Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему

Семенюта Галина Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов на их изучение), требования к уровню подготовки учащихся,, включая личностные и метапредметные результаты,  и критерии оценки их знаний.  Программа содержит календарно-тематическое планирование и рассчитана на 34 учебных часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 490 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО                                                                УТВЕРЖДЕНО

на Педагогическом совете                                                Директор школы:

школы                                                                          ____  Н.Б. Александрова                                                                                                              

Протокол №________                                                Приказ №______

от _________________                                                от _____________

                                  Рабочая программа внеурочной деятельности

«История и культура Санкт- Петербурга»

Возраст обучающихся 12-13

Срок реализации – 1 год

Разработчик рабочей программы:

Семенюта Галина Васильевна, учитель английского языка первой квалификационной категории

Год разработки программы – 2016

РАССМОТРЕНО                                                                                         СОГЛАСОВАНО

на заседании МО                                                 зам.. директора по УВР                                            ---------- Голубицкая А.В.                                                                                                                                                                                                                                              

Председатель МО                                                       -----------2016 года                    

 ___________ Сорокина М. С.

Протокол №

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

2.Содержание учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга»..…………5

3.Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «История и

   культура Санкт-Петербурга» (6 класс)…………………………………………….....9

4. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной

    программы …………………………………………………………………………...13

5. Календарно-тематическое планирование с определением основных

    видов учебной деятельности обучающихся ……………………………………..  16

6. Ресурсное обеспечение программы ………………….…………………………....24

                                         1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена для 6-х классов на 2016-2017 учебный год учителем английского языка первой квалификационной категории Семенютой Г.В. на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
  3. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 и изменений №3 от 29.04.2015.
  4. Устава ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
  5. Образовательной программы основного общего образования ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год
  6. Плана внеурочной деятельности ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.
  7. Годового календарного учебного графика ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.
  8. Инструктивно-методического письма КО СПб №03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.15

Рабочая программа основана на

  1. Л.К. Ермолаева, Н.Е. Абакумова, А.Р. Демидова и др. «Санкт-Петербург – город-музей. Часть 2. Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 6 класса. Санкт-Петербург, СМИО Пресс, Питер, 2015
  2. Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Часть 3. СПб: Издательство «СМИО Пресс», 2012

При разработке программы использовалась авторская программа Л.К. Ермолаевой  Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб. Издательство «СМИО Пресс», 2012 и УМК «Петербург – город-музей»

Авторская программа Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в ней учтены результаты современных теоретических исследований по вопросу о регионально-национальном, краеведческом компоненте в образовательной программе и результаты анализа преподавания курса, предусмотрено количество часов на изучение каждой темы.

Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю).

Цели курса:

способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.

Задачи курса:

1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия;

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания;

  • о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
  • о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

  • ориентироваться в культурном пространстве города,
  • понимать особенности городских объектов как источников информации,
  • применять полученные знания.

4. Совершенствовать общеучебные умения;

5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

Формы проведения занятий:

На уроках используются ведущие принципы современных педагогических технологий:

- уровневая дифференциация,

- коллективные способы обучения,  

- развивающие технологии,

- ИКТ,

- игровые технологии,

- проектная деятельность,

- комплексные занятия, комбинированный урок,

- урок - виртуальная экскурсия,

- урок - лекция; семинар; практикум.

                      Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися и помогает успешно осуществить выполнение программы. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, наряду с уроком в учебном процессе целесообразно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, информатики.

Применение ИКТ в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга играет значительную роль, т. к. на уроках систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов.

Применяемые на уроках ИКТ выполняют следующие функции:

  • стимулировать творческую активность в изучении материала;
  • реализовывать возможности информационных систем;
  • гибкость, адаптивность и учет познавательных возможностей обучающихся;
  • тренировать выполнение навыков, необходимых для успешного учения;
  • использовать различные способы ответа.  

Основная задача ИКТ, применяемых на уроках ИКП – обеспечение высокого качества образования при сохранении сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
  • активизация познавательной деятельности;
  • поддержка устойчивого интереса к обучению;
  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности.

