Народы России - мордва
статья по краеведению

Статья о народности мордва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_rossii_-_mordva.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Народы России - мордва

Я лакец, я дагестанец, я чеченец,

ингуш, русский, татарин, еврей,

мордвин, осетин…

В.В.Путин

Республика Мордовия на карте России

Республика располагается на восточной части Восточно-Европейской равнины, примерно посередине между Москвой и Волгой. Географически её территорию можно условно разделить на две части: западная часть расположена на Окско-Донской равнине, центральная и восточная части — на Приволжской возвышенности. Наивысшее место в Мордовии — 324 м.

На севере граничит с Нижегородской областью, на северо-востоке — с Чувашией, на востоке — с Ульяновской областью, на юге — с Пензенской областью, на западе — с Рязанской областью.

Мордва – девятый по численности народ Российской Федерации – проживает в Приволжском и Центральном федеральных округах. Причем, согласно переписи 2010 года, лишь треть представителей этого народа живет на территории Мордовской республики. Большая часть мордвы расселена в Пензенской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Самарской и Московской областях.

В состав мордовского народа входят два субэтноса – эрзя и мокша, в свою очередь, у эрзя выделяют такие этнографические группы как шокша и терюхане, а у мокша – каратаи.

В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это то, что переходит в семье от одного поколения к другому; это то, что объединяет всех членов семьи, делая их жизнь радостной и интересной.

Мордовский край Он не велик, но очень живописен. Луга с васильками, ромашками, колокольчиками; луговые реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое время года, — их неяркая красота трогает до слез…

Да, наш народ - мордва по численности не так велик, но он имеет богатейшую и бесценную культуру и традиции своего народа. Каждый из нас должен быть благодарным своему народу за родной язык. Ведь на нем, родном, каждый из нас произносит первые, дорогие сердцу слова: мама, папа (авай, тетя). Видимо, поэтому его называют еще языком, впитанным с молоком матери.

Народ же мордовский известен с древнейших времён. Мордовия является восхитительной республикой, где живет сильный духом народ, который любит свою родину и хранит ее народные традиции и привычки. Мордовский народ можно поделить на две народности. Это эрзя, их еще называют шокша или терюхане, и мокша (каратаи).

Бытует легенда, что очень давно на мордовской земле был единый язык, из которого позже родились эрзянское и мокшанское наречия. Говорят, что эрзяне позаимствовали свою речь у славян, а мокшане взяли корни своего языка у тюрков.

Интересно, что между двумя мордовскими языками нет единого, «правильного» языкового стиля. В их речи перемешаны разные диалекты, которые используются в каждой конкретной территории.

                                   Верования, язык и одежда эрзян и мокшан

Этническая двойственность мордовского народа проявляется прежде всего в наличии у каждого субэтноса собственного литературного языка и в антропологических различиях: считается, что у эрзян во внешности преобладают европеоидные черты, а у мокшан – азиатские. Впрочем, на данный момент это разделение довольно условно: кареглазые люди довольно часто идентифицируют себя как эрзяне, а светлокожие – как мокшане.

Различаются субэтносы и по особенностям традиционного национального костюма. Так, у мокшанок было принято носить широкие штаны и рубашку с поясом. Эрзянки же облачались в рубашку до пят, поверх который надевали своеобразный кафтан - "шушпан". Головы эрзянок покрывали родственные русским головным уборам сороки с круглыми кокошниками, в то время как мокшанки предпочитали специфические платки или шали, внешне похожие на черемисскую чалму. Кстати, в Мордовской республике в последние годы активно пытаются популяризировать народную одежду: национальные костюмы надевают на важные мероприятия, как регионального, так и общероссийского и международного уровня.              

Российские лингвисты и историки считают, что когда-то существовал единый мордовский праязык, из которого позднее выделились эрзянский и мокшанский. У эрзян заметно преобладание заимствований из русского языка, а у мокшан – из различных языков тюркской группы. При этом, у обоих языков нет "чистого" литературного звучания, поскольку они распадаются на множество специфических, перемешанных друг с другом диалектов и говоров, характерных для того или иного региона традиционного проживания. 

