Классный час «Рождественские вечера. Святочные дни на Кубани»
классный час по краеведению

Стригунова Марина Владимировна

Классный час: «Рождественские вечера: «Святочные дни на Кубани».

Форма проведения: устный журнал.

Цели:

- познакомить учащихся с традиционными православными праздниками;

- расширять кругозор, словарный запас;

- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, чувство патриотизма, любовь к своей малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_svyatki.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска

Классный час

«Рождественские вечера. Святочные дни на Кубани»

Подготовила: Стригунова М.В. – учитель начальных классов.

Классный час: «Рождественские вечера: «Святочные дни на Кубани».

Форма проведения: устный журнал.

Цели:

- познакомить учащихся с традиционными православными праздниками;

- расширять кругозор, словарный запас;

- воспитывать любовь и уважение к народным традициям, чувство патриотизма, любовь к своей малой Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Рождественские вечера», аудиозапись церковного песнопения (Тропарь «Рождество твое…», «Кондак»).

Много – много лет назад (более 2-х тысяч лет) в городе Вифлиеме, в древней Иудее, в пещере, где во время непогоды укрывали скот пастухи, родился сын Божий. В ту ночь явилась миру чудная звезда. Переливаясь, она шла с севера на юг и остановилась над Вифлиемом, опустив золотой луч над колыбелью Богомладенца. Вслед за нею пришли и поклонились ему ангелы. Затем пастухи и волхвы (мудрецы) с Востока. Волхвы принесли Младенцу Иисусу  дары: ладан – как Богу, золото – как царю, смирну (пахучие масла) – как человеку.

С тех пор Вифлиемская шестиконечная звезда стала символом рождества Христова, Рождественских праздников – русских Святок. Петр I ввел обычай считать года не от сотворения мира, а от Рождества Христова и отмечать Новолетие – 1 января по всей Руси.

А знаете, как назывался январь на Руси? Просинь, а у нас на Кубани – Сечень. Просинь в честь синевы зимнего неба, Сечень – в знак рассечения зимы на две половины. С Рождественской ночи наступало и на православной Кубани время святок – Святых дней. Проходили они с 7 по 19 января до Крещения. Первые три дня назывались «Святыми вечерами». В эти дни по всем хуторам и станицам ходили дети с Вифлиемской звездой и славили Рождество Христово. Их так и называли – «христославы», «славельщики». Самый ранний обход до первой утренней звезды по традиции совершали маленькие дети, так как детская молитва, по общему убеждению, быстрее доходила до престола Господня. Все взрослое население станицы в это время было на всенощной службе в храме (ночная служба с 23 часов до 4 часов утра, которая бывает только в большие православные праздники – Рождество, Крещение, Пасха).

В хатах у всех казаков под Божницей горели масляные лампады – дар Богу. Давняя, древняя народная традиция – возжигание свечей и лампад. В каждой семье, какого бы достатка она не была, всегда зажигали в Рождество лампады. «Тропарь Рождества Христова» и «Кондак» пели всем храмом: стар и млад, казаки и иногородние. Звонили колокола и под этот перезвон люди расходились по домам, поздравляя друг друга с праздником. Утром можно было есть скоромную пищу: мясо, молочные продукты, яйца. На столах было изобилие разных блюд: холодец (студень), жаркое, вареники с сыром, творогом, индюки, куры, гусь с яблоками, рыба, соленья, разная домашняя выпечка, обязательно «колядашки» - традиционное печенье в форме звезды, фигурок животных и птиц.

Вифлиемскую звезду делали из ситца, прикрепляя к ней рога – лучи, украшенные махрушками из разноцветной бумаги, бумажными цепочками, колокольчиками. Звезду поднимали на палку. Нести ее доверяли лишь тому ребенку, семья которого пользовалась в станице уважением и хорошей репутацией. Кроме звезды носили «славельщики» и вертеп – маленький ящик, оклеенный цветной бумагой или тканью, в нем на оси устанавливались куклы. С их помощью разыгрывались сценки из сказаний Евангелистов о рождении Христа.

Христославить ходили в лучших нарядах, украшенных вышивкой, пели стройно и красиво. Входя в хату, первым делом крестились на иконы, мальчики при этом снимали шапки. Затем просили у хозяев разрешение «похристославить». Пели Тропарь:

- Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи! Слава Тебе!

Затем пелось традиционное величание хозяевам:

- Маленькие детки щипали ветки,

В саду стояли, Христа прославляли:

Христос родился – Рай отворился.

Дети вставали кругом (Вифлиемская звезда в центре) и идя друг за другом «славили»:

Добрый вечер, люди, гости и хозяйка!

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!  

Вот  пришли до тэбэ три праздничка в гости.

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!  

