Программа модульного элективного курса "История Новосибирской области.Основы финансовой грамотности"
рабочая программа по краеведению (7 класс)

Кошевых Ольга Николаевна

Программа рассчитана  для работы в 7-8 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Карасукского района

Новосибирской области

Рабочая программа по учебному курсу

«История Новосибирской области. Основы финансовой грамотности»

на период освоения в основной школе

(часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений)

( 2 года)

                                                                             Составитель: Кошевых О.Н.

                                                                            учитель истории

                                                                             высшей квалификациионной категории.

                                                                2020

                             

                                        Пояснительная записка.

             Рабочая программа курса «История Новосибирской области. Основы финансовой грамотности.» является  частью учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.

           Курс «История Новосибирской области.Основы финансовой грамотности» относится к предметной области «Общественно – научные предметы» для основного общего образования, является пропедевтическим курсом по истории Новосибирской области на базе общего среднего образования, является модульным курсом (2 модуля: История Новосибирской области. Основы финансовой грамотности.)          

        Рабочая программа учебного  курса «История Новосибирской области. Основы финансовой грамотности» для основного общего образования разработанана основе нормативных документов:

1.Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва ; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. ( с изменениями   постановлением Главного государственного санитарного врача Р.Ф. от 24 ноября 2015 года №81)

3.Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, г. Москва.

В соответствии с Федеральным государственным  образовательным  стандартом  основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с внесёнными изменениями Приказом Минобрнауки РФ № 1644 от 29 января 2014 года «О внесении изменений в федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования), с учётом:

1.Примерной  основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, реестровый № 5).

2. Основной  образовательной  программы  основного  общего образования МБОУ СОШ №  2 Карасукского района Новосибирской области.

 Общая характеристика учебного курса.

Курс «История Новосибирской области. Основы финансовой грамотности» 

Модуль «История Новосибирской области» рассматривается, прежде всего, как социально-экономический и историко-культурный регион, возникший в результате самоорганизации и специфической исторической деятельности людей, населяющих этот регион, а также внешнего воздействия государственной политики России. Административные границы Новосибирской области, Сибири, которые неоднократно менялись в прошлом и могут измениться в будущем, являются лишь внешним фактором, определяющим вычленение региона как особой общности.

В центре изучения — историческая жизнедеятельность людей, которые определили лицо Сибири как особого региона в составе многонациональной и поликультурной России. Локальное сообщество не только включено в общие природно-климатические и ландшафтные границы проживания, но и объединено спецификой административно-правового положения, особенностями хозяйственной деятельности, социальной организации и духовной жизни. Локальному сообществу присущи особенные черты, которые способствуют проявлению феномена «сибирского характера» и регионального самосознания.

Предполагается, что региональное сибирское сообщество является субъектом собственной истории и имеет коллективную биографию. Эта биография начинается с «рождения» (таковым можно считать заселение Сибири раннепалеолитическим человеком), обладает определенным развитием, отмеченным знаковыми событиями (присоединение к России, реформы Сперанского, постройка Сибирской железной дороги и т. д.), запечатлена в региональной научной, религиозной, художественной, публицистической, обыденной исторической традиции.

При трактовке соотношения истории России и региона учитывается не только оппозиция «общее и особенное», но также соотношение «целое и часть». Часть не проще целого, она содержит в себе целое в сжатом виде, но при этом обладает и собственными специфическими характеристиками и закономерностями развития, в ней происходят только ей присущие события. Например, в период развития в составе Российской империи Сибирь обладала специфическими характеристиками, не присущими России в целом: являлась местом интенсивных контактов разных цивилизаций, осваиваемой окраиной, колонией в экономическом смысле; к этому надо добавить, что здесь практически не было крепостного права.

В порядке реализации воспитательной функции истории материал отбирается и организуется так, чтобы он не призывал к сепаратизму и территориальному распаду, а являлся средством объединения и укрепления России как истинно федеративного, демократического, правового государства, способствовал осознанию сибиряками общности судьбы всего многонационального народа Российской Федерации. Этому служит акцентирование фактов существования экономических, политических, этнических и культурных связей Сибири с центром страны на протяжении 400 лет.

