Технологическая карта урока "Воскресенский собор - жемчужина Арзамаса"
план-конспект урока по краеведению (8 класс)

Рьянова Валерия Евгеньевна

Технологическая карта урока "Воскресенский собор - жемчужина Арзамаса"

Краеведение, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voskresenskiy_sobor-_zhemchuzhina_arzamasa.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Название этапов, время, УВЗ, УВМ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап( 1-2 мин.)

УВЗ

1.Обеспечить норм. обстановку

2.Психологич. подготов. детей к общен.

Приветствие

Ученики садятся, настраиваются на урок.

II. Подготовка к усвоению новых знаний(3-4 мин.).

УВЗ-

1.Подготов. уч. к усвоен. нов. знаний

2. Сформиров. настрой на деятельность

3. Научить школьн. формулир. цель раб.

1 слайд. Тема нашего урока : «Воскресенский собор- жемчужина Арзамаса» Сегодня мы поговорим о главной достопримечательности нашего города- величественном соборе, истории которого 200 лет.

Внимательно слушают

III. Этап усвоения новых знаний

(25 мин.)

УВЗ – помочь усвоить новый материал.

2 слайд. Воскресенский кафедральный собор – главное украшение Арзамаса, древнего города с богатой историей. В ясные дни собор виден с окружающей низменности за несколько десятков километров. А со смотровой площадки у южного портика здания открывается обширная панорама города и окрестностей. Вы уже знаете что-то о истории храма?

3 слайд  Этот величественный храм был построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Над проектом собора трудились наши земляки- Воронихин и Коринфский, которые потрудились и для столицы. Например Воронихин является архитекторов Казанского собора в Санкт- Петербурге

4 слайд Арзамасский Воскресенский собор решено было построить на всесословном собрании жителей города в феврале 1814 г., в том же году он был заложен. Строительство шло 28 лет из-за очень большого объема работ и из-за нехватки денежных средств. Ведь строился он только силами арзамасцев и на их собственные деньги.

5 слайд «…» написал В.Аполлонов

6 слайд Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление св. Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пр. Богородицы» (северный).

7 слайд На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа

8 слайд Были ли вы внутри собора? Что необычного вы заметили? Что отличает собор от других церквей? Роспись в храме особенная - и по своей технике и по масштабу полотен. На четырнадцати картинах с библейскими сюжетами изображены фигуры размером в человеческий рост и даже больше. 
Практически все фрески в храме монохромные, сделанные в технике альфреско. Техника эта предполагает работу тушью по сырой штукатурке. Работа, можно сказать, ювелирная, на одном дыхании. Стоило упустить время, и дать штукатурке высохнуть, ее отбивали и всю работу повторяли вновь. Мастера, которые сотворили это чудо - Осип и Александр Серебряковыми (отец и сын).

9 слайд – 10 слайд демонстрация картинок

  • 11 слайд Известный реставратор Николай Померанцев отмечал, что по облику и совершенству пропорций арзамасский собор не имеет равных не только в российской провинции, но и в Москве.
  • 12 слайд В советское  время собор закрывался, разорялся. Какое-то время в нем функционировал музей атеизма. И даже были мысли взорвать храм. Но, к счастью, местные жители отстояли собор. В 1943 году патриархом Московским избран Сергий Страгородский. Он родился в Арзамасе, его дед был священником в Воскресенском соборе.

13 слайд До революции Воскресенский собор был обнесен красивой решеткой,  а на площади перед ним дважды в неделю проводились базарные дни. Сейчас на Соборной площади автобусная остановка, и вокруг храма - активное транспортное движение, от чего осыпаются фрески. Этот вопрос пока не удается решить.

