Программа внеурочной деятельности «История России в лицах»
рабочая программа по истории
Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу, позволяющую осветить деятельность исторических персоналий сквозь призму связанных с ними событий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
· освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
· овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_v_litsah.docx | 106.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная программа предназначена для базового уровня и разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Рабочая программа разработана с учетом:
- Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15).
- Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.
Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу, позволяющую осветить деятельность исторических персоналий сквозь призму связанных с ними событий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
∙ освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
∙ формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
∙ овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
-наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
-деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
-активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.
Образовательные задачи:
- изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
- усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике;
- совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной.
Воспитательные задачи:
- воспитание гражданина и патриота,
- формирование нестандартного взгляда на историю и обществознание через призму индивидуальной истории семьи (родословной).
Развивающие задачи:
- развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти;
- развитие аналитического мышления.
Программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.
Методы реализации программы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; работа с текстами, иллюстрирование исторических сюжетов).
2.Словесный (чтение исторических источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.
Успешность в изучении истории, одной из основных гуманитарных наук, может быть достигнута при условии овладения обучающимися навыками и алгоритмами работы с историческими материалами и понятиями. Данный курс позволит развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Учитель должен использовать игровые формы, потому что они помогают решать серьёзные учебные проблемы. Используя игру, учащиеся лучше запоминают сложный исторический материал, который облегчает им работу на уроке, формирует речевые компетенции.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Творческие работы, используемые в системе работы, основаны на любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Новизна программы по внеурочной деятельности по истории «История России в лицах» предполагает демократический стиль общения учителя и учеников. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности.
Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом количество учебных часов по рабочей программе – 1 час в неделю, 35 часов в год. 5-9 классы 175 часов. Программа является предметной, она дает возможность получения дополнительных научных знаний для изучения курса истории.
Программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» воспитательной направленности. По характеру реализации тип образовательной программы внеурочной деятельности относится к тематическим образовательным программам и направлена на получение результатов патриотического воспитания. Программа внеурочной деятельности направлена на реализацию Программы воспитания и социализации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «История России в лицах» в основной школе являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в основной школе являются:
1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «История России в лицах» являются:
знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события истории России.
уметь:
• соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.
5 класс
Личностные УУД.
1. Ценить и принимать базовые ценности.
2. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
3. Понимать смысл и цель самообразования.
4. Давать нравственно-этические оценки.
Познавательные УУД.
1.Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД.
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений
Регулятивные УУД.
1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
6 класс
Личностные УУД.
- Принимать новые базовые ценности.
- Определять жизненные, личностные ценности.
- Осознанно и аргументировано давать нравственно-этические оценки.
- Понимать смысл и цели саморазвития, самообразования
Познавательные УУД.
- Владеть основами реализации проектно-исследовательской деятельности.
- Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
- Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
- Давать определение понятиям.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
- Проявлять устойчивый познавательный интерес.
Коммуникативные УУД.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
- Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
- Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
- Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.
Регулятивные УУД.
- Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
- Простраивать жизненные планы во временной перспективе.
- При планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
- Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
В результате работы учащиеся должны знать:
- понятия «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок».
- историю возникновения имён и фамилий;
- степени родства в семье;
- профессии предков;
- семейные увлечения и традиции.
Должны уметь:
- составлять «ленту времени» своей жизни;
- составлять родословное древо;
- вместе с учителем и родителями разрабатывать свой фамильный герб,
- применять полученные знания на практике;
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
- формировать собственную позицию, делать выводы.
Результаты образовательного процесса
- устойчивый интерес к истории своей малой родины и России через изучение истории своего рода;
- уважительное и бережное отношение к наследию своих родных;
- посильное служение родине, своей семье и активная жизненная позиция;
- самоуважение и доброжелательное отношение к людям;
- соблюдение правил культуры, организованность и добросовестность в поведении;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
- способность заниматься исследовательской деятельностью в творческих группах;
- способность рефлектировать свою учебно-познавательную деятельность.
7 класс
Личностные УУД.
- Следовать в соответствии с ценностями общества.
- Определять кроме жизненных, личностных и профессиональные ценности.
- Простраивать траекторию профессионального самоопределения. Осуществлять выбор.
- В системе заниматься самообразованием.
Познавательные УУД.
- Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.
- Владеть основами рефлексивного чтения.
- Ставить проблему, аргументировать её актуальность.
- Обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
- Выполнять проектные и исследовательские работы разных видов.
- Владеть научной терминологией при выполнении проектных и исследовательских работ.
- Принимать участие в дискуссиях
Коммуникативные УУД.
- Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
- Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
- Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- Владеть основами коммуникативной рефлексии.
- Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
- Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Регулятивные УУД.
- Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
- Планировать пути достижения целей.
- Устанавливать целевые приоритеты.
- Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
- Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
- Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
- Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
8 класс
Личностные УУД.
- Поступать в соответствии с ценностными ориентирами общества.
- Осуществлять осознанный и аргументированный выбор.
- Самоопределение.
- Смыслообразование
Познавательные УУД.
- Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
- Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные УУД.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
Регулятивные УУД.
- Владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
- Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
9 класс
Личностные УУД.
- Простраивать жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.
- Осуществлять осознанный выбор.
- Давать объективные нравственно-этические оценки. Оценивать свое поведение в соответствии с ценностями общества.
- Брать ответственность на себя.
- Инициировать идеи. Доводить начатое дело до конца.
Познавательные УУД.
- Ставить проблему, аргументировать её актуальность.
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
- организовывать исследование с целью проверки гипотез.
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные УУД.
- Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
- Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
- В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
- Выступать в группе с инициативой.
Регулятивные УУД.
- Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
- Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
- Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.
- Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
- Владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний.
- Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс «Юный историк»
Введение. Что изучает история Древнего мира. Источники знаний по истории.
Раздел 1. Наши древнейшие предки. В гостях у первобытного человека. далекие предки людей. Занятия, орудия труда, жилища первобытного человека. Овладение огнем. Родовые общины охотников и собирателей.
Загадки древнейших рисунков. Пещерная живопись. Отражение религиозных представлений первобытных охотников и собирателей в рисунках и обрядах.
Раздел 2. Путешествие по странам древнего Востока. В гостях у египтянина. Фараон — сын Бога. Во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. Служба вельмож. В усадьбе вельможи. Занятия египетских ремесленников. Труд египетских крестьян. В хижинах ремесленника и крестьянина. Храм — жилище богов. Священные животные и боги. Мифы древнего Египта. Искусство древнего Египта. Внутри египетской пирамиды.
Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Письменность, знания древних египтян . Пирамида Хеопса — чудо света. Искусство древнеегипетской скульптуры; статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. Загадки древнего Двуречья.
Шумерские ступенчатые башни от земли до неба. Висячие сады Симирамиды - чудо света. Город Вавилон — главный город Двуречья. Путешествие по городам древней Финикии.
Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Садов, Тир. Морская торговля и пиратство финикийцев. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
Путешествие по древней Палестине.
Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Исторический и нравственный опыт еврейского народа
Путешествие по Древней Индии.
Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. древнейшие города Вера в переселение душ. Культура Древней Индии. Индийская мудрость, знания и книги. Дорогами Великого шёлкового пути.
География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Шёлк. Чай. Бумага. Компас.
Загадки Древнего Востока (итоговое повторение темы). Вклад народов древнего Востока в мировую историю и культуру.
Раздел З. В древней Греции.
Греция Гомера. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, Троянском коне. Мораль поэмы. По страницам поэм «Илиада», «Одиссея»
На народном собрании в Афинах. Народное собрание и его функции. Перикл, его роль в развитии демократии в Афинах. Афинская демократия.
Священный огонь в Олимпии. Олимпийские игры в Греции. Возникновение, развитие олимпийских видов спорта. Древнегреческие атлеты. Современные олимпийские виды спорта.
В греческом храме. Древнегреческие боги. Мифы о Геракле, миф о Дионисе, миф о Прометее, о Деметре. Статуя Зевса в Олимпии. Особенности храмовой архитектуры Древней Греции. Фидий и его Афина. Мавзолей Мавсола в Галикарнасе. Храм Артемиды в Эфесе.
Наследие Александра Великого. Держава Александра Македонского — уникальное явление древнего мира. Александрийский (Фаросский) маяк. Ученые Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии.
Дорогами древней Эллады . Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Колосс Родосский — чудо света. Вклад древнегреческой цивилизации в мировую культуру.
Раздел 4. Древний Рим: от города до могучей империи.
В гостях у римлянина. Древний Рим. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. Римская семья, ее особенности. Сравнительный анализ современной и римской семьи. Религия древнего Рима. Боги древнего Рима. Мифы о древнеримских богах. Римские храмы. Сравнительный анализ египетских, греческих и римских храмов.
Раб (говорящее орудие труда)». Источники рабства в Риме. Обязанности рабов. Раб – «говорящее орудие». Римские учёные о рабах.
В школе гладиаторов. Кто становился гладиатором в Риме. Гладиаторские бои. Амфитеатры.
Все дороги ведут в Рим. Город- столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. «Хлеб и зрелища» для бедноты.
Правление Траяна — лучшего из императоров. Расцвет Римской империи во II в. Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
Древний Рим: от города до могучей империи .
Раздел 5 Древний мир- удивительный мир.
Семь чудес света. Пирамиды в Египте, Висячие сады в Вавилоне, храм богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Галикарнасский маяк, Фаросский маяк, Колосе Родосский.
Общее и особенное древних цивилизаций. Признаки цивилизации стран Древнего Востока, Греции и Рима. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству.
6 класс. «Я гражданин России»
Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история?
Раздел I. Древняя Русь. Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Древнерусские города и села: жизнь, быт, занятия, культура. Родной край в древности.
Монголо-татарское нашествие. Борьба жителей Руси против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва, Дмитрий Донской.
Раздел П. Московское государство. Первый Русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства, жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров. «Смутное время». Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.Минин и Д.Пожарский. Иван Сусанин. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII в.
Раздел III. Российская империя. Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская битва. После петровская Россия. Екатерина II. М.Ломоносов. А. Суворов. Жизнь и быт населения. Культура России.
Раздел IV. XIX век России. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. Кутузов. Николай I и декабристы.
Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Развитие промышленности. Жизнь и быт населения. Культура России.