Предъявление данных о развитии традиционной культуры этносов Новосибирской области — одна из центральных проблем изучения региональной истории. Диалог культур сибирских этносов, начавшийся в глубокой древности, продолжается и до настоящего времени. Четырехсотлетний исторический путь сблизил русский народ и другие народы Европейской России с народами Сибири, и они осознают свою общность как выражение общей исторической судьбы. Представленный в учебных пособиях материал, в совокупности с самостоятельными учебными исследованиями учащихся о прошлом их семей, в истории которых найдется немало фактов этнических контактов и взаимовлияния культур, способствует не только воспитанию национального чувства, но и пониманию права каждого народа на развитие его языка и культуры.

Проблема колонизации Сибири, Новосибирской области русскими представлена как сложный и противоречивый процесс, объединивший различные аспекты колонизационной политики – от прямого завоевания до мирного вхождения некоторых народов в состав России. Материалы о деятельности отрядов служилых людей, хищническом промысле соболя, сборе ясака раскрывают военно-промысловый характер колонизации, в котором явственно звучит мотив обогащения, характерный для эпохи колониальных захватов XVI—XVII вв. во всем мире. Но вместе с тем представлена и другая сторона — земледельческая колонизация, известная в научной литературе как вольнонародная, как преимущественно стихийный процесс заселения и освоения пустующих окраинных земель русским народом. Именно эта сторона колонизации оказала наибольшее влияние на изменение производительных сил Сибири,Новосибирской области и культуру ее этносов.

Сквозной методологической идеей, объединяющей содержание курса, является представление о том, что до XVII в. складывались и развивались сибирские варианты традиционного общества, а в XVIII—XX вв. произошла модернизация социальной жизни, экономики, культуры и образа жизни сибиряков. Причем, на ранней стадии модернизация шла преимущественно эволюционным путем, а в советский период доминировали насильственные способы и односторонняя ориентация на решение военно-политических задач, что негативно сказалось на состоянии региона.

Предполагается выявление роли в регионально-национальной истории множества конкретных людей – государственных деятелей, пастырей Церкви, ученых и просветителей, знаменитых и малоизвестных землепроходцев, купцов, крестьян... Их биографии и деятельность увязывают регионально-национальную историю с историей малых сообществ и конкретных семей.

Необходимо донести до учащихся представление о том, что исторические знания не анонимны, их вырабатывают конкретные люди на основе изучения источников, применяя те или иные исследовательские методы. Толкования исторических фактов, существующие в культурном слое общества, могут отличаться одно от другого, и каждый учащийся может составить собственное представление о событиях региональной и местной истории, мобилизовав свой творческий потенциал. 

Предлагаемый в рабочей программе факультативного курса «История Новосибирской области» объем материала является достаточным для формирования у учащихся основных понятий в области истории Сибири, Новосибирской области

Основу  курса «История Новосибирской области» составляют содержательные линии, характерные для исторического курса:

  1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
  2. Историческое пространство — историческая карта Сибири, Новосибирской области ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
  3. Историческое движение:
  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
  • формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и мировоззренческих систем коренного населения Сибири, Новосибирской области;
  • развитие отношений между коренными народами Сибири, Новосибирской области и российским государством (соседство, завоевания, преемственность): проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, – человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Приведенные положения составляют основу рабочей программы факультативного курса «История Сибири»  на ступени основного общего образования.

Описание ценностных ориентиров программы

Изучение  курса «История Новосибирской области» является условием трансляции ценностей и традиций местного общества, выступает своеобразным «мостом» в воспроизводстве коллективной памяти сибиряков, помогает преодолеть отчуждение не вполне сложившейся еще личности школьника и общества. Возникает возможность связать в историческом пространстве интересы формирующейся личности и ее ближайшего окружения с целым рядом базовых исторических категорий: этнос, нация, мировое сообщество, цивилизация. Изучение культуры этносов Сибири, 400-летней истории их совместного проживания с русским народом, безусловно, обогащает национальное самосознание, духовный мир юных граждан, способствует воспитанию комплементарности.

