Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов на их изучение), требования к уровню подготовки учащихся,, включая личностные и метапредметные результаты, и критерии оценки их знаний. Программа содержит календарно-тематическое планирование и рассчитана на 34 учебных часа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 490 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на Педагогическом совете Директор школы:
школы ____ Н.Б. Александрова
Протокол №________ Приказ №______
от _________________ от _____________
Рабочая программа внеурочной деятельности
«История и культура Санкт- Петербурга»
Возраст обучающихся 12-13
Срок реализации – 1 год
Разработчик рабочей программы:
Семенюта Галина Васильевна, учитель английского языка первой квалификационной категории
Год разработки программы – 2016
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО зам.. директора по УВР ---------- Голубицкая А.В.
Председатель МО -----------2016 года
___________ Сорокина М. С.
Протокол №
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
2.Содержание учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга»..…………5
3.Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «История и
культура Санкт-Петербурга» (6 класс)…………………………………………….....9
4. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной
программы …………………………………………………………………………...13
5. Календарно-тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся …………………………………….. 16
6. Ресурсное обеспечение программы ………………….…………………………....24
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для 6-х классов на 2016-2017 учебный год учителем английского языка первой квалификационной категории Семенютой Г.В. на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10 и изменений №3 от 29.04.2015.
- Устава ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
- Образовательной программы основного общего образования ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год
- Плана внеурочной деятельности ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.
- Годового календарного учебного графика ГБОУ средней школы №490 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год.
- Инструктивно-методического письма КО СПб №03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 21.05.15
Рабочая программа основана на
- Л.К. Ермолаева, Н.Е. Абакумова, А.Р. Демидова и др. «Санкт-Петербург – город-музей. Часть 2. Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 6 класса. Санкт-Петербург, СМИО Пресс, Питер, 2015
- Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Часть 3. СПб: Издательство «СМИО Пресс», 2012
При разработке программы использовалась авторская программа Л.К. Ермолаевой Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб. Издательство «СМИО Пресс», 2012 и УМК «Петербург – город-музей»
Авторская программа Л.К. Ермолаевой «Система краеведческого образования в школах Санкт – Петербурга»" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в ней учтены результаты современных теоретических исследований по вопросу о регионально-национальном, краеведческом компоненте в образовательной программе и результаты анализа преподавания курса, предусмотрено количество часов на изучение каждой темы.
Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю).
Цели курса:
способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия, которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Задачи курса:
1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами, традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия;
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания;
- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;
- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:
- ориентироваться в культурном пространстве города,
- понимать особенности городских объектов как источников информации,
- применять полученные знания.
4. Совершенствовать общеучебные умения;
5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.
Формы проведения занятий:
На уроках используются ведущие принципы современных педагогических технологий:
- уровневая дифференциация,
- коллективные способы обучения,
- развивающие технологии,
- ИКТ,
- игровые технологии,
- проектная деятельность,
- комплексные занятия, комбинированный урок,
- урок - виртуальная экскурсия,
- урок - лекция; семинар; практикум.
Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися и помогает успешно осуществить выполнение программы. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, наряду с уроком в учебном процессе целесообразно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, информатики.
Применение ИКТ в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга играет значительную роль, т. к. на уроках систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов.
Применяемые на уроках ИКТ выполняют следующие функции:
- стимулировать творческую активность в изучении материала;
- реализовывать возможности информационных систем;
- гибкость, адаптивность и учет познавательных возможностей обучающихся;
- тренировать выполнение навыков, необходимых для успешного учения;
- использовать различные способы ответа.
Основная задача ИКТ, применяемых на уроках ИКП – обеспечение высокого качества образования при сохранении сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка. Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
- построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;
- приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;
- возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;
- возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;
- активизация познавательной деятельности;
- поддержка устойчивого интереса к обучению;
- формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;
- развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности.
2.Содержание тем учебного курса по предмету
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Наследие средневековья и наследие Петербурга - 19 час Тема 1.Введение. Повторение и обобщение. – | 1 |
2 | Тема 2. Наследие Византии, православной Руси и Петербурга | 10 |
3 | Тема 3. Наследие Европы и наследие нашего края | 9 |
4 | Раздел II «Отголоски» мусульманской, буддистской и китайской и других культур в наследии Петербурга- 4 час Тема 4. Петербургская синагога как памятник еврейской культуры | 1 |
5 | Тема 5 «Отголоски» китайской культуры в Петербурге | 1 |
6 | Тема 6. Татарская мечеть в Петербурге - памятник мусульманского мира | 1 |
7 | Тема7.Буддийский храм в Петербурге – уникальное сооружение Европы | 1 |
8 | Раздел III Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга – 4 час Тема 8. Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге | 2 |
9 | Тема 9. «Отголоски» эпохи Возрождения в памятниках художественной культуры Петербурга | 2 |
10 | Раздел IV Санкт –Петербург – город нового времени – 3 час Тема 10. Культура нового времени и ее влияние на культуру Петербурга | 1 |
11 | Тема 11. Вклад Петербурга в культурное наследие Европы нового времени | 2 |
12 | Раздел V Создатели уникального наследия Санкт- Петербурга -4 час Тема 12 Особенности состава населения Санкт -Петербурга | 2 |
13 | Тема 13 Итоговое обобщение. Санкт -Петербург – город-музей | 2 |
Содержание тем
Раздел 1. Наследие средневековья и наследие Санкт -Петербурга- 19 час
Тема 1.Введение. Повторение и обобщение. – 1час
Наследие средневековьяV-XV веков. Наш край –часть Европы и России- участник истории средних веков. Петербург – российский центр изучения средневековья. Петербургские ученые – исследователи средневековья.
Тема 2. Наследие Византии, православной Руси и Петербурга – 8 час
Наследие Византии. Наследие православной православной Московской Руси. Преемственность в религиозной культуре: Византия –Московская Русь – Петербург. Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге ( Эрмитаж, Русский музей, Музей истории религии).
Средневековые храмы и монастыри нашего края (Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский монастырь)
Православные храмы и монастыри Петербурга- памятники православной культуры, художественной культуры (архитектура, живопись, мозаика) и истории города.
Тема 3. Наследие Европы и наследие нашего края – 9 час
Введение: наследие средневековой северной Европы.
Старая Ладога –заповедник средневековой культуры, крепости Ленинградской области, Выборг. Петербургский памятник Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц.
Подлинные памятники средневековой Европы. (экспонаты Эрмитажа, Музея истории религии).
«Следы» средневековья в архитектуре: храмы, замки, доходные дома.
«Отзвуки» средневековья в художественной культуре: литературе, интерьерах дворцов. «Отголоски» средневековых традиций в жизни города: самоуправление. университет, «рыцарское поведение».
Наследие средневековья –наука геральдика. петербургские гербы – источник информации (герб города, родовые гербы).
Раздел II «Отголоски» мусульманской, буддийской, китайской и других культур в наследии Петербурга- 4 час
Тема 4. Петербургская синагога как памятник еврейской культуры – 1 час
Тема 5 «Отголоски» китайской культуры в Петербурге- 1 час
Тема 6. Татарская мечеть в Петербурге - памятник мусульманского мира – 1 час
Тема7.Буддийский храм в Петербурге – уникальное сооружение Европы – 1 час
Раздел III Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга – 4 час
Тема 8. Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге- 2 час
Тема 9. «Отголоски» эпохи Возрождения в памятниках художественной культуры Петербурга – 2 час
Раздел IV Санкт –Петербург – город нового времени – 3 час
Тема 10. Культура нового времени и ее влияние на культуру Петербурга- 1 час
Тема 11. Вклад Петербурга в культурное наследие Европы нового времени – 2 час
Раздел V Создатели уникального наследия Санкт- Петербурга -3 часть
Тема 12 Особенности состава населения Санкт –Петербурга- 2 час
Тема 13 Итоговое обобщение. Санкт -Петербург – город-музей –1 час
3.Требования к уровню подготовки обучающихся по учебной программе «История и культура Санкт- Петербурга»
Познавательный интерес учащихся проявляется в их ориентированности на познание культурного наследия города: желании выполнить дополнительное задание; посетить изученные памятники и найти новые, побывать в музее; прочитать рекомендованную книгу; самостоятельно найти новую информацию; принять участие во внеклассной краеведческой деятельности.
