Изучение и формирование культурной(локальной) идентичности старшеклассников в Санкт-Петербурге.
статья по краеведению (10, 11 класс)

Статья посвящена проблеме  формирования локальной территориальной идентичности старшеклассников в Петербурге. Проще говоря, чувсто любви к своей малой родине осознают и испытывают к сожалению меньшинство учащихся. Причины этого явления имеют объективный характер. Многое зависит от позиции школьных наставников, которые через систему урочной и внеурочной работы пытаются воспитать чувство любви и сопричастности к проблемам малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx72.57 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение и формирование культурной(локальной) идентичности старшеклассников в Санкт-Петербурге.

                                                                                                                                                                                           Баглай Н.П., учитель ГБОУ СОШ№76 Санкт-Петербурга.

Современный Санкт-Петербург- город, являющийся магнитом для внешних и внутренних мигрантов. Если данные о мигрантах-иностранцах можно найти в открытой печати, то количество россиян, приезжающих в Петербург точно не известно, но, ежегодно, в поисках работы и лучшей доли в город прибывают тысячи трудовых мигрантов из различных регионов РФ.   С ними едут и их дети. Кто-то находит то, что искал, кто-то с разочарованием уезжает. В данной статье мы будем говорить только о проблемах россиян, намеренно вынеся за скобки проблемы адаптации иностранных учащихся-инофонов.

 Ежегодно в нашей школе мы фиксируем движение контингента в пределах 13-18%. Это значит, что каждый год примерно 5-8 учащихся в каждом классе выбывают и на их место прибывают новые учащиеся из разных регионов России. Проблема состоит в том, что такие учащиеся оказываются вырванными из привычной и родной среды обитания и не у всех получается легко и быстро включиться в жизнь мегаполиса не только на бытовом, но и на учебном уровне.

Старшеклассники как часть молодежи обладают определенными социально-возрастными характеристиками, они начинают активно осваивать городское пространство, пытаясь самостоятельно выстраивать свою новую культурную идентичность. Однако, интегрироваться в культурное пространство такого мегаполиса как Санкт-Петербург, быстро и без посторонней помощи получается далеко не у всех.

При подготовке данной статьи нами были проведены эмпирические исследования «Осознание своей локальной (территориальной) культурной идентичности школьниками старших классов Санкт-Петербурга» и «Настоящий петербуржец» (см. Приложение№1, 2)

 Использовались методики сплошного опроса и неоконченных предложений. В исследовании приняли участие 90 старшеклассников одной из средних школ Санкт-Петербурга.

Цель исследования:

  1. Выяснить, какова доля коренных петербуржцев среди старшеклассников общеобразовательных школ? Осознают ли  они свою территориальную идентичность?
  2. Определить, что понимают под понятием «Настоящий петербуржец» учащиеся, среди которых лишь часть являются коренными петербуржцами. Какие признаки по мнению учащихся отличают настоящего петербуржца?
  3. И, самое главное, попытаться определить сформированность локальной (территориальной) культурной идентичности петербуржца у учащихся старших классов.

Обработка ответов позволила сделать следующие выводы:

«Осознание своей локальной (территориальной) культурной идентичности школьниками старших классов Санкт-Петербурга» (Приложение1)

1.Только 40% учащихся 9-11 классов нашей школы являются коренными петербуржцами, т.е они сами, их родители, бабушки и дедушки урожденные петербуржцы.  Среди остальных 60% учащихся каждый третий проживает в Петербурге менее 5 лет, каждый десятый – от 5 до 10 лет, а каждый пятый живет в городе уже более 10 лет.

2. Менее половины учащихся, проживая в мегаполисе не меняла район проживания, большинство переживало переезд неоднократно (некоторые до 6(!) раз, перемещались из одной части города в другую, неудивительно, что чувство «малой родины» отсутствует вовсе или почти не сформировано.

3. Примерно треть опрошенных ответили, что хорошо ориентируются в историческом центре, около 15% (с их слов) хорошо ориентируются и в других районах города. Однако, примерно столько же (17%), ответили, что ориентируются в городе исключительно  при помощи навигатора. Около 35 % честно признались, что ориентируются только в своем «пришкольном» микрорайоне.

4. Официальные символы города многим учащимся не удалось припомнить, не все смогли назвать и свое любимое место в городе. Среди ответов на этот вопрос наряду с Марсовым полем, Летним садом, стрелкой Васильевского остова довольно часто встречаются ответы: торговые центры, местный парк, ближайшая станция метро и т.п.

5. Вопрос о том, как часто вы с семьей и друзьями посещаете музеи и театры просто расколол группу на две неравные части: большинство (65%) совершают культпоходы не более 2-3 раз в год! И это при том, что каждый восьмой респондент вообще считает, что это пустая трата времени и денег! Однако, другая, хотя и меньшая половина посещает театры и музеи от 6 до 20 раз в год.

«Настоящий петербуржец» (Приложение2)

Отрадно, что все респонденты описывали «настоящего петербуржца» только в положительном ключе. Об этом свидетельствуют такие эпитеты «…настоящий петербуржец отличается чувством собственного достоинства, он культурный, образованный, знающий город, справедливый, готовый помочь, болеет за «Зенит», всегда голосует за Путина и т.п.»