Курс «История Новосибирской области» создает благоприятные условия для повышения общего уровня гуманитарного образования. Во-первых, содержание курса истории России приводится в соответствие с ее территориальными границами, тогда как в федеральной программе превалирует «западно-центрический» подход: не только история древних и средневековых цивилизаций, существовавших на территории Сибири, но и ее историческое развитие в XVII—XX вв., в составе России, не находят места в школьных программах. Такое положение не только обедняет духовный мир сибиряков, но наносит серьезный ущерб и национальному сознанию.

Во-вторых, изучение общих проблем истории Новосибирской области создает условия для осмысления путей развития, сообща пройденных народами Сибири. Известно, что исторические знания оказывают влияние на представления человека о мире, поэтому осознание исторического единства народов Новосибирской области может стать основой личностной позиции гражданина в деле строительства РФ.

В-третьих, региональная история представляет учащимся материал из непосредственного окружения и собственного жизненного опыта, актуальный для эмоционального переживания, интеллектуального и ценностного осмысления. Привлечение краеведческих материалов и фактов «микроистории» (событий из прошлого родного города, села, семьи) делает обучение личностно ориентированным, школьники начинают активно участвовать в процессе познания, а их жизненный опыт и прошлое становятся предметом осмысления.

В-четвертых, региональная история обеспечивает наилучшую основу для применения активных методов обучения (работа с музейными экспонатами и документами, источниками из местных архивов, сбор воспоминаний земляков и т. п.) и тем самым знакомит с методами исторического исследования. Привлечение учащихся к учебно-исследовательской работе по сбору и осмыслению краеведческих материалов способствует развитию их личности.

       Цель курса «История Новосибирской области» – социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой. Такой взгляд формирует мотивы и потребности, побуждающие к участию в делах по благоустройству своей малой Родины.

                       Задачами обучения региональной истории являются: 

  • развитие интереса к истории не только как школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;
  • развитие критического и творческого мышления;
  • формирование собственной исторической позиции и умения аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;
  • обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнения с другими данными;
  • обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;
  • развитие умения работать с дополнительной учебной литературой (учебные пособия по истории Сибири и родного края, хрестоматии, научно-популярные издания и т. п.).

.

Межпредметные связи

Реализация рабочей программы факультативного курса «История Новосибирской области» предполагает определенную специфику межпредметных связей. Предполагается использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках исторического и обществоведческого курсов, но и тесная взаимосвязь предметов обществоведческого цикла в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

         1.В.И.Молодин  «История Новосибирской области». Учебное пособие.ООО «Интеграция: Образование и наука» М-Н 2017г.

                Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений истории Новосибирской области в составе  Сибири, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, отрывки из документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.

Основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий

При конструировании системы учебных занятий  курса «История Новосибирской области»» в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования приоритет отдается целям самореализации обучающихся, затем – формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную учебную деятельность, потом – содержанию учебного материала. Организационные формы и методы обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. При таком подходе акцент переносится с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам обучающийся, его учебная деятельность.

В соответствии с задачами изучения  курса «История Новосибирской области»  на ступени основного общего образования включён материал социокультурного характера, имеющий мировоззренческое значение, пробуждающий интерес к прошлому региона и народов, его населяющих.

Отбор содержания  курса «История Новосибирской области» осуществлён в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий региональной и отечественной истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт учащихся. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков среднего возраста эмоционально-ценностного отношения к событиям и людям, формированию гражданской позиции.

В учебном процессе  курса «История Новосибирской области » проводятся занятия различных типов: учебное занятие; занятие-наблюдение; практическое занятие; экскурсии; конкурсы и развлекательные программы. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

        Основными принципами обучения  курса «История Новосибирской области» являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения. Преподавание  курса «История Новосибирской области » предусматривает использование современных педагогических технологий: дифференцированный подход, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, метод проектов, технология интерактивного обучения (работа в парах; тройках; ролевая игра), технология проблемно–диалогического обучения используется на занятиях открытия нового знания.

