Из опыта работы в музее «Русская изба» по изучению народных традиций родного края.
опыты и эксперименты (8 класс) на тему
Данная методическая разработка направлена на приобщение школьников к народной культуре через музейную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы в музее «Русская изба» по изучению народных традиций родного края.
Важно воспитывать молодое поколение
в моральном климате памяти:
памяти семейной, памяти народа,
памяти культуры.
Д.С.Лихачев.
Введение.
Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и прочих сферах культуры заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.
В настоящее время усиливается тенденция возрождения наций, народов, национальных традиций.
Знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщаться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. И перед педагогом встает задача социализации ребенка - включения его в систему собственной культуры и адаптации к ней, формирование активной творческой личности, полноценного и жизнеспособного члена общества.
Одним из главных направлений воспитательной работы является многообразная внеклассная и внешкольная работа по краеведению. Каждый человек, рано или поздно, приходит к осознанию себя частью некоторой целостности, не только социальной, но и целостности исторической: семьи, класса, дома, улицы, города, страны.
Изучение родного края, его культуры, традиций способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность приобщиться к поисково-исследовательской, экспедиционной работе. Обучение путем открытий – действительно актуальная проблема нашего времени.
И в этом огромную роль играют школьные музеи, где именно средствами краеведения можно научить городских детей погружаться в островки национальной культуры, особенности быта Муромского края, принять деятельное участие в сохранении старины. Краеведческая деятельность – это комплексное средство всестороннего развития личности.
Еще наши далекие предки приметили, что жизнь идет как бы по кругу. Возрастные циклы людей примерно совпадают с основными временами года: детство – с весной, молодость – с летом, зрелость – с осенью, старость – с зимой. С глубокой старины семейные празднества отмечаются людьми как жизненно важные вехи и знаковые события. Так сложились интересные обряды и важные ритуалы, ставшие частью русской культуры.
Как ни странно, ритуалы и обычаи, которыми русские люди привыкли ознаменовывать и радостные, и печальные события в жизни, за много столетий не так уж сильно изменились. Возможно, потому, что на Руси привыкли, передавая из поколения в поколение, бережно хранить традиции и обряды: как праздновать Святки и Масленицу, играть свадьбу.
Данная методическая разработка направлена на приобщение школьников к народной культуре через музейную деятельность.
Актуальность .
Актуальной проблемой, стоящей сегодня перед русским народом, является утрата национального самосознания. В наибольшей степени этому способствовало разрушение сложившихся веками традиционных устоев в период советской власти.
Каждого из нас беспокоит будущее наших детей. Мы не раз задаемся вопросом, что нужно для того, чтобы дети выросли полноценными и вполне подготовленными к жизни, что больше способствует этому.
Современное общество, рассуждая о народной культуре, признаёт её существование во множестве разнообразных форм. Исследователями отмечено, что базой, исходной формой является этнокультура. Зачем современному человеку этнокультура, если он говорит на современном языке, поёт современные песни, носит модную одежду, пользуется новейшими технологиями, давно не совершает традиционных обрядов?
А затем, что: мы должны выступать как наследники лучшего в прошлом; изучение народной философии помогает объяснить способ выживания народа на земле; создаётся неразрывная связь между человеком - как частью и большим целостным миром.
И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства
Народная культура обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.
Ведущей педагогической идеей для меня является воспитание школьников средствами народной культуры, развитие у учащихся интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности средствами народного творчества.
Проблема
Ситуацию, характеризующую состояние школьных музеев в последние десятилетия, можно определить следующим образом:
- музеи во многом утратили образовательные функции;
- значительная часть музеев работает по очень узкой тематике (примерно каждый второй музей посвящен Великой Отечественной войне);
- недостаточное внимание уделяется местной истории, слабо используется потенциал краеведения;
- музеи в своей деятельности во многом ориентируются на "взрослые" музеи, в них не задействованы возможности детского творчества.
Долгое время единственной и главной формой массовой работы в музее была традиционная экскурсия с экскурсоводом. Сегодня кардинальным образом изменилась ситуация. К музейной экспозиции все чаще обращаются как к иллюстративному материалу при изучении определенных тем. Признается важность национально - регионального компонента в работе музея. В центр внимания ставится не экспонат, а посетитель. Начался переход от витрин к интерактивным формам работы. Музейная педагогика предлагает: обучать, воспитывать и развлекать посетителей, используя интерактивные музейные занятия.
Музейную педагогику нужно рассматривать как научную дисциплину, которая интегрирует элементы музееведения и педагогики, истории, литературы.
Проводя экскурсии для детей, педагогов школ округа я столкнулась с проблемой – побывав один раз в музее, детям уже неинтересно приходить повторно в музей.
Перед мной встала необходимость разработки новых занятий, экскурсий. Это обусловлено несколькими причинами:
во-первых: в современной школе преобладает информационный принцип в обучении. Поэтому одной из задач является развитие мира эмоций как основы человеческой личности;
во-вторых: детям предлагается много готовых зрелищ, которые развлекают, наполняют информацией. Но при этом сами дети все меньше играют и радуются. Все острее встает проблема детского досуга, развития творческой инициативы общения между детьми;
в-третьих: восприятие музейной экспозиции требует от детей большой сосредоточенности, умственного и физического напряжения. Детям сложно стоять подолгу у витрин, рассматривая большое количество экспонатов. Не случайно экскурсии в
музее, где дети – сторонние наблюдатели, малоэффективны. Стало очевидно, что необходима многогранная работа с одной и той же аудиторией, то есть встает вопрос о проведении цикла занятий в музее.
Сейчас практически никто не подвергает сомнению необходимость сохранять, охранять и продолжать культурные традиции нашего края, духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и будущим. Но важнее всего на сегодняшний день – это не просто сохранить исконно русскую провинциальную культуру «музейно», для просмотра, но «оживить» ее, претворить в жизнь.
Опыт работы я реализую через воспитательную систему с использованием средств народной культуры со специфическими способами работы с ними.
Технология опыта
Внешкольная деятельность сегодня рассматривается как одна из главных звеньев непрерывного образования в системе воспитания всесторонне развитой личности, полного раскрытия его задатков и наклонностей
Во внешкольной деятельности ребенок не просто воспроизводит то, что усваивает. Благодаря своей уникальности и неповторимости, такая деятельность развивает, дополняет знания и навыки, совершенствует их.
Переживание успеха вызывает положительное отношение к творческому процессу, способствует приобретению определенного жизненного опыта, навыков самостоятельной работы и более четкого осознания общей и частичной цели.
Теоретико-методологическую базу составили труды: философские идеи социальной обуславливаемости развития и становления личности гражданина, труженика, семьянина ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория духовно-нравственного совершенствования молодого поколения в национально-региональных жизненно-практических обстоятельствах на базе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и национальной культуры ( В.А. Караковский, Д.С. Лихачев); воззрения ведущих специалистов по исследуемой проблематике на народную культуру как перспективную форму развития интереса младших школьников к историческому прошлому своего народа и других этносов, их обрядов и традиций (К.Ш. Ахияров, З.Т. Гасанов, Л.А. Ибрагимова, Т.Г. Исламшина).
Степень новизны опыта заключается в инновационном подходе к решению проблемы воспитания школьников на основе народной культуры.
Инновационный подход состоит в понимании этнокультурного воспитания как «организации всей жизни и деятельности растущего человека как нравственно ориентированной личности»
Цель данного опыта
Я уверена, восстановление и возрождение нашего исторического и духовного наследия, воспитание нравственности, духовности и гражданственности невозможно без уважения к своей истории, культуре, родному краю. Но чтобы уважать, испытывать чувство гордости за свою Родину, ее надо узнать, изучить. Я увидела в этом большие возможности и целью своей воспитательной деятельности определила - создание педагогических условий, способствующих воспитанию детей школьного возраста средствами народной культуры в условиях музейной педагогики.
Задачи
- Выявить и педагогически представить актуальные противоречия процесса обращения к средствам народной культуры при подготовке юных граждан Отечества в духе мира и взаимопонимания.
- Развитие познавательного интереса, активности, желание познать свою малую родину.
- Развитие творческих способностей учащихся через организацию поисковой деятельности.
- Расширение воспитательного пространства.
- Разработать методические и информационные материалы:
- Разработать сборник сценариев православных праздников;
- Разработать сценарии музейных уроков для воспитания толерантности.
- Создать обучающие видеофильмы по данной проблеме.
- Определить круг культурно - досуговой и просветительской деятельности, художественного творчества, творческих инициатив:
- Проведение массовых мероприятий связанных с народными календарными праздниками.
- Участие в городских мероприятиях.
- Участие в различных национальных праздниках, конкурсах.
Условия возникновения опыта.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.
Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.
Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, к своим предкам, к своему народу, чувство чести, гордости, достоинства – это основа, на которой формируется тонкость чувств.
Основой моей деятельности является народный календарь. Народный календарь - это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге. Основанный на земледельческом календаре, это историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям.
С другой стороны жизнь детей в современном обществе отличается дефицитом общения и с взрослыми, и со сверстниками. Большинство современных школьников не умеют организовать своё свободное время, не знают коллективных игр и занятий. Народная педагогика способствует сохранению и передаче коллективного трудового и эстетического опыта, усвоению детьми мудрости и ясности суждений людей труда. Естественная среда обитания, наполненная музыкально-поэтическим и устным фольклором, обрядово-игровыми действиями, праздниками, обычаями и правилами, создает условия для усвоения культурных традиция и побуждает к активным действиям. Причастность к общему делу, тёплые семейные узы, соборность помогают воспитывать у ребят дружелюбие, доброту, заботу, любовь.
Забыты народные традиции, праздники, обряды, обычаи - определяют мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, природе и имеют неоценимое значение для воспитания полноценного гражданина страны.
Описание средств достижения цели.
Решению поставленных в опыте задач способствует совокупность методов и форм организации работы, в числе которых: изучение и анализ литературы по теме; педагогический эксперимент; прямые и опосредованные, кратковременные и длительные наблюдения за реакциями учащихся на предъявление субъектами педагогического воздействия творческих заданий в рамках занятий по народной тематике и участия в праздничных народных торжествах; тематические беседы со школьниками, их родителями; изучение продуктов детского творчества (поделки, сочинения, рисунки, проекты).
Организация учебно-воспитательного процесса.
В практике своей работы воспитание с использованием элементов народной культуры я реализую через:
- постижение основных пластов народного искусства: фольклора; прикладного искусства.
- введение ребенка в мир народной культуры посредством образов русской культуры «от родного порога»;
- знакомство с народным творчеством, историей народа, его традициями и обычаями;
- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
- изучение основных жанров фольклорных сочинений;
- знакомство с культурой малой Родины, своего края, их традициями, обычаями, музыкой.
Мной были разработаны образовательные краеведческие занятия, экскурсии, построенные на изучении народной культуры, народных традиций через эмоционально – чувственное восприятие – на основе национально-регионального компонента.
Занятия ориентированы на конкретную возрастную и социальную группу посетителей, что позволяет осуществлять один из главных принципов музейной педагогики – адресность. Интересы аудитории, ее специфика определяет содержание занятий, формы и способы их проведения. Занятия носят интегрированный характер, в них сведения по истории России, города, народной культуры и традиций края переплетаются с информацией по литературе, живописи, прикладному искусству, фольклору, этнографии, музыке.
Занятия разработаны с учетом возрастных особенностей детской аудитории, для которой характерны острота восприятия, преобладание наглядно-образной памяти, повышенная эмоциональность, развития способность к воображению и фантазии, большая потребность в движении.
Идея изучения родного края и использования краеведческого материала в педагогическом процессе не новая. Во многих школах преподается предмет краеведение, факультативы. Но задача учителя, прежде всего, обеспечить приобретение определенных знаний за определенное количество времени. Мною же оказана попытка использовать процесс изучения для развития нравственных качеств детей.
Ведущим методом моей работы был выбран поисково - исследовательский.
Я считаю, что исследовательская работа в первую очередь помогает формировать уважение к предкам и к своей истории, дает возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках, документальных фактах, опросе очевидцев.
Занимаясь исследовательской работой, школьник формирует свою гражданскую позицию. Через исследование прошлого своего края, своей семьи, своего села, района идет осознание ребенком себя частью страны.
Чтобы подобную работу смогли, а самое главное желали выполнять, я всегда рядом со своими воспитанниками, чтобы помочь им развивать в себе творчество, создать познавательный стимул, заинтересовать ребенка интересной темой.
Моя главная задача в исследовательской работе ребенка - помочь раскрыться,
поверить в себя. Научить его пользоваться различными источниками при написании работы.
В процессе исследовательской работы ребенок приобретает разные навыки, умения, он по-другому смотрит на старые вещи и документы.
Главное чему учится ребенок – это работе с разными источниками, литературой, интернетом, умению анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Невозможно при написании работы обойтись без общения с людьми. Ведь приходится при сборе материала обращаться к семейным архивам, брать интервью, записывать воспоминания.
И я считаю, что общение это одно из главных составляющих работы. Ребенок по-другому начинает смотреть на окружающих его людей и привычные для него
предметы. Для него становится ценным все то, что может нас ближе подтолкнуть к изучению прошлого.
