программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"
рабочая программа по краеведению
программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России" (1-4 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России" | 362 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ АСОШ Протокол № 1 от _22.08.2017 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ АСОШ ________ Хомкина Н.Н. Приказ № 137 от 25.08.2017__________________ |
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Я – гражданин России»
Составитель: Подчасова О.А.,
учитель технологии, математики
Алексеевка
2017
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Формы организации внеурочной деятельности | 4 |
3 | Направления программы | 5 |
4 | Планируемые результаты | 7 |
5 | Содержание программы | 10 |
6 | Содержание программы первого года обучения | 13 |
7 | Содержание программы второго года обучения | 16 |
8 | Содержание программы третьего года обучения | 19 |
9 | Содержание программы четвертого года обучения | 22 |
10 | Критерии оценки реализации программы | 25 |
11 | Материально – техническое обеспечение программы | 27 |
12 | Список литературы | 28 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально - значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):
- Беседы
- Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
- Классный час
- Сообщения
- Встречи с интересными людьми
- Литературно – музыкальные композиции
- Просмотр и обсуждение видеоматериала
- Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
- Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):
- Творческие конкурсы
- Выставки декоративно-прикладного искусства
- Коллективные творческие дела
- Соревнования
- Показательные выступления
- Праздники
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
- Трудовые дела
- Тренинги
- Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Заочные путешествия
- Акции благотворительности, милосердия
- Творческие проекты, презентации
- Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (внеурочная, внешкольная)
Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня
Направления деятельности
Программа “Я – гражданин России” предназначена для учащихся 1-4 классов. Она включает четыре направления, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я - человек” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
6. “Я и природа” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов
С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в 1-2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3-4 классах (сентябрь, декабрь, май).
Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей, педсоветах, совещаниях.
Формы и средства контроля
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
- Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
- Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
- Изучение самооценки личности младшего школьника;
- Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
- Проектная методика «Автопортрет»;
- Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
- Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
- Социометрия;
- Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
- Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
- Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностные установки:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
- долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Планируемые результаты:
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, тре-бующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
В результате реализации программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п.п | 1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч | 2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч | 3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч | 4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
|
Направление «Моя семья» 6 ч. | ||||
1 кл. “Я и семья” (6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Разгадывание ребуса «7Я», понятие «Семья», рисунок «Моя семья»; домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи; сюжетно-ролевая игра «Семья» Рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; изготовление подарка маме; игровое развлечение «Вместе с мамой» Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки | 2 кл. “Я и семья” (6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя родословная Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений. | 3кл. “Я и семья” (6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя родословная В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Пожилые люди – мудрые люди... Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. | 4кл. “Я и семья” (6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя родословная День пожилого человека. Песни бабушек. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Мои семейные обязанности. Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки. | |
Направление «Я - человек» 6 ч. | ||||
“Я и я” (6ч) – формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. Диагностика | “Я и я” (6ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. | “Я и я” (6ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. | “Я и я” (6ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я?. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе.. Правила счастливого человека. Конкурсы на лучшее письмо. | |
Направление «Я и Отечество» 17 ч. | ||||
“Я и мое Отечество” (17 ч)– формирование гражданского отношения к Отечеству. История моего села. Рассматривание картин о природе родного края Фотовыставка. «Алтай»; викторина «Что в родном краю растёт?»; экскурсия в Музей. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток. | “Я и мое Отечество” (17 ч)– формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мое любимое село. Наше село. О чем шепчут названия улиц родного села. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. | “Я и мое Отечество” (17 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Дети войны. Встреча с местными поэтами. Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Село, в котором я живу. Наша страна. Дорогая моя столица.. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. | “Я и мое Отечество” (17 ч)– формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. | |
Направление “«Я и природа»” 4 ч. | ||||
6. “ «Я и природа»” (3 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции. | 6. “ «Я и природа»” (4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном селе. Знай и люби свой край. Экология нашего села. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков. | 6. “«Я и природа»” (4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном селе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады. | 6. “«Я и природа»” (4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. . Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов. |
Содержание программы первого года обучения
№ | Тема | Содержание занятия | Ууд | Форма организации Виды деятельности | Дата |
Направление «Моя семья» 6 ч. | |||||
1-4 | Я и моя семья. | Разгадывание ребуса «7Я», понятие «Семья», рисунок «Моя семья»; домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи; сюжетно-ролевая игра «Семья» Моя родословная | Л. самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности П. - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы Р. удерживать цель деятельности до получения ее результата К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | Игры. Соревнования беседа | |
5-6 | Очень я люблю маму милую мою. | Рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; изготовление подарка маме; игровое развлечение «Вместе с мамой» | Игры, творческая работа | ||
Направление «Я - человек» 6 ч. | |||||
7-9 | Жил – был Я. | Самопредставление, игра «Давайте знакомиться, рисование «Пьедестал») Я и моё имя. (беседа «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя», этюд «Назови ласково»; рисование «Мой лучший друг» | Л. умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Р. планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | Игры. Соревнования | |
10-12 | Мир моих увлечений. | Круговая беседа – представление «Я и мои таланты». Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. | Игры соревнование, экскурсия | ||
Направление «Я и Отечество» 17 ч | |||||
13-16 | Наша Родина – Россия. | рассматривание репродукций картин о родной природе, чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»; Москва – главный город нашей Родины, пословицы о Родине; рассказ о Российском флаге, раскрашивание нарисованного флага; пение русских народных песен, частушек, колядок; рисование на тему «Моя Родина» | Л. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира П. выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов впроцессе их рассматривания (наблюдения); Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Игры викторина творческая работа | |
17-19 | Край, в котором я живу. | Рассматривание картин о природе родного края Фотовыставка. «Алтай»; викторина «Что в родном краю растёт?»; экскурсия в Музейный ресурсный центр | К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | семейные праздники, соревнование игры индивидуальное консультирование экскурсия | |
20-22 | Мое село | Экскурсия «С чего начинается Родина»; посещение выставки в Музее «Моя малая Родина»; рисование «Мое село»; ролевая игра «Магазин сувениров». | |||
23-25 | Наши защитники. | песни и стихи об армии; спортивное развлечение «Вместе с папой»; | |||
26-31 | Этот День Победы! | изготовление праздничных открыток; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»; экскурсия к Вечному огню совместно с родителями; оформление стенда | творческая работа Экскурсия встреча с ветеранами | ||
Направление «Я и природа» 4 ч | |||||
30 | Почему год круглый? | сказочное представление о временах года | Л. навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие П. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Р. заинтересованность в развитии своих способностей К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; | Игры викторина | |
31 | Загадки о временах года и явлениях природы. | времена года и явления природы. | Соревнование беседа | ||
32 | Информационный проект «Не проходите мимо!» | сбор информации для индивидуальных проектов, | Проект индивидуальное консультирование | ||
33 | Экскурсия в природу! | совместно с родителями наблюдения, подвижные игры | семейные праздники, |
Содержание программы второго года обучения
№ | Тема | Содержание занятия | Ууд | Форма организации виды деятельности | Дата |
Направление «Моя семья» 6 ч. | |||||
1 | Моя родня. | Рассказы детей о членах семьи из личного опыта, традиции и праздники моей семьи | Л. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности П. проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу Р. расширение кругозора о мире профессий | беседа | |
2 | Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». | Представления о семье, семейных традициях и праздниках | игры соревнование | ||
3-4 | Изготовление панно «Моя семья» | Я – в середине, а по лучам – члены семьи | К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | Проект творческая работа | |
5-6 | Уважай отца и мать – будет в жизни благодать. | Любовь и уважение к своим родителям | Семейные праздники, | ||
Направление «Я – человек» 6 ч. | |||||
7 | О дружбе, доброте, отзывчивости. | Доброта, отзывчивость взаимопомощь | Л. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; П. аргументировать свою точку зрения составлять план простого эксперимента Р. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | Родительское собрание | |
8 | Что такое хорошо, что такое плохо. | Чтение стихотворения Маяковского | Игры викторина | ||
9 | О лени и лентяях. | Лень, последствия | Игры беседа | ||
10 | Беседа: «Кому нужна моя помощь?» | Милосердие, чувство дружбы и коллективизма; | соревнование | ||
11 | Игра «Путешествие в страну Мультфильмию» | Мультфильм про кота Леопольда | Анкетирование беседа | ||
12 | Когда у друзей лад – каждый этому рад. | Взаимопонимание, творческая активность | Игры беседа | ||
Направление «Я и Отечество» 17 ч. | |||||
13 | История села | Алексеевка. символы | Л. основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. П. развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память; | Викторина | |
14 | Мастер – класс «Кулон – оберег» | Старинные предания | Родительский лекторий | ||
15 | Беседа «О чём рассказывает русский орнамент?» | Рисование платка в русском орнаменте | творческая работа | ||
16 | Игра «Лапта» | Мастери –класс дает учитель физкультуры Марченко А.Н. | Игры, соревнование праздник | ||
17 | Беседа «Мои земляки»
| Знаменитые люди села | |||
18 | Экскурсия в Музей | Участие в создании патриотических плакатов | Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | совместное мероприятие | |
19,20 | Обычаи и традиции русского народа. | Праздники, народные игры | Игры праздник | ||
21-22 | Открытия, которые совершил человек | о пароходе, об автомобиле, о самолёте, время космических полётов | Игры беседа | ||
23 | В гостях у ветерана | Как важен мир | встреча с ветеранами | ||
24 | «Честь имею» | праздник посвящён Дню защитников Отечества | встреча с ветеранами | ||
25,26 | КТД «Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы. | Открытки своими руками | творческая работа | ||
27 | Информационный проект: «Непридуман ные рассказы о войне» | сбор информации, обсуждение, защита проекта | Проект индивидуальное консультирование | ||
28 | Подготовка к праздничному концерту. | Разучивание песен и танцев | встреча с ветеранами | ||
29 | Музыкально – литературная композиция, посвящённая Великой Победе | День Победы. Поздравления ветеранов | совместное мероприятие праздник | ||
Направление «Я и природа» 6 ч. | |||||
30 | Мы маленькие дети на большой планете | Бережное отношение к природе | Л. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; П. презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде Р. осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности | Игры, анкетирование | |
31 | Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты! | Плакаты, призывающие к охране природы | Соревнование, экскурсия | ||
32 | Природа и фантазия. | Аппликации с растительным орнаментом | К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | Творческая работа | |
33 | Игра «Все на белом свете – солнышкины дети» | Дополнение классного уголка «Подсолнышки» | Игры творческая работа | ||
34 | Экскурсия в природу. | совместно с родителями оформление фотовыставки | Игры экскурсия |
Содержание программы третьего года обучения
№ | Тема | Содержание занятия | Ууд | Форма организации виды деятельности | Дата |
Направление «Моя семья» 6 ч. | |||||
1 | Самые родные для нас слова: «мама, Родина, семья» | Объяснение значение пословиц по заданной теме | Л. - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. П. устанавливать причинно-следственные связи Р. адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих К. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | Анкетирование | |
2-3 | Вся семья вместе – так и душа на месте. | Уважение к семье и семейным традициям | Игры беседа | ||
4-5 | Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья» | Истории создания своей семьи | Родительское собрание проект | ||
6 | КТД «Семейный альбом» | Родные, дорогие нам люди | Семейные праздники, | ||
Направление «Я – человек» 6 ч. | |||||
7 | Мы школьники, а это значит.. | Права и обязанности детей | Л. соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; П. пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации Р. корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения | Соревнование | |
8 | Моё хочу и моё надо. | Права и обязанности школьников | Викторина | ||
9 | Друг в моей жизни | Дружба, ее ценность | Игры беседа | ||
10 | За что уважают в семье и обществе | Правила поведения в социуме | Игры беседа | ||
11 | Игра – практикум «Подари другому радость» | Отзывчивость, поддержка | Викторина | ||