А первый же праздник – Святое Рождество!

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!  

А другой же праздник – Святого Василия!

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!  

А третий же праздник – Святое Крещение!

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!  

А на том слове бувайтэ здоровы!

Радуйся, ой радуйся, земля, Сын Божий народился!          

       Хозяева одаривали «славельщиков» сладостями – обрядовым печеньем, которое пекли специально для этого: «овсеньки», «коровки», «бобышки», «колядашки» - в каждом хуторе они назывались по-разному. За щедрые дары христославы величали хозяев, пели «Многая лета!» (Аудиозапись) скупым пели корильные песни. Уходили с поклоном, обещая прийти на следующий год. Дом. где побывали «славельщики» считался освященным весь год.

        На второй день после Сочельника, т.е. 8 января по всем станицам и хуторам хозяйки готовили «бабкину» кутью – «богатую». Стол посыпали сеном (для достатка), стелили праздничную скатерть, в центре стола ставили блюдо с сочивом. Сочиво – обрядовое, ритуальное блюдо для этого вечера  - готовилось из миндального или макового молока смешанного с медом и крупяной кашей (пшеничной, ржаной, ячменной, гречневой, гороховой, рисовой). В нее добавляли орехи, мак, изюм. На стол после сочива ставили другие блюда, которых должно быть 12 по числу апостолов: блины, заливная рыба, холодец, молочный поросенок с кашей, медовые пряники, взвар и др. (по достатку в семье). А из хаты в хату продолжали ходить христославы, теперь уже подростки и молодежь, а то и старые люди.

         И так до трех дней после Рождества носили Вифлиемскую звезду и пели: «Христос родился, славьте!», Тропарь Рождеству Христову и Кондак.

Кондак:

-Дева днесь Пресущественного рождает,

И земля вертеп Непритступному приносит,

Ангели с пастырьми славословят,

Волсви же со звездою путешествуют,

Нас бо ради родился Отроча младо, превечный Бог».

         С вечера 9 января на Кубани начинались гадания и хождения «ряжеными» и продолжалось это до Крещения (19 января), их называли еще «машкарованными», «нарядчиками». С 10 января наступали «страшные» вечера. С давних времен у древних славян бытовало поверье, что накануне Нового года и других больших праздников дома людей посещают души умерших предков, чтобы увидеть как живут их потомки, и если нужно, помочь им с «того света». «Машкарованные» считались заместителями душ умерших предков, поэтому встречали их уважительно, одаривали богато.

         Во время «страшных» вечеров по хуторам «кудесили» подростки и молодежь: разбирали поленницы, примораживали двери, а потом с хозяев требовали выкуп. Забирались даже на крыши хат и закладывали трубу от печи и дым шел в хату. Особенно доставалось тем, кто в прошлом году скупо одаривал «колядовщиков». Одежда «ряженых» - маски зверей и птиц, шутовские одеяния, вывернутые наизнанку тулупы, тыквы (выскобленные внутри с горящей свечой и страшной вырезанной мордой). Водили с собой козу или ряженую «козу» или «медведя», они символизировали достаток и богатство. Само название «коляда» происходит от слова «коленда». Так в древности называли первые дни новорожденного года.

          Основная цель колядования – пожелание счастья, богатого урожая. Наши предки верили: от того как встретить первые дни года зависит и будущая жизнь. Вот почему. Приходя в дом «колядовщики» пели величальные песни хозяевам, детям, плясали, а скупых хозяев стращали. Есть пословица: «Придут святки – загорятся пятки».  Пели песни – «попрошайки»:

- Пришла коляда, коляд-колядныця,

Добра з медом палэныця,

А бэз мэду – не така.

Давай, тетка, пятака.

Тетенька – добренька, дай куличик сдобненький

Если крошечку уронишь – то и бога не замолишь.

Коляда -   маляда, в дни торжества

Подавай, не ломай, все по целой подавай.

Не дашь лепешки – разобьем окошки,

Не подашь пирога – мы корову за рога.

Коляда, коляда. Отворяй ворота.

Ты подай пирога, хлеба кусочек, сметаны горшочек.

Не подашь пирогов – напускаем клопов,

Тараканов усатых и зверей полосатых!

       В «страшные» вечера начинались гадания: на погоду, на семейную жизнь, на замужество. Луковицу разрезали на 12 частей (12 месяцев) и посыпали солью. Утром смотрели: если соль на дольке мокрая – эти месяцы дождливые, если долька сухая – в этот месяц дождя не жди. Способов гадания было множество. Например, ночью, в темноте ходили в сарай. Брали полено из поленницы. Если полено гладкое – муж будет ласковый, год – урожайный. Жизнь – гладкая. Суковатое полено – муж будет драчливый, злой, а год – неудачный.