Практическая краеведческая работа ведется на базе нашего школьного музея «Русская изба». Так как я являюсь руководителем кружка «Юные экскурсоводы», то воспитанники сами участвуют в поисковой деятельности, помогают в разработке и составлении текста экскурсий, музейных уроков.
Можно сказать, что исследовательская внеурочная деятельность является одновременно средством:
- создания условий проявления творческой, креативной одаренности учащихся;
- развития интереса учащихся к новым знаниям и закрепления их;
- развития важнейших социальных навыков;
- нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Темы исследовательских работ могут быть самые разные, главное, я учитываю возрастные рамки, насколько с этой темой в истории страны уже знаком ребенок, и стараюсь подобрать тему, учитывая индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения.
Подтолкнуть к исследовательской работе может любая, казалось бы мелочь - старая фотография, пожелтевший листок документа, предмет быта, домашнее школьное задание,все что угодно. Главное здесь заинтересовать, помочь, направить в нужное русло.
Не секрет, что ребенку самому полностью самостоятельно выполнить всю работу сложно, и руководитель всегда должен быть рядом. Научить правильно составлять вопросы для интервью, первое время вместе с ребенком провести опрос. Дети быстро перенимают опыт. Научить видеть в самой обычной фотографии, открытке, вещи - прошлое, умению анализировать, пользоваться литературой и источниками.
В исследовательской работе я бы выделила три основных этапа: первый – теоретический; второй – практический; третий – самостоятельный.
Вовлечение в исследовательскую деятельность как можно большего числа учащихся, позволяет выявить иногда явно никак не проявляемую одаренность, способствует повышению интереса к проблемам, стоящим перед современным человечеством, обеспечивает не только интеллектуальное, но и социальное, нравственное воспитание личности.
Следует отметить, что после нескольких лет работы (когда ребята показали неплохие результаты на конкурсах различных уровней) стало намного легче найти желающих заниматься исследованиями. Достаточно дать возможность познакомиться с готовыми разработками школьных исследователей прошлых лет.
В процессе использования исследовательской технологии были выявлены следующие мотивы, привлекающие школьников:
- возможность приобщиться к увлекательной деятельности по исследовательской технологии;
- возможность глубже освоить информационные компьютерные технологии;
- повышение самооценки моих воспитанников, благодаря публичным выступлениям, общению с единомышленниками.
Как правило, работа над исследовательским проектом у нас продолжается весь учебный год. Ребята могут неоднократно выступить со своими разработками на уроке в классе, школьной конференции, при этом выявляются все слабые и сильные стороны работы, которые корректируются. Практически ни одна из наших завершенных работ не осталась без внимания. И это самая высокая оценка и награда для ее авторов.
Работая над исследованием, ребенок сталкивается и с запланированными, и с незапланированными ситуациями. Они вынуждают его что-то менять в своем первоначальном замысле, в результат он учится работать творчески и не бояться трудностей.
Я не ставлю задачей для своих ребят занимать призовые места (хотя это тоже немаловажно), особенно для самого ребенка. Главное для меня научить ребенка мыслить
самостоятельно, принимать решения и научиться делать выводы. Ведь в процессе исследования мои ученики развиваются, становятся более самодостаточными.
Использование этого метода позволяет развить умения и навыки планирования и организации деятельности, восприятия информации, мыслительной деятельности, оценки и осмысливания.
Большую помощь на первом этапе приобщения детей к исследовательской деятельности оказывает технология проектного обучения. Так за два года мы разработали два проекта: «История праздника Пасха», «Русская изба». Воспитанники участвуют в различных фестивалях, конкурсах и показывают неплохие результат. Развиваются и творческие способности детей. Они участвуют в научно-практических конференциях, разрабатывают и проводят экскурсии в музее «Русская изба» для учащихся, педагогов, гостей города, участвуют в окружных, областных и Российских конкурсах.
Результатом творческих работ стало:
- 2 место в научно-практической конференции «Мое Отечество» - Воронина Лера, хотя над этой темой работали всем коллективом;
- Диплом 1 степени в окружном конкурсе рисунков «С любовью к Отечеству!» (Басенко Алена);
- II место в региональном конкурсе детского рисунка «Ландшафт и качество жизни» (Басенко Алена);
- Диплом лауреата регионального конкурса «Народные традиции» (Сергеева Алена);
- диплом конкурса поделок из природного материала «Многообразие вековых традиций» Международного детского экологического форума «Зеленая планета 2009» (Мушкина Катя);
- благодарственное письмо Управления культуры Администрации о. Муром за участие в IX Межрегиональном фестивале народной музыки и ремесел «На Муромской дорожке» (Басенко Алена);
- Гран-при в окружной выставке декоративно-прикладного искусства.