В процессе реализации программы у выпускников будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета:
- осознание своей идентичности как гражданина страны и жителя Санкт-Петербурга;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважения, прав и свобод человека;
- освоение гуманистических традиций, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре и религии своего народа и других народов, сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, толерантность;
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения;
- развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
- сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
- развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развиты готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
В процессе освоения программы выпускники курса достигнут определенных метапредметных результатов:
- овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- сформируют начальные умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- сформируют начальные умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- научатся использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- научатся использовать различные способы поиска информации (словари иностранных слов, справочники, интернет);
- овладеют навыками чтения текстов вслух различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами понимания данных текстов
- овладеют навыками работать в группе, определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- овладеют способностью сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладеют умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- овладеют способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);
- овладеют навыками сотрудничества с соучениками, коллективной работы, освоят основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- овладеют навыками применения приобретённых знаний и умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивного взаимодействия с другими людьми.
В результате изучения предмета выпускник должен:
1.знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории и культуры Санкт-Петербурга и выдающихся деятелей истории и культуры, связанных с Санкт-Петербургом;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе становления и развития Санкт-Петербурга;
- ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;
- необходимость соблюдения правил поведения горожанами, бережного отношения к памятникам наследия.
- необходимость регулярного посещения учебных экскурсий, музеев, театров и т.п.
2. уметь
- правильно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;
- перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного; называют конкретные экспонаты (соответственно программе); узнают их по изображению; рассказывают о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их историко-культурную значимость;
- перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе); рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);
- называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия; соотносить фамилию и конкретный памятник; рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия; разъясняют причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения;
- объяснять необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; дают оценку собственного поведения;
- работать с письменным источником: находить нужную информацию в краеведческих и искусствоведческих справочниках, энциклопедиях, рекомендованных учителем или библиотекарем, представлять ее в виде сообщений, презентаций и др.;
- узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; описывать объекты по памятке, как памятники всемирного и петербургского культурного наследия;
- рассматривать на учебных прогулках реальные городские объекты и музейные экспонаты, извлекая из них информацию с помощью познавательных заданий, составленных учителем, или самостоятельно, составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);
- сообщать одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок и прогулок с родителями.
- обращаться к родственникам как к источникам краеведческой информации (формулировать вопросы; записывать ответы).
- использовать ранее полученные знания (по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета), разъяснить, какой культуры (цивилизации, народа) нашло отражение в конкретном петербург ском памятнике (архитектурном, скульптурном, литературном, живописном, музейном экспонате, произведении декоративно-прикладного искусства) или традиции; соотносить мифы, библейские сказания, легенды, литературные произведения с изучаемыми объектами;
- применять полученные знания и умения (на уроках, на учебных прогулках по городу, при подготовке сообщений, при выполнении творческих работ, а также в общении с родственниками, младшими школьниками, во внеклассных мероприятиях, в реальной городской среде);
- сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;
- комментировать текст, выделять главную мысль в тексте, составлять простой план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения по дополнительной литературе (не более 2 источников);
- обосновывать, аргументировать свой ответ (собственное мнение, оценку);
- извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательные задания.
- высказывать оценочные суждения о памятниках и их состоянии, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к памятникам;
-находить объекты:
- по карте-схеме и карте достопримечательностей города, пригородов; схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга (соответственно программе);
- в реальном городе (по природным ориентирам, по городским ориентирам и доминантам; по маршрутному листу; по карте достопримечательностей, схеме метрополитена и карте транспорта Санкт-Петербурга).
Эмоционально-ценностное отношение к городу учащихся проявляется:
- при выполнении оценочных заданий и высказывании оценочных суждений о памятниках, музеях, о деятельности петербуржцев и отношении современных горожан к культурному наследию;
- при выполнении творческих заданий и мотивации их выполнения;
- в стремлении применить свои знания в реальной жизни;
- в самооценке («я знаю», «я умею», «я хочу узнать»).