Основными формами контроля являются: наблюдения за интеллектуальными способностями детей, защита проектов.

Место предмета в учебном плане.

Курс «История Новосибирской области. Основы финансовой грамотности»» относится к предметной области «Общественно – научные предметы», региональный компонент, изучается в 7-8-х классах.

Количество часов -1 час.в неделю, 7 класс изучается во II полугодии (итого 18 час.), 8 класс изучается в первом полугодии- 17 час

Результаты освоения  

курса  «История Новосибирской области»

Личностные результаты:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием факультативного курса «История Сибири».
  12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  13. Умение работать в материальной и информационной среде основного общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием факультативного курса «История Сибири».

Предметные результаты:

  1. Овладение целостными представлениями об историческом пути народов Сибири как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.
  2. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
  3. Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность.
  4. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории Сибири.
  5. Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников Сибири.

В результате изучения  курса «История Новосибирской области» учащиеся основной школы должны знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории Новосибирской области с древности до наших дней;
  • выдающихся деятелей истории Новосибирской области;
  • важнейшие достижения культуры сибиряков;
  • изученные виды исторических источников.

В результате изучения  курса «Истории Новосибирской области» учащиеся основной школы должны уметь:

  • показывать на исторической карте территории расселения коренных народов Сибири, направления основных экспедиций по изучению ;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Сибири, достижениям культуры.

В результате изучения факультативного курса «История  Новосибирской области» учащиеся основной школы должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для использования знаний об историческом пути и традициях народов нашего региона в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД

  1. Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности.
  2. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  3. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
  4. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной.
  5. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования.
  6. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира.
  7. Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  8. Освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах.
  9. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные УУД:

  1. Овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности.
  2.    Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.).

Коммуникативные УУД:

  1. Умение работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
  2. Умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач.
  3. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.
  4. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
  • на использование элементов причинно-следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой, системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • объяснение изученных положений на конкретных примерах;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Актуальность модуля финансовая грамотность.

В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует,  что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Много кто умеет работать и зарабатывать деньги, но это далеко не многих привело к финансовой стабильности или свободе. Нужно нечто большее, и это большее есть развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться и инвестировать. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Актуальность данной программы продиктована двумя основными факторами:

во-первых, развитие финансовой системы и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы, а программа «Лимон» направлена на ликвидацию финансовой безграмотности школьников;

во-вторых, программа создана для методического обеспечения всероссийского  проекта по финансовой грамотности «Дни финансовой грамотности в России».

 Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Методологической основой данной программы является всероссийская программа непрерывной        социально–экономической        подготовки        учащихся        1-11        классов        (научный руководитель                и        редактор        И.А.Сасова)                и        методические        материалы        по        финансовой грамотности для общеобразовательных организаций.

Новизной программы является ее направленность на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Новизна и принципиальное отличие данной программы - это эмоциональная насыщенность занятий, насыщенность играми, проблемными ситуациями из жизни. Теоретический материал подается в основном в игровой форме, предусмотрены игра- путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-конкурс.

. Содержание программы состоит из пяти разделов, каждая из которых  изучает определённую сферу финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового занятия в разнообразных формах( практические игры, ринги, бои).

Ещѐ одной отличительной особенностью программы является еѐ дистанционная поддержка. Интерактивные упражнения и тесты учащимся можно использовать в качестве домашнего тренинга или в случае пропуска занятий, а родителям это позволяет  осуществлять контроль за результатами обучения ребенка.

К отличительным особенностям программы можно отнести творческую и эстетическую направленность, позволяющую развивать знания, умения  и навыки всех учащихся независимо от уровня освоения ими школьной программы.

Новизна программы заключается в том, что ее реализация основана на современных технологиях, позволяющих развивать в детях творческую активность, вовлекать детей и их родителей в совместную деятельность.

Цель и задачи программы

Цельюмодуля «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

1)        формировать умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, вести элементарные экономические расчѐты;

2)        формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

3)        формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

4)        воспитывать ответственность за экономические решения.

5)        воспитывать бережливость, аккуратность, рационально использовать различные ресурсы; бережно относиться к личному, школьному, семейному и другому имуществу.

