Изучение и формирование культурной(локальной) идентичности старшеклассников в Санкт-Петербурге.
статья по краеведению (10, 11 класс)
Статья посвящена проблеме формирования локальной территориальной идентичности старшеклассников в Петербурге. Проще говоря, чувсто любви к своей малой родине осознают и испытывают к сожалению меньшинство учащихся. Причины этого явления имеют объективный характер. Многое зависит от позиции школьных наставников, которые через систему урочной и внеурочной работы пытаются воспитать чувство любви и сопричастности к проблемам малой родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 72.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение и формирование культурной(локальной) идентичности старшеклассников в Санкт-Петербурге.
Баглай Н.П., учитель ГБОУ СОШ№76 Санкт-Петербурга.
Современный Санкт-Петербург- город, являющийся магнитом для внешних и внутренних мигрантов. Если данные о мигрантах-иностранцах можно найти в открытой печати, то количество россиян, приезжающих в Петербург точно не известно, но, ежегодно, в поисках работы и лучшей доли в город прибывают тысячи трудовых мигрантов из различных регионов РФ. С ними едут и их дети. Кто-то находит то, что искал, кто-то с разочарованием уезжает. В данной статье мы будем говорить только о проблемах россиян, намеренно вынеся за скобки проблемы адаптации иностранных учащихся-инофонов.
Ежегодно в нашей школе мы фиксируем движение контингента в пределах 13-18%. Это значит, что каждый год примерно 5-8 учащихся в каждом классе выбывают и на их место прибывают новые учащиеся из разных регионов России. Проблема состоит в том, что такие учащиеся оказываются вырванными из привычной и родной среды обитания и не у всех получается легко и быстро включиться в жизнь мегаполиса не только на бытовом, но и на учебном уровне.
Старшеклассники как часть молодежи обладают определенными социально-возрастными характеристиками, они начинают активно осваивать городское пространство, пытаясь самостоятельно выстраивать свою новую культурную идентичность. Однако, интегрироваться в культурное пространство такого мегаполиса как Санкт-Петербург, быстро и без посторонней помощи получается далеко не у всех.
При подготовке данной статьи нами были проведены эмпирические исследования «Осознание своей локальной (территориальной) культурной идентичности школьниками старших классов Санкт-Петербурга» и «Настоящий петербуржец» (см. Приложение№1, 2)
Использовались методики сплошного опроса и неоконченных предложений. В исследовании приняли участие 90 старшеклассников одной из средних школ Санкт-Петербурга.
Цель исследования:
- Выяснить, какова доля коренных петербуржцев среди старшеклассников общеобразовательных школ? Осознают ли они свою территориальную идентичность?
- Определить, что понимают под понятием «Настоящий петербуржец» учащиеся, среди которых лишь часть являются коренными петербуржцами. Какие признаки по мнению учащихся отличают настоящего петербуржца?
- И, самое главное, попытаться определить сформированность локальной (территориальной) культурной идентичности петербуржца у учащихся старших классов.
Обработка ответов позволила сделать следующие выводы:
«Осознание своей локальной (территориальной) культурной идентичности школьниками старших классов Санкт-Петербурга» (Приложение1)
1.Только 40% учащихся 9-11 классов нашей школы являются коренными петербуржцами, т.е они сами, их родители, бабушки и дедушки урожденные петербуржцы. Среди остальных 60% учащихся каждый третий проживает в Петербурге менее 5 лет, каждый десятый – от 5 до 10 лет, а каждый пятый живет в городе уже более 10 лет.
2. Менее половины учащихся, проживая в мегаполисе не меняла район проживания, большинство переживало переезд неоднократно (некоторые до 6(!) раз, перемещались из одной части города в другую, неудивительно, что чувство «малой родины» отсутствует вовсе или почти не сформировано.
3. Примерно треть опрошенных ответили, что хорошо ориентируются в историческом центре, около 15% (с их слов) хорошо ориентируются и в других районах города. Однако, примерно столько же (17%), ответили, что ориентируются в городе исключительно при помощи навигатора. Около 35 % честно признались, что ориентируются только в своем «пришкольном» микрорайоне.
4. Официальные символы города многим учащимся не удалось припомнить, не все смогли назвать и свое любимое место в городе. Среди ответов на этот вопрос наряду с Марсовым полем, Летним садом, стрелкой Васильевского остова довольно часто встречаются ответы: торговые центры, местный парк, ближайшая станция метро и т.п.
5. Вопрос о том, как часто вы с семьей и друзьями посещаете музеи и театры просто расколол группу на две неравные части: большинство (65%) совершают культпоходы не более 2-3 раз в год! И это при том, что каждый восьмой респондент вообще считает, что это пустая трата времени и денег! Однако, другая, хотя и меньшая половина посещает театры и музеи от 6 до 20 раз в год.
«Настоящий петербуржец» (Приложение2)
Отрадно, что все респонденты описывали «настоящего петербуржца» только в положительном ключе. Об этом свидетельствуют такие эпитеты «…настоящий петербуржец отличается чувством собственного достоинства, он культурный, образованный, знающий город, справедливый, готовый помочь, болеет за «Зенит», всегда голосует за Путина и т.п.»
Интересно, что многие отметили характерную манеру одеваться: «…стильно, в темных тонах, модно, но не броско, комфортно, практично, по погоде, со вкусом и т.д». Во многих ответах присутствовал климатический фактор, респонденты отмечали, что петербуржцы любят дождь и прогулки под дождем, ценят солнечную погоду, любят Неву и белые ночи.
