Рождественский вечер – посиделки «Когда семья вместе – то и душа на месте».
методическая разработка на тему

Гузовская Алла Николаевна

познакомить с историей возникновения праздника Рождества Христова;

воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям русского народа;

пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;

обогащать словарь воспитанников новыми словами историко-культурологического значения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvo.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Мальчевский ДДиЮ.

Рождественский

вечер – посиделки

«Когда семья вместе – то и душа на месте».

Разработчик: Гузовская Алла Николаевна –

                                                                      методист и педагог дополнительного

                          образования.

2015

Цель: приобщение обучающихся к русским православным традициям.

Задачи:

познакомить с историей возникновения праздника Рождества Христова;