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть проявления влияния античного и средневекового и искусства нового времени в окружающей среде;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников Петербурга;
- объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.).
4.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Результаты освоения курса (зачет или незачет) оцениваются с помощью следующих форм контроля:
- педагогическое наблюдение;
- викторин, творческих конкурсов и творческих заданий;
- игр (кроссворды, ребусы, ролевые игры, лексические игры);
- проектов (индивидуальных и групповых).
Таким образом контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение или составление кроссвордов, компьютерных презентаций), посредством выполнения творческих заданий и проектов, их презентации и последующей рефлексии. Итоговый контроль поводится в виде презентации проектов после изучения курса. Проектная деятельность позволяет проверить, как предметные знания и умения, так и сформированность УУД.
В качестве методов диагностики уровня подготовки детей по истории и культуре Петербурга также используется участие в олимпиадах, викторинах, конкурсах различного уровня. С учетом специфики предмета «История и культура Санкт - Петербурга» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно. Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Наиболее ценным предоставляется способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость, умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру,
Проект (творческая работа) выявляет уровень грамотности и компетентности обучающегося, является формой проверки умения обучающимся правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Проект выявляет способность обучающегося ставить учебные цели и определять пути их достижения, оценивать свои достижения, аргументировать свои ответы на вопросы при защите.
Критерии устных ответов я учащимися совместно с учителем
Критерии оценки терминологических диктантов
Критерии оценки | Оценка |
100- 60% слов написаны правильно | зачет |
менее 60 % слов написаны правильно | незачет |
При оценке проекта (творческой работы) учителем учитываются содержание, оформление и качество презентации работы:
- соответствие проекта теме;
- умение раскрывать тему и сделать выводы;
- последовательность и логичность изложения;
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
- самостоятельность, оригинальность замысла и выполнения работы;
- широта охвата источников и дополнительной литературы;
- умение сотрудничать с партнерами;
- умение отвечать на вопросы: аргументированность и лаконичность.
Для самооценки своей деятельности обучающиеся используют карты «Мои достижения» и/или листы самооценки.
Карта «Мои достижения»
№ проекта | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 |
Название проекта | ||||
Вид проекта (доклад, книжка, рисунок и т.п.) | ||||
Самостоятельность: -помощь взрослых; -активная работа в групповом проекте; -активная работа в групповом проекте. | ||||
Сложность: -очень сложный; -сложный; -простой. | ||||
Мое настроение при работе: -отличное; -хорошее; -плохое. | ||||
Применение: на уроке для обучения; украшение класса; другое применение (написать какое). | ||||
Оценка выполнения проекта: отличный; хороший; средний. |
Лист самооценки обучающегося
В ходе моего проекта я | |||
Предлагал новые идеи | |||
Определял цели, ставил задачи | |||
Принимал участие в совместной работе (групповой проект) | |||
Задавал вопросы, искал факты, объяснения | |||
Анализировал, обобщал точки зрения; делал выводы | |||
Находил и исправлял ошибки | |||
Оказывал помощь партнерам | |||
Преодолевал трудности, добивался достижения результата | |||
Осознавал ответственность за общее дело (групповой проект) |
5.Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ урока п/п | Тема урока | Основные виды деятельности учащихся | Виды контроля | Дата проведения | Примечание | |
по плану | по факту | |||||
Раздел 1. Наследие средневековья и наследие Санкт -Петербурга- 19 час | ||||||
Тема 1.Введение. Повторение и обобщение – 1 час | ||||||