Раздел V. XX век. История и современность. Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь и быт людей. Великая Отечественная война. Основные сражения великой Отечественной войны. Города-герои. Герои фронта и тыла. Ордена и оружия Победы. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России в XX веке. Новая Россия. Начало века. Войны и Революции.
7 класс. «Моя родословная»
Тема 1. Я и моё имя. Цели и задачи программы. Значение изучения материалов данной программы для ознакомления с историей своей семьи. Что такое родословная, семья.
Имя и прозвище. Ономастика как наука, изучающая имена собственные. История возникновения имён, их многообразие, значение имён. Влияние различных культур на проникновение имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.
Что такое фамилия. История возникновения фамилии. Фамилия как указание родства Происхождение фамилий у различных сословий русского общества. Редкие фамилии. Род занятий в фамилии. Фамилии от прозвищ, искусственные фамилии. Что может показать фамилия при исследовании истории семьи. Историческое прошлое семьи.
Тема 2. История моей семьи.
Понятия «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Степени родства в семье. Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Крёстные родители. Знаменитые люди нашего рода. Любовь к ближнему. Добро и зло. Единство, милосердие.
Автобиографические сведения о родителях, их профессии, интересы, увлечения.
История рода. Род, родня, родные. На кого я похож? Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. «Стар да мал». Смена поколений. Преемственность в семье. Мои лучшие друзья – брат и сестра. Дружба и взаимовыручка в семье
Знакомство детей с разными профессиями, важность любой профессии. Интерес к различным профессиям, к людям труда. Профессии моих родителей, моих предков.
Музей моей семьи: семейные реликвии, предания, легенды, фольклор.
Христианские заповеди. Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...».
Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии.
Тема 3. Моя родословная.
Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную. Опрос родственников и знакомых. Семейные архивы, исследование архивов.
Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Составление генеалогического древа.
Тема 4. Семейные обязанности и традиции.
Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Традиции русского народа в подготовке к празднику. Оформление праздничного стола. Традиции проведения праздников.
Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Основные правила геральдики. Составление герба семьи.
8 класс «Я патриот России»
1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
2.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник– День Согласия и примирения. Права ребенка. Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
6.“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
9 класс «История в лицах»
Раздел 1. Методологические основы курса.
Тема 1. Работа с персоналиями. Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей: Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т. д.). Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т. д.).
Тема 2.Исторический документ как источник информации. Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов. Отработка алгоритма работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение родственного понятия под признаки изучаемого.
Тема 3. Последовательно-текстуальное изучение источников. Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные вопросы. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т. е. использование исторического опыта России.
Тема 4.Логические задания. Логическое задание - ориентирующее средство в самостоятельной работе учащихся. Поиск ответа на вопросы логического задания в тексте документа. Написание конспекта изучаемого источника.
Тема 5. Метод поэтапного изучения источника. Подготовительный этап (уяснение терминологии; выяснение причин, приемов и исторических условий создания документа; разбор фактов и событий, включенных автором в текст; выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором). Уяснение содержания источника (выделение основных, узловых вопросов источника; вычленение исторического аспекта изучаемой темы курса; уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории; оформление конспекта, т.е. запись содержания источника). Выполнение обобщающих и практических заданий.
Раздел 2. Киевская Русь.
Тема 1. Первые князья. Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Тема 2. Владимир Святой. Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.
Тема 3.Ярослав Мудрый. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.
Тема 4. Владимир Мономах. Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Раздел 3. Феодальная раздробленность.
Тема 1. Князья периода феодальной раздробленности. Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.
Тема 2. Александр Невский. Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
Раздел 4. Московская Русь.
Тема 1. Иван Калита. Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.
Тема 2. Дмитрий Донской. Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Тема 4. Иван III. Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Тема 5. Иван IV Грозный. Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
Раздел 3. Россия в XVII веке.
Тема 1. Борис Годунов. Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.
Тема 3. Алексей Михайлович «Тишайший». Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.
Раздел 4. Россия в XVIII веке
Тема 1. Петр Первый. Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.
Тема 3. Женщины на престоле. Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.
Тема 4. Елизавета Петровна. Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.
Тема 5. Екатерина Великая. Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.
Раздел 4.Россия в первой половине XIX в.
Тема 1. Александр I. Император Александр I и его окружение (М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, М.М. Кутузов и др.). Основные направления внутренней и внешней политики.
Тема 2. Николай I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия.
Раздел 5. Россия во второй половине XIX в.
Тема 1. Александр II. Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 1860—1870-х гг. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.
Тема 2. Александр III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Итоговое занятие. Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования, написание исторического эссе.
Прогнозируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия:
В рамках когнитивного компонента формируется:
Образ социально-политического устройства; Основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
Гражданский патриотизм. Любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; Уважение к истории, культурным и историческим памятникам; Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; Уважение другим народам России и мира, межэтническая толерантность, готовность к сотрудничеству.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических условий Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится: Целеполаганию. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Осуществлять самостоятельный контроль, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его и координировать с позицией партнёров, для выработки общего решения; Устанавливать и сравнивать различные точки зрения на основе выбора; Задавать вопросы; Работать в группе; Основам коммуникативной рефлексии;
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится: Основам реализации проектно-исследовательской деятельности; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источников; Осуществлять сравнение и классификацию самостоятельно выбирая основания; Строить логические суждения, включая установление причинно-следственных связей; Структурировать тексты.
Формирование ИКТ компетентности
Ученик научится: Осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет; Искать информацию, использую различные базы данных, в том числе электронные каталоги. Выступать с аудио и видео поддержкой; Создавать тест на основе расшифровки аудиозаписи;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Ученик научится: Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект; Выбирать и использовать методы релевантные рассматриваемой проблеме; Распознавать и ставить вопросы, отбирать адекватные методы получения на них ответа; Использовать методы знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительно-историческое описание, использование статистических данных, описание и интерпретации фактов;
Работа с текстом, поиск информации, понимание прочитанного:
Ученик научится: Находить в тексте, требуемую информацию. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
Выпускник основной школы будет обладать следующими характеристиками к окончанию 9-го класса:
- глубокое знание учебных предметов основного общего образования; умение интегрировать знания из смежных областей, представлять единую научную картину мира;
- высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность);
- информационная готовность к осуществлению зрелого выбора будущего профессионального пути.
5 класс «Юный историк» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Вид занятия | Дата | |
план | факт | |||
1 | Введение. | Беседа. | ||
2 | В гостях у первобытного человека. | Беседа- рассказ. | ||
3 | В гостях у первобытного человека. | Обсуждение картин. | ||
4 | Загадки древнейших рисунков. | Знакомство с рисунками. | ||
5 | Загадки древнейших рисунков. | Описание рисунков. | ||
6 | В гостях у египтянина. | Беседа – рассказ. | ||
7 | Храм-жилище богов. | Изучение темы богов. | ||
8 | Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды. | Изучение архитектуры древних. | ||
9 | Внутри египетской пирамиды. | Сочинение-рассуждение. | ||
10 | Загадки Древнего Двуречья. | Делимся информацией. | ||
11 | Путешествие по Финикии. | Заочное путешествие. | ||
12 | Путешествие по Древней Палестине. | Заочное путешествие. | ||
13 | Путешествие по Древней Индии. | Заочное путешествие. | ||
14 | Дорогами Великого шелкового пути. | Заочное путешествие. | ||
15 | Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока». | Викторина. | ||
16 | Греция Гомера «Илиада». | Изучение нового. | ||
17 | Греция Гомера «Одиссея». | Чтение баллад Гомера. | ||
18 | На народном собрании в Афинах. | Ролевая игра. | ||
19 | Священный огонь в Олимпии. | Изучение новой темы. | ||
20 | Священный огонь в Олимпии. | О современных олимпийских играх. | ||
21 | В греческом храме. | Изучение нового. | ||
22 | В греческом храме. | Творческая работа. | ||
23 | Наследие Александра Великого. | Сообщения по теме. | ||
24 | Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады». | Викторина | ||
25 | В гостях у римлянина. | Мини-сочинение. | ||
26 | Религия Древнего Рима. | Знакомство с римскими богами. | ||
27 | Раб-«говорящее орудие труда». | Творческая работа. | ||
28 | В школе гладиаторов. | Ролевая игра. | ||
29 | Все дороги ведут в Рим. | Сообщения. | ||
30 | Все дороги ведут в Рим. | Презентация. | ||
31 | Правление Траяна-«лучшего из императоров». | Мини-сочинение. | ||
32 | Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи. | Викторина. | ||
33 | Семь чудес света. | Изучение темы. | ||
34 | Семь чудес света. | Презентации. | ||
35 | Общее и особенное древних цивилизаций. | Сравнительная характеристика. |
6 класс «Я гражданин России» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Вид занятия | Дата | |
план | факт | |||
1 | Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? | Беседа-рассуждение. | ||
2 | Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства | Знакомство с предками. | ||
3 | Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. | Изучение новой темы. | ||
4 | Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Древнерусские города и села: жизнь, быт, занятия, культура | Творческая работа. | ||
5 | Родной край в древности. | Беседа с элементами игры. | ||
6 | Манголотатарское нашествие. Борьба жителей Руси против манголотатар. | Мини-сочинение. | ||
7 | Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере | Представление сообщений. | ||
8 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва, Дмитрий Донской | Создание презентации. | ||
9 | Первый русский царь Иван Грозный | Создание презентации. | ||
10 | Расширение границ государства, жизнь и быт людей | Сообщения по теме. | ||
11 | Расширение границ государства, жизнь и быт людей | Мини-сочинение. | ||
12 | Первопечатник Иван Федоров «Смутное время» | Презентация. | ||
13 | Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале 17 века | Ролевая игра. | ||
14 | К. Минин и Д Пожарский. Иван Сусанин. Степан Разин. | Психологический практикум | ||
15 | Жизнь, быт и культура России 17 века | Беседа с элементами игры. | ||
16 | Петр 1 и преобразование в России(в армии, в образовании, в быту) | Работа с таблицей. | ||
17 | Новая столица России | Сообщения | ||
18 | Полтавская битва | Презентация. | ||
19 | Послепетровская Россия | Психологический практикум | ||
20 | Екатерина 2. М. Ломоносова. А. Суворов | Сообщения учащихся. | ||
21 | Жизнь и быт населения. Культура России | Сообщения учащихся. | ||
22 | Отечественная война 1812 год | Ролевая игра. | ||
23 | Бородинское сражение. М. Кутузов | Чтение стихотворения | ||
24 | Николай 1 и декабристы | Беседа с творческим заданием. | ||
25 | Российская империя во 2 половине 19 века. Отмена крепостного права | Сообщения учащихся. | ||
26 | Развитие промышленности. Жизнь и быт населения. Культура России | Сообщения учащихся. | ||
27 | Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция | Презентация. | ||
28 | Гражданская война. | Нахождение информации. | ||
29 | Образование СССР. Жизнь и быт людей | Подготовка презентации. | ||
30 | Великая Отечественная война. Основные сражения великой отечественной войны | Изучение войны по карте. | ||
31 | Города герои. Герои фронта и тыла. Ордена и оружия победы | Мини – проекты о своих героических родственниках. | ||
32 | Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники | Сообщения учащихся. | ||
33 | Освоение космического пространства. Культура России в 20 веке | Сообщения учащихся. | ||
34 | Новая Россия. Начало века. Россия в современном мире. | Подготовка презентации. | ||
35 | Культура Новой России. | Подготовка презентации. |
7 класс «Моя родословная» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Вид занятия | Дата | |
план | факт | |||
1 | Вводное занятие. Понятие о родословной. | Вводное занятие. | ||
2 | Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён. | Творческое задание. | ||
3 | Имена и прозвища в Древней Руси. Откуда к нам пришли наши имена | Презентация. | ||
4 | Имя и ангел – хранитель | Беседа с элементами игры. | ||
5 | Тайны наших имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена | Беседа с элементами игры. | ||
6 | Тайны наших имён. Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена | Конкурс на лучшее письмо. | ||
7 | Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств. | Беседа. | ||
8 | Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств. | Творческое задание. | ||
9 | Моя фамилия. Моё отчество. История возникновения фамилий и отчеств. | Беседа с творческим заданием. | ||
10 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. Историческое прошлое семьи. | Психологический практикум. | ||
11 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. Историческое прошлое семьи. | Викторина. | ||
12 | Поколение, потомки, предки. Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». | Презентация. | ||
13 | Кто кому как приходится. Степени родства в семье | Сообщения учащихся. | ||
14 | Кто кому как приходится. Степени родства в семье | Проигрывание сюжетов. | ||
15 | Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода | Просмотр и обсуждение. | ||
16 | Профессии моих родителей, моих предков | Беседа – диалог. | ||
17 | Профессии моих родителей, моих предков | Диспут. | ||
18 | Музей моей семьи: семейные реликвии | Беседа с творческим заданием. | ||
19 | Семейные предания, легенды, фольклор | Творческая работа. | ||
20 | Диспут «Христианские заповеди – о семье» | Диспут | ||
21 | Родословное древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную? | Творческая работа. | ||
22 | Составление родословного древа семьи. Определение глубины родовой памяти. | Творческая работа | ||
23 | Составление родословного древа семьи. Определение глубины родовой памяти. | Круглый стол. | ||
24 | Моя семья. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи | Конкурсная познавательная программа. | ||
25 | Семейные традиции | Сообщения учащихся. | ||
26 | Семейные традиции | Проигрывание сюжетов. | ||
27 | Семейные увлечения | Просмотр и обсуждение. | ||
28 | Семейные увлечения | Беседа – диалог. | ||
29 | Фамильный герб и фамильный девиз | Сообщения учащихся. | ||
30 | Фамильный герб и фамильный девиз | Беседа с творческим заданием. | ||
31 | Фамильный герб и фамильный девиз | Творческая работа. | ||
32 | Презентация «Моя родословная» | Диспут | ||
33 | Презентация «Моя родословная» | Презентация | ||
34 | Презентация «Моя родословная» | Презентация | ||
35 | Моя семья в современном мире. | Презентация. |
8 класс «Я патриот России» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Вид занятия | Дата | |
план | факт | |||
1 | Поговорим о толерантности. | Беседа | ||
2 | Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием | Творческое задание. | ||
3 | Символика России. Символы нашего края. | Презентация. | ||
4 | В ответе за тех, кого приучили. | Беседа с элементами игры. | ||
5 | Правила жизни. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». | Беседа с элементами игры. | ||
6 | Тест «Познай себя». Письмо самому себе. | Конкурс на лучшее письмо. | ||
7 | От вершины к корням. Из истории появления законов. | Беседа. | ||
8 | Государственный праздник– День Согласия и примирения. | Творческое задание. | ||
9 | День пожилого человека. Акция «Доброта души». | Беседа с творческим заданием. | ||
10 | Правила счастливого человека. | Психологический практикум. | ||
11 | Путешествие в страну Законию. | Викторина. | ||
12 | Откуда я родом. | Презентация. | ||
13 | Хочу и надо. | Беседа с элементами игры. | ||
14 | Основной закон жизни нашего государства. | Беседа. | ||
15 | Как встречают Новый год в разных странах. Новый год шагает по планете. | Презентация. | ||
16 | Растения России из Красной книги. | Просмотр видеофильма. | ||
17 | Мир моих интересов. Мои семейные обязанности. | Проигрывание сюжетов. | ||
18 | Герои России. | Сообщения учащихся. | ||
19 | О подвигах женщин в военное время. | Просмотр и обсуждение. | ||
20 | Образ русской женщины. | Беседа – диалог. | ||
21 | О красоте, моде и хорошем вкусе. | Диспут. | ||
22 | Наше право и наш интерес. | Беседа с творческим заданием. | ||
23 | Знаешь ли ты страны мира? | Викторина. | ||