6)        формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению образовательного процесса

При разработке программы в качестве исходных принципов были приняты следующие.

Принцип природосообразности, который означает что при построении педагогического процесса необходимо учитывать возрастные и индивидуальные запросы учащихся, знать их возможности, чтобы использовать полученную информацию при организации процесса обучения. Данный принцип способствует развитию социализации, самообразованию, самовоспитанию, самообучению.

Принцип гуманизации направлен на воспитание уважительного отношения к учащемуся, учащихся между собой и с педагогом, когда педагогический процесс основан на полном признании гражданских прав воспитанника и уважения к нему

Принцип целостности и упорядоченности заключается в необходимости обеспечения полного единства и взаимосвязи всех составляющих педагогического процесса.

Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе предполагает самостоятельный поиск необходимых знаний, формирует позитивное отношение обучающихся к процессу обучения, обеспечивает понимание ими сущности экономических проблем, актуальных в современном обществе, способствует их интенсивной умственной и практической работы в процессе обучения.

Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников очень тесно перекликается с предыдущим принципом. Педагогу необходимо поддерживать полезные начинания с обучающегося , ненавязчиво давать      советы,      поощрять      инициативу.    Например,     предоставить        подростку самостоятельность при выборе своей бизнес-идеи.

Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании исторических и культурных ценностей той среды, где воспитывается ребенок.

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

Принцип научности обучения предполагает использование современных достижений развития мировой экономики, при этом научность обучения обеспечивается прежде всего через содержание образования.

Принцип связи воспитания и обучения с жизнью - учащимся преподносятся те сведения, которые необходимы сейчас, в настоящее время.

Содержание программы ориентировано на:

•        удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном и социальном развитии;

•        формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

•        выявление, развитие и поддержку талантливых детей;

•        создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда обучающихся;

•        социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

•        формирование общей культуры обучающихся.

Содержание программы

Содержание программы ориентировано на:

•        удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном и социальном развитии;

•        формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

•        выявление, развитие и поддержку талантливых детей;

•        создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда обучающихся;

•        социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

•        формирование общей культуры обучающихся.

Содержание программы структурировано следующим образом:

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания детей и подростков о деньгах, доходах и расходах семейного бюджета, о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем, применить полученные знания в реальной жизни.

В соответствии с поставленными целями содержание реализуется, в основном, практическими и игровыми методами обучения. Основная форма занятия – игра и групповая творческая работа.

Для достижения поставленных целей в основе организации занятий лежат педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Дифференцированный подход к образовательному процессу, тщательный анализ ошибок учащихся, использование компьютерных технологий, понятно и доступно изложенный материал, использование деловых и настольных экономических игр – всѐ это позволит учащимся овладеть базовыми экономическими и финансовыми понятиями, почувствовать себя увереннее, повысить мотивацию к изучению экономики и финансов.

Дистанционная поддержка образовательного процесса осуществляется с помощью среды,        созданной        на        сайте        учреждения.        Она        включает        упражнения,        моментально проверяющие правильность выполнения, задания в игровой и занимательной формах. Также представлены ссылки на полезные ресурсы и справочные материалы. Это позволяет учащимся, пропустившим занятие, выполнить интерактивные задания, познакомиться с теорией в схемах и таблицах. Также дистанционная поддержка позволяет родителям быть в курсе продвижения детей, т.к. с помощью интерактивных упражнений легко проверить правильность выполненного задания.

Практическая работа предусматривает составление и решение экономических и финансовых задач, поиск информации в справочной литературе, разработка алгоритмов и маршрутных листов, экскурсии, тренинги.

Занятия проводятся с использованием слайдовых презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов.

Обучение по данной программе предполагает частую смену деятельности учащихся, наличие системы формирующего оценивания, применение игровых методов обучения, а также интерактивные упражнения.

Полученные детьми знания позволяют уже в раннем возрасте включиться в решение финансово-экономических вопросов родительской семьи.

В течение учебного года предполагаются консультации для родителей (по их запросу).