1 | Что и где хранится и исследуется в Петербурге. Мировые религии. | Работа на уроке Работа с рабочей тетрадью по заданию | ||||
Тема 2. Наследие Византии, православной Руси и Петербурга – 9 час | ||||||
2 | Наследие Византии в средневековой Руси | Устный опрос Работа на уроке | 09 | |||
3 | Православные храмы Петербурга. Традиции и особенности храмов Петербурга | Устный опрос Работа на уроке Составление кроссворда | 09 | |||
4 | Отражение Византии в храмах Петербурга | Устный опрос, Работа на уроке | 09 | |||
5 | Древняя Русь в архитектуре Петербурга | Устный опрос, Работа на уроке Викторина Лексическая игра | 09 | |||
6 | Петербургские храмы – памятники истории и культуры Петербурга | Работа на уроке Решение кроссворда | 10 | |||
7 | Православные монастыри в Петербурге | Устный опрос Разгадка ребуса | 10 | |||
8 | Подлинные памятники Византии в Петербурге | Работа на уроке, Тест Проект | 10 | |||
9 | Древнерусские иконы в Русском музее | Компьютерная презентация. Работа с иллюстрациями | ||||
10 | Создатели города на Неве | Конспект. Ответы на вопросы | ||||
Тема 3. Наследие Европы и наследие нашего края –7 час | ||||||
11 | Католические храмы в Петербурге | Работа на уроке Игра | 10 | |||
12 | «Отголоски» средневековья в архитектуре Петербурга | Устный опрос Работа с рабочей тетрадью по заданию | 11 | |||
13 | Петербургские замки. Михайловский замок. | Устный опрос Работа с рабочей тетрадью по вопросам | 11 | |||
14 | Петербургские гербы –источник информации | Работа на уроке | ||||
15 | Отголоски средневековья в жизни петербуржцев | Устный опрос Творческое задание | 11 | |||
16 | Средневековая коллекция Эрмитажа | Устный опрос Компьютерная презентация | 12 | |||
17 | Архитекторы Петербурга | Работа с фотографиями архитектурных памятников. Решение кроссворда. | 12 | |||
Тема 4 Средневековое наследие нашего края. Между Балтикой и Русью. | ||||||
18 | Древнерусские памятники на территории нашего края | Беседа Кроссворд. | ||||
19 | Шведские города: исчезнувшие и сохранившиеся | Устный опрос Игра | ||||
Раздел II «Отголоски» мусульманской, буддистской, китайской и других культур в наследии Петербурга- 4 часа | ||||||
Тема 5. Петербургская синагога как памятник еврейской культуры – 1 час | ||||||
20 | Петербургские евреи. Синагога. | Беседа, ответы на вопросы | 01 | |||
Тема 6 «Отголоски» китайской культуры в Петербурге- 1 час | ||||||
21 | Китайский дворец в Ломоносове. Ши-цза – львы-лягушки. | Работа на уроке с рабочей тетрадью | 01 | |||
Тема 7 Татарская мечеть в Петербурге - памятник мусульманского мира | ||||||
22 | Петербургские мусульмане. Мечеть. Восточные мотивы в архитектуре Петербурга. | Устный опрос Составление словарика по теме | 01 | |||
Тема8.Буддийский храм в Петербурге – уникальное сооружение Европы – 1 час | ||||||
23 | Буддийский дацан в Петербурге. | Устный опрос викторина | 02 | |||
Раздел III Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга – 4 час | ||||||
Тема 8. Подлинные памятники эпохи Возрождения в Петербурге- 2 час | ||||||
24 | Произведения мастеров Возрождения в Эрмитаже. | Устный опрос Составление кроссворда Компьютерная презентация | 02 | |||
25 | Библейские сюжеты в живописи | Устный опрос Работа по рабочей тетради по заданию учителя | 02 | |||
Тема 9. «Отголоски» эпохи Возрождения в памятниках художественной культуры Петербурга – 2 часа | ||||||
26 | Архитектурное наследие эпохи Возрождения | Составление кроссворда | 02 | |||
27 | «Отголоски» эпохи Возрождения в архитектуре Петербурга | Тест проекты | 03 | |||
Раздел IV Санкт –Петербург – город нового времени – 3 час | ||||||
Тема 10. Культура нового времени и ее влияние на культуру Петербурга- 3 час | ||||||
28 | Петербург в первой половине 18 века. | Устный опрос Работа с иллюстрациями | 04 | |||
29 | Петровское барокко | Устный опрос Составление словарика по теме | ||||
30 | Исаакиевский собор – храм искусства | Компьютерная презентация | ||||
Раздел V Создатели уникального наследия Санкт-Петербурга – 4 часа | ||||||
Тема 12 Особенности состава населения Санкт –Петербурга- 2 час | ||||||
31 | Многонациональное население Петербурга. Выдающиеся горожане – выходцы из лютеранских стран. | Устный опрос Решение кроссворда, | 05 | |||