         Узнать о суженом – ряженом девушки и молодки могли, гадая на воск от свечей, олову, кольцам, свету луны, курам, куриным яйцам, собачьему лаю, шагу лошадей, хрюканью свиней, бобам, бросанию башмаков, зеркалу, ветру, сновидениям, и даже по богослужебным книгам, что, естественно, отнюдь не делало ворожбу богоугодным делом.

        На Святках в церкви не совершают бракосочетаний, но поскольку пост уже окончился, то по станицам Кубани начинались ярмарки невест. Причем эти ярмарки устраивались во всех слоях – у богатых и не очень. Хлопцы и девчата собирались в одной хате (у старенькой бабушки или вдовы). По ходу веселья, игр и танцев находили себе пару (при этом хозяйки уходили, оставляя молодых одних).

           В начале «Святых дней» повсюду была традиция: накормить, приютить или посетить: в первый день – сирот, во второй – больных, в третий - заключенных. Еще в X веке считалось долгом каждого христианина на Святках посетить больницу, сиротский приют и острог (тюрьму). Эта традиция была и на Кубани, где не было ни тюрем, не сиротских приютов, ни больниц. Люди накрывали столы и кормили всех нищих, больных. Всех, кто заходил в станицу привечали, кормили, одаривали одеждой и едой, предоставляли ночлег. Считалось, что рождественская радость должна коснуться всех, пусть даже не православной веры, тех, кто в чем-то виноват перед Богом и станичниками.

           С 13 января по всей Кубани устраивались новогодние колядки – овсень, таусень, усень. Начинались «щедрые вечера». С 13 на 14 января под окнами казачьих хат пелись песни: «щедровки», «виноградья». Дети ходили по хатам на рассвете с лукошком или мешком в котором были пшеница, гречка, овес, рожь, кукуруза, пшено. Это своеобразный обряд – «засевание зерен». Дети рассыпали зерна ярового хлеба со словами: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, да по большому». Зачастую заходили в хату перед обедней и «сеяли» из рукава. При этом пели «засевальные песни» с пожелание богатого урожая:

-Небо ясный месяц скрыло, нам дорогу осветило,

Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.

- Снегом белым вспорошило, нам дорогу осветило,

Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.

- Добрый вечер, люди, мы пришли до хаты,

Чтобы с Новым годом вас всех поздравляти.

Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.

- Чтоб масло и сало на плите скворчало,

Жилось без печали, деньги чтоб бренчали.

Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.

- Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем,

Чтоб здоровенькими были, много лет прожили.

Боже благий, Боже щедрый, даруй нам год счастливый.

Щедрый вечер, добрый вечер, нам всем людям на здоровье.

         В «щедрые вечера» продолжались молодежные посиделки, которых с горячим нетерпение ждали хлопцы и девчата. О размахе, широте и накале этого периода говорят названия посиделок: сборища, гостьбища, съезды, игрища. Каждый участник посиделок мог блеснуть своим талантом. Песни, пляски, хороводы сменялись играми. Традиционными были «походячие» песни - хороводные песни припевающие парня к девушке, т.е. символически изображающие ухаживание, сватовство, свадьбу. Пели и «щедривки» с пожеланиями счастья, изобилия во всем. Но не Новым годом назывался на Кубани день 14 января, а Васильевым днем. Время так и считали от Васильева дня.

         Так и проходили «Святочные дни» на Кубани до 18 января – Крещенского сочельника – в радости и милосердии к неимущим.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-праздник «Christmas party – Рождественская вечеринка»

Общеизвестно, что урок-праздник для младших школьников является интересной и плодотворной формой проведения уроков. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англ...

Классный час: Рождество Христово. Святочная неделя.

Классный час: Рождество Христово. Святочная неделя. Цель классного часа: познакомить с библейской легендой о Рождении Христа. Задачи классного часа: изучить историю праздника Рождества Христова...

Добрым людям - добрый вечер! Святочный праздник.

Небольшая "околофольклорная"  история о двух сестрицах и Домовом. Мини-спекталь для начинающих актеров с костюмами, декорациями. Вторая половина праздника - инсценированные колядки, игры, гадания...

Урок "Рождественская вечеринка"

Урок- проект по теме:" Традиции и праздники в Великобритании" по УМК New Millennium...

рождественский вечер

"Рождественский вечер"- внеклассное мероприятие по английскому языку и на английском языке, где ребята знакомятся с традициями празднования Нового года и Рождества в Англии, узнают ответ на вопрос " п...

Рождественский вечер – посиделки «Когда семья вместе – то и душа на месте».

познакомить с историей возникновения праздника Рождества Христова; воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям русского народа; пробуждать интерес к изучению истории православной культур...