Программа кружка по внеурочной деятельности "По стопам предков"
рабочая программа по краеведению (6 класс)
Программа ориентирована для учеников 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_vneurochnoy_deyatelnosti_po_stopam_predkov.docx | 266.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «По стопам предков» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта ООО, составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Боочинская средняя общеобразовательная школа», с учетом Программы воспитания МБОУ «Боочинская СОШ».
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению истории и культуры малой родины. Оно является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родной земле, формирование гражданских позиций и навыков. Кроме того, играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, культурном воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса 34, количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.
Цель программы: привить подрастающему поколению накопленные знания алтайского народа, почитание обычаев и традиций, продолжая сохранять преемственность между поколениями.
Задачи программы:
Образовательные
1. Сформировать представления о ценности истории алтайского народа, и движущих сил, которые позволяют сохраняться и развиваться ей дальше;
2. Приобрести знания о достопримечательностях родной земли, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. Закрепить полученные знания на практике.
Воспитательные
1. Сформировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своей малой родины, его истории, культуре, природе;
2. Воспитать уважительное отношение к окружающим людям, усвоить общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Уметь анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
1. Способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.);
2. Развивать кругозор обучающихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
-системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
-научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
-доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
-наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
-деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
-активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
-прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить обучающихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
-принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы работы
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- просмотр презентаций и видеофильмов;
- проектная деятельность;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы;
- посещение библиотеки;
- праздники;
- трудовой десант.
Планируемые результаты освоения курса по внеурочной деятельности
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, воспитание чувства ответственности и долга перед малой родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия алтайского народа, творческой деятельности эстетического характера.
1.1 Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
2.1 Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами опорно-двигательного аппарата: - формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; - формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; -формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора; -развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса; - формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора; -развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
2.2 Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
3. В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
3.1 Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
3.2 Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
3.3 Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
«По стопам предков» отражают:
1) формирование понятия о том, что у каждого человека есть родная земля и язык, культура и история, позволяющая ощущать единство и принадлежность к определенной местности и национальности, знать прошлое, дающее возможность не делая ошибок предков, выстроить светлое будущее, а также расширение знаний об историческом прошлом алтайского народа, которая позволит обрести и осознать важность сохранения исторической памяти о жизни и ценностях предков;
2) формирование представлений о территории и соседях родной земли, особенностях его расположения, сыгравших в прошлом и играющих в настоящем определенную роль в жизни общества, проживающего на территории и за её пределами, понимания необходимости почитания и сохранения первозданной природы родной земли прививая духовные ценности и рационального природопользования ею;
3) формирование представлений об основных этапах ее освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей в разные исторические эпохи;
4) овладение и применение знаний и умений в социальной среде, использование их в общении с людьми в школе, за её пределами, как основу диалога в поликультурной среде, сохранение памятников истории и культуры через участие в создании школьных музеев, в учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников;
5) формирование умений и навыков использования исторических и культурных знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, проведение поиска информации в источниках, различать факт и его описание, раскрывать смысл, значение важнейших исторических событий, традиций и обычаев алтайского народа.
Предметные результаты
Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) выбирать источники исторической и культурной информации (картографические, материальныее, текстовые, изобразительные и др.), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках культурной информации (картографические, материальные, текстовые, изобразительные и др.): находить и извлекать необходимую информацию; определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку, выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую информацию, представленную в одном или нескольких источниках и дополнять её;
- представлять в различных формах (в виде проектов, таблицы, изображения, описания события, личности, предмета) историческую и культурную информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники исторической и культурной информации (картографические, материальные, текстовые, изобразительные и др. для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление особенностей жизни в разные исторические эпохи на основе результатов описания, сравнения, выявления с последующим обобщением полученной информации, объяснение произошедших изменений в культурных традициях и обычаях (их условий, различий и др.); осуществлять простейшие прогнозы в сохранении преемственности поколений; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке полученной информации.
Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях
- осуществлять поиск информации по заявленной теме, отбирать нужную, используя различные методы работы;
- работать с полученной информацией, осознавая её важность и ценность;
- моделировать предметы культурной деятельности на старинный образец;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся личностях родной земли;
- создавать индивидуальные, групповые проекты различного содержания;
- использовать знания об истории и культуре алтайского народа в повседневной жизни для сохранения преемственности поколений.
- применять теоретические знания на практике;
- Осваивать на практике выполнение традиционных обычаев;
Содержание курса внеурочной деятельности
«По стопам предков»
Краеведение, источники информации, методы исследования, объекты и предметы исследования на территории проживания. (1ч.)
Что изучает география. Евразия на карте мира. Географическое положение России и Республики Алтай. Районы и их расположения. Соседи Республики Алтай. Природа и достопримечательности региона. Освоение и развитие Алтая в разные исторические эпохи. Символика и её семантика. (6 ч.)
Понятие о категории «время». Роль календаря в жизни человека и алтайского народа. Алтайский календарь, его особенности. Легенды и сказки алтайцев, связанные с календарем. Циклы развития человеческой жизни, общества и природы у алтайцев. (5 ч.)