Большинство учащихся отметило, что петербуржцы стремятся к духовным ценностям (образование, уважение, признание) и деньги у них не на первом месте.
Многие учащиеся (около 60%) критически оценили себя и указали, что они еще только стремятся стать «настоящими петербуржцами» в будущем, лишь некоторые(15%) уверены, что они уже сейчас являются «настоящими петербуржцами». Примерно четверть (около25%) ответили, что не являются «настоящими петербуржцами», потому что петербуржцем нужно родиться, а наименьшая доля(10%) участников указала, что никогда не задумывалась на эту тему.
Какие выводы можно сделать на основе результатов такого небольшого экспресс исследования?
Во-первых, поскольку взята была среднестатистическая школа в районе Санкт-Петербурга, который нельзя отнести ни к историческому центру, ни к новостройкам, можно считать, что результаты вполне отражают среднегородскую картину, т.е. показатели где-то могут быть выше, где-то -ниже, но в целом картина адекватная сложившейся ситуации.
Мы знаем, что миграционные потоки притягивают в крупные города выходцев из различных регионов России, школьники вместе с родителями часто переезжают с места на место, проживают годами в чужом, съемном жилье. Чувство «укоренённости», сопричастности и любви к истории «малой родины»: двора, микрорайона, района и всего города Петербурга не формируется прежде всего потому, что родительская семья не обладает подобными ценностями и не может передать их ребенку. У многих учащихся нет оснований сказать о себе и своих близких словами А.С. Пушкина: «…слегка за шалости бранил, и в Летний сад гулять водил». Многие старшеклассники ни разу (!) не были в Летнем саду и даже не знают где он находится.
Все эти пробелы призвано восполнить школьное обучение и воспитание в лице учителя и классного руководителя, а это без поддержки семьи очень не просто. И, в то же время, предмет История и культура СПб наряду с курсами истории и обществознания позволяет успешно формировать петербуржскую идентичность не только у школьников, но и у многих родителей. Ибо это никогда не поздно. Особенно большую роль в этом играет организация внеклассной работы: проведение разнообразных культурных событий, связанных с проведением памятных и праздничных дат истории страны, города, района, школы и даже класса. Большой воспитательный потенциал имеет школьный музей, (а они есть во многих петербургских школах), где проходят разнообразные события, которые оставляют большой эмоциональный след в душе учащихся.
Результаты исследования позволили не только получить реальный срез ценностных установок и социальных стереотипов учащихся, но и сделать выводы о необходимости совершенствования преподавания учебных курсов истории, обществознания и краеведения. Диаграммы со всей наглядностью показывают, что подавляющее большинство учащихся готовы сознательно развивать и совершенствовать свою локальную культурную идентичность. А позиция примерно трети учащихся, не считающих себя петербуржцами, обусловлена суровыми жизненными реалиями и является в какой-то степени психологической защитой и маскировкой неуверенности в себе. Таких учащихся нужно активно вовлекать в учебную и внеклассную работу по предмету, создавать на основе инновационных технологий разнообразные условия для вовлечения их и их родителей в освоение социокультурного пространства города и формирования петербуржской идентичности.
Приложение1 Анкета для старшеклассников №1
Уважаемый старшеклассник!
Приглашаем принять участие в социологическом исследовании.
Для этого необходимо честно ответить на несколько вопросов.
№ | вопрос | ответ |
1 | Я родился Петербурге Мои родители из Петербурга Мои дедушки/бабушки из Петербурга | Да/нет Да/нет Да/нет |
2 | Сколько лет живу в Петербурге | |
3 | Сколько раз переезжал из района в район | |
4 | Хорошо ориентируюсь в городе(подчеркнуть) | Только в центре, в других районах, только по навигатору, только в микрорайоне дома и школы. |
5 | Какие символы Петербурга вы знаете? | |
6 | Самое любимое место в Петербурге | |
7 | Как часто бываете с семьей(друзьями) в театрах, на концертах, в музеях (раз в год) | |
8 | Какое утверждение вам ближе (подчеркнуть) | Петербуржцем рождаются/ Петербуржцем становятся |
Спасибо за сотрудничество!
Приложение2 Анкета для старшеклассников №2
Уважаемый старшеклассник!
Просим поделиться своим представлением о том, кто такой «Настоящий петербуржец»?
Просим завершить начатые предложения.
- Настоящий петербуржец обычно всегда…………………………………..
- Настоящий петербуржец обычно никогда…………………………………….
- Настоящий петербуржец обычно одевается…………………………………..
- Настоящий петербуржец обычно отличается………………………………….
- Настоящий петербуржец обычно предпочитает(любит)…………………….
- Настоящий петербуржец обычно стремится………………………………….
- И, о себе, откровенно: Осознаю себя настоящим петербуржцем
(Да, нет, пока еще не совсем)
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании...
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании...
Методическая разработка. Классный час для старшеклассников. "Инновационный Санкт-Петербург:перспективы развития"
В ходе классного часа учащиеся знакомятся с поняти ем «инновация», с различными типами инноваций; вместе с учителем обсуждают наиболее крупные инновационные проекты Санкт-Петер...
Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.
Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании...
Из опыта изучения Московского района на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и на занятиях кружка
педагог ГБОУ школа № 496 Абанькина М. П....
Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"
В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...