В настоящее время Воскресенский собор нуждается в реставрации. Когда 4 июня 1988 года в Арзамасе прогремел взрыв двух вагонов взрывчатки, который смел жилой район и унес жизни множества людей, в Воскресенском соборе ударной волной выбило все стекла, на купольных барабанах окна были забиты фанерой. В таком виде собор встретил праздничные торжества, посвященные 1000-летию крещения Руси. Он был одним из пяти центров празднования, поскольку в то время в Советском Союзе это был самый большой действующий православный храм. В Арзамас прибыл руководитель праздничных мероприятий Алексий, митрополит  Ленинградский и Новгородский, будущий патриарх Алексий II. На вопрос, какое впечатление произвел на него Воскресенский собор, он ответил: «Это – жемчужина в грязи».

  • Сейчас собор входит в число объектов культурного наследия.

Дети слушают, отвечают на вопросы

Записывают основные события в тетрадь

Отвечают на вопрос

IV. Этап закрепления знаний (5-10мин.)

УВЗ-

1.Закреп. в памяти ученика нов. информ.

2.Способствовать ее дальнейш. осмыслен.

3.Продолж. формиров. необходим. умения

 14 слайд Спросить:

- О чём мы сегодня говорили на занятии?

- Что бы вы ещё хотели бы узнать о Воскресенском соборе?

Предложить учащимся составить синквейн на тему церковь 

Название темы____________________________ (одно существительное)
Описание____________________________________(два прилагательных)
Действия ___________________________________________(три глагола)
Моё отношение__________________________________________(фраза)
Чувство ________________________________________________(слово)

Пример синквейна 

Церковь.

Величавая. Торжественная.

Оберегает. Одухотворяет. Впечатляет.

Жить – Богу служить.

Душа.

V. Этап информирования о д.з (1-2 мин.)

1) Сообщить ученикам д.з

2) Разъяснить его

3) мотивировать к выполнению д.з

4) подвести итоги урока

Прочитать и пересказать конспект урока

Дети записывают домашнее задание.

1. Рьянова В. Е

2. 8 класс

3. Воскресенский собор – жемчужина Арзамаса

4. краеведение (история)

5. –

6. –

7. усвоение новых знаний

8. традиционный урок

9.  цель урока: способствовать формированию знаний учащихся о главной достопримечательности города

10. задачи: 1. образовательная: познакомить учащихся с Воскресенским собором, его особенностями. Рассказать учащимся о знаменитых земляках, деятельность которых связана с собором. Выявить значимость архитектуры города в общероссийском масштабе

                   2. воспитательная: воспитать у учащихся любовь и уважение к малой Родине. Развить интерес к предмету. Воспитать уважительное отношение к культурным ценностям народа

                   З. развивающие: Развитие мышления (анализ событий 19-20х вв), памяти, воображения, хронологических умений.

11. Оборудование

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.
  2. Программное обеспечение: Microsoft Power Point

12. Литература

Н. М. Щегольков. Арзамасский Воскресенский собор. История его и описание в двух частях с видом собора, - Арзамас: типография Н. Доброхотова, 1909 (репринтное издание).

В. И. Карпушов, Ю. А. Курдин. Сказание о Святой Дивеевской земле. – Дивеево – Арзамас: типография АГПИ, 2008.

Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей. – Нижний Новгород: издательство «Нижегородская ярмарка», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

технологическая карта урока по ФГОС на тему "Вселенские соборы" по православной культуре

технологическая карта урока по ФГОС на тему "Вселенские соборы" по православной культуре. Четко прописаны действия учителя и обучающегося, приведены задания, которые соответствуют современным требован...

Практико-ориентированная математическая задача к сюжету «Исаакиевский собор». Технологическая карта задачи.

Презентация обучающей межпредметной задачи. Класс: 6-9 класс. Данная задача относится к классу стандартных задач: условие четко определено, известен способ решения и обоснования основного вопроса...

Технологическая карта урока географии по теме "Байкал - жемчужина Сибири", 8 класс

Технологическая карта урока географии по теме "Байкал - жемчужина Сибири", 8 класс...

Презентация к уроку "Воскресенский собор - жемчужина Арзамаса"

К уроку по краеведению в 8 классе (в 2х файлах)...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...