Интересно, что многие отметили характерную манеру одеваться: «…стильно, в темных тонах, модно, но не броско, комфортно, практично, по погоде, со вкусом и т.д». Во многих ответах присутствовал климатический фактор, респонденты отмечали, что петербуржцы любят дождь и прогулки под дождем, ценят солнечную погоду, любят Неву и белые ночи.

Большинство учащихся отметило, что петербуржцы стремятся к духовным ценностям (образование, уважение, признание) и деньги у них не на первом месте.

Многие учащиеся (около 60%) критически оценили себя и указали, что они еще только стремятся стать «настоящими петербуржцами» в будущем, лишь некоторые(15%) уверены, что они уже сейчас являются «настоящими петербуржцами». Примерно четверть (около25%) ответили, что не являются «настоящими петербуржцами», потому что петербуржцем  нужно родиться, а наименьшая доля(10%) участников указала, что никогда не задумывалась на эту тему.

 

Какие выводы можно сделать на основе результатов такого небольшого экспресс исследования?

Во-первых, поскольку взята была среднестатистическая школа в районе Санкт-Петербурга, который нельзя отнести ни к историческому центру, ни к новостройкам, можно считать, что результаты вполне отражают среднегородскую картину, т.е. показатели где-то могут быть выше, где-то -ниже, но в целом картина адекватная сложившейся ситуации.

Мы знаем, что миграционные потоки притягивают в крупные города выходцев из различных регионов России, школьники вместе с родителями часто переезжают с места на место, проживают годами в чужом, съемном жилье. Чувство «укоренённости», сопричастности и любви к истории «малой родины»: двора, микрорайона, района   и всего города Петербурга не формируется прежде всего потому, что родительская семья не обладает подобными ценностями и не может передать их ребенку. У многих учащихся нет оснований сказать о себе и своих близких словами А.С. Пушкина: «…слегка за шалости бранил, и в Летний сад гулять водил». Многие старшеклассники ни разу (!) не были в Летнем саду и даже не знают где он находится.

Все эти пробелы призвано восполнить школьное обучение и воспитание в лице учителя и классного руководителя, а это без поддержки семьи очень не просто. И, в то же время, предмет История и культура СПб наряду с курсами истории и обществознания позволяет успешно формировать петербуржскую идентичность не только у школьников, но и у многих родителей. Ибо это никогда не поздно. Особенно большую роль в этом играет организация внеклассной работы: проведение разнообразных культурных событий, связанных с проведением памятных и праздничных дат истории страны, города, района, школы и даже класса. Большой воспитательный потенциал имеет школьный музей, (а они есть во многих петербургских школах), где проходят разнообразные события, которые оставляют большой эмоциональный след в душе учащихся.

Результаты исследования позволили не только получить реальный срез ценностных установок и социальных стереотипов учащихся, но и сделать выводы о необходимости совершенствования преподавания учебных курсов истории, обществознания и краеведения. Диаграммы со всей наглядностью показывают, что подавляющее большинство учащихся готовы сознательно развивать и совершенствовать свою локальную культурную идентичность. А позиция примерно трети учащихся, не считающих себя петербуржцами, обусловлена суровыми жизненными реалиями и является в какой-то степени психологической защитой и маскировкой неуверенности в себе. Таких учащихся нужно активно вовлекать в учебную и внеклассную работу по предмету, создавать на основе инновационных технологий разнообразные условия для вовлечения их и их родителей в освоение социокультурного пространства города и формирования петербуржской идентичности.

Приложение1  Анкета для старшеклассников №1

Уважаемый старшеклассник!

Приглашаем принять участие в социологическом исследовании.

 Для этого необходимо честно ответить на несколько вопросов.

вопрос

ответ

1

 Я родился Петербурге

Мои родители из Петербурга

Мои дедушки/бабушки из Петербурга

Да/нет

Да/нет

Да/нет

2

Сколько лет живу в Петербурге

3

Сколько раз переезжал из района в район

4

Хорошо ориентируюсь в городе(подчеркнуть)

Только в  центре, в других районах, только по навигатору, только в микрорайоне дома и школы.

5

Какие символы Петербурга вы знаете?

6

Самое любимое место в Петербурге

7

Как часто бываете с семьей(друзьями) в театрах, на концертах, в музеях (раз в год)

8

Какое утверждение вам ближе

(подчеркнуть)

Петербуржцем рождаются/

Петербуржцем становятся

                                               

                                       Спасибо за сотрудничество!

Приложение2      Анкета для старшеклассников №2

Уважаемый старшеклассник!

Просим поделиться своим представлением о том, кто такой «Настоящий петербуржец»?

 Просим завершить начатые предложения.

  1. Настоящий петербуржец обычно всегда…………………………………..
  2. Настоящий петербуржец обычно никогда…………………………………….
  3. Настоящий петербуржец обычно одевается…………………………………..
  4. Настоящий петербуржец обычно отличается………………………………….
  5. Настоящий петербуржец  обычно предпочитает(любит)…………………….
  6.  Настоящий петербуржец обычно стремится………………………………….
  7. И, о себе, откровенно: Осознаю себя настоящим петербуржцем        

(Да, нет, пока еще не совсем)

                                          Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Методическая разработка. Классный час для старшеклассников. "Инновационный Санкт-Петербург:перспективы развития"

В ходе классного часа учащиеся знакомятся с поняти ем «инновация»,  с различными типами инноваций; вместе с учителем обсуждают наиболее крупные инновационные  проекты Санкт-Петер...

Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.

Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...

Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании

Формирование и оценивание  российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга  и в дополнительном образовании...

Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...