Презентация "Исповедь нашедшей себя души"
классный час (9 класс) по теме

Мандрико Оксана Николаевна
"Немец Поволжья. В сорок первом это звучало как приговор. Тогда дедушке исполнилось четырнадцать. Трудармия. Урал. Шахта. Тяжелые совковые лопаты в руках под­ростков, загружающих и разгружающих вагонетки с углем. Теснота и смрад бараков. Неприкрытая враждебность русских. Словно ты чем-то провинился перед ними, толь­ко потому, что родился немцем." Данная презентация может быть использована для подготовки к классному часу на тему: "Памяти жертв политических репрессий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon moemu_dedushke_.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Die Bekenntnisse der Seele, die sic h gefunden hat.» D ie Erinnerungen an meinen Grossvater Iwan Filippowitsch Miller

Слайд 2

«ИСПОВЕДЬ НАШЕДШЕЙ СЕБЯ ДУШИ» Воспоминания о моем дедушке Иване Филипповиче Миллере.

Слайд 3

Вы верите в возрождение души? Вам никогда не казалось в совершенно незнакомом месте, что Вы были здесь, и не раз? У Вас никогда не замирало сердце при мысли, что в Вашей душе живет что-то неизведанное, далекое, и в то же время до боли знакомое, родное? Человек приходит в этот мир с первым криком, забывая о том, кто он, что он и зачем. Пройдет немало времени, прежде чем он начнет осознавать себя в пространстве и времени. Но если очень постараться, в памяти начнут всплывать яркие островки воспоминаний. Вы словно возвращаетесь в прошлое, заново переживая уже случившееся.

Слайд 4

«Дедушка! Дедушка уже пришел! Дедуль, я лечу!» - восторженно кричала маленькая девчушка с растрепанными косичками, подлетая к самому потолку. Большие теплые руки подхватывали ребенка и осторожно опускали на пол. Наверное, это самое яркое воспоминание моего детства. Я любила встречать своего дедушку, возвращающегося с работы. В грязной спецодежде, в каске с фонариком, с въевшейся в лицо угольной пылью, усталый, но всегда улыбающийся, он подхватывал меня на руки и подбрасывал вверх. А мне тогда казалось, что нет на земле девчонки счастливей...

Слайд 5

Почти сразу после моего рождения мама была вынуждена устроиться на работу и отдать меня на воспитание своим родителям. Для меня тогда не было человека роднее дедушки. Когда он задерживался на работе, я садилась у порога и терпеливо ждала. Ждать – вот первое, чему научил меня мой дедушка. Ждать терпеливо, с верой, надеждой и любовью. После обеда я забиралась к дедушке на колени и болтала без умолку. Дед ласково называл меня своей скворушкой, выслушивая все мои новости, а я расчесы­вала его поседевшие волосы, густые брови, исследовала мягкие голубоватые жилки на его натруженных шершавых руках с навсегда въевшейся в них угольной пылью. А еще я любила слушать дедушку. Прошло почти 20 лет, но я еще не встретила более интересного и внимательного собеседника.

Слайд 6

Жизнь мудра. Вы никогда не ловили себя на этой мысли? Она с особой тщательностью выстраивает грядущие события так, чтобы, спустя годы, мы возвращались к осознанию случившегося, познавая вещи в новом витке осмысления. Тогда, будучи маленькой девчонкой, я мало что понимала из рассказа дедушки. Детали стерлись, зато со временем выкристаллизовались крупинки сути, помогающие осмыслить детские впечатления на новом уровне.

Слайд 7

Немец Поволжья. В сорок первом это звучало как приговор. Тогда дедушке исполнилось четырнадцать. Трудармия. Урал. Шахта. Тяжелые совковые лопаты в руках под­ростков, загружающих и разгружающих вагонетки с углем. Теснота и смрад бараков. Неприкрытая враждебность русских. Словно ты чем-то провинился перед ними, толь­ко потому, что родился немцем.

Слайд 8

Война подходила к концу, когда дедушка встретил бабуш­ку. Эвакуированная на Урал из Ленинграда черноглазая девушка с длинными пушисты­ми косами сразу завоевала сердце восемнадцатилетнего парня, вновь открыв для него мир любви, уважения, домашнего уюта, нежности, умиротворения – утраченный мир безмятежного детства, о котором так грустил дедушка, оставшись без родных и близких.

Слайд 9

Далеко в Сибири, в Щербакульском районе Омской области, он потом, отыщет двух своих старших сестер, но они уже никогда не станут той дружной веселой семьей, лишившись своих родителей и двух братьев. Жизнь сурово обошлась с моим дедушкой, но и щедро наградила его за терпение, трудолюбие, безграничную веру в свои силы и доброту людскую. О любви Татьяны и Ивана, маленькой хрупкой девушки и высокого плечистого парня, в нашем поселке ходили легенды. Всю жизнь дедушка носил бабулю на руках. Никогда не унывающая, нежная, кроткая, терпеливая, она стала для деда надежной спутницей жизни, вернув утраченную семью, подарив двух сыновей и двух дочерей.

Слайд 10

Говорят, дети повторяют своих отцов через поколение. Так оно и случилось. Ни мама, ни ее братья и ее старшая сестра не отличались в школе особым пристрастием к немецкому языку. Я полюбила его сразу, на всю жизнь. Моя учительница говорила, что у некоторых людей от природы очень развитое чувство языка. Может быть и так. Только мне очень хочется верить, что это во мне говорят дедушкины гены. Помню, как, сияя от счастья, рассказывала о своих успехах дедушке и бабушке, приехав к ним погостить на лето. Дедушка тогда поразил всех, впервые заговорив на немецком. До сих пор никто даже не вспоминал, что дедушка – немец. Он ходил в гости к своим друзьям – немцам, ездил к сестрам, но никто никогда не слышал от дедушки ни одного слова по-немецки. А сейчас он заговорил на своем родном языке.