- диплом за победу в конкурсе творческих работ, посвященном 135-летию со дня рождения академика живописи И.С.Куликова, (Губерскова Катя).
- диплом конкурса поделок из природного материала «Многообразие вековых традиций» Международного детского экологического форума «Зеленая планета 2011»
- открытие в о/л «Черемушки» музея истории лагеря. Ежегодно выезжаем с воспитанниками в третью краеведческую смену. И там ходим в экспедиции, встречаемся со старожилами, изучаем архивы, оформляем стенды, альбомы.
Мой опыт формируется под воздействием целей и задач, поставленных перед учительством в Концепции модернизации российского образования. Воспитательная система направлена на формирование человека-патриота, на творческое развитие личности. Знакомство с историей, традициями своего народа, его культурой – это одно из направлений патриотического воспитания учащихся. Поэтому поиск путей и возможностей воспитания школьников на материале народной культуры, считаю наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.
Процесс обучения и воспитания осуществляется в системе «внеклассная работа» и строится с использованием традиционных и нетрадиционных форм: экскурсии, экспедиции, выставки народного творчества, занятия с использованием видеоматериалов, организация тематических мероприятий, ярких народных праздников с народными песнями и костюмами, музейных уроков.
В своей работе с детьми я использую русскую народную тематику малый детский фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику русского языка, многообразие видов русского декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, то есть все те духовные ценности, чем богата наша Великая Родина, что составляет стержень национального характера.
Приобщая детей к нашему русскому эпосу, я пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине –России, к ее бессмертному поэту – русскому народу, любовь к прекрасному.
Народное творчество во всем своем богатстве бытовало в начале нашего века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно хранятся. Большой раздел устного творчества русского народа, названный календарной поэзией, я использую в своей работе. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков. Традиционным стало проведение Фольклорных праздников: Масленица, Рождество, Пасха, Деревенские посиделки и другие. Знакомясь с произведениями устного народного творчества, дети отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышат от родителей, бабушек, дедушек.
Фольклорные праздники становятся радостным событием в жизни ребят.
Ожидаемые результаты:
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению.
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные
занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе .
Вся работа по развитию и воспитанию школьников средствами народной культуры думаю, даст хорошие результаты, так как:
- дети с интересом воспринимают материал;
- у учащихся появляется устойчивый интерес к народной культуре и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились.
Главным результатом в воспитании человека культуры, изучая опыт предков, народные традиции, будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.
Образцом выпускника школы народной культуры должен стать:
- Человек, воспитанный на основе нравственных традиций русского народа.
- Человек, наделенный глубокими и прочными знаниями.
- Человек, сохраняющий интерес к познанию мира на протяжении всей жизни.
- Человек, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий обычаи и традиции предков, их веру.
- Человек - гражданин и патриот своей Родины; любящий свое Отечество, способный постоять за него.
И воспитание такого человека – главная задача педагога.
Заключение.
Вот уже на протяжении 4 лет я работаю над темой «Воспитание школьников на традициях русской культуры».
«Русская изба» - это удивительный мир старины - тут и русская печь с чугунками и ухватами, стол с самоваром, деревянные скамейки, на полу домотканые половички. На окнах старинные выбитые занавески, стены украшают искусно выполненные кружева, вышитые рушники, салфетки. Здесь же прялки и самопряхи, ткацкий станок «кросна», коромысла, утюги, крынки, туески. Самые любимые и интересные уроки о внутреннем мире избы. Красный угол, бабий кут, предметы крестьянского обихода… Дети могут не только увидеть, но и потрогать руками старинные вещи.
Оформление "русской" избы вызвало большой интерес не только у учащихся, но и у многих жителей города, так как крестьянский дом - это особое явление народной культуры. Он всегда служит человеку от сил природы, олицетворяя вещий мир его, вместе с тем является объектом для изучения духовной жизни русского крестьянина. Наполнявшая дом утварь изготовлялась, приобреталась и хранилась столетиями. Иногда предметы быта превращались в символические вещи.
На занятиях дети знакомятся с утварью и убранством русской избы, пополняют интерьер крестьянского помещения, приносят семейные реликвии, старинные предметы быта. Всё, что попадает в "русскую" избу, тщательно изучается , описывается, оформляется в альбомы. Но самое интересное - ребята учатся пользоваться прялкой, веретеном, ткацким станком, кухонной утварью. Качая колыбель, ставя ухватом чугун в печь, делая первые шаги в ткачестве, кажется, что дети играют, но эта игра помогает не оборвать нить, связующую времена и поколения.