2.Содержание тем учебного курса по предмету

Тематическое планирование курса

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Раздел 1.  Наследие средневековья и наследие Петербурга  - 19 час

Тема 1.Введение. Повторение и обобщение. –

1

2

Тема 2. Наследие Византии, православной Руси и Петербурга

10

3

Тема 3. Наследие Европы и наследие нашего края

9

4

Раздел II «Отголоски» мусульманской, буддистской и китайской и других культур в наследии Петербурга- 4 час

Тема 4. Петербургская синагога как памятник еврейской культуры

       1

5

Тема 5 «Отголоски» китайской культуры в Петербурге

       1

6

Тема 6. Татарская мечеть в Петербурге -  памятник мусульманского мира

         1

7

Тема7.Буддийский храм в Петербурге – уникальное сооружение Европы

 1

8

Раздел III Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга – 4 час

Тема 8. Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге

        2

9

Тема 9. «Отголоски» эпохи Возрождения в памятниках художественной культуры Петербурга

        2

10

Раздел IV Санкт –Петербург – город нового времени – 3 час

Тема 10. Культура нового времени и ее влияние на культуру Петербурга

        1

11

Тема 11. Вклад Петербурга в культурное наследие Европы нового времени

       2

12

Раздел V Создатели уникального наследия Санкт- Петербурга -4 час

Тема 12 Особенности состава населения Санкт -Петербурга

       2

13

Тема 13 Итоговое обобщение. Санкт -Петербург – город-музей

        2

Содержание тем        

Раздел 1.  Наследие средневековья и наследие Санкт -Петербурга- 19 час

Тема 1.Введение. Повторение и обобщение. – 1час

Наследие средневековьяV-XV веков. Наш край –часть Европы и России- участник истории средних веков. Петербург – российский центр изучения средневековья. Петербургские ученые – исследователи средневековья.

Тема 2. Наследие Византии, православной Руси и Петербурга – 8 час

Наследие Византии. Наследие православной православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия –Московская Русь – Петербург. Подлинные памятники Византии  и Руси в Петербурге ( Эрмитаж, Русский музей, Музей истории религии).

Средневековые храмы и монастыри нашего края (Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский монастырь)

Православные храмы и монастыри Петербурга- памятники православной культуры, художественной культуры (архитектура, живопись, мозаика) и истории города.

Тема 3. Наследие Европы и наследие нашего края – 9 час

Введение: наследие средневековой северной Европы.

Старая Ладога –заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, Выборг. Петербургский памятник Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц.

Подлинные памятники средневековой Европы. (экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии).

«Следы» средневековья в архитектуре: храмы, замки, доходные дома.

«Отзвуки» средневековья в художественной культуре: литературе, интерьерах дворцов. «Отголоски» средневековых традиций в жизни города: самоуправление. университет, «рыцарское поведение».

Наследие средневековья –наука геральдика. петербургские гербы – источник информации (герб города, родовые гербы).

Раздел II «Отголоски» мусульманской, буддийской, китайской и других культур в наследии Петербурга- 4 час

Тема 4. Петербургская синагога как памятник еврейской культуры – 1 час

Тема 5 «Отголоски» китайской культуры в Петербурге- 1 час

Тема 6. Татарская мечеть в Петербурге -  памятник мусульманского мира – 1 час

Тема7.Буддийский храм в Петербурге – уникальное сооружение Европы – 1 час

Раздел III Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга – 4 час

Тема 8. Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге- 2 час

Тема 9. «Отголоски» эпохи Возрождения в памятниках художественной культуры Петербурга – 2 час

Раздел IV Санкт –Петербург – город нового времени – 3 час

Тема 10. Культура нового времени и ее влияние на культуру Петербурга- 1 час

Тема 11. Вклад Петербурга в культурное наследие Европы нового времени – 2 час

Раздел V Создатели уникального наследия Санкт- Петербурга -3 часть

Тема 12 Особенности состава населения Санкт –Петербурга- 2 час

Тема 13 Итоговое обобщение. Санкт -Петербург – город-музей –1 час

3.Требования к уровню подготовки обучающихся по учебной программе «История и культура Санкт- Петербурга»

Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно найти новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.

