Методическое обеспечение краеведческой работы в образовательном учреждении
статья по краеведению
В статье представлен опыт организации и проведения краеведческих мероприятий в МБУДО "ГЦД(ю)ТТ г. Юрги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._obespechenie_kraevedcheskoy_raboty_pystina_n.yu_.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пыстина Н. Ю.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ФГОС основного общего образования ориентирован на становление таких личностных результатов освоения основной образовательной программы как:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
- знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Россия – наша большая, общая и единственная Отчизна, и у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он родился – малая родина. Родной край, его люди, природа становятся частью человеческой судьбы. Из чувства привязанности к своей семье, тем местам, где человек родился и вырос; уважительного отношения к землякам вырастает любовь к Отчизне. Следует подчеркнуть мощный воспитательный потенциал краеведения, который заключается в создании условий для формирования социально активной личности гражданина, патриота, обладающей чувством гражданского достоинства и любви к Отечеству. Историк и краевед, академик РАО С.О. Шмидт утверждал: «Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Краеведение – это всегда краелюбие».
С 2012 года МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги» действует муниципальная базовая (опорная) методическая площадка по направлению «Туристско-краеведческое воспитание учащихся». За период работы площадки накоплен обширный учебно-методический материал по краеведению Кемеровской области. Краеведческая работа в организации дополнительного образования предусматривает разнообразие форм и методов организации деятельности. Представляем методические разработки, в которых систематизирован многолетний опыт организации краеведческой деятельности школьников города Юрги. Сегодня мы предлагаем познакомиться со следующими методическими материалами:
- «Кузбасс – мой край родной». Учебно-методическое пособие по организации и проведению городского краеведческого турнира;
- «Кузбасс – прошлое, настоящее и будущее». Методическая разработка олимпиады по краеведению;
- «Знатоки родного края». Сборник кроссвордов для юных знатоков-краеведов;
- «Кузнецкий край – наш отчий дом». Методическая разработка электронной интеллектуальной игры;
- «Хранители времени. Памятники города Юрги» Электронный справочник;
- «Юрга: город, рожденный в труде и бою». Методическая разработка учебно-познавательного экскурсионного маршрута;
- «На свете так много деревьев различных, давайте посмотрим, а в чём их отличие. Изучаем городскую флору» Учебно-методическое пособие.
Разработки позволяют педагогу организовать краеведческую работу с учащимися с 1 по 11 класс в соответствии с возрастными особенностями, педагогическими задачами, а также профессиональной специализацией и подготовкой педагога. Они содержательны, имеют высокую практическую значимость, применимы как в школе, так и в ОО дополнительного образования.
Представленные разработки обеспечивают методическую поддержку учителей общеобразовательных школ при реализации регионального компонента. Учителя начальной школы с помощью материалов организуют работу по изучению родного края. В рамках внеурочной деятельности данные материалы могут использоваться при организации учебно-познавательных маршрутов, в том числе при проведении виртуальных экскурсий с использованием электронного справочника.
Учебно-методическое пособие «Кузбасс – мой край родной» отражает 15-летний опыт организации и проведения городского краеведческого турнира. Это масштабное мероприятие дало импульс к развитию интереса к краеведению среди учащихся. В пособии представлен широкий спектр как традиционных, так и инновационных форм и методов, оно дает возможность ярко и масштабно реализовать общешкольное мероприятие, посвященное Кузнецкому краю.
Методические разработки отличаются следующими особенностями.
- Комплексным подходом к изучению краеведения, широким спектром тематики по краеведению Кемеровской области. Представлены материалы по: истории края от времен освоения Сибири до настоящего времени; географии (и физической, и экономической) и геологии, о живой природе Кемеровской области. Большое внимание уделяется знакомству с биографиями земляков, прославивших наш край.
- Разработки, являются оригинальными, личными разработками автора.
- Материалы включают инновационные подходы к изучению материала, современные образовательные технологии, в том числе использование ИКТ, например применение электронных образовательных ресурсов, электронных интерактивных презентаций.
- Они характеризуются преобладанием активных форм организации воспитательно-образовательного процесса, его содержание наполнено аудиовизуальными материалами. Задания конкурсов, олимпиады разнообразны по типологии: кроссворды, электронные презентации, задания по карте, работа с природным материалом, музейными предметами и др. Это дает возможность заинтересовывать детей в познании родного края, выстраивая работу с учащимися разного возраста: от 7 до 18 лет.
- Все представленные материалы реализованы автором на практике, методические разработки представляют мероприятия, которые проводятся в городе Юрге ежегодно, и прошли проверку временем. Это еще один аргумент в пользу актуальности, востребованности комплекта.
Методические разработки неоднократно с успехом принимали участие в различных конкурсах. Среди достижений – победы и призовые места в конкурсах городского, областного и всероссийского уровней. В 2018 году «Кузнецкий край - наш отчий дом» награжден Дипломом II степени за лучший экспонат, представленный на специализированной выставке-ярмарке «Кузбасский образовательный форум».
В рамках проведения мероприятий и разработки методического обеспечения мы сотрудничали с широким кругом социальных партнеров: ГАУДО «Кемеровский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий», МБУК «Краеведческий музей г. Юрги», Центральная библиотечная система г. Юрги, общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования города Юрги. Творческое сотрудничество дало вектор актуальным направлениям краеведческой деятельности.
Электронные ресурсы
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru/.
- Единый информационный образовательный портал Кузбасса [Электронный ресурс]. URL: https://eschool.kuz-edu.ru.
- Сайт ГАОУ ДОД КО «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий» [Электронный ресурс]. URL: http://kuztur42.narod.ru/.
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттестации
Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттест...
Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении
Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...
Статья на тему «Системный подход в обеспечении здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего компл...
Статья «Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении».
Статья «Обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»....
Обеспечение здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Данная публикация содержит нормативно-правовую базу и примерные разделы для разработки программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном учреждении....
Свободное программное обеспечение в детско-юношеских образовательных учреждениях. Часть 1. Fritzing - программа для занятий по дисциплине «схемотехника» в рамках преподавания детской робототехники
Свободное программное обеспечение в детско-юношеских образовательных учрежденияхЧасть 1. Программы для занятий по дисциплине «схемотехника» в рамках преподавания детской робототехники...
Свободное программное обеспечение в детско-юношеских образовательных учреждениях. Часть 2. KiCAD - программа для занятий по дисциплине «схемотехника» в рамках преподавания детской робототехники
Наигравшись вдоволь с макетными платами наступает время сделать серьёзный проект на настоящей печатной плате и поработать с паяльником. Встаёт проблема как создать и изготовить плату для проект...