Все эти годы мы с ребятами старались узнать как можно больше о традициях русского народа, о старинных обрядах и праздниках, предметах деревенского быта, не пропускали случая, чтобы посмотреть фильм, передачу о старине по телевизору, перечитали множество книг, журналов и газетных публикаций. Особое внимание уделяем встречам со старожилами, чтобы из первых уст услышать о том, как жили наши предки.
Придерживаясь принципа «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», провожу совместно с коллегами на базе музея внеклассные мероприятия – экскурсии, классные часы, беседы, русские народные праздники (школьные и на городском уровне): «Красная горка», «Масленица», «Батюшка Покров», «Рождество Христово», «У самовара», «Вечерки».
На базе музея проходили областные и городские семинары по краеведению для учителей общественных дисциплин городских школ и руководителей учебных учреждений города.
Мною разработаны и опробованы авторские программы «Калейдоскоп», «Природа и фантазия».
В нашем городе сложилась собственная система приобщения детей к традиционному народному искусству, предпочтение отдаётся местным народным традициям. Малоизвестные традиции возвращаются в современную культуру, открывая нашим детям красоту, казалось, навсегда утраченного искусства. Главная наша задача была и остаётся - это создание условий для сохранения развития русской национальной культуры, сохранения традиций, уклада жизни и быта нашего народа.
Народный быт и культура обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь оттолкнувшись от чего- либо, поэтому так велик интерес к тому, что волновало предков наших. Их опыт, нравственный и культурный, необходим сегодня нам,
завтра будет необходим нашим детям и внукам.
Работа по изучению истории и культуры родного края способствовала развитию умений и навыков работать в коллективе; самостоятельно, творчески мыслить, принимать самостоятельные решения; вести диалог, беседу; высказываться в виде рассказа, аннотации.
Расширились познавательные способности ребят: В совместной деятельности произошло обогащение социального опыта детей социальными образцами деятельности взрослых, закрепились нормы общения, дети стали более толерантны. Они понимают, что история - это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. Дети знают историю и культуру родного края, а культура формирует мировоззрение, поведение человека. В лучшую сторону изменились и ценностные ориентиры детей.
Я считаю, что направление, выбранное мной для работы с воспитанниками, учит любить родной край, свою малую родину, уважать и ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, преумножать славу малой родины; способствует сохранению традиций.
Какими станут они, покинув стены школы? Что они принесут обществу? Чему они будут учить своих детей? Вот это и есть настоящий результат моей работы.
Разработанные мною занятия и экскурсии могут быть использованы целиком или фрагментарно во внеклассной работе с учащимися, а также как часть предметных уроков, могут быть рекомендованы музейным работникам, классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам - организатором, руководителям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования, экскурсоводам.
Список используемой литературы
- Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры М., 1988
Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством/ Т.А Бударина, О.А. Маркеева. Санкт – Петербург «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2001.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М. 1994.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя «ВАКО» М. 2004,
- Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа/ В.А.Изотова. – журнал «Начальная школа» , № 5.
- Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей. (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету) «Народная культура» авт. – сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова М.: АРКТИ, 2003
- Лунина Г.В. Воспитания детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ., Элизе Трейдинг, 2004
Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе, С.А. Шмаков. – М.: НОВАЯ ШКОЛА, 1997. – с. 9
- www.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематика игровых занятий-экскурсий в музее "Русская изба"
Данный материал помогает родителям и учителям выбрать тему занятия с детьми в Русской избе в соответствии с возрастом детей и потребностями....
Классный час. Экскурсия в школьный музей "Русская изба"
Данный классный час - это работа по созданию фонда описаний музейных экспонатов, по подготовке экскурсоводов. Цель классного часа: привлечь внимание пятиклассников к традициям прошлого, возможо, прошл...
Музей "Русская изба"
История возникновения музея "Рссская изба" на СЮТур. План работы музея на 2017-2020 годы....
«Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»
Презентация о работе в школе по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....
Изучение народных традиций, как необходимое условие воспитания патриота и гражданина. Из опыта работы творческого объединения «Роспись по дереву»
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуаль...
Приобщение обучающихся к культурному наследию традициям родного края(из опыта работы)
Выступление на августовской конференции...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края
Презентация о работе в МБОУ "Будницкая ОШ" по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....