В процессе реализации программы у выпускников будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны и жителя Санкт-Петербурга;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения, прав и свобод человека;
  • освоение гуманистических традиций, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре и религии своего народа и других народов, сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, толерантность;
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
  • развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
  • сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
  • развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • развиты готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В процессе освоения программы выпускники курса достигнут определенных метапредметных результатов:

  • овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • сформируют начальные умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • сформируют начальные умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • научатся использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • научатся использовать различные способы поиска информации (словари иностранных слов, справочники, интернет);
  • овладеют навыками чтения текстов вслух различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами понимания данных текстов
  • овладеют навыками работать в группе, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • овладеют способностью сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • овладеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • овладеют способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности   в различных формах (сообщение, презентация и др.);
  • овладеют навыками сотрудничества с соучениками, коллективной работы, освоят основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • овладеют навыками применения приобретённых знаний и умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивного взаимодействия с другими людьми.

В результате изучения предмета выпускник должен:

1.знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории и культуры Санкт-Петербурга и выдающихся деятелей истории и культуры, связанных с Санкт-Петербургом;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе становления и развития Санкт-Петербурга;
  • ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;
  • необходимость соблюдения правил поведения горожанами, бережного отношения к памятникам наследия.
  •  необходимость регулярного посещения учебных экскурсий, музеев, театров и т.п.

2. уметь

- правильно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;

- перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их историко-культурную значимость;

- перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);

- называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносить фамилию и конкретный памятник; рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также   причины их сохранения;

- объяснять необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;

- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем, представлять ее в виде сообщений, презентаций и др.;

- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;  

- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

- сообщать одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок и прогулок с родителями.  

- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).

- использовать ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить,   какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербург ском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотносить мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;

- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшими школьниками, во внеклассных мероприятиях, в реальной городской среде);

- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);

- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);

- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.

- высказывать оценочные суждения о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;

-находить объекты:

  • по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
  • в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга).

Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:

- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к культурному наследию;

- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;

- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;

- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть проявления влияния античного и средневекового и искусства нового времени в окружающей среде;
  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников Петербурга;
  • объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
  • переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.).

4.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Результаты освоения курса (зачет или незачет) оцениваются с помощью следующих форм контроля:

  • педагогическое наблюдение;
  • викторин, творческих конкурсов и творческих заданий;
  • игр (кроссворды, ребусы, ролевые игры, лексические игры);
  • проектов (индивидуальных и групповых).

Таким образом контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение или составление кроссвордов, компьютерных презентаций), посредством выполнения творческих заданий и проектов, их презентации и последующей рефлексии. Итоговый контроль поводится в виде презентации проектов после изучения курса. Проектная деятельность позволяет проверить, как предметные знания и умения, так и сформированность УУД.

В качестве методов диагностики уровня подготовки детей по истории и культуре Петербурга также используется участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах различного уровня. С учетом специфики предмета «История и культура Санкт - Петербурга» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно. Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Наиболее ценным предоставляется способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость, умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру,

Проект (творческая работа) выявляет уровень грамотности и компетентности обучающегося, является формой проверки умения обучающимся правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося.  Проект выявляет способность обучающегося ставить учебные цели и определять пути их достижения, оценивать свои достижения, аргументировать свои ответы на вопросы при защите.

Критерии устных ответов я учащимися совместно с учителем

Критерии оценки терминологических диктантов

Критерии оценки

Оценка

100- 60% слов написаны правильно

зачет

менее 60 % слов написаны правильно

незачет

При оценке проекта (творческой работы) учителем учитываются содержание, оформление и качество презентации работы:

  • соответствие проекта теме;
  • умение раскрывать тему и сделать выводы;  
  • последовательность и логичность изложения;  
  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;
  • качество оформления работы, использование иллюстративного материала;  
  • самостоятельность, оригинальность замысла и выполнения работы;
  • широта охвата источников и дополнительной литературы;
  • умение сотрудничать с партнерами;
  • умение отвечать на вопросы: аргументированность и лаконичность.

Для самооценки своей деятельности обучающиеся используют карты «Мои достижения» и/или листы самооценки.