24 | Знаешь ли ты Россию? | Викторина. | ||
25 | Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. | Творческая работа. | ||
26 | Геральдика – наука о гербах. | Беседа. | ||
27 | Я - житель планеты Земля. | Круглый стол. | ||
28 | Есть такая профессия – Родину защищать. | Конкурсная познавательная программа. | ||
29 | Победа деда – моя победа. | Мини – проекты о своих героических родственниках. | ||
30 | Герои Великой Отечественной войны. | Урок Мужества. | ||
31 | Память. Создание презентации и размещение в Интернете лучших работ. | Создание презентации . | ||
32 | Наш школьный двор. Коллективная исследовательская работа. | Коллективная исследовательская работа. | ||
33 | Наш школьный двор. | Защита проекта. | ||
34 | Я – гражданин России. | Игра – викторина. | ||
35 | Мы – россияне. Анкетирование. | Анкетирование. |
9 класс «История в лицах» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Вид занятия | Дата | |
план | факт | |||
1 | Личность в истории. Алгоритмы изучения. | Работа по составлению памятки «Алгоритм изучения исторической личности». Анализ биографии А.В.Суворова. | ||
2 | Исторический документ как источник информации | Работа по составлению памятки «Алгоритм изучения исторического источника». | ||
3 | Последовательно-текстуальное изучение источников. | Практическая работа с текстами на отработку умений последовательно-текстуального изучения источников. | ||
4 | Логические задания | Написание конспекта изучаемого источника. | ||
5 | Метод поэтапного изучения источника | Выполнение обобщающих и практических заданий. | ||
6 | Первые князья | Составление исторических портретов первых киевских князей. | ||
7 | Владимир Святой | Практическая работа по составлению портретной характеристики князя Владимира Святого. | ||
8 | Ярослав Мудрый | Практическая работа по составлению портретной характеристики князя Ярослава Мудрого. | ||
9 | Владимир Мономах | Практическая работа по составлению портретной характеристики Владимира Мономаха. | ||
10 | Князья периода феодальной раздробленности | Практическая работа по составлению портретной характеристики князей периода феодальной раздробленности | ||
11 | Александр Невский | Практическая работа по составлению портретной характеристики | ||
12 | Иван Калита. | Практическая работа по составлению портретной характеристики Ивана Калиты. | ||
13 | Дмитрий Донской. | Практическая работа по составлению портретной характеристики полководца и государственного деятеля Дмитрия Донского. | ||
14 | Иван III. | Практическая работа по составлению портретной характеристики государя всея Руси Ивана III | ||
15 | Иван IV Грозный. | Практическая работа по составлению портретной характеристики Ивана IV Грозного | ||
16 | Цари смутного времени. | Практическая работа по составлению портретной характеристики царей смутного времени. | ||
17 | Алексей Михайлович “Тишайший” | Практическая работа по составлению портретной характеристики Алексея Михайловича Романова. | ||
18 | Петр Первый | Практическая работа по составлению портретной характеристики Петра Первого | ||
19 | Женщины на престоле | Практическая работа по составлению портретной характеристики Екатерины I, Анны Иоанновны. | ||
20 | Елизавета Петровна | Практическая работа по составлению портретной характеристики Елизаветы Петровны | ||
21 | Екатерина Великая | Практическая работа по составлению портретной характеристики Екатерины Великой | ||
22 | Екатерина Великая | Презентация. | ||
23 | Александр I | Практическая работа по составлению портретной характеристики АлександраI | ||
24 | Николай I | Практическая работа по составлению портретной характеристики НиколаяI | ||
25 | Александр II | Практическая работа по составлению портретной характеристики АлександраII | ||
26 | Александр III | Практическая работа по составлению портретной характеристики АлександраIII | ||
27 | Григорий Распутин. | Практическая работа по составлению портретной характеристики Г.Распутина. | ||
28 | Александр Керенский. | Практическая работа по составлению портретной характеристики А.Керенского. | ||
29 | Лев Троцкий. | Практическая работа по составлению портретной характеристики Л.Троцкого. | ||
30 | Владимир Ульянов-Ленин. | Практическая работа по составлению портретной характеристики В.Ульянова-Ленина. | ||
31 | Семен Буденный. | Практическая работа по составлению портретной характеристики С.Буденного. | ||
32 | Иосиф Сталин. | Практическая работа по составлению портретной характеристики И.Сталина. | ||
33 | Георгий Жуков. | Практическая работа по составлению портретной характеристики Г.Жукова. | ||
34 | Солдаты Победы. | Практическая работа по составлению портретной характеристики участников ВОв. 1941-1945 гг. | ||
35 | Никита Хрущев. | Практическая работа по составлению портретной характеристики Н.Хрущева. |
«Согласовано» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Заместитель директора | Заместитель директора | Директор |
по ВР МБОУ | по УВР МБОУ | МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» |
___________ /Ахметшина И.Н./ | __________/Никешина М.П./ | ________________/Зиатдинова Г.Р./ |
Протокол № 1 от | Приказ № 145 от | |
«29» _августа_ 2016_ г. | « 29 » _августа_2016_ г. | « 1 » _сентября__ 2016__ г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности гражданско-патриотического направления
для 5-9 классов
Кузнецовой Марины Александровны
Учителя истории и обществознания первой квалификационной категории
МБОУ «Айшинская СОШ ЗМР РТ»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «29» августа 2016 г.
