Программа кружка по внеурочной деятельности "По стопам предков"
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Екчебеева Мергеш Аухатовна

Программа ориентирована для учеников 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Users\1\Pictures\2021-11-26 титульный лист\титульный лист 001.jpg

Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «По стопам предков» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта ООО, составлена на основе  Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Боочинская средняя общеобразовательная школа», с учетом  Программы воспитания МБОУ «Боочинская СОШ».

           Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению истории и культуры малой родины.  Оно является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родной земле, формирование гражданских позиций и навыков. Кроме того, играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, культурном воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Количество часов, выделенных на изучение курса 34, количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цель программы: привить подрастающему поколению накопленные знания алтайского народа, почитание обычаев и традиций, продолжая сохранять преемственность между поколениями.

Задачи программы:
                Образовательные 

1. Сформировать представления о ценности истории алтайского народа, и движущих сил, которые позволяют сохраняться и развиваться ей дальше;

2. Приобрести знания о достопримечательностях родной земли, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;

3. Закрепить полученные знания на практике.

Воспитательные

1. Сформировать уважительное, бережное  отношение к историческому наследию своей малой родины, его истории, культуре, природе;

 2. Воспитать уважительное отношение к окружающим людям, усвоить общепринятые нормы поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;

 3. Уметь анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие

 1. Способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.);

 2. Развивать кругозор обучающихся.

     Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

-системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

-научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

-доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

-наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

-деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

-активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

-прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить обучающихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

-принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Формы и методы работы

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • просмотр презентаций и видеофильмов;
  • проектная деятельность;
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы;
  • посещение библиотеки;
  • праздники;
  • трудовой десант.

Планируемые результаты освоения курса по внеурочной деятельности

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, воспитание чувства ответственности и долга перед малой родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия алтайского народа, творческой деятельности эстетического характера.

1.1 Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
           12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 2.1 Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами опорно-двигательного аппарата: - формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; - формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора; -формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора; -развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса; - формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора; -развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

2.2 Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

3. В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

3.1 Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

3.2 Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.

9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

3.3 Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

«По стопам предков» отражают:

1) формирование понятия о том, что у каждого человека есть родная земля и язык, культура и история, позволяющая ощущать единство и принадлежность к определенной местности и национальности, знать прошлое, дающее возможность не делая ошибок предков, выстроить светлое будущее, а также расширение знаний об историческом прошлом алтайского народа, которая позволит обрести и осознать важность сохранения исторической памяти о жизни и ценностях предков;  

2) формирование представлений о территории и соседях родной земли, особенностях его расположения, сыгравших в прошлом и играющих в настоящем определенную роль в жизни общества, проживающего на территории и за её пределами, понимания необходимости почитания и сохранения первозданной природы родной земли прививая духовные ценности и  рационального природопользования ею;

3) формирование представлений об основных этапах ее освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей в разные исторические эпохи;

4) овладение и применение знаний и умений в социальной среде, использование их в общении с людьми в школе, за её пределами, как основу диалога в поликультурной среде, сохранение памятников истории и культуры через участие в создании школьных музеев, в учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников;

5) формирование умений и навыков использования исторических и культурных знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, проведение поиска информации в источниках, различать факт и его описание, раскрывать смысл, значение важнейших исторических событий, традиций и обычаев алтайского народа.

Предметные результаты

Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)    выбирать источники исторической и культурной информации (картографические, материальныее, текстовые, изобразительные и др.), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках культурной информации (картографические, материальные, текстовые, изобразительные и др.): находить и извлекать необходимую информацию; определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку,  выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую информацию, представленную в одном или нескольких источниках и дополнять её;
  • представлять в различных формах (в виде проектов, таблицы, изображения, описания события, личности, предмета) историческую и культурную информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • использовать различные источники исторической и культурной информации (картографические, материальные, текстовые, изобразительные и др. для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление особенностей жизни в разные исторические эпохи на основе результатов описания, сравнения, выявления с последующим обобщением полученной информации, объяснение произошедших изменений в культурных традициях и обычаях (их условий, различий и др.); осуществлять простейшие прогнозы в сохранении преемственности поколений; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке полученной информации.

Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях

  • осуществлять поиск информации по заявленной теме, отбирать нужную, используя различные методы работы;
  • работать с полученной информацией, осознавая её важность и ценность;
  • моделировать предметы культурной деятельности на старинный образец;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся личностях родной земли;
  • создавать индивидуальные, групповые проекты различного содержания;
  • использовать знания об истории и культуре алтайского народа в повседневной жизни для сохранения преемственности поколений.
  • применять теоретические знания на практике;
  • Осваивать на практике выполнение традиционных обычаев;

Содержание  курса внеурочной деятельности

«По стопам предков»

Краеведение, источники информации, методы исследования, объекты и предметы исследования на территории проживания. (1ч.)

Что изучает  география. Евразия на  карте мира. Географическое положение России и Республики Алтай. Районы и их расположения. Соседи Республики Алтай. Природа и  достопримечательности региона. Освоение и развитие Алтая в разные исторические эпохи. Символика и её семантика. (6 ч.)