Карта «Мои достижения»

№ проекта

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Название проекта

Вид проекта (доклад, книжка, рисунок и т.п.)

Самостоятельность:

-помощь взрослых;

-активная работа в групповом проекте;

-активная работа в групповом проекте.

Сложность:

-очень сложный;

-сложный;

-простой.

Мое настроение при работе:

-отличное;

-хорошее;

-плохое.

Применение:

на уроке для обучения;

украшение класса;

другое применение (написать какое).

Оценка выполнения проекта:

отличный;

хороший;

средний.

Лист самооценки обучающегося

В ходе моего проекта я

Предлагал новые идеи

Определял цели, ставил задачи

Принимал участие в совместной работе (групповой проект)

Задавал вопросы, искал факты, объяснения

Анализировал, обобщал точки зрения; делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь партнерам

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело (групповой проект)


5.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ урока п/п

Тема урока

   Основные виды деятельности учащихся

Виды контроля

     Дата проведения

   Примечание

по плану

по факту

        Раздел 1.  Наследие средневековья и наследие Санкт -Петербурга- 19 час

Тема 1.Введение. Повторение и обобщение – 1 час

1

Что и где хранится и исследуется в Петербурге. Мировые религии.

Работа на уроке

Работа с рабочей тетрадью по заданию

Тема 2. Наследие Византии, православной Руси и Петербурга – 9 час

2

Наследие Византии в средневековой Руси

Устный опрос

Работа на уроке

09

3

Православные храмы Петербурга. Традиции и особенности храмов Петербурга

Устный опрос

Работа на уроке

Составление кроссворда

09

4

Отражение Византии в храмах Петербурга

Устный опрос,

Работа на уроке

09

5

Древняя Русь в архитектуре Петербурга

Устный опрос,

Работа на уроке

Викторина

Лексическая игра

09

6

Петербургские храмы – памятники истории и культуры Петербурга

Работа на уроке

Решение кроссворда

10

7

Православные монастыри в Петербурге

Устный опрос

Разгадка ребуса

10

8

Подлинные памятники Византии в Петербурге

Работа на уроке,

Тест

Проект

10

9

Древнерусские иконы в Русском музее

Компьютерная презентация. Работа с иллюстрациями

10

Создатели города на Неве

Конспект. Ответы на вопросы

Тема 3. Наследие Европы и наследие нашего края –7 час

11

Католические храмы в Петербурге

Работа на уроке

 Игра

10

12

«Отголоски» средневековья в архитектуре Петербурга

Устный опрос

Работа с рабочей тетрадью по заданию

11

13

Петербургские замки. Михайловский замок.

Устный опрос

Работа с рабочей тетрадью по вопросам

11

14

Петербургские гербы –источник информации

Работа на уроке

15

Отголоски средневековья в жизни петербуржцев

Устный опрос

Творческое задание

11

16

Средневековая коллекция Эрмитажа

Устный опрос

Компьютерная презентация

12

17

Архитекторы Петербурга

Работа с фотографиями архитектурных памятников.

Решение кроссворда.

12

Тема 4 Средневековое наследие нашего края. Между Балтикой и Русью.

18

Древнерусские памятники на территории нашего края

Беседа

Кроссворд.

19

Шведские города: исчезнувшие и сохранившиеся

Устный опрос

Игра

Раздел II «Отголоски» мусульманской, буддистской, китайской и других культур в наследии Петербурга- 4 часа

Тема 5. Петербургская синагога как памятник еврейской культуры – 1 час

20

Петербургские евреи. Синагога.

Беседа, ответы на вопросы

01

Тема 6 «Отголоски» китайской культуры в Петербурге- 1 час

21

Китайский дворец в

Ломоносове. Ши-цза – львы-лягушки.

Работа на уроке с рабочей тетрадью

01

Тема 7 Татарская мечеть в Петербурге  -  памятник мусульманского мира

22

Петербургские мусульмане. Мечеть. Восточные мотивы в архитектуре Петербурга.

Устный опрос

Составление словарика по теме

01

Тема8.Буддийский храм в Петербурге – уникальное сооружение Европы – 1 час

23

Буддийский дацан в Петербурге.

