Экскурсия в музей для начальных классов из группы продленного дня: «Знакомство с бытом и историей русского народа»
план-конспект по краеведению

Бедушвиль Светлана Николаевна

Экскурсия в музей для начальных классов из группы продленного дня:

«Знакомство с бытом и историей русского народа»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия в музей для начальных классов из группы продленного дня:

«Знакомство с бытом и историей русского народа»

Цель: формирование духовной культуры школьников через организацию экскурсионной деятельности.                                                                           

Задачи: 

  • познакомить с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
  • воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам;
  • воспитывать любовь к своей большой и малой Родине;
  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
  • развивать память, логическое мышление, воображение.

Методы:                                                                                                           

  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ экспонатов, рассказ;
  • игровой: направлен на развитие у детей культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.
  • Оборудование: все экспонаты музея.

Ход экскурсии:

Проходите, гости дорогие, окунитесь в атмосферу старинного времени, побывайте в избе наших праотцов, посмотрите на те предметы, которыми они пользовались. Я вам расскажут об экспонатах музея, об устройстве жилища старинного времени.                  

     Горница у меня небольшая

    Да красивая какая!

    Проходите хорошо всё обглядите.

Сегодня вы узнаете, как жили раньше ваши прабабушки и прадедушки, какими предметами быта они пользовались, а так же сами сможете прожить один день в старинной избе.

Почему именно изба? Потому что, дом для любого человека, это первооснова, это то, с чего он начинает жизненный путь, где он приобретает Мать и Отца, теплоту, заботу и нежность отчего дома. Мудро и просто устроена русская изба. А вы знаете, как и из чего строили дома?  

А строили их так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу и говорил: «Приходите, люди добрые, помогите мне избу строить». Затем хозяин шел к другому соседу. И никто никому не отказывал. Наутро собиралось много мужчин, и вместе с хозяином они начинали «рубить избу». Строили такие избы из бревен.

В избе всегда считали святыми 3 места:

  1. Красный угол. В красном углу всегда располагались иконы и совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме. Человек, пришедший в дом, мог пройти туда по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает красивый, светлый, хороший. Его украшали вышитыми полотенцами.
  2. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной. Что можно было делать у печи? В ней пекли хлеб и готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить. А эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать. Для того, чтобы принести воды, использовали коромысло. Печь - это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую пищу в ней готовили? (щи, каша, картошка, блины). А ещё в ней сушили продукты и одежду, раньше  даже мылись. То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. (Во время Великой отечественной войны некоторые люди спасались от облав фашистов, залезая внутрь печи). При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли хворь, например, простудные заболевания. Зимой в мороз  кур под печкой держали. В  нижней части печки остается свободное пространство — подпечье части печи.  Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. (показывает утварь). Поверху горнило в русской печи располагается лежанка. Как вы думаете, для чего служило это место? (Для  отдыха и сна людей). Высота такой лежанки чаще всего позволяла человеку сидеть. Под лежанкой есть печурки. Они  использовались не только для ускорения нагревания избы, но и в качестве сушилок. Что можно сушить в печурках. (валенки, носки, чулки и т.д.).
  3. Где русские хозяйки хранила одежду? В сундуке. Посмотрите, какие в сундуке хранились вещи. Все вышито своими руками. Чтобы все это сделать, девушки должны были вечерами рукодельничать.

На лавке, что рядом с печью хозяйка готовила пищу, сюда же складывались вынутые из печи хлеба. Это место в избе называлось «Печной угол» или «Бабий угол» это было царство женщины, здесь стояла вся нехитрая посуда, которая была в хозяйстве, здесь она работала, отдыхала и занималась рукоделием. Кроме вышивания, женщины пряли пряжу, из нее потом.

Было в доме место и для мужских дел. Там  помещали короткую широкую лавку в форме ящика с откидной плоской крышкой, в нём хранили инструменты. От двери он отделялся плоской доской, которой часто придавали форму конской головы. Это было место хозяина. Здесь он отдыхал и работал. Здесь плели лапти, ремонтировали и изготавливали утварь, упряжь, вязали сети и т.д.

Т.к приходилось заниматься рукоделием в основном по вечерам, а электричества еще не было, люди придумали лучину и свечи. Для получения тонкой (менее 1 см) длиной (до 70 см) щепы полено распаривали в печи над чугунком с кипящей водой и надкалывали с одного конца топором, затем раздирали на лучины руками. Вставляли лучины в светцы. Простейшим светцом был стержень из кованого железа с развилкой на одном конце и остриём на другом. Этим остриём светец вставляли в щель между брёвнами избы. В развилку вставляли лучину. А для падающих угольков под светец подставляли корыто с водой. Свечами пользовались только по большим праздникам и под них устанавливали подсвечник.

А какой посудой пользовались в старину?

Всё необходимое для домашнего хозяйства крестьяне делали сами. В старину  изготавливали из глины и дерева. С помощью топора строгали маленькие деревянные ложки. А мастера умельцы расписывали их. Посуду изготавливали из коры деревьев (кузовки, чаши, ведра, бочки), вырезали из дерева (ложки, чашки, тазы), лепили из глины, обжигая затем на огне в печи. По разному называлась посуда одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд из глины – «горшок», из чугуна – «чугунок», из меди – «медник». Горшки изготавливались самых разных размеров. Главным достоинством горшка была его прочность. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Если треснул горшок, его оплетали берестяными лентами и хранили в нём крупы. Позже на смену горшку пришли чугуны – луженые металлические сосуды, они сохранили форму горшка.

Чем сейчас мы пользуемся в быту и как это выглядело тогда

Самовар

Утюг

Ножницы

Для детей игрушки мастерили сами. Делали кукол из соломы, тряпичные куклы.

Сейчас мы вместе с вами тоже попробуем смастерить для себя куклу. Наша кукла называется «Мотанка». Ее делали только из кусочков ткани и ниток. Нитками все части куклы сматывались вместе, поэтому она и называется «Мотанка»

Дети вместе с педагогами делают каждый для себя куклу из ткани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня

В данной работе представлены формы, этапы и методы организации работы по экологическому воспитанию учащихся в группе продленного дня младшего школьного возраста....

Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

Отражение в русском языке культуры и истории русского народа.9 класс.

Конспект первого урока родного (русского) языка за курс 9 класса....

Воспитание нравственно - патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа.

Основные направления работы.Создание атмосферы национального быта .Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка- развивать любознательность, воспитывать чувст...

Проектная деятельность Тема «Воспитание нравственно- патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа

Цель проекта: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОГО ЯЗЫКА (РУССКОГО) В 9 КЛАССЕ Урок 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА...