программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"
рабочая программа по краеведению

Подчасова Ольга Анатольевна

программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России" (1-4 классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПРИНЯТО

Педагогическим советом МБОУ АСОШ

Протокол № 1 от _22.08.2017

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ АСОШ ________ Хомкина Н.Н.

Приказ № 137  

от    25.08.2017__________________

 «Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Я – гражданин России»

Составитель: Подчасова О.А.,

учитель технологии, математики

                                                   

Алексеевка

2017

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка

3

2

Формы организации внеурочной деятельности

4

3

Направления программы

5

4

Планируемые результаты

7

5

Содержание программы

10

6

Содержание программы первого года обучения

13

7

Содержание программы второго года обучения

16

8

Содержание программы третьего года обучения

19

9

 Содержание программы четвертого года обучения

22

10

Критерии оценки реализации программы

25

11

Материально – техническое обеспечение программы

27

12

Список литературы

28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально - значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

           Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”;  а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;                                                                                                                                              - утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

   

 Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (внеурочная, внешкольная)

 

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня

Направления деятельности

Программа “Я – гражданин России” предназначена для учащихся 1-4 классов. Она включает  четыре  направления, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я - человек” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.  

 

6. “Я и природа” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия:  круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

 С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).

 Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей, педсоветах, совещаниях.

Формы и средства контроля

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;  
  • Анкета «Необитаемый остров»;  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
  • Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
  • Изучение самооценки личности младшего школьника;  
  • Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
  • Проектная методика «Автопортрет»;
  • Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
  • Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
  • Социометрия;
  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
  • Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
  • Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).

Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:  

- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  

- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

- родная земля, заповедная природа, планета Земля;

- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

                                                  Планируемые результаты:

  Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

  Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

  Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

  У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, тре-бующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, 
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. 
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

                        В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

 

Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;

2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;

3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;

4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п.п

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

2 класс

«Моя Малая Родина» - 34ч

3 класс

«Россия – Родина моя» - 34ч

4 класс

«Я – гражданин России» - 34ч

 

Направление         «Моя семья» 6 ч.

1 кл. “Я и семья” (6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Разгадывание ребуса «7Я», понятие «Семья», рисунок «Моя семья»; домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи; сюжетно-ролевая игра «Семья»

Рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; изготовление подарка маме; игровое развлечение «Вместе с мамой»

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

2 кл. “Я и семья” (6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя родословная

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  

Об отце говорю с уважением.

Мама, папа, я – дружная семья.

Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3кл. “Я и семья” (6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя родословная

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

Пожилые люди – мудрые люди...

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

4кл. “Я и семья” (6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя родословная

День пожилого человека.

Песни  бабушек.

Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья».

Мои семейные обязанности.      

Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.     

Направление   «Я - человек» 6 ч.

“Я и я” (6ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы.

Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

“Я и я” (6ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

“Я и я” (6ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь?

Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

“Я и я” (6ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я?.

Хочу и надо.

Тест «Познай себя».

Письмо самому себе.. Правила счастливого человека.

Конкурсы на лучшее письмо.

Направление «Я и Отечество» 17 ч.

“Я и мое Отечество” (17 ч)– формирование гражданского отношения к Отечеству.

История моего села.  

Рассматривание картин о природе родного края

Фотовыставка. «Алтай»; викторина «Что в родном краю растёт?»; экскурсия в Музей.

Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

“Я и мое Отечество” (17 ч)– формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  

Мое любимое село. Наше село. О чем шепчут названия улиц родного села.    

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

“Я и мое Отечество” (17 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Дети войны. Встреча с местными поэтами.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Село, в котором я живу. Наша страна. Дорогая моя столица.. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

О подвигах женщин в военное время.

“Я и мое Отечество” (17 ч)– формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память.

Направление “«Я и природа»” 4 ч.

6. “ «Я и природа»” (3 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.  

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

6. “ «Я и природа»” (4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном селе. Знай и люби свой край.

Экология нашего села. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

6. “«Я и природа»”

(4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном селе. Сад на окошке.

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.

Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.  

Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.

6. “«Я и природа»” (4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.    

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

Содержание программы первого года обучения

Тема

Содержание занятия

Ууд

Форма организации Виды деятельности

Дата

Направление «Моя семья» 6 ч.

1-4

Я и моя семья.

Разгадывание ребуса «7Я», понятие «Семья», рисунок «Моя семья»; домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи; сюжетно-ролевая игра «Семья»

Моя родословная

Л. самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности

П. - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Р. удерживать цель деятельности до получения ее результата К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

Игры. Соревнования беседа

5-6

Очень я люблю маму милую мою.

Рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; изготовление подарка маме; игровое развлечение «Вместе с мамой»

Игры, творческая работа  

Направление   «Я - человек» 6 ч.

7-9

Жил – был Я.

Самопредставление, игра «Давайте знакомиться, рисование «Пьедестал»)

Я и моё имя.

(беседа «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя», этюд «Назови ласково»; рисование «Мой лучший друг»

Л. умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Р. планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций

К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с   требованиями речевого этикета; приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Игры. Соревнования  

10-12

Мир моих увлечений.

Круговая беседа – представление «Я и мои таланты».

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек.

Игры соревнование, экскурсия

Направление «Я и Отечество» 17 ч

13-16

Наша Родина – Россия.

рассматривание репродукций картин о родной природе, чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»; Москва – главный город нашей Родины, пословицы о Родине; рассказ о Российском флаге, раскрашивание нарисованного флага; пение русских народных песен, частушек, колядок; рисование на тему «Моя Родина»

Л. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира

П. выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов впроцессе их рассматривания (наблюдения);

Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Игры викторина творческая работа  

17-19

Край, в котором я живу.

Рассматривание картин о природе родного края

Фотовыставка. «Алтай»; викторина «Что в родном краю растёт?»; экскурсия в Музейный ресурсный центр

К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

семейные праздники, соревнование

игры индивидуальное консультирование экскурсия

20-22

Мое село

Экскурсия «С чего начинается Родина»; посещение выставки в Музее «Моя малая Родина»; рисование «Мое село»; ролевая игра «Магазин сувениров».

23-25

Наши защитники.

песни и стихи об армии; спортивное развлечение «Вместе с папой»;

26-31

Этот День Победы!

изготовление праздничных открыток; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»; экскурсия к Вечному огню совместно с родителями; оформление стенда

творческая работа   Экскурсия встреча с ветеранами

Направление     «Я и природа» 4 ч

30

Почему год круглый?

сказочное представление о временах года

Л. навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие

П. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Р. заинтересованность в развитии своих способностей

К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

Игры викторина

31

Загадки о временах года и явлениях природы.

времена года и явления природы.

Соревнование беседа

32

Информационный проект «Не проходите мимо!»

сбор информации для индивидуальных проектов,

Проект индивидуальное консультирование

33

Экскурсия в природу!

совместно с родителями наблюдения, подвижные игры

семейные праздники,

Содержание программы второго года обучения

Тема

Содержание занятия

Ууд

Форма организации виды деятельности

Дата

Направление «Моя семья» 6 ч.

1

Моя родня.

Рассказы детей о членах семьи из личного опыта, традиции и праздники моей семьи

Л. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

П. проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу

Р. расширение кругозора о мире профессий

беседа

2

Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».

Представления о семье, семейных традициях и праздниках

игры соревнование

3-4

Изготовление панно «Моя семья»

Я – в середине, а по лучам – члены семьи

К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Проект творческая работа  

5-6

Уважай отца и мать – будет в жизни благодать.

Любовь и уважение к своим родителям

Семейные праздники,

Направление    «Я – человек» 6 ч.

7

О дружбе, доброте, отзывчивости.

Доброта, отзывчивость взаимопомощь

Л. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

П. аргументировать свою точку зрения составлять план простого эксперимента

Р. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

Родительское собрание

8

Что такое хорошо, что такое плохо.

Чтение стихотворения Маяковского

Игры викторина

9

О лени и лентяях.

Лень, последствия

Игры беседа

10

Беседа: «Кому нужна моя помощь?»

Милосердие, чувство дружбы и коллективизма;

соревнование

11

Игра «Путешествие в страну Мультфильмию»

Мультфильм про кота Леопольда

Анкетирование беседа

12

Когда у друзей лад – каждый этому рад.

Взаимопонимание, творческая активность

Игры беседа

                                         Направление    «Я и Отечество» 17 ч.

13

История села

Алексеевка. символы

Л. основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

П. развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Викторина

14

Мастер – класс «Кулон – оберег»

Старинные предания

Родительский лекторий

15

Беседа «О чём рассказывает русский   орнамент?»

Рисование платка в русском орнаменте

творческая работа  

16

Игра «Лапта»

Мастери –класс дает учитель физкультуры Марченко А.Н.

Игры, соревнование праздник

17

Беседа «Мои земляки»

 

Знаменитые люди села

18

Экскурсия в Музей

 Участие в создании патриотических плакатов

Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания,

«удерживать» логику повествования, приводить убедительные

доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

совместное мероприятие

19,20

Обычаи и традиции русского народа.

Праздники, народные игры

Игры праздник

21-22

Открытия, которые совершил человек

о пароходе, об автомобиле, о самолёте, время космических полётов

Игры беседа

23

В гостях у ветерана

Как важен мир

встреча с ветеранами

24

«Честь имею»

праздник посвящён Дню защитников Отечества

встреча с ветеранами

25,26

КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы.

Открытки своими руками

творческая работа  

27

Информационный проект: «Непридуман

ные рассказы о войне»

сбор информации, обсуждение, защита проекта

Проект индивидуальное консультирование

28

Подготовка к праздничному концерту.

Разучивание песен и танцев

встреча с ветеранами

29

Музыкально – литературная композиция, посвящённая Великой Победе

День Победы. Поздравления ветеранов

совместное мероприятие праздник

                                           

Направление «Я и природа» 6 ч.

30

Мы маленькие дети на большой планете

Бережное отношение к природе

Л. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

П. презентовать подготовленную информацию в наглядном и

вербальном виде

Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности

Игры, анкетирование

31

Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!

Плакаты, призывающие к охране природы

Соревнование, экскурсия  

32

Природа и фантазия.

Аппликации с растительным орнаментом

К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Творческая  работа  

33

Игра «Все на белом свете – солнышкины дети»

Дополнение классного уголка «Подсолнышки»

Игры творческая работа

34

Экскурсия в природу.

совместно с родителями оформление фотовыставки

Игры экскурсия

                                 

Содержание программы третьего года обучения

Тема

Содержание занятия

Ууд

Форма организации виды деятельности

Дата

Направление «Моя семья» 6 ч.

1

Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья»

Объяснение значение пословиц по заданной теме

Л. - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

П. устанавливать причинно-следственные связи

Р. адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих

К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Анкетирование

2-3

Вся семья вместе – так и душа на месте.

Уважение к семье и семейным традициям

Игры беседа

4-5

Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья»

Истории создания своей семьи

Родительское  собрание проект

6

КТД «Семейный альбом»

Родные, дорогие нам люди

Семейные  праздники,

                                               Направление «Я – человек» 6 ч.

7

Мы школьники, а это значит..

Права и обязанности детей

Л. соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;                 П. пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации      Р. корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения

Соревнование

8

Моё хочу и моё надо.

Права и обязанности школьников

Викторина

9

Друг в моей жизни

Дружба, ее ценность

Игры беседа

10

За что уважают в семье и обществе

Правила поведения в социуме

Игры беседа

11

Игра – практикум «Подари другому радость»

Отзывчивость, поддержка

Викторина

12

Полезные и вредные привычки.

Как бороться с вредными привычками, профилактика

Анкетирование

Направление «Я и Отечество» 17 ч.

13

Кто такие патриоты?

Понятие «патриот»,

Л. идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране,государству; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

П. выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку

Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

Беседа

14

Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране»

Основы экологической культуры;

Анкетирование

15

Чем и кем славится мое село?

Знаменитые люди села

Экскурсия

16-19

Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, районе, селе.

Толерантность по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений

Творческая работа  

20

Викторина «Золотое кольцо России»

История России, знаменитые места

Викторина

21

КВН для мальчиков «Защитники Родины»

Политические взгляды и убеждения

Игры, соревнование

22

День памяти.

ВОВ история

Встреча с ветеранами

23

Юные герои

О пионерах-героях ВОв

Презентация

24-25

Заочная экскурсия «две столицы»

История Москвы

История Санкт-Петербурга

Планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микро группе

Викторина

26-29

Подвижные игры на свежем воздухе.

Военно-патриотические игры

Игры

Направление «Я и природа» 6 ч.

30

Экскурсия в пожарную часть.

Причины возникновения пожаров.

Л. анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

П. моделировать различные отношения между объектами окружающего мира

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

Совместное мероприятие.

31

Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами»

Меры борьбы с пожарами

Экскурсия

32-33

Сбор информации для проекта.

Выбор тем для проекта

Проект индивидуальное консультирование

34

Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.

Причины загрязнения окружающей среды

Игры экскурсия

                                       Содержание программы четвертого года обучения

Тема

Содержание занятия

УУД

Форма организации виды деятельности

Дата

Направление «Моя семья» 6 ч.

1, 2

Доброе семя – добрый и восход.

Представление о родословной семьи

Викторина

3,4

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

История своей семьи

Беседа

5,6

КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья»

Семейные ценности

Традиции своей семьи

К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности

Семейные праздники, игры

                                              Направление «Я – человек» 6 ч.

7

Я имею право. Кодекс моих прав.

 Представление о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного поведения;

Л. различать основные нравственно-этические понятия – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

П. Делать предварительный отбор источников информации

Р. анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого

К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства

Викторина беседа

8

«Благодарность – это…»

Понятие «культурный человек»

Игры

9

Умеем ли мы обижаться.

Нормы поведения

Соревнование

10

«Мои мечты – мои желания»

Определение собственных творческих возможностей

Анкетирование

11

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

Определение собственных творческих возможностей

 Беседа

12

Встреча с интересными людьми.

Культура общения

Совместное мероприятие

Направление «Я и Отечество» 17 ч.

13

Я – гражданин России.

Понятие «гражданин»

Л. проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

– выражать положительное отношение к процессу познания:

Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

14,15

Символы Российских городов.

Понятие «город-герой»

Знакомство с городами-героями

Викторина

16

Чудо, сотворенное когда-то.

Памятники духовной и материальной культуры России

Интерактивное занятие,

17

Я бы с песни начал свой рассказ.

История создания военных песен, исполнение военных песен

Соревнование

18

Юные герои Великой Отечественной войны.

Биографии юных героев Великой Отечественной войны

Презентация

19-20

Военно – спортивная игра «Следопыт»

Игры военно-спортивного характера

Р. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция                        К. – характеризовать качества, признаки объекта составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе

Игры, соревнование

21-22

Конкурс презентаций о городах России.

Презентации о городах

Проект творческая работа  

22-23

Мастер – класс «Русские орнаменты»

Рисование посуды в русском стиле

Творческая работа

24

Экскурсия в районный музей

Экскурсия

25

Экскурсия в музейную комнату Леньковской школы №2

О герое России Ширяеве

26

Экскурсия к памятнику погибшим героям-землякам

Детальное знакомство с памятником, стих-е об этом памятнике

27

Знакомство с Книгой Памяти

Активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле, готовности к защите своей Родины.

Встреча с ветеранами

28-29

Русская национальная игра «Лапта»

Игры наших родителей

Семейные праздники, игры

Направление «Я и природа» 6 ч.

30

Загадки окружающего мира.

Экологический КВН

Л. оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт

Р. оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);    

К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка

Игры беседа

31

В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!

Сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему

Проект Анкетирование экскурсия

32

Деловая игра: «Мы вместе»

Умение оценивать своё поведение в природе

Игры

33-34

Мы в ответе за планету!

Активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле

Викторина творческая работа  

Критерии оценки реализации программы

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Осуществляется в конце четвёртого года занятия

Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.

Предполагаемый результат деятельности:

1 год:

  • сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
  • получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
  • получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
  • узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

2 год:

  • сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”;
  • получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.

3 год:

  • сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
  • получат возможность участвовать в создании экологических проектов: “Брешь в зелёном царстве”, “Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух”, “Янтарное светило”, “Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны”.

4 год.

  • сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
  • сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
  • получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.

                       Формы подведения итогов реализации программы

  • Участие в школьных олимпиадах по краеведению
  • Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
  • Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ
  • Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
  • Подготовлены результаты анкетирования и диагностики, проводимой психологом школы
  • Оформлены портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
  • Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе и в округе.

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной деятельности

Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке.

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное партнерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся

Методическое обеспечение программы:

Для осуществления образовательного процесса по Программе  необходимы следующие  принадлежности:

  • спортивный инвентарь;
  • подборка видеофрагментов, презентаций
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • цифровой фотоаппарат
  • портреты писателей и поэтов

Учебно-методическая литература

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

  1.

Жиренко О.Е. Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007

Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «Вако», 2007.

Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию

2.

Дик Н.Ф. 2008

Внеклассная работа в начальных классах. Ростов – на – Дону Феникс, 2008.

Фольклорные праздники, конкурсно - игровые программы

  3.

 Дик Н.Ф.  2004

Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004.

Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах

4.

Дик Н.Ф. 2004

Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004.

Классные часы и нестандартные уроки в 3-4 классах

5.

Дереклеева Н.И. 2005

Педагогика, психология, уп-равление Москва «Вако», 2005.

Справочник классного руководителя

6.

Кулинич Г.Г. 2006

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2006.

Сценарии общешкольных и клубных мероприятий

7.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 1 класс

8.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 2 класс

9.

Гамаль Е.В.

Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону «Феникс», 2007.

Методические рекомендации для учителей.

10.

Игонина Г.С., Горелова Н.А.

Наша Родина – Россия

М «Просвещение», 2007

Кроссворды, ребусы,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Искусство России"

Цель курса – формирование у учащихся представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры  России.Отличительной особенностью программы является то, что в методик...

Программа внеурочной деятельности "Гражданин современной России"

Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Гражданин совр...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ООО «Путешествие по России на английском языке: 10 мест в России, которые надо увидеть своими глазами»

Практическая значимость программы заключается в системном характере краеведческого материала; данная программа составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков английского язык...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа России", 8 класс

Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по предмету «География». Данный курс ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса...

Программа внеурочной деятельности «История России в лицах»

Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу, позволяющую осветить деятельность и...