Билик - единство знания и веры. Алтайский билик - древние корни народной мудрости у алтайцев. Мировоззрение алтайцев. Воспитание любви и гармонии в себе. Что такое «род». Родовая принадлежность. Родовой состав. История возникновения, расселения, развития отношений. Роль родовой принадлежности в современное время.
(6 ч.)
Роль культуры для алтайского народа. Традиции и обычаи в жизни народа. Быт алтайского народа: жилище, убранство, предметы быта, алтайские блюда, почитание жилища, его предметов и пищи. Обычаи и традиции алтайцев: благопожелания, производственные обычаи и фольклор, традиции,связанные с рождением ребёнка в семье, обычаи почитания огня и молока. Обрядовая культура: отправление культов огню, обряд «алас» с произнесением благословений, проведение молитв у подножия священных гор, у источника «аржан суу», обряд очищения души, обряд привязывания «кыйра» с произнесением благословений. (10 ч.)
Роль изобразительного искусства в жизни алтайского народа. Алтайское народное орнаментальное искусство. Его семантика. Национальные традиции орнамента. Узоры орнаментов на алтайские мотивы. Своеобразие и роспись узоров. Украшения одежды и предметов быта: аппликации, меховая мозаика, вышивки. (3 ч.)
Воспитание детей в игре. Народные игры алтайцев: «Кажык» - «Бабки», «Jер, кей, от, суу» - «Земля, воздух, огонь, вода», «Кызыл калбак» - «Красная ложка». (2 ч.)
«Я горжусь родной землёй!». Вклад алтайского народа в развитие Республики Алтай. Известные люди моего села. (1 ч.)
Тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «По стопам предков», 5-6 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Краеведение, источники информации, методы исследования, объекты и предметы исследования на территории проживания. (1) | 1 | 1 | |
2-7 | «Моя родина - Алтай!» Теоретическая часть: 1) Особенности географического положения.Достопримечательности региона; (1) 2)Прошлое и настоящее Республики Алтай; (1) 3) Символы Республики Алтай (1) Практическая часть: 1)Индивидуальный проект по представлению Республики Алтай (урок-экскурсия) (1) 2) «Я - историк-краевед!» - представление рассказа об истории или символах Республики Алтай (урок «погружения») (1) 3)Разучивание гимна РА (1) | 6 | 3 | 3 |
8-12 | «Время в истории народа» Теоретическая часть: 1)Календарь в жизни человека и алтайского народа (1) 2)Ведение календаря алтайцами (1) 3) Циклы развития человеческой жизни, общества и природы у алтайцев (1) Практическая часть: 1)Алтайский календарь (урок-эстафета с импровизацией) (1) 2)Легенда «Самый счастливый год» (урок-диалог) (1) | 5 | 3 | 2 |
13-18 | «Я родился на Алтае!» Теоретическая часть: 1)Алтайский билик - древние корни народной мудрости у алтайцев (1) 2)Духовный мир алтайцев. Алтайская вера (урок-лекция-диалог) (1) 3) Большая алтайская семья: роды и их история (2) Практическая часть: -»Мен - алтай кижи!» индивидуальный мини-проект (2) | 6 | 4 | 2 |
19-28 | Элементы национальной культуры Теоретическая часть: 1)Быт алтайского народа (1) 2)Обычаи и традиции алтайцев (3) 3)Обрядовая культура (2) Практическая часть: 1)Посещение музея в селе Кулада (1) 2)Мини-проект: «Мужская и женская стороны в аиле» (1) 3)Цветовая семантика кыйра. Правила и обычаи привязки «кыйра». (1) 4) Посещение священных мест (Аржан-суу) с совершением обряда благопожелания. (1) | 10 | 6 | 4 |
29-31 | Изобразительная искусство алтайского народа Теоретическая часть: 1)Алтайский орнамент. Национальные традиции орнамента Практическая часть: 1)Составление узоров на алтайские мотивы 2)Вырезание и роспись орнаментами предметов быта, одежды и др. | 3 | 1 | 2 |
32-33 | Алтайские народные игры Теоретическая часть: 1)Народные игры алтайцев (1) Практическая часть: 1)Разучивание алтайских игр с проигрыванием (1) | 2 | 1 | 1 |
34 | Итоговое занятие «Я горжусь родной землёй!» | 1 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Стоп кадр"
Программа кружка по информатике "Стоп кадр"...
программа кружка "Стоп, кадр"
внеурочная деятельность...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Юный исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Юный исследователь"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Стоп! Снято!» (для учащихся 5-7 классов)/сост. М.В. Вострикова. – Тольятти, 2014
В основе содержания и структуры программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение начинающими журналистами газетного ремесла в ходе творческой деятельности. Программа ориентирована ...
Публикация занятия "По стопам предков к здоровому образу жизни"
Публикация статьи...
Рабочая программа кружка "Стоп-кадр"
В программе имеется содержание материала и тематическое планирование...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Кулинарная география»
Данная программа разработана для кружка "Кулинарная география". Сейчас, к сожалению сложно путешествовать из за ограничений в связи с пандемией. А кулинария так связана с географией. П...