Большая часть мордвы - православные, реже -  молокане, лютеране и старообрядцы. Несмотря на это, как и у других народов центральной и южной частей России, культурно-праздничные и бытовые обычаи мордвы тесно связаны с языческими традициями, уходящими корнями в глубокую старину. 

Весёлые мордовские праздники

Обрядово-праздничный цикл всегда начинался зимней порой. По мнению некоторых учёных, задолго до крещения у мордвы появился праздник "роштовань кудо". К этому дню строился или снимался специальный дом, где молодёжь устраивала игры, пляски, а также занималась "магическими" обрядами, большая часть из которых носила весьма фривольный характер… 

А на Новый год дохристианские предки мордвы раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить в новом году богатым урожаем и богатырским здоровьем.

С приходом христианства обычаи приняли существенно более целомудренный, но не менее веселый характер. Словом "калядань-чи" мордва называет рождественский сочельник (в переводе на русский -  день коляды). Этот день ассоциировался и у эрзя, и у мокша с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие. Во время празднования "калядань-чи" дети с весёлыми песнями ходили по домам деревенских жителей, которые угощали их специальными пирожками, называвшимися у эрзян "калядань прякат", а у мокшан – "пярякат".

На масленицу молодые люди катали понравившихся им девушек на салазках, перешучиваясь и закидывая их снежками. Обязательным угощением в эти дни были, естественно, блины, причем не только пшеничные, но и пшённые, и ячменные.

В весенних праздниках мордвы древние языческие мотивы также тесно переплетаются с христианскими. В день Пасхи люди и сейчас, рис.4 Хоровод девушек несмотря на протесты духовенства, традиционно вспоминают умерших родственников, символически прося у них счастья и успеха.

Осень эрзян и мокшан знаменовалась обрядами, посвящёнными окончанию уборочных работ в полях, сбору злаков и фруктов: в древности в начале "золотой поры" люди молились и поклонялись богам плодородия, а в особенности Нороваве. Местом обитания этой могущественной богини мордва считала межу. Чтобы умилостивить Нороваву, обязательно оставляли несжатые полосы ржи и пшеницы, приносили хлеб с солью.

Чуть позже, в октябре месяце, справляли Покров день, который считался сугубо женским праздником. На Покров совершали специфический обряд "покров баба": наряженные в нелепые одежды мордовки ходили по домам, пели песни, танцевали с метлой и веником, тем самым символически выгоняя "домашних вредителей" -  сверчков и тараканов. За это хозяева угощали заботливых соседок пирогами.

Роштовань кудо

По мнению старожилов, ещё задолго до праздника Крещения у мордовцев появился «роштовань кудо» – зимний обрядовый праздник. Как же отмечает его веселый мордовский народ? Молодёжь снимает отдельный дом, в котором организуются забавные игры, любовные пляски, гадания и магические обряды.

Новый год

Также необычно празднуется и наступление Нового года. Когда-то давно предки современного народа мордвы приносили жертвы языческим богам, выкладывая перед ними в новогоднюю ночь ритуальные продукты. Они просили милости, изобилия, хороших урожаев и здоровья в наступающем году.

Калядань-чи

С той поры, как начало зарождаться христианство, обряды сильно поменялись. Но веселье, характерное для народа мордвы, в обрядах осталось. «Калядань-чи» – это рождественский сочельник, который популярен и до сих пор. Для мокши и эрзя этот день традиционно был связан с солнечным восходом и нес с собой надежду на тепло и богатый урожай. Празднуя «калядань-чи», ребятишки с задорным пением заходили в каждый двор, где их баловали вкусными пирогами.

Интересный факт! Даже национальные пироги у эрзян и мокшан называются по-разному. Одни называют их «калядань прякат», а другие – «пярякат».

Масленица

Интересна в Мордовии масленица. Юноши выбирали себе красивых девиц и катали их на санках. Все это было весело и забавно, молодежь смеялась, бросалась снежками. А потом они угощали друг друга горячими блинами из пшеничной, пшенной или ячменной муки.