  Планируемые результаты освоения программы  

Структура и содержание программы «Основы финансовой грамотности» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

В течении учебного года обучающиеся демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования,  ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету выпускник научится:

-        принимать   рациональные финансовые  решения        в сфере управления личными финансами;

-        проводить своевременный финансовый анализ;

-        ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

-        планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

-        определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

-        основам взаимодействия с кредитными организациями.

основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

-        основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

-        выбирать страховые продукты и страховые компании;

-        принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

-        составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

-        в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-        распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

-        понимать        личную        ответственность        за        решения,        принимаемые        в        процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

-        понимать права и обязанности в сфере финансов;

-        владеть коммуникативными компетенциями;

-        анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

-        определять задачи в области управления личными финансами;

-        находить источники информации для решения финансовых задач;

-        сотрудничать        со        сверстниками        и        взрослыми        в        образовательной   и        учебно- исследовательской деятельности;

-        формировать собственную финансовую стратегию;

-        решать финансовые задачи;

-        проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-        самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-        осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-        самостоятельно        оценивать        правильность        выполнения        действия        и        вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Тематическое распределение часов  курса:

Тема

Кол-во час.

            Содержание

7 класс – 7 час.

        Модуль «История Новосибирской области»:

         «От древности  до вхождения в состав России»

1

Введение в курс истории Новосибирской области.

1

 Периодизация первобытного мира. Сибирские археологи. А.П. Окладников, А.П.Деревянко, В.И.Молодин. Методы археологических исследований.

2

Памятники культуры кочевых народов на территории Сибири.

1

Первобытный мир Новосибирской области. Археологические памятники нашего края эпох палеолита, неолита, бронзового и железного   веков. Основные занятия людей, представления   о мире, характеристика типов  культур.

3

У границ кочевых империй. Образ жизни народов Сибири.

1

Тюркоязычное населения. Венгеровская ,Басандайская ,

Кыштовская культура.

4

Сибирское ханства. Поход Ермака в Сибирь. Присоединение Западной Сибири.

1

Социально-экономическое развитие Сибирского ханства. Причины, этапы и итоги присоединения Сибирского ханства.Образ Кучума и Ермака.

5-6

Начальный этап заселения и освоения русскими нашего края.   Наш край после падения Сибирского ханства. Начало освоения Новосибирского приобья.

2

Наш край после падения Сибирского ханства. Начало освоения Новосибирского приобья.

Появление тракта. Каинский уезд и город КАинск. Образование Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа. Миграция населения в юго-западные районы нашего края

7

Политика Российского правительства в Сибири.

Культура народов нашего края в 17 веке.

1

Отношения России и Сибири после взятия Сибирского ханства. Плюсы и минусы включения Сибири в состав России. Культурное развитие Сибири. Взаимодействие культур.

                                  Модуль «  Основы финансовой грамотности»- 9 час.

8

Деньги: история их появления, эволюция развития и функции.

1

Понятие денег, виды денег, история их появления и развития. Бартер. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

9-10

Источники денежных средств семьи. Расходы семьи.

2

Доходы семьи: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заѐмные средства. Труд и заработная плата. От чего зависит размер заработной платы. Виды заработной платы. Расходы семьи: обязательные, желательные и лишние. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Копить или занимать? Как можно сократить расходы?

11

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

1

Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?». Решение практических ситуаций.

12

Особые жизненные ситуации и как с ними

1

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.

13

Кредит

1

 Кредит: зачем он нужен и где его получить.

Теория. Кредит: понятие, виды, принципы, параметры выбора необходимого вида кредита. Оценка финансового состояния и возможностей при взятии кредита. Условия кредитования. Дебетовая и кредитная карты. Риски кредитования. Кредитный договор.

Практика. Расчет стоимости кредита. Изучение кредитного договора. Практическая работа

«Соотнести вид кредита с целью кредита». Круглый стол « Кредит – жизнь в долг или способ удовлетворения потребностей».

14

Семья и государство: как они

взаимодействуют        

1

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.  Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. 