2016-2017 учебный год
Список литературы.
1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл. [Текст] : к учебнику Ф. А. Михайловского «История Древнего мира»
2. Григорьев, д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2010 —223 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. досуговое общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. — М. : Просвещение, 2011. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам)
4. Григорьев, д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М: Просвещение, 2011—178 с.
5. История древнего мира [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://konan/3dn/ru\
6. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе [Текст]: методическое пособие / О. Ю. Стрелова,, Е. Е. Вяземский. — М. : Русское слово — учебник , 2014. — 178 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся.
7. Культура Древнего Египта [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://ru. wikipedia.org\wiki/ древнего Египта. — Загл. с экрана
8. Николаев, Д. В. Культура древнего мира [Текст]: учебное пособие / СП6ГТУРП. — СП6., 2011.— 49 с.
9. Проект «Всемирная история» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//historic.ru/about/author.shtml
10. Цветкова, Г. А. дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 кл. [Текст] / Г. А. Цветкова. — М. : Владос-Пресс, 2003.— 272 с.
11. Энциклопедия для детей. Том 1 — Всемирная история 1996 [Электронный ресурс].
12. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
13. Декларация прав ребенка (1959 г.).
14. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
15. Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
16.Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
17. Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
18. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
19. Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
20.«Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко.
21. Хрестоматия «Твоя Россия»
22.Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы «История» (М.Дрофа,2000 г.)
23.Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2011г)
24. Школьная энциклопедия «История России ХХ век» (М. Олма-пресс, 2013).
25. Школьная энциклопедия «Новейшая история ХХ век» (М. Олма-пресс,2013)
26.А.А.Данилов справочное пособие «История России в таблицах ХХ век» (М.: рофа,2012г)
27. А.А.Данилов справочное пособие «История России в XX веке» (М.: Дрофа,2012г)
28. Серия «Эрудит» справочник «История России с древнейших времён до конца ХV века» (М. Мир книг, 2006г)
29.Серия «Эрудит» справочник « История России XV-XX века» (М.:Мир книг,2006г)
5 класс «Юный историк» ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Вид занятия | Дата | |
план | факт | |||
1 | Введение. | Работа в группах по определению источников информация по истории Древнего мира в библиотеке и интернет-ресурсах | ||
2 | В гостях у первобытного человека. | Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) | ||
3 | В гостях у первобытного человека. | Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) | ||
4 | Загадки древнейших рисунков. | Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации | ||
5 | Загадки древнейших рисунков. | Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации | ||
6 | В гостях у египтянина. | Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Жилище земледельца», «Мастерская ремесленника», «Ирригационная система» | ||
7 | Храм-жилище богов. | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации. Интернет-ресурсы «Один день из жизни жреца» | ||
8 | Искусство Древнего Египта. Внутри египетской пирамиды. | Краткосрочные информационные проекгы (индивидуальные или парные). Работа в парах по вьполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй иероглифы «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. | ||
9 | Внутри египетской пирамиды. | Краткосрочные информационные проекгы (индивидуальные или парные). Работа в парах по вьполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Расшифруй иероглифы «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. | ||
10 | Загадки Древнего Двуречья. | Составление и решение задач на выявление особенностей шумерских ступенчатых башен, Висячих садов Семирамиды, сооружений и зданий Вавилона | ||
11 | Путешествие по Финикии. | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации интернет-ресурсы «Одни день из жизни финикийца» | ||
12 | Путешествие по Древней Палестине. | Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме по природно-климатическим условиям и истории Древней Палестины | ||
13 | Путешествие по Древней Индии. | Групповая работа по составление буклетов на темы: «Жизнь среди природы: животные и боги индийцев», «Древнейшие города», «Вера в переселение душ», «Культура Древней Индии», «Индийская мудрость, знания и книги» | ||
14 | Дорогами Великого шелкового пути. | Подготовка и защита презентаций (проектов) по темам: <(География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины», «Мудрость — в знании старинных книг», Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана», «Великая Китайская стена и мир катайцев», «Какие изобретения древние китайцы подарили миру?» | ||
15 | Итоговое занятие «Загадки Древнего Востока». | Командное соревнование по вьполнению заданий: решение кроссвордов,»Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию» и т. д. | ||
16 | Греция Гомера «Илиада». | Индивидуальные творческие работы «Каким я увидел героя поэм “Иллада” или “Одиссея” (по выбору)» | ||
17 | Греция Гомера «Одиссея». | Индивидуальные творческие работы «Каким я увидел героя поэм “Иллада” или “Одиссея” (по выбору)» | ||
18 | На народном собрании в Афинах. | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Народное собрание и его функция», «Перикл, его роль в развития демократии в Афинах», «Афинская демократия» | ||
19 | Священный огонь в Олимпии. | Групповые информационные проекты по темам: «Олимпийские игры в Греции», «Возникновение, развитие олимпийских видов спорта», «Древнегреческие атлеты», «Современные олимпийские виды спорта». | ||
20 | Священный огонь в Олимпии. | Групповые информационные проекты по темам: «Олимпийские игры в Греции», «Возникновение, развитие олимпийских видов спорта», «Древнегреческие атлеты», «Современные олимпийские виды спорта». | ||
21 | В греческом храме. | Групповые информационные проекты по темам: «Олимпийские игры в Греции», «Возникновение, развитие олимпийских видов спорта», «Древнегреческие атлеты», «Современные олимпийские виды спорта». | ||
22 | В греческом храме. | Групповые информационные проекты по темам: «Олимпийские игры в Греции», «Возникновение, развитие олимпийских видов спорта», «Древнегреческие атлеты», «Современные олимпийские виды спорта». | ||
23 | Наследие Александра Великого. | Составление карты «Памятники культуры державы Александра Великого», решение задач по установлению особенностей архитектурных сооружений | ||
24 | Итоговое занятие «Дорогами Древней Эллады». | Командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию» и т.д. | ||
25 | В гостях у римлянина. | Парные информационные проекты по темам «Особняки на городских холмах», - «Многоэтажные дома в низинах между холмами», «Обустройство повседневности римлян». « Термы в жизни и культуре римлянина», «Римская семья, ее особенности». Индивидуальные творческие работы «Один день из жизни римлянина» | ||
26 | Религия Древнего Рима. | Работа в парах по изготовлению буклетов опорой на текст, иллюстрации, интернет ресурсы по темам: «Боги древнего Рима», «Мифы о древнеримских богах, «Римские храмы» Фронтальная работа по проведению сравнительного анализа египетских, греческих и римских храмов | ||
27 | Раб-«говорящее орудие труда». | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Источники рабства в Риме», «Обязанности рабов», «На рынке рабов в имении», «Римские учёные о рабах». Фронтальная работа по решению проблемных ситуаций по теме «Рабство в древнем Риме» | ||
28 | В школе гладиаторов. | Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина или рисованию с опорой на текст сюжетов: «Гладиаторские бои», «Амфитеатр» | ||
29 | Все дороги ведут в Рим. | Работа в парах по вьполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Город. столица империю», «Архитектурный облик Рима», «Колизей», «Пантеон», « Римский скульптурный портрет», «Хлеб и зрелища» для бедноты», «Большой цирк в Риме». Фронтальная работа по определению особенностей римской цивилизации | ||
30 | Все дороги ведут в Рим. | Работа в парах по вьполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Город. столица империю», «Архитектурный облик Рима», «Колизей», «Пантеон», « Римский скульптурный портрет», «Хлеб и зрелища» для бедноты», «Большой цирк в Риме». Фронтальная работа по определению особенностей римской цивилизации | ||
31 | Правление Траяна-«лучшего из императоров». | Групповые информационные проекты по темам: «Расцвет Римской империи во 11 в.», «Военные успехи Травма — последние завоевания римлян», «Масштабное строительство в Риме и провинциях на века», «Новое в строительном ремесле», «Обустройство городов в провинциях империи» | ||
32 | Итоговое занятие «Древний Рим: от города до могучей империи. | Командное соревнование по выполнению заданий: решение кроссвордов, «Найди лишнее», «Установи соответствия». «Собери аппликацию»и т. д. | ||
33 | Семь чудес света. | Составление и решение задач на установление особенностей семи чудес света: пирамиды Хеопса, Висячие сады в Вавилоне, храма богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолеи Мавсола, Колосса Родосский, Фаросский маяк. | ||
34 | Семь чудес света. | Составление и решение задач на установление особенностей семи чудес света: пирамиды Хеопса, Висячие сады в Вавилоне, храма богини Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, мавзолеи Мавсола, Колосса Родосский. Фаросский маяк | ||
35 | Общее и особенное древних цивилизаций. | Выполнение заданий по индивидуальных темам «Признаки цивилизации стран древнего Востока, Греции и Рима, «Отличие греческого полиса и Римской республики от государств древнего Востока», «Вклад народов древности в мировую культуру», «Народовластие в Греции и Рим, «Роль граждан в управлении государством», «Нравы жителей древних государств» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «История математики России» для 7-8 классов
Программа внеурочной деятельности «История математики России» для 7-8 классов. Курс призван расширить математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формировани...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...
Программа внеурочной деятельности История в лицах
Программа внеурочной деятельности имеет познавательную направленность и предназначена учащимся 5-6 классов для углубленного изучения образовательной программы основной школы «История» (5-6...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История в лицах"
quot;История в лицах" курс внеурочной деятельности для 10 класса (по ФГОС). Рабочая программа содержит 9 разделов. Имеет рецензию....
Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах» для 6 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах» для 6 класса направлена на формирование у учащихся более полного представления о личностях отечественной истории, котрым у...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История в лицах" для учащихся 10-11 классов
Данный курс по истории в 11 классе отражает основные этапы, процессы, события нашего Отечества и зарубежных стран в период XX – начала XXI веков. В центре курса находится история Росс...