Перспективный план кружка «Юный краевед»
материал по краеведению
Цели кружка:
-воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
-развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи кружка:
-Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
- Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
-Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.
- Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kraevedenie.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка»
Перспективный план
кружка
«Юный краевед»
Руководитель:
Анцышкина Т.Ю.
Список детей.
1.Азаров Матвей
2.Белоцерковский Степан
3.Герусов Семен
4.Слободина Софья
5.Терешин Богдан
6.Костылев Илья
7.Позднякова Аделина
8.Черней Давид
Пояснительная записка.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Цели кружка:
-воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями родного края;
-развитие интереса к изучению окружающего мира.
Задачи кружка:
-Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
- Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей «малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
-Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.
- Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей
Обучающие:
- углубленное изучение истории родного края;
- ознакомление с основами краеведческой работы, практическое накопление опыта;
- привитие навыков исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
Развивающие:
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- организация творческой деятельности, самостоятельных занятий по краеведению.
Воспитывающие:
- воспитание уважения к историческому прошлому родного края, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
Режим занятий.
Занятия кружка проводятся с детьми старшего дошкольного возраста во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность 25 минут.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата | Тема | Программное содержание | Работа с детьми |
Сентябрь 1-2 неделя | Проведение мониторинга. | Определение первичного уровня знаний детей. | Беседы с детьми, игры. Наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. |
3 - 4 неделя | «Моя семья» | Расширять знания детей о своей семье, учить рассказывать о своих родственниках. Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям. | Рисование на тему: « Моя семья», сюжетно – ролевая игра «Семья». |
Октябрь | |||
1 неделя | «Я и мое имя» | Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. | Беседа: «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя». |
2 неделя | « Мы Железногорцы» | Расширять знания детей о родном городе. Познакомить с историей появления города. Познакомить с понятием «Малая Родина» | Рассматривание карты города. Беседы о градообразующем предприятии и его назначении. |
3 -4 неделя | «Транспорт нашего города» | Расширять знания детей о разнообразии видов транспорта родного города. Воспитывать уважение к труду транспортных профессий. | Беседы о городском транспорте. Целевые прогулки, наблюдения. Рассматривание иллюстраций. Чтение произведений о профессиях, Загадки про транспорт. Аппликация: «Автобус». Дидактическая игра: « Кто чем управляет» |
Ноябрь | |||
1 неделя | «Осень в нашем городе» | Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. | Беседы об осенних приметах в родном городе. Целевая прогулка. Рисование осенних пейзажей. Чтение произведений об осени. Составление осеннего букета. Дидактическая игра: «Когда это бывает». |
2 неделя | «Какой урожай собирают в нашем крае?» | Расширять знания об овощах и фруктах произрастающих в нашем крае. Знакомить со способами уборки урожая. | Беседы о сборе урожая в семьях детей. Рассматривание сюжетных картин о сборе урожая овощей и фруктов. Загадывание загадок об овощах и фруктах. |
3 неделя | «Что делали в старину осенью?» | Знакомить детей с бытом русского народа, с основными занятиями крестьян. Расширять знания детей об овощах и фруктах, которые выращивали наши предки. | Рассказ воспитателя. Рисование на тему «Что можно делать осенью?». Рассматривание сюжетных картин. |
4 неделя | «Транспорт наших предков» | Знакомить детей с развитием транспорта у наших предков. Расширение знаний о лошадях, как о первых помощниках в работе крестьян. | Знакомство с презентации «Транспорт наших предков». Чтение литературы о развитии транспорта. |
Декабрь | |||
1-2 неделя | «История Курского края» | Познакомить детей с картой Курской области. Побуждать интересоваться историей родного края. Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях Курского края. | Рассматривание карты Курской области . Беседы о Курском крае. |
3 -4 неделя | «Животный мир Курской области» | Расширять представления детей о животном мире края. Формировать основы экологического мировоззрения. | Беседы о животных Курской области. Рассматривание альбомов с изображением животных, птиц, насекомых. Дидактическая игра: «У кого какой домик». |
Январь | |||
1 неделя | «Что делали в старину зимой?» | Расширять знания детей о быте русского народа. Знакомить с понятиями «зимние посиделки», «зимние гулянья». Развивать интерес к прошлому. | Рассматривание сюжетных картин. Рассказ воспитателя. Рисование и чтение литературы на тему «Зимние забавы». |
2 неделя | «Деревья нашего края» | Знакомить детей с природой Курского края, его заповедными лесами, дубравами. | Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением деревьев заповедных лесов Курской области. Рисование деревьев нашей местности. |
3 неделя | «Деревни рядом с нами» | Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий. Формировать интерес и любовь к своей малой родине. | Беседы о жизни людей в деревне, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы. Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу». |
Февраль | |||
1 неделя | «Как наши предки защищали Родину» | Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины. Знакомить с былинными героями. | Беседы. Чтение художественных произведений о защитниках Родины. Рисование на тему «Наши Защитники». |
2 -3 неделя | «День Защитников Отечества» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. | Праздник для детей и родителей. Разучивание стихов, песен. Изготовление подарков для пап и дедушек. Чтение худ. литературы, произведений о подвигах наших соотечественниках в годы ВОВ. |
4 неделя | «Предприятия и организации нашего города» | Знакомить детей с основными предприятиями нашего города. Закреплять знания о месте работы родителей. | Рассказы детей о предприятиях, на которых работают родители. |
Март | |||
1 неделя | «Мама – первое слово», «Международный женский день» | Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы. Ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. | Праздник для мам и бабушек. Разучивание стихотворений, песен. Изготовление подарков для мам и бабушек. Фотовыставка: «Вот какие наши мамы!» |
2 неделя | «Масленица» | Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к природе, уважение к традициям. | Праздник «Масленица». Разучивание закличек, обрядовых песен. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья». |
3 неделя | «Сороки». | Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться красотой русской природы весной. Познакомить с традициями встречи весны, с технологией изготовления пряников для праздника. | Рассказ воспитателя. Рассматривание альбома «Времена года». Чтение литературы о весне. Выставка рисунков: «В окно повеяло весною». |
4 неделя | «Традиции моей семьи» | Знакомить с понятием «семейные традиции». Расширение знаний о семье. Воспитание уважения и любви к родным. | Беседы о важности семейных традиций. Чтение произведений литературы о семье, предках, семейных праздниках. Рисование на тему «Праздник в моей семье». |
Апрель | |||
1 неделя | «Что сажают в нашем крае» | Расширять знания детей о посадке растений на огородах и в полях. Воспитывать любовь к труду. | Работа в огороде. Рассказ воспитателя. Рассматривание сюжетных картин о посадке культур. |
2 -3 неделя | «Растительный мир родного края» | Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. | Беседы о растениях родного края. Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы. Загадки про растения, деревья. Решение экологических задач. Дидактические игры: «Кто больше назовёт деревьев?», «С какого дерева листок». |
4 неделя | « Русская матрешка» | Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно - прикладного искусства. | Рассматривание фотографий с изображениями различных матрёшек. Рассказ воспитателя. |
Май | |||
1 неделя | « И помнит мир спасённый…» | Формировать чувство уважения к защитникам Родины. Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы, памятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма. | Поход к памятнику воинам ВОВ, возложение цветов. Праздник для детей и родителей, заучивание стихов и песен. Изготовление подарков для ветеранов. Чтение худ. литературы о подвигах в годы ВОВ. Рассматривание открыток и фотографий с изображением мемориалов города. Рисование на тему «Война и память о ней». |
2 неделя | «Насекомые нашего края» | Продолжать знакомить детей с природой и насекомыми Курского края, напоминать о бережном отношении к ним. Воспитывать в детях доброту и любовь к природе. | Рассматривание насекомых на прогулке. Рисование насекомых и растений. Чтение книг о насекомых . |
3 неделя | «Символы нашего города» | Знакомство детей с символами города. Формировать уважительное отношение к государственным и городским символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага. | Рассказ воспитателя. Рассматривание государственного герба и флага РФ, герба и флага родного города. Рассматривание герба на монетах, документах. Аппликация: «Наш флаг». Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг». |
4 неделя | Проведение итогового мониторинга. | Определение уровня знаний детей. | Беседы с детьми, дидактические игры. |
Список литературы:
1. Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью, - М.2010.
2. Козлова С.А., «Я – человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру.- М.2012.
3.«Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Т.С.Комарова. Москва 2012 г.
4. Махнёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2013г.
5. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"
Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....
программа работы кружка "Юный краевед"
Программа кружка по краеведению способствует воспитанию любви к малой родине, родного города, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, людей прошлого и настоящего, воспитыва...
Программа кружка "Юные краеведы"
Программа кружка "Юные краеведы"...
программа кружка "Юный краевед"
программа кружка "Юный краевед" расчитана на учащихся 14-15 лет...
Программа кружка "Юный краевед"
Программа кружка "Юный краевед" разработана с целью проведения исследовательских работ над природными объектам. Целью программы является:1.Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.2.Привет...
Анализ работы кружка "Юные краеведы"
Тем, кто ведет кружковую работу известно как трудно иногда бывает написать анализ работы кружка. Хочу поделиться своим опытом составления анализа. Может кому и пригодится для работы....
Программа кружка Юный краевед (Тульская область)
Программа кружка рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год)...