12 | Полезные и вредные привычки. | Как бороться с вредными привычками, профилактика | Анкетирование | ||
Направление «Я и Отечество» 17 ч. | |||||
13 | Кто такие патриоты? | Понятие «патриот», | Л. идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране,государству; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности П. выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку Р. оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; | Беседа | |
14 | Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране» | Основы экологической культуры; | Анкетирование | ||
15 | Чем и кем славится мое село? | Знаменитые люди села | Экскурсия | ||
16-19 | Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, районе, селе. | Толерантность по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений | Творческая работа | ||
20 | Викторина «Золотое кольцо России» | История России, знаменитые места | Викторина | ||
21 | КВН для мальчиков «Защитники Родины» | Политические взгляды и убеждения | Игры, соревнование | ||
22 | День памяти. | ВОВ история | Встреча с ветеранами | ||
23 | Юные герои | О пионерах-героях ВОв | Презентация | ||
24-25 | Заочная экскурсия «две столицы» | История Москвы История Санкт-Петербурга | Планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микро группе | Викторина | |
26-29 | Подвижные игры на свежем воздухе. | Военно-патриотические игры | Игры | ||
Направление «Я и природа» 6 ч. | |||||
30 | Экскурсия в пожарную часть. | Причины возникновения пожаров. | Л. анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом П. моделировать различные отношения между объектами окружающего мира Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. К. оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; | Совместное мероприятие. | |
31 | Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами» | Меры борьбы с пожарами | Экскурсия | ||
32-33 | Сбор информации для проекта. | Выбор тем для проекта | Проект индивидуальное консультирование | ||
34 | Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. | Причины загрязнения окружающей среды | Игры экскурсия |
Содержание программы четвертого года обучения
№ | Тема | Содержание занятия | УУД | Форма организации виды деятельности | Дата | |
Направление «Моя семья» 6 ч. | ||||||
1, 2 | Доброе семя – добрый и восход. | Представление о родословной семьи | Викторина | |||
3,4 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны. | История своей семьи | Беседа | |||
5,6 | КТД «Мама, папа, я – очень дружная семья» | Семейные ценности Традиции своей семьи | К. – характеризовать качества, признаки объекта приводить доказательства истинности | Семейные праздники, игры | ||
Направление «Я – человек» 6 ч. | ||||||
7 | Я имею право. Кодекс моих прав. | Представление о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного поведения; | Л. различать основные нравственно-этические понятия – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач П. Делать предварительный отбор источников информации Р. анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого К. приводить доказательства истинности составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства | Викторина беседа | ||
8 | «Благодарность – это…» | Понятие «культурный человек» | Игры | |||
9 | Умеем ли мы обижаться. | Нормы поведения | Соревнование | |||
10 | «Мои мечты – мои желания» | Определение собственных творческих возможностей | Анкетирование | |||
11 | Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?» | Определение собственных творческих возможностей | Беседа | |||
12 | Встреча с интересными людьми. | Культура общения | Совместное мероприятие | |||
Направление «Я и Отечество» 17 ч. | ||||||
13 | Я – гражданин России. | Понятие «гражданин» | Л. проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; – выражать положительное отношение к процессу познания: Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | |||
14,15 | Символы Российских городов. | Понятие «город-герой» Знакомство с городами-героями | Викторина | |||
16 | Чудо, сотворенное когда-то. | Памятники духовной и материальной культуры России | Интерактивное занятие, | |||
17 | Я бы с песни начал свой рассказ. | История создания военных песен, исполнение военных песен | Соревнование | |||
18 | Юные герои Великой Отечественной войны. | Биографии юных героев Великой Отечественной войны | Презентация | |||
19-20 | Военно – спортивная игра «Следопыт» | Игры военно-спортивного характера | Р. осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция К. – характеризовать качества, признаки объекта составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства; планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе | Игры, соревнование | ||
21-22 | Конкурс презентаций о городах России. | Презентации о городах | Проект творческая работа | |||
22-23 | Мастер – класс «Русские орнаменты» | Рисование посуды в русском стиле | Творческая работа | |||
24 | Экскурсия в районный музей | Экскурсия | ||||
25 | Экскурсия в музейную комнату Леньковской школы №2 | О герое России Ширяеве | ||||
26 | Экскурсия к памятнику погибшим героям-землякам | Детальное знакомство с памятником, стих-е об этом памятнике | ||||
27 | Знакомство с Книгой Памяти | Активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле, готовности к защите своей Родины. | Встреча с ветеранами | |||
28-29 | Русская национальная игра «Лапта» | Игры наших родителей | Семейные праздники, игры | |||
Направление «Я и природа» 6 ч. | ||||||
30 | Загадки окружающего мира. | Экологический КВН | Л. оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; П. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт Р. оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); К. описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | Игры беседа | ||
31 | В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! | Сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему | Проект Анкетирование экскурсия | |||
32 | Деловая игра: «Мы вместе» | Умение оценивать своё поведение в природе | Игры | |||
33-34 | Мы в ответе за планету! | Активная гражданская позиция в борьбе за сохранение мира на Земле | Викторина творческая работа |
Критерии оценки реализации программы
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Осуществляется в конце четвёртого года занятия
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Предполагаемый результат деятельности:
1 год:
- сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
- получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
- получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
- узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
2 год:
- сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”;
- получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
3 год:
- сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
- получат возможность участвовать в создании экологических проектов: “Брешь в зелёном царстве”, “Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух”, “Янтарное светило”, “Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны”.
4 год.
- сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
- получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы
- Участие в школьных олимпиадах по краеведению
- Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
- Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ
- Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
- Подготовлены результаты анкетирования и диагностики, проводимой психологом школы
- Оформлены портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
- Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе и в округе.
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ | |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета | |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование | |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях | |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке. | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся |
Методическое обеспечение программы:
Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- подборка видеофрагментов, презентаций
- подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
- цифровой фотоаппарат
- портреты писателей и поэтов
Учебно-методическая литература
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Жиренко О.Е. Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007 | Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «Вако», 2007. | Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию |
2. | Дик Н.Ф. 2008 | Внеклассная работа в начальных классах. Ростов – на – Дону Феникс, 2008. | Фольклорные праздники, конкурсно - игровые программы |
3. | Дик Н.Ф. 2004 | Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004. | Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах |
4. | Дик Н.Ф. 2004 | Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004. | Классные часы и нестандартные уроки в 3-4 классах |
5. | Дереклеева Н.И. 2005 | Педагогика, психология, уп-равление Москва «Вако», 2005. | Справочник классного руководителя |
6. | Кулинич Г.Г. 2006 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2006. | Сценарии общешкольных и клубных мероприятий |
7. | Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005. | Внеклассные мероприятия 1 класс |
8. | Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005. | Внеклассные мероприятия 2 класс |
9. | Гамаль Е.В. | Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону «Феникс», 2007. | Методические рекомендации для учителей. |
10. | Игонина Г.С., Горелова Н.А. | Наша Родина – Россия М «Просвещение», 2007 | Кроссворды, ребусы, |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.
20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Искусство России"
Цель курса – формирование у учащихся представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры России.Отличительной особенностью программы является то, что в методик...
Программа внеурочной деятельности "Гражданин современной России"
Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Гражданин совр...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ООО «Путешествие по России на английском языке: 10 мест в России, которые надо увидеть своими глазами»
Практическая значимость программы заключается в системном характере краеведческого материала; данная программа составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков английского язык...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа России", 8 класс
Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по предмету «География». Данный курс ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса...
Программа внеурочной деятельности «История России в лицах»
Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу, позволяющую осветить деятельность и...