Доклад «Внеурочная деятельность на основе истории и культуры старообрядцев (из опыта работы)»
материал по краеведению
Доклад «Внеурочная деятельность на основе истории и культуры старообрядцев (из опыта работы)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Внеурочная деятельность на основе истории и культуры старообрядцев (из опыта работы)»
Традиционная культура старообрядцев (семейских) Бурятии - это
уникальная культура яркой и самобытной этнической группы русского народа. Семейские сохранили традиции Древней Руси, духовный опыт, утраченный другими группами русского народа. В 2001 году духовная
культура семейских признана ЮНЕСКО «шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в список ООН по её сохранению и защите. Одной из целевых программ социально-экономического развития Республики Бурятия является Программа «Возрождение, сохранение и развитие культуры семейских» направлена на разработку национально - регионального компонента «Культура русского народа» (на примере традиционной культуры старообрядцев (семейских) Бурятии). Данная программа направлена на воспитание у обучающихся любви к своей малой родине, уважения к традициям своих предков и осознание потребности в исследовании материала. И только школа способна решить поставленные задачи посредством внеурочной деятельности учащихся.
Моя программа “Родные истоки” по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, в рамках реализации Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия, Концепции национально-государственного компонента государственного стандарта образования республики Бурятия.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства и уважения к своему народу, своей малой Родине.
Программа «Родные истоки» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеках, в школьном краеведческом музее. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках в частности Энциклопедический словарь «Старообрядцы (семейские) Бурятии», книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Результаты внеурочной деятельности представлены на конкурсах, районной НПК «Шаг в будущее», где мои ученики ежегодно занимают призовые места. А также выполнение проектов в форме издания буклетов, сценарии праздников мероприятий.
Вот перечень некоторых тем моей программы внеурочной деятельности:
-Церковная реформа Никона и протопоп Аввакум;
- Старообрядцы и борьба за веру;
- Старообрядческая книжность;
- Старообрядцы Большого Куналея. Начало родословных старообрядческих родов;
- Воспитание детей в семейских семьях;
- Семейская одежда. Жилище семейских. Пища семейских.
- « Культ чистоты» семейских
- Песенные традиции семейских;
- Семейские в годы Великой Отечечственной войны. Воины – земляки на фронтах ВОВ; и другие.
Данный курс позволяет повысить интерес к изучению истории и культуры семейского народа. Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, определяет и расставляет свои ценностные ориентиры, исходя из опыта, мудрости предков, оставленных нам в наследство. И мы делаем всё возможное, чтобы эту историю сохранить.
Мои методические рекомендации для проведения внеурочных занятий по истории и культуры семейских:
- При проведении занятий необходимо активно задействовать школьников в сборе информации о родном селе.
- Привлекать учащихся к созданию презентаций, фотовыставок о ветеранах – земляках для школьных музеев.
- Активно вовлекать учащихся в процесс исследования прошлого своей семьи, составления родословной, в поисковую работу.
- Приглашать ветеранов, родителей, старожилов, которые расскажут ребятам об истории села, района, земляках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внеурочная деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся". Из опыта работы.
В этой презентации я представила игровые формы внеурочной работы по немецкому языку на примере долгосрочного проекта "Театр на немецком языке"....
Информация об опыте Тема опыта: « Развитие познавательного интереса школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности на основе изучения различных материалов и техник».
Условия возникновения и становления опыта. Актуальность опыта.Ведущая педагогическая идея Технология описания опыта. Длительность работы над опытом. Диапазон опыта. Теоретичес...
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...
Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)
Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")
В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ОБЪЕДИНЕНИЕ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» 6 класс
Программа объединения «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» направленна на формирование представлений о морали и духовности традиционных религий, их роли в культуре, истори...
ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры».
.ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры»....