Слайд 11

Я помню слезы в его глазах, когда мы читали с ним нашу первую книжку. Книгу на немецком языке. Это были сказки братьев Гримм, у которых, как и у всех сказок, был счастливый конец. Но дедуш­ка плакал. Тогда я ничего не могла понять и даже ставила условия: "Дедуль, мы почита­ем, только если ты не будешь плакать". Глупая! Сейчас я бы многое отдала, чтобы вернуть те минуты, чтобы прижаться к широкой дедушкиной груди, разделив его горь­кую радость. Я приезжала каждое лето, привозя с собой кучу книг, газет, журналов. Мы закрывались в дедушкиной комнате и подолгу секретничали. Родные в шутку окрестили нас немцами – старым и малым. Таким счастливым я не видела дедушку никогда. Он радовался, как ребенок, а в глазах блестели слезы .

Слайд 12

Позади университет, филфак, романо-германское отделение. Третий год препо­даю в школе немецкий язык, сея разумное, доброе, вечное. Каждый раз, когда стою у доски, сердце наполняется радостью, душа ликует: ведь я говорю на языке моего де­душки. Пусть его уже нет рядом со мной, физически чувствую его присутствие всегда. Мой дедушка здесь, в моем классе – в счастливых улыбках моих учеников, в пытливом взгляде Ванюши с первой парты. Мой дедушка здесь, рядом со мной – его голубыми глазами смотрит на меня мой любимый. Знаю, дедушка гордится мной. Он радуется каждому моему шагу в этой жизни, ведь это он научил меня ходить и... летать.

Слайд 13

А Вы верите, что если человек о чем-то очень мечтает, его мечты обязательно сбудутся, даже после его смерти? Их претворят в жизнь его потомки, зачастую даже не ведая об этом сами. Моя младшая сестра вышла замуж за парня с Поволжья. Каково было наше изумление, когда мы узнали, что он родом из Каменки, того самого села, в котором родился и жил до 14 лет мой дедушка. Может, детская память подводит меня, но, кажется, де­душка еще называл его Лизендергеен. Этим летом я была в гостях у сестры и ее мужа. Когда я увидела аккуратные каменные домики, у меня перехватило дыхание – словно ожили воспоминания детства. Мне все казалось, что я когда-то уже здесь была. Вы не поверите, но я сама нашла дорогу в яблоневый сад, на который мой дед с ватагой таких же, как он, сорванцов, совершал свои ночные набеги. Как жаль, что сад совсем одичал...

Слайд 14

После войны многие из немцев не смогли вернуться домой, оставшись, как мой дедушка, на Урале или в Сибири. Но среди ныне живущих немцев мне удалось отыскать семью Миллеров. Как жаль, что они оказались просто однофамильцами. Как жаль, что совсем разрушена гордость села – католическая церковь с высоченным шпилем, который видно со всех окрестностей. Лет 10 назад приехавшие из Германии немцы хотели ее отреставрировать, но местные власти дали отказ. Как жаль. Может быть здесь, под этим куполом, с чудом сохранившимся ликом Иисуса Христа, венча­лись мои прабабушка и прадедушка – дедушкины родители, которых он потерял так рано и которых он все мечтал обрести вновь, вернувшись сюда, на Родину.

Слайд 15

Он мечтал по­строить свой дом, вести хозяйство, как его родители. Не случилось. Не сбылось. Но это сделала за дедушку его внучка, моя младшая сестра Наталья. «Кто научил ее все­му этому?» - спрашивала я сама себя, поражаясь, с какой рачительностью и любовью она ведет свое хозяйство. Вы скажете, природа щедра к тем, кто ее любит и понимает. Может быть и так. Но мне так хочется верить, что это в сестре говорят дедушкины гены. Пусть дедушки уже нет рядом с нами, знаю, он был бы счастлив, видя, как сбыва­ется его заветная мечта.

Слайд 16

А еще дедушка всегда мечтал увидеть свою историческую Родину. Наверное, он унаследовал эту мечту еще от своих предков. Помню, как мы вместе с дедушкой читали книги об истории Германии. Я тогда была поражена тем, с какой точностью дедушка помнил мельчайшие детали, даже спустя годы. Несмотря на возраст, он впитывал в себя все, словно губка, боясь что-то пропустить, не заметить. Он всегда мечтал побы­вать там, где живет его народ. Но в то время об этом можно было только мечтать. И все же самые заветные мечты всегда сбываются.

Слайд 17

Эту дедушкину мечту претворила в жизнь его еще одна внучка, моя двоюродная сестра Ольга. Отношения между ее родителями не сложились, но отец, немец по национальности, всегда помогал дочери, пока та росла, даже когда уехал в Германию, и ко­гда Ольга вышла замуж и родила дочь, он помог ее семье уехать из России. Сейчас они все вместе живут в городе Леер. Ольга пишет, что Натали, ее дочь, свободно вла­деет русским и немецким языками. Она очень быстро заговорила на немецком, пора­жая своими успехами сначала воспитателей детского сада, а потом учителей. Сейчас Натали помогает своим родителям адаптироваться в новой языковой среде. Вы ска­жете, что человек от природы наиболее восприимчив к языкам в детском возрасте. Может быть и так. Только мне верится, что в Натали говорят прадедушкины гены. В ее широко распахнутых голубых глазах я вижу живой дедушкин ум и любовь к жизни.

Слайд 18

Знаю, дедушка счастлив, видя, как маленькие ножки Натали ступают по земле его далеких предков, по земле, о которой он мечтал всю свою жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого...