Литературное краеведение. Программа.
рабочая программа по краеведению (9 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа «Литературное краеведение»:
по тематической направленности – социально-педагогическая;
по функциональному предназначению – интеллектуальное развитие;
по форме организации – групповая;
по времени реализации – годичная;
возрастной уровень детей – 14-16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Литературное краеведение»
(направленность: социально-педагогическая)
Возраст учащихся: 14-16 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Дерепаско Ирина Петровна,
педагог дополнительного образования
Волгоград, 2021
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Литературное краеведение»:
по тематической направленности – социально-педагогическая;
по функциональному предназначению – интеллектуальное развитие;
по форме организации – групповая;
по времени реализации – годичная;
возрастной уровень детей – 14-16 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа «Литературное краеведение» разработана на основе опыта работы и с учётом требований к дополнительным общеразвивающим программам.
Задачи всемерного повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения настоятельно требуют использования всех видов и форм работы, в том числе и литературного краеведения.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, о людях, проживающих рядом, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду произведения, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
Посещение мест, воспетых писателем, вызывает обострённое чувство красоты природы.
Актуальность данной программы заключается в том, что программа краеведческого кружка по литературе в 9 классах поможет не только глубже усвоить учащимся школьную программу, но и в то же время расширит круг чтения детей, рассматривая произведения, в школьную программу не входящие. Это особенно актуально в наши дни, когда чтение во многих семьях вытеснено телевидением и компьютерными играми.
Оставаясь в русле традиций литературного образования, на литературно-краеведческих кружковых занятиях активизируются творческие способности детей, стимулируется исследовательская деятельность, уточняются и развиваются важные теоретические знания, освещённые в учебниках, прививается любовь к родному краю.
Знание истории родного края является неотъемлемой частью формирования полноценной личности гражданина и занимает важное место в воспитательной работе. Одной из важнейших сторон краеведения является ознакомление с литературным наследием нашего города.
Обращение к фактам культуры нашего города на занятиях литературного краеведения вызывает у учащихся радость открытия, любовь к своему городу, гордость за свою страну.
Материалы, собранные в ходе работы кружка помогут в формировании бережного отношения к национально – культурным ценностям.
Воспитание эстетического вкуса, любви к художественному слову, языку – вот основная цель данной программы.
Педагогическая целесообразность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Краеведческий принцип обучения является полнокровным самостоятельным принципом обучения, который отвечает всем педагогическим принципам и подкрепляется большой практикой.
Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культурных объектов своей малой родины и вводит региональный компонент образования в общекультурный блок.
Литературное краеведение обогащает общее краеведение и усиливает его образовательное и воспитательное значение.
Д.С.Лихачев придавал особое значение занятиям литературным краеведением, он писал: «Огромную роль в формировании интеллигентности играет память, которая связывает человека с его прошлым. Огромную роль на этом пути играет книга, являющаяся проводником в разные эпохи и к другим народам. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре…».
Большое воспитательное и образовательное значение имеет знакомство с жизнью и творчеством писателя родного края, помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу, воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.
Отличительные особенности данной программы от уже существующей в это области заключаются в том, что в основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по произведениям Т. М. Батуриной: создание тематических рукописных сборников произведений, написание сочинений разных жанров, создание иллюстраций для рукописных изданий и выставок, анализ стихотворений. Большое значение также придается инициативе учащегося в выборе той или иной работы, в реализации собственного художественного замысла. Первостепенными задачами работы по программе являются воспитательные и развивающие, так как именно это будет способствовать формированию социальной компетентности воспитанников и их успешности в самостоятельной взрослой жизни. С этой целью часть занятий по программе проводится в форме коллективно-творческих дел, на которых у учащихся, помимо практических навыков, формируются умения работать в коллективе, развиваются коммуникативные навыки, умения соотносить свои действия с действиями других людей. Теоретические основы органично вплетаются в процесс практического занятия. На занятиях используется индивидуальный подход к каждому ребенку, применяется как опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей.
Адресат программы, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы «Литературное краеведение» - 14-16 лет. Традиционно подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный критический, но чаще как возраст полового созревания. Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст: «это период врастания в культуру, в объективный и нормативный дух данной эпохи». Период взросления, по наблюдениям психологов, - длительный период, он захватывает возраст до 16 лет. В данный период у подростков возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности. Главное, данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Основной результат развития: закладываются и формируются базовые направления моральных и социальных установок взрослой личности.
Программа может быть адоптирована при работе с детьми ОВЗ. Возможность использовать сенсорный учебно-развивающий комплект, способствующий развитию усидчивости, памяти и логики.
Уровень программы, объём программы и сроки реализации программы:
Уровень дополнительной общеразвивающей программы «Литературное краеведение»-ознакомительный, программа рассчитана на 1 год, 36 академических ч.
Форма обучения - очная.
Режим занятий.
Учебные занятия в творческом объединении проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу (45 минут) в соответствии с СанПин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г. № 41.
Особенности организации образовательного процесса.
Во время реализации дополнительной общеразвивающей программы «Литературное краеведение» будут использованы такие формы работы, как
эвристическая беседа;
индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;
выразительное чтение;
самостоятельная творческая работа;
артикуляционные разминки;
обсуждение проблемных вопросов;
словесное рисование;
художественное рисование;
конкурсы;
мини-концерты;
семейная творческая мастерская;
викторина;
экскурсия.
Такие формы работы помогают установить взаимопонимание между детьми, учат внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.
На занятиях - в конце или в начале - уделяется несколько минут рассказам учеников о недавно прочитанных книгах.
Учитывая психологические особенности учащихся, цель и задачи содержания учебного материала, а также условия программы, занятия проводятся с применением разнообразных методов и приёмов обучения.
Форма организации обучения: групповая или индивидуализированно-групповая. Так как учащиеся в группе с разными учебными способностями, выполняют собственные творческие работы, в ходе занятия применяется индивидуальный подход к каждому ребенку. Состав группы-постоянный.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Занятия по типу проведения - комбинированные. Теоретическая часть обеспечивает реализацию основной идеи программы. Практическая часть занимает большее количество времени и применяется для выполнения всех видов творческих работ. В течение учебного года планируется встреча с писателем Т. М. Батуриной, в которой учащиеся будут не только зрителями, но и активными участникам.
Цель программы:
1.Воспитание эстетически развитого человека, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлений, в нём отражённых.
2.Воспитание эстетического вкуса, любви к художественному слову поэтов родного края, их колоритному языку.
3.Овладение практическими умениями и навыками в различных видах литературной творческой деятельности: слушание произведений, создание художественных образов, критическая оценка литературных произведений.
Задачи программы:
I. Образовательные:
1. Понимать творчество известной волгоградской поэтессы Т.М. Батуриной.
2. Применять в практике принципы и приемы многоаспектного анализа художественного текста.
3. Анализировать содержание произведения, определять средства его выразительности.
4. Размышлять о литературном произведении, понимать его, определять его тему и идейную направленность, выбирать свою точку зрения в процессе диалога с автором.
5. Вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.
6. Проектировать, планировать и создавать творческие работы разных видов.
7. Осуществлять конструктивное творческое общение в группе сверстников и взрослых.
II. Личностные:
1. Способствовать воспитанию чувства гордости и любви к своей малой родине.
2.Формировать способность к взаимопониманию и взаимопомощи, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы.
3.Способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению окружающих людей, приобщению к общечеловеческим ценностям.
4. Способствовать воспитанию личностных качеств, таких как умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим.
5. Обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки и создания итоговых творческих работ.
III. Метапредметные:
1.Формировать мотивацию к дальнейшему изучению творчества поэтов родного волгоградского края.
2. Развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой и информацией; расширять кругозор, повышать эрудицию.
3.Развивать фантазию, воображение, умение синтезировать собранный материал и выбирать необходимый.
4.Развивать речевые умения, в том числе умение представлять свою работу.
5.Приобщать детей к новому социальному опыту за счет расширения знаний о культуре края.
6. Формировать у детей готовность к общению на тематических занятиях; развивать технику речи, представляющую комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции и интонационно-мелодического строя речи, дающих возможность оратору воздействовать на аудиторию в нужном эмоциональном направлении.
Учебный план
№ | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Прак тика | |||
I. 1 | Введение в курс «Литературное краеведение. В мире художественного слова» Вводное занятие. Цели и задачи курса. Место и значение поэзии родного края в русской литературе и культуре | 1 | 0,5 | 0,5 | беседа, опрос |
II. 2 | Проза и лирика. Понятие «текст», «главная мысль текста». Сравнение стихотворного текста и прозаического | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Самостоятельная работа |
III. 3.1 3.2. 3.3 | Беседа о великой силе поэзии: поэзия волгоградского края. (Обзор). Выявление читательского вкуса | 3 | 1 | 2 | Коллективный анализ Исследовательская работа |
IV. 4.1. 4.2. | «Я согреваюсь золотом осенним…» Знакомство с творческой биографией Т. М. Батуриной. | 2 | 1 | 1 | Фронтальный опрос Коллективный анализ |
5.1. 5.2. | «Добра надо мною звезда». Поэзия, проза и ряд научных работ Т. Батуриной (обзор) | 2 | 1 | 1 | Коллективный анализ Исследовательская работа |
6 | Культурно-просветительская деятельность Т. М. Батуриной | 1 | 1 | Исследовательская работа | |
7.1 7.2 | Наиболее значимые в литературном творчестве Батуриной книги (обзор) | 2 | 2 | Фронтальный опрос беседа | |
8.1 8.2 | Основные темы стихотворений Т. М. Батуриной | 2 | 2 | Рассказ Конкурсное чтение | |
9.1 9.2 9.3 | Творчество 90-х. Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Письмо» (1997), «Отцовский сад»(1990), «Русь Господня» (1996), | 3 | 1 | 2 | Рассказ Исследовательская работа |
10.1 10.2 | Творчество 90-х. Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Свеча» (1997), «Воскликновение» (1998), | 2 | 1 | 1 | Рассказ Коллективный анализ |
11.1 11.2 | Творчество 2000-х. Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Вериги любви» (2007), «Дурочкины лоскутки» 2010), | 2 | 1 | 1 | Коллективный анализ Словесное рисование |
12.1 12.2 | Творчество последнего 10-летия. Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Бога́тищев Кров» (2011), «Маманин курган» (2012), | 2 | 1 | 1 | Коллективный анализ Конкурсное чтение |
13.1 13.2 | Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Невладанный латок» (2013), «Русиюния» (2014), | 2 | 1 | 1 | Беседа Художественное рисование |
14.1 14.2 | Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Сладчайшие дни бытия» (2016), Обретение сердца» (2017), | 2 | 1 | 1 | Коллективный анализ |
15.1 15.2 15.3 | Знакомство с трёхтомником избранной поэзии: «Аквамарин», «Ясень». «Чаша» (2018). | 3 | 1 | 1 | Коллективный анализ |
VI 16.1 16.2 16.3 | Выпуск «Литературной газеты» и рукописной книги.Творческая мастерская» (по произведениям Т. М. Батуриной) | 3 | 1 | 2 | Самостоятельная творческая работа |
17.1 17.2 | Итоговое занятие. «В гостях у Т. М. Батуриной». Конкурс чтецов. Викторина. | 2 | 1 | 2 | Итоговая диагностика: конкурс чтецов |
18 | Итоговое занятие. Экскурсия | 1 | 1 | Устное сочинение-размышления о малой родине | |
Итого | 36 | 13 | 23 |
Содержание программы
№ | Тема занятий | Описание теоретического и практического материала | Кол-во часов | Форма контроля | Дата | |||||||
План/ факт | ||||||||||||
1 | Введение. «Литературное краеведение. В мире художественного слова». Вводное занятие. О роли литературного краеведения. | Формируют умение диалогического общения | 1 | Беседа, входной опрос, выставка | ||||||||
Проза и лирика | ||||||||||||
2 | Понятие «текст», «главная мысль текста». Сравнение стихотворного текста и прозаического. Правила лирического текста | Развивают умения во всех видах речевой деятельности на основе изученного материала | 1 | Беседа Самостоятельная работа | ||||||||
Великая сила поэзии | ||||||||||||
3-5 | Беседа о великой силе поэзии: поэзия волгоградского края. (Обзор). Биография, чтение стихотворений, анализ. Выявление читательского вкуса | Формируют умения ведения исследовательской деятельности | 3 | Коллективный анализ, исследовательская работа | ||||||||
Творчество Т. М. Батуриной | ||||||||||||
6-7 | «Я согреваюсь золотом осенним…» Знакомство с творческой биографией Т. М. Батуриной. Начало творческого пути. | Развивают умения во всех видах речевой деятельности на основе изученного материала | 2 | Фронтальный опрос Коллективный анализ | ||||||||
8-9 | «Добра надо мною звезда». Поэзия, проза и ряд научных работ Т. Батуриной (обзор содержания сборников). | Развивают умения во всех видах речевой деятельности на основе изученного материала | 2 | Коллективный анализ Исследовательская работа | ||||||||
10 | Культурно-просветительская деятельность Т. М. Батуриной. Публицистика. Работа на телевидении. | Обобщают теоретический и практический материал | 1 | Беседа Исследовательская работа | ||||||||
11-12 | Наиболее значимые в литературном творчестве Батуриной книги (обзор) | Развивают умения монологической речи на основе пройденного материала | 2 | Беседа Фронтальный опрос | ||||||||
13-14 | Основные темы стихотворений Т. М. Батуриной | Формируют социокультурную компетенцию; расширяют знания о поэзии родного края | 2 | Рассказ Конкурсное чтение | ||||||||
15-17 | Творчество 90-х. Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Письмо» (1997), «Отцовский сад»(1990), «Русь Господня» (1996) | Обобщают теоретический и практический материал | 3 | Рассказ Исследовательская работа | ||||||||
18-19 | Творчество 90-х. Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Свеча» (1997), «Воскликновение» (1998), | Формируют лексические, языковые и речевые навыки | 2 | Рассказ Коллективный анализ | ||||||||
20-21 | Творчество 2000-х. Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Вериги любви» (2007), «Дурочкины лоскутки» 2010), | Формируют лексические, языковые и речевые навыки на основе междисциплинарного материала | 2 | Коллективный анализ Словесное рисование | ||||||||
22-23 | Творчество последнего 10-летия. Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Бога́тищев Кров» (2011), «Маманин курган» (2012), | Формируют лексические, языковые и речевые навыки | 2 | Коллективный анализ Конкурсное чтение | ||||||||
24-25 | Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Невладанный латок» (2013), «Русиюния» (2014), | Расширение знаний о поэзии родного края формирование социокультурной компетенции | 2 | Беседа Художественное рисование | ||||||||
26-27 | Знакомство с изданиями Т.М.Батуриной: «Сладчайшие дни бытия» (2016), Обретение сердца» (2017), | Формируют лексические, языковые и речевые навыки на основе междисциплинарного материала; расширение знаний о поэзии родного края | 2 | Коллективный анализ | ||||||||
28-30 | Знакомство с трёхтомником избранной поэзии: «Аквамарин», «Ясень». «Чаша» (2018). | Формирование и расширение знаний о поэзии родного края | 3 | Коллективный анализ | ||||||||
Творческая мастерская | ||||||||||||
31-33 | Проект. Выпуск «Литературной газеты» и рукописной книги (по произведениям Т. М. Батуриной). Выбор содержания и обоснование, художественное оформление | Формирование художественного вкуса; умения работать в коллективе, распределять работу | 3 | Самостоятельная творческая работа | ||||||||
34-35 | Итоговое занятие. «В гостях у Т. М. Батуриной». Конкурс чтецов. Иллюстрирование стихотворений. Викторина. | Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ровесникам; расширение знаний о поэзии родного края, формирование художественного вкуса | 2 | Итоговая диагностика: конкурс чтецов | ||||||||
36 | Итоговое занятие. Экскурсия | Умение рационально планировать свой учебный труд, работать с намеченным планом | 1 | Устное сочинение-размышления о малой родине |
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою малую родину, её народ;
2) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
краеведческой литературы;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению, выработка умения терпимо относиться к людям;
5) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
8) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать и осмысливать новый материал;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
2) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку;
3) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
4) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, находить средства выразительности;
5) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно -познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом
уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —создание текста по аналогии, рассуждение —письменный ответ на вопрос). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
6) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
Для успешной реализации содержания учебного курса дополнительной общеразвивающей программы «Литературное краеведение» необходимы следующие условия:
- просторный и светлый кабинет; оснащен столами и стульями для учащихся, столом для педагога, шкафами для хранения литературы и работ учащихся
- библиотека с книгами для учащихся; для педагога.
Формы аттестации.
Первоначальный контроль знаний и умений учащихся осуществляется через входную диагностику.
Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря текущему контролю. Знания теоретического материала диагностируются путем опроса во время учебных занятий, тестирования, самостоятельной и исследовательской работы, наблюдением за детьми, через анализ поведения детей на учебных занятиях. При подготовке к итоговым занятиям диагностируется развитие художественно-творческих способностей детей. Подведение итогов по результатам освоения материала дополнительной общеразвивающей программы «Литературное краеведение» проводится по результатам итоговой диагностики творческих работ, которые проводятся в конце учебного года. Результатом реализации данной программы является выпуск газеты и рукописной книги.
Оценочные материалы.
Уровень усвоения знаний и умений проверяется в течении всего года. Для этой цели проводится педагогическая диагностика:
-прогностическая (проводится при наборе детей);
- текущая, промежуточная (проводится в течение учебного года);
- итоговая диагностика (проводится в конце учебного года).
Разработана система оценивания по критериям: качество творческой работы, самоподготовка к занятиям, участие в конкурсе чтецов.
Контрольно-измерительные материалы:
-анализ лирического текста.
-контрольные вопросы по темам.
Методические материалы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Литературное краеведение» реализуется на основе методических разработок по каждому разделу.
Для проведения занятий используются сборники, подаренные Т.М.Батуриной и другими волгоградскими поэтами школьной библиотеке, а также ресурсы Интернета.
Дидактический материал:
- иллюстрации и фото, творческие работы учащихся;
- схема-анализ лирического произведения;
- методические материалы по диагностике учащихся;
- методический материал по кружковой работе;
- методический материал по литературному краеведению.
Список литературы.
Сборники Т. М. Батуриной: «Письмо» (1997), «Отцовский сад»(1990), «Русь Господня»
(1996), «Свеча» (1997), «Воскликновение» (1998), «Врата» (2003), «На полянах
Рождества» (2001), «Вериги любви» ( 2007), «Дурочкины лоскутки» 2010), «Бога́тищев
Кров» (2011), «Маманин курган» (2012), «Невладанный латок» (2013), «Русиюния»
(2014), «Сладчайшие дни бытия» (2016), Обретение сердца» (2017), трёхтомник
избранной поэзии: «Аквамарин», «Ясень». «Чаша» (2018).
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под. ред. В. Я. Коровиной/ Москва. «Просвещение», 2018.
Ерёмина О. А. литературный кружок в школе. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011.
Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе. – М.: Просвещение, 1985.
Белобровцева И.З. Читаем поэзию вместе. Пособие для преподавателей. – М.: Интерпакс, 1994.
Михайлов О.Н. Любят ли ваши дети поэзию? – М.: Знание, 1967.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986
Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения - http://festival.1september.ru/articles/212104/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному краеведению
Рабочая программа по литературе Забайкальского края...
Программа по литературному краеведению Ульяновской области
Программа для 5-11 классов общеобразовательных школ по литературному краеведению Ульяновской области, разработанная УИПК ПРО в 2008 году...
Программа по литературному краеведению
Программа по литературному краеведению для 9 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""
Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...
Программа курса литературного краеведения «Литературная Смоленщина»
Рекомендуется к работе...