Пасха

В весенних праздниках мордовского народа присутствуют как языческие, так и христианские мотивы. Народ мордвы празднует Великую Пасху, поминает своих усопших родственников, обращается к ним за помощью.

Праздник в честь урожая

Осень в Мордовии всегда была отличным поводом для праздника в честь завершения всех работ в поле, сбора урожая зерна. С древних времен в пору сбора урожая мордовский народ много молился, обращаясь к ангелам и богам плодородия. Особые молитвы в это время отводятся Нороваве. Ее любимое место располагается на меже. Поэтому считалось, что межу на поле нужно оставить несжатой. Сюда люди до сих пор приносят свои хлеб и соль для Норовавы

                                   Религия

Основная часть народа мордвы – люди верущие. Среди них встречаются молокане, старообрядцы и даже лютеране. Однако, разница в верованиях не мешает народу иметь общие традиции, имеющие языческие корни. Те, что сохранились с незапамятных времен.

Почитатели традиций и обрядов язычества, народы мордвы верили в тысячи божеств. Каждая вещь или явление природы у них имели свое отдельное божество. Женских богов было больше всего: Вирява – лесная богиня и муза, Чиава – светлая, солнечная муза, Кудава – нимфа дома и уюта. Каждая богиня обязательно была замужем. Ее супруг покровительствовал той же стихией или явлением.

Интересный факт! Несмотря на религиозное разнообразие народов, на сегодняшний день большинство из них исповедует православие.

Новорожденного и его маму непременно омывали тремя водами. Воду из-под купания младенца не выливали, в нее опускали купюры. Издревле считалось, что так можно призвать к новорожденному духов богатства и изобилия.

Чтобы грудного ребенка не украли злобные духи, ему под подушку обязательно клали острый металлический предмет. Чаще всего это были ножницы. Еще один способ отвести от ребенка дурной глаз – продать малютку незнакомцу. Обряд этот условный. Мать сразу же перекупала дитя за пару монет.

В своей работе я постаралась рассказать про традиции и обычаи народов мордвы, про мордовский народ. Таким образом, обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. Благодаря нашим талантливым людям, нашу национальность стали узнавать не только на карте полушарии, но и на всех странах мира. Оказывается, народ мордва живёт на прекрасных и живописных просторах земли. Своим голосистым пением мордовский народ доносит всю красоту своей родины и народа. Ах, как красив, наш народ в мордовском костюме! В наряде отражается весь быт и талант моего народа. Но сейчас мало видим людей, которые повседневно носят мордовскую одежду, в основном в наряде ходят наши бабушки и прабабушки. Однако, ещё не потерялся мордовский наряд в мордовских свадьбах. Каждая женщина старается одеть на себя самый лучший свой наряд и погордиться перед другими. Многое в традициях народа изменилось. Всё чаще в свадебный обряд входят обычаи других народов, проживающих на территории Мордовии.

В настоящее время на смену лошади пришёл автомобиль и украшается он лентами, шарами и куклой. Ну, что удивительно, кукла одета в мордовский наряд. Многие люди у себя дома наряжают кукол в мордовскую одежду и у нас дома есть кукла, одетая в мордовский наряд, которая подчеркивает красоту костюма. Мы восхищаемся своей малой Родиной. Она является родиной всех народов, проживающих на ее территории. И мы, и все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась и была совместима по уровню жизни с другими передовыми республиками и областями. Свою работу мне хотелось бы закончить такими строками из песни:

Живи, Мордовия моя,

Храни небесный свет

 Твои прекрасные поля

Осыпал лунный свет

Живи, Мордовия моя,

Не зная горьких бед

Мне без тебя в чужих краях

Другого счастья нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Музыка созданная народом(песни мордвы)"

Данная работа об исторической песне народов мордвы. О современном звучании старинных мелодий...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»

конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51  Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...

Сценарий мероприятия "Многонациональная Россия. Мордва".

Данный сценарий рассчитан на знакомство с мордовским народом. Позволит расширить представления об этнокультурных особенностях города Москвы....

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...