Устный опрос

викторина

02

Раздел III Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга – 4 час

Тема 8. Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге- 2 час

24

Произведения мастеров Возрождения в Эрмитаже.

Устный опрос

Составление кроссворда

Компьютерная презентация

02

25

Библейские сюжеты в живописи

Устный опрос

Работа по рабочей тетради по заданию учителя

02

Тема 9. «Отголоски» эпохи Возрождения в памятниках художественной культуры

Петербурга – 2 часа

26

Архитектурное наследие эпохи Возрождения

Составление кроссворда

02

27

«Отголоски» эпохи Возрождения в архитектуре Петербурга

Тест

проекты

03

Раздел IV Санкт –Петербург – город нового времени – 3 час

Тема 10. Культура нового времени и ее влияние на культуру Петербурга- 3 час

28

 Петербург в первой половине 18 века.

Устный опрос

Работа с иллюстрациями

04

29

Петровское барокко

Устный опрос

Составление словарика по теме

30

Исаакиевский собор – храм искусства

Компьютерная презентация

Раздел V Создатели уникального наследия Санкт-Петербурга – 4 часа

Тема 12 Особенности состава населения Санкт –Петербурга- 2 час

31

Многонациональное население Петербурга. Выдающиеся горожане – выходцы из лютеранских стран.

Устный опрос

Решение кроссворда,

05

32

Лютеранские храмы

Викторина

Работа на уроке

Составление кроссворда

05

Тема 13 Итоговое обобщение. Санкт -Петербург – город-музей –2 час

33

Санкт Петербург – уникальный город-музей

проект

05

34

Резерв

05

Итого: по плану – 34 часа, по факту -

6. Ресурсное обеспечение рабочей программы

Литература для учителя

основная

  1. Л.К. Ермолаева, Н.Е. Абакумова, А.Р. Демидова и др. «Санкт-Петербург – город-музей. Часть 2. Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 6 класса. Санкт-Петербург, СМИО Пресс, Питер, 2015
  2. Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Часть 3. СПб. Издательство «СМИО Пресс»,2012
  3. Л.К. 2012.Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб. Издательство «СМИО Пресс», 2013

                                                   Литература для учащихся

основная

  1.  Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Часть 3. СПб. Издательство «СМИО Пресс»,2012

                                                 Литература для учителя и учащихся

дополнительная

  1. Авсеенко В.Н. История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк. – Сотис, 1997.
  2.  Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт. Пособие по истории города с заданиями и тестами. – Санкт-Петербург: Учитель и ученик: Корона принт, 2007.
  3.  Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. Санкт-Петербург: Корона принт, 2009.
  4. Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. – Санкт-Петербург: Корона принт, 2006.
  5. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 (с древнейших времен до конца 18 века). Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012.
  6. Ермолаева Л.К, Лебедева И.М., Захваткина И.З. Страницы жизни нашего края (с древнейших времен до современности). СМИО Пресс, 2004.
  7. Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – Санкт-Петербург, 2004.
  8. Санкт-Петербург: Энциклопедия. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.
  9. Краснолуцкий Охтинская энциклопедия. Малая Охта. М.=СПб, Изд. «Центрополиграф МиМ-Дельта», 2011

Интернет-ресурсы по краеведению

  1. Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
  2. Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
  3. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
  4.  Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
  5. Книги о Санкт-Петербурге  http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
  6. Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
  7. Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
  8. Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
  9. Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса

Учебный кабинет

Мультимедийная доска

Компьютер с доступом в Интернет

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.

Стенд для размещения творческих работ учащихся.

Географическая карта Российской Федерации

Программное обеспечение курса

текстовый редактор Microsoft Word;

мультимедиа редакторы Microsoft Power Point

программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс

Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе  Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования  в ...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс

Пояснительная записка   Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверж...

Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс

Пояснительная записка       1.    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»...

Презентация по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 7 класса. Тема: "Новый для России город".

Материал презентации "Новый для России город" можно использовать при объяснении нового материала на уроке по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" в седьмом классе, но так...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету история "Мой Пермский край"

Рабочая программа по внеурочной деятелности основана на краеведческом материале...