32 | Лютеранские храмы | Викторина Работа на уроке Составление кроссворда | 05 | |||
Тема 13 Итоговое обобщение. Санкт -Петербург – город-музей –2 час | ||||||
33 | Санкт Петербург – уникальный город-музей | проект | 05 | |||
34 | Резерв | 05 |
Итого: по плану – 34 часа, по факту -
6. Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература для учителя
основная
- Л.К. Ермолаева, Н.Е. Абакумова, А.Р. Демидова и др. «Санкт-Петербург – город-музей. Часть 2. Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 6 класса. Санкт-Петербург, СМИО Пресс, Питер, 2015
- Ермолаева Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Часть 3. СПб. Издательство «СМИО Пресс»,2012
- Л.К. 2012.Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. – СПб. Издательство «СМИО Пресс», 2013
Литература для учащихся
основная
- Л. К., Л.В. Искровская, Н.Г. Штейн, С.А. Давыдова «Петербург – город музей». Петербургская тетрадь. Часть 3. СПб. Издательство «СМИО Пресс»,2012
Литература для учителя и учащихся
дополнительная
- Авсеенко В.Н. История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк. – Сотис, 1997.
- Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт. Пособие по истории города с заданиями и тестами. – Санкт-Петербург: Учитель и ученик: Корона принт, 2007.
- Е.В. Санкт-Петербург: Пособие по истории города с заданиями и тестами. Санкт-Петербург: Корона принт, 2009.
- Зимина М.С., Лихачева О.О. Храмы Петербурга. – Санкт-Петербург: Корона принт, 2006.
- Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1 (с древнейших времен до конца 18 века). Учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург, СМИО Пресс, 2012.
- Ермолаева Л.К, Лебедева И.М., Захваткина И.З. Страницы жизни нашего края (с древнейших времен до современности). СМИО Пресс, 2004.
- Пукинский Б.К. Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов. – Санкт-Петербург, 2004.
- Санкт-Петербург: Энциклопедия. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса», 2006.
- Краснолуцкий Охтинская энциклопедия. Малая Охта. М.=СПб, Изд. «Центрополиграф МиМ-Дельта», 2011
Интернет-ресурсы по краеведению
- Все музеи Санкт-Петербурга http://www.museys.ru/
- Государственный музей истории Санкт-Петербурга http://www.spbmuseum.ru/
- Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
- Карта Санкт-Петербурга http://www.kartaspb.ru/
- Книги о Санкт-Петербурге http://www.spb-guide.ru/page_5527.htm
- Кунсткамера http://www.kunstkamera.ru/
- Мир Петербурга http://www.mirpeterburga.ru/online/history/
- Мосты Санкт-Петербурга http://www.most-spb.ru/
- Записки о Петербурге http://o-spb.ru/archives/category/istoriya-peterburga
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение курса
Учебный кабинет
Мультимедийная доска
Компьютер с доступом в Интернет
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Географическая карта Российской Федерации
Программное обеспечение курса
текстовый редактор Microsoft Word;
мультимедиа редакторы Microsoft Power Point
программы для воспроизведения аудио- и видео-файлов;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга". 7-9 класс
Рабочая программа по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" 7-9 класс составлена по материалам сборника "Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов
Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования в ...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 5 класс
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверж...
Рабочая программа по предмету: история и культура Санкт-Петербурга 6 класс
Пояснительная записка 1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный государственный образовательный...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»...
Презентация по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 7 класса. Тема: "Новый для России город".
Материал презентации "Новый для России город" можно использовать при объяснении нового материала на уроке по предмету "История и культура Санкт-Петербурга" в седьмом классе, но так...
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету история "Мой Пермский край"
Рабочая программа по внеурочной деятелности основана на краеведческом материале...