семейских) Бурятии - это

уникальная культура яркой и самобытной этнической группы русского народа. Семейские сохранили традиции Древней Руси, духовный опыт, утраченный другими группами русского народа. В 2001 году духовная

культура семейских признана ЮНЕСКО «шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в список ООН по её сохранению и защите. Одной из целевых программ социально-экономического развития Республики Бурятия является Программа «Возрождение, сохранение и развитие культуры семейских»  направлена на разработку национально - регионального компонента «Культура русского народа» (на примере традиционной культуры старообрядцев (семейских) Бурятии). Данная программа направлена  на воспитание у обучающихся любви к своей малой родине, уважения к традициям своих предков и осознание потребности в исследовании материала. И только школа способна решить поставленные задачи посредством внеурочной деятельности учащихся.

Моя программа “Родные истоки” по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, в рамках реализации Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия, Концепции национально-государственного компонента государственного стандарта образования республики Бурятия.

 Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства и уважения к своему народу, своей малой Родине.

  Программа «Родные истоки»  призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

       Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеках,  в школьном краеведческом музее. Проектная деятельность  включает проведение  наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках в частности Энциклопедический словарь «Старообрядцы (семейские) Бурятии», книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Результаты  внеурочной деятельности  представлены на конкурсах,  районной НПК «Шаг в будущее», где мои ученики ежегодно занимают призовые места. А также выполнение  проектов в форме издания буклетов,  сценарии праздников мероприятий.

Вот перечень некоторых тем моей программы внеурочной деятельности:

-Церковная реформа Никона и протопоп Аввакум;

- Старообрядцы и борьба за веру;

- Старообрядческая книжность;

- Старообрядцы Большого Куналея. Начало родословных    старообрядческих родов;

- Воспитание детей в семейских семьях;

- Семейская одежда. Жилище семейских. Пища семейских.

- « Культ чистоты» семейских

- Песенные традиции семейских;

- Семейские в годы Великой Отечечственной войны. Воины – земляки на фронтах ВОВ; и другие.

Данный курс позволяет повысить интерес к изучению истории и культуры семейского народа. Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, определяет и расставляет свои ценностные ориентиры, исходя из опыта, мудрости предков, оставленных нам в наследство.  И мы делаем всё возможное, чтобы эту историю сохранить.

Мои методические рекомендации для проведения внеурочных занятий по истории и культуры семейских:

  1. При проведении занятий необходимо активно задействовать школьников  в сборе информации о родном селе.
  2. Привлекать учащихся к созданию презентаций, фотовыставок о ветеранах – земляках для школьных музеев.
  3. Активно вовлекать учащихся в процесс исследования прошлого своей семьи, составления родословной, в поисковую работу.
  4. Приглашать ветеранов, родителей, старожилов, которые расскажут ребятам об истории села, района, земляках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внеурочная деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся". Из опыта работы.

В этой презентации я представила игровые формы внеурочной работы по немецкому языку на примере долгосрочного проекта "Театр на немецком языке"....

Информация об опыте Тема опыта: « Развитие познавательного интереса школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности на основе изучения различных материалов и техник».

Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта.Ведущая педагогическая идея Технология описания опыта. Длительность работы над опытом. Диапазон опыта. Теоретичес...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности ОБЪЕДИНЕНИЕ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 6 класс

Программа объединения «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» направленна на формирование представлений о морали и духовности традиционных религий, их роли в культуре, истори...

ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры».

.ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры»....