методический материал о сайгаках
классный час по краеведению
Методический материал для классного часа Экология
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ЖИВЕТСЯ САЙГАКАМ В РОССИИ?
К настоящему времени у сайгака в России осталось лишь одно постоянное пристанище - Калмыцкая степь. Но и здесь эта антилопа оказалась на грани гибели: несмотря на запрет промысла, поголовье сайгака в Калмыкии снизилось более чем на 90% только за последние 5 лет!
В 2002 г. Российский комитет по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» предпринял опрос специалистов-биологов с целью выяснения их мнений р главных причинах снижения численности сайгака и о том, что, нужно сделать для его сохранения. В опросе приняли участие 124 человека: 96 - из России, по б – из Жазахстана/ и Узбекистана, 3 - из США, 2 - из Монголии, по одному -из Азербайджана, Великобритании и Нидерландов, а также 8 представителей международных природоохранных организаций.
В 2003 г. участники международного проекта по сохранению сайгака, осуществляемого при поддержке фонда «Дарвинская инициатива» (Великобритания), опросили 68 жителей Яшкульского района Республики Калмыкия с целью выяснить их взгляды на судьбу этого вида.
Как свидетельствуют результаты двух опросов, позиции местных жителей и специалистов во многом сходны. Главное - обе группы большинством голосов признали, что судьба сайгака в России зависит прежде всего от людей. Показательно, что хотя примерно в каждом пятом случае и местные жители, и специалисты упоминали хищников в числе «виновников» снижения поголовья сайгака, борьба с хищниками не попала в список важнейших мер по его сохранению - в отличие от борьбы с браконьерством, которое, по общему убеждению, является главным истребителем сайгаков в России.
КТО ВИНОВАТ?
Главные причины сокращения поголовья сайгака
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Меры, Которые Нужно предпринять для спасения сайгака
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
■ Сайгак — один из самых древних среди ныне живущих зверей.
Пятьдесят тысяч лет назад, когда ледники занимали огромные пространства в Европе и Азии, сайгаки жили бок о бок с мамонтами и шерстистыми носорогами. Их общим домом были тундростепи — низкотравные сообщества, окаймлявшие ледниковые щиты. В то время сайгаки обитали на территории от Англии до Аляски, доходя на севере до Новосибирских островов. Около 10 тысяч лет назад произошло потепление и увлажнение климата. Талые ледниковые воды поглотили пояс тундростепей. Большинству его обитателей не удалось найти для себя нового места на земле, но Сайгак обрел «вторую родину» в степях и полупустынях, — и его по праву называют «живым ископаемым».
■ Сайгак — один из самых быстрых зверей. Уходя oт опасности, он может развивать скорость до 70~км/ч и поддерживать ее длительное время. Столь быстрый бег в сочетании с выносливостью позволяют здоровым взрослым сайгакам легко спасаться от волков. При быстром беге сайгак держит голову низко и весь окутан облаком пыли, а зимой — снегом. Именно тогда сайгаку приносит большую пользу замечательный хобот-нос, который очищает вдыхаемый воздух от пыли, а когда холодно — прогревает его.
Калмыкии были приняты более 360 лет назад. Это произошло на совете ойратов (впоследствии названных калмыками), который состоялся в 1640 году, вскоре после их переселения из Джунгарии в низовья Волги. Одним из решений совета был закон о выделении специальных «зон покоя» для сайгаков, в пределах которых запрещалось охотиться и выпасать скот. Нарушителю грозил огромный штраф: один верблюд и девять коров. Ойратский закон о сайгаке был, вероятно, одним из первых юридических актов по охране диких животных, принятых на территории нынешней России.
■ Сегодня судьба сайгака висит на волоске!
В 2002 году сайгак был внесен в Красную книгу Всемирного союза охраны природы как вид, «находящийся под угрозой исчезновения».
В 2003 году на территории Республики Калмыкия началось выполнение трехлетнего международного проекта по сохранению сайгака, поддержанного фондом «Дарвинская инициатива» (Великобритания).
Руководитель проекта:
Элеонора Дж. Мильнер-Гулланд (Королевский колледж, г. Лондон)
Координатор проекта по России:
Анна Лущекина
(Российский комитет по программе ЮНЕСКО
«Человек и биосфера», г. Москва)
Организации-участники проекта в Калмыкии:
♦Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Республике Калмыкия
♦ Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН
♦Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли»
♦Центр диких животных Республики Калмыкия
♦Охотуправление Республики Калмыкия
Основная цель проекта — создание общественного совета по охране сайгака на территории Калмыкии.
•В качестве первого шага к достижению этой цели, весной и летом 2003 г. участники проекта Лини Кюль (Королевский колледж), Наталья Балинова (КИГИ РАН), Денис Горяев и Марина Фролова (заповедник «Черные земли») предприняли исследование общественного мнения по проблеме сохранения сайгака среди жителей Яшкульского района. Некоторые результаты проведенных опросов представлены в этой листовке.
•В рамках проекта также производились наблюдения за рождением и ростом сайгачат на территории заповедника «Черные земли». Важной особенностью этих работ является то, что они выполнялись щадящими методами, без причинения ущерба животным.
Участники проекта выражают сердечную благодарность жителям Калмыкии, нашедшим время, чтобы поделиться своими знаниями о сайгаке и тревогой за его будущее. Ваше участие совершенно необходимо для сохранения этого прекрасного творения природы. Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал
методическая разработка для классного руководителя...
2 часть «Музыкально-практический материал» к работе « Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся»
Методический материал для учителя, ноты, тексты песен....
Специальные карточки. Повторение материала. Методический материал "Иди по стрелке"
Методический материал...
Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"...
Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»
Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...
Методический материал на IV Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Республике Бурятия «Читая, изучаем историю страны (по произведениям А. Гайдара)»
В связи с тем, что в настоящий момент вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения приобретают первостепенный характер для нашего общества, идея воспитания гражданственности и патриотизм...