 Понятие о категории «время». Роль календаря в жизни человека и алтайского народа. Алтайский календарь, его особенности. Легенды и сказки алтайцев, связанные с календарем. Циклы развития человеческой жизни, общества и природы у алтайцев. (5 ч.)

 Билик - единство знания и веры. Алтайский билик - древние корни народной мудрости у алтайцев. Мировоззрение алтайцев. Воспитание любви и гармонии в себе. Что такое «род». Родовая принадлежность. Родовой состав. История возникновения, расселения, развития отношений. Роль родовой принадлежности в современное время.

(6 ч.)

Роль культуры для алтайского народа. Традиции и обычаи в жизни народа. Быт алтайского народа: жилище, убранство, предметы быта, алтайские блюда, почитание жилища, его предметов и пищи. Обычаи и традиции алтайцев: благопожелания, производственные обычаи и фольклор, традиции,связанные с рождением ребёнка в семье, обычаи почитания  огня и молока. Обрядовая культура: отправление культов огню,  обряд «алас» с произнесением благословений, проведение молитв у подножия священных гор, у источника «аржан суу»,  обряд очищения души, обряд привязывания «кыйра» с произнесением благословений. (10 ч.)

 Роль изобразительного искусства в жизни алтайского народа. Алтайское народное орнаментальное искусство. Его семантика. Национальные традиции орнамента. Узоры орнаментов на алтайские мотивы. Своеобразие и роспись узоров. Украшения одежды и предметов быта: аппликации, меховая мозаика, вышивки. (3 ч.)

Воспитание детей в игре. Народные игры алтайцев: «Кажык» - «Бабки», «Jер, кей, от, суу» - «Земля, воздух, огонь, вода», «Кызыл калбак» - «Красная ложка». (2 ч.)

«Я горжусь родной землёй!». Вклад алтайского народа в развитие Республики Алтай. Известные люди моего села. (1 ч.)

Тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «По стопам предков», 5-6 класс

п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

 1

Краеведение, источники информации, методы исследования, объекты и предметы исследования на территории проживания. (1)

1

1

2-7

«Моя родина - Алтай!» Теоретическая часть:

1) Особенности географического положения.Достопримечательности региона; (1)

2)Прошлое и настоящее Республики Алтай; (1)

3) Символы Республики Алтай (1)

Практическая часть: 

1)Индивидуальный проект по представлению Республики Алтай (урок-экскурсия) (1)

2) «Я - историк-краевед!» - представление рассказа об истории или символах Республики Алтай (урок «погружения») (1)

3)Разучивание гимна РА (1)

6

3

3

8-12

«Время в истории народа»

Теоретическая часть:

1)Календарь в жизни человека и алтайского народа (1)

2)Ведение календаря алтайцами (1)

3) Циклы развития человеческой жизни, общества и природы у алтайцев (1)

Практическая часть:

1)Алтайский календарь (урок-эстафета с импровизацией) (1)

2)Легенда «Самый счастливый год» (урок-диалог) (1)

5

3

2

13-18

«Я родился на Алтае!»

Теоретическая часть:

1)Алтайский билик - древние корни народной мудрости у алтайцев (1)

2)Духовный мир алтайцев. Алтайская вера (урок-лекция-диалог) (1)

3) Большая алтайская семья: роды и их история (2)

Практическая часть:

-»Мен - алтай кижи!» индивидуальный мини-проект (2)

6

4

2

19-28

Элементы национальной культуры

Теоретическая часть:

1)Быт алтайского народа (1)

2)Обычаи и традиции алтайцев (3)

3)Обрядовая культура (2)

Практическая часть:

1)Посещение музея в селе Кулада (1)

2)Мини-проект: «Мужская и женская стороны в аиле» (1)

3)Цветовая семантика кыйра. Правила и обычаи привязки «кыйра». (1)

4)  Посещение священных мест (Аржан-суу) с совершением обряда благопожелания. (1)

10

6

4

29-31

Изобразительная искусство алтайского народа

Теоретическая часть:

1)Алтайский орнамент. Национальные традиции орнамента

Практическая часть:

1)Составление узоров на алтайские мотивы

2)Вырезание и роспись орнаментами предметов быта, одежды и др.

3

1

2

32-33

Алтайские народные игры

Теоретическая часть:

1)Народные игры алтайцев (1)

Практическая часть:

1)Разучивание алтайских игр с проигрыванием (1)

2

1

1

34

Итоговое занятие «Я горжусь родной землёй!»

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Стоп кадр"

Программа кружка  по информатике "Стоп кадр"...

программа кружка "Стоп, кадр"

внеурочная деятельность...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Юный исследователь"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Стоп! Снято!» (для учащихся 5-7 классов)/сост. М.В. Вострикова. – Тольятти, 2014

В основе содержания и структуры программы лежит концепция допрофессионального образования – освоение начинающими журналистами газетного ремесла в ходе творческой деятельности. Программа ориентирована ...

Рабочая программа кружка "Стоп-кадр"

В программе имеется содержание материала и тематическое планирование...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Кулинарная география»

Данная программа  разработана для кружка "Кулинарная география". Сейчас, к сожалению сложно путешествовать из за ограничений в связи с пандемией. А кулинария так связана с географией. П...