15

Налоги

1

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Виды налогов. Организация сбора налогов.  Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

16

Промежуточная аттестация. Защита проектов.

1

Защита проектов по выбранным темам. (см.темы проектов)

17

Семья и финансовые организации:

1

Как сотрудничать без проблем .Банки и их роль в жизни семьи. Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Операции банка. Банковские карты. Банковский процент.

18

Урок обобщения

Итого:

18 час.

Модуль «История Новосибирской области» 8 класс.

Сибирь в составе России. (7 час.)

1

Как старики поставили традиционный мир приобской  и барабинской деревни.

1

Что такое традиция и традиционная культура. О чем рассказывают общественные приговоры. Традиционные меры длины. Народная агрономия и экология. Приходская церковная жизнь.

2

Трансформация  деревенской жизни в нашем крае в 19 веке нач.20в

1

Административные преобразования, прирост населения. Реформирование общественных отношений, развитие сельскохозяйственного производства. Жизнь на Московско-Сибирском тракте. Переселенческое движение.

3

В период подъема. Накануне великих потрясений

1

Развитие городов Каинска и Колывани. Строительство Великого Сибирского пути, Алтайской и Кулундинской железных дорог. Основание Новониколаевска, его развитие. Наш край в начальный период Первой Мировой войны.

4

Новосибирская область в ХХ-нач.ХХ1 веков.(

1

Начало революции 1917 г.от февраля к отктябрю. Установление советской  власти в нашем крае. Первые мероприятия советской власти,отношение к ним населения.

Гражданская война на территории  Новосибирской области.

5

Период социалистической модернизации общества.

1

Индустриализация в Новосибирской области. Коллективизация.

6

Суровые годы Великой Отечественной войны

1

Мобилизация ресурсов на отпор врагу. Боевой арсенал Красной армии. Трудовой подвиг крестьянства.

7

Наш край в послевоенное десятилетие

1

Новые задачи промышленности. Послевоенная деревня. Духовная жизнь после войны. Новая социально-экономическая стратегия. Освоение целинных и залежных земель.Компания «догнать и перегнать Америку»!Развитие науки.

8

В годы «застоя» и  «перестройки».

1

Новые задачи экономики. Хозяйственно-экономическая  жизнь  в эпоху перестройки

9

Новосибирская область в 1990-х гг.В начале нового тысячелетия.

1

Новосибирская область-субьект Российской Федерации. Рыночные реформы.

Модуль «Основы финансовой грамотности»

10

Я потребитель.

1

Кто такой потребитель. Права и обязанности потребителя. Информация. Учимся читать этикетки. Государственные службы на защите прав потребителя.

11

Финансовое мошенничество.

Как себя защитить?

1

Финансовые риски: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков. Финансовые пирамиды.

Практика. Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы. Решение ситуационных задач.

12

Социальные пособия.

1

Государственная поддержка некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.

13

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

1

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

Теория. Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы и расходы с помощью финансовых организаций.

14

Собственный бизнес.

Валюта в современном мире.

1

Мировой валютный рынок. Валютный рынок России. Типы валют. Обменный курс. Практика. Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Бизнес. Малый бизнес. Предпринимательство. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Бизнес-план. Кредит. Реклама. Финансовые показатели бизнеса.

15

Промежуточная аттестация.

Защита проектов.

Защита проектов по выбранным темам(см.темы проектов)

16

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. Виртуальные ловушки в сети Интернет

1

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. Страховой рынок России.

Теория. Страхование, виды страхования. Страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании. Договор на услуги по страхованию. Алгоритм действий при наступлении страховых случаев. Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Теория. Способы мошенничества в сети Интернет. Фишинг. Фарминг. Скандинавский аукцион. «Семь кошельков». Лже-интернет-благотворительность. Правила безопасной работы.

Итого:

16час.

Примерные темы учебных проектов:

Модуль «История Новосибирской области»

1.Охота в древности и в наше время.

2.Барабинские татары и русские в 18 веке: взаимоейсвие культур.

3.Сузунская слобода и сузунские предприятия в 18 веке пер пол19 еков.

4.Традиционная культура нашего города.

5.Традиционные игры детские игры и молодежные забавы нашего края.

6.Топонимические предания и легенды нашего края.

7.Взаимодействие национальных культур в нашем крае.

8.Роль «столыпинских» переселенцев в истории нашего района.

9.Судьба переселенческих поселков,деревень в конце 19 –х -20 веков.

10.Сибирский ГУЛАГ: судьбы людей в Советском Союзе людей, репрессированных                  в Новосибирскую область.

11.Судьбы моих предков в годы коллективизации.

12.Новосибирск-культурная столица Сибири.

             

 Модуль «Основы финансовой грамотности»                

        1.Где ты встречаешься с экономикой"

                2.Как создать свой бизнес.

              3.История денег в России.

              4.Монетные дворы России.

              5.Как появились банки в России.

               6.История банкнот в России. Екатерина 2.

               7.Финансовое мошенничество. Разнообразие финансовых рисков.

              8.Интернет мошенничество.

              9. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.

              10. «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?»

Список литературы:

Модуль «История Новосибирской области»

  1. Горюшкин Л. М., Миненко Н. А. Историография Сибири дооктябрьского периода (конец XVI – начало XX в.). Новосибирск, 1984. 
  2. Ильиных В. А., Ноздрин Г. А. Очерки истории сибирской деревни. Новосибирск, 1995.
  3. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. – февраль 1917 г.). М., 1991.
  4. История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1995. Т. 1-3.
  5. История Сибири. Первоисточники. Новосибирск, 1992-1999. Вып. 1-9.
  6. История Сибири. Учебное пособие. Томск, 1987.
  7. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Л., 1967-1969. Т. 1-5.
  8. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск, 1994-1996. Т. 1-4.
  9. Крестьянство Сибири в период строительства социализма (1917-1937 гг.). Новосибирск, 1983.
  10. Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Новосибирск, 1983.
  11. Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982.
  12. Население Западной Сибири в XX веке. Новосибирск, 1997.
  13. Народы России. Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. М., 1994.
  14. Очерки русской литературы Сибири. Новосибирск, 1982. Т. 1—2.
  15. Рабочий класс Сибири в дооктябрьский период. Новосибирск, 1982.
  16. Рабочий класс Сибири в период строительства социализма (1917-1937 гг.). Новосибирск, 1982.
  17. Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. Тюмень, 1990-1999. Вып. 1-9.
  18. Сибирское измерение российской геополитики. Новосибирск, 1995.
  19. Сибирь: проекты XX века. Сборник научных статей. Новосибирск, 1996.

             

 Модуль «Основы финансовой грамотности»                

1.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.

2.Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

3.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

5.Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

6.Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2010.

7.Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

8.Липсиц И.В. Экономика без тайн.- М.:Дело,1993.

9.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.

10.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

11.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

12.Липсиц И.В.Удивительные приключения в стране Экономика.-М.: ВитаПресс, 1993.

Интернет-ресурсы

  1. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
  2. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
  3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
  4. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
  5. www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
  6. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
  7. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
  8. www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
  9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединѐнная биржа.
  10. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.
  11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.
  12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
  13. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
  14. www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
  15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
  16. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
  17. www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
  18. www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.
  19. www.imf.org – Международный валютный фонд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа и тематическое планирование работы школьного кружка «Финансовая грамотность»

Программа содержит цели и задачи реализации программы, методы и формы работы кружка,содержане и тематическое планирование курса....

Рабочая программа по географии 8 класс с основами финансовой грамотности

Данная рабочая программа разработана с основами финансовой грамотности....

Рабочая программа модульного элективного курса «Юный физик»

Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, повышению интереса учащихся к физике и  предполагает широкое использование методов активного ...

Элективный курс по теме "Основы финансовой грамотности"

Расширение и углубление представления учащихся об элементах и приемах решения задач по финансовой математике....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по теме "Основы финансовой грамотности".

Рабочая программа по внеурочной деятельности по теме "Основы финансовой грамотности" для 9 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Основы финансовой грамотности в старшей школе» для 10-11 классов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ«Основы финансовой грамотности в старшей школе»  для 10-11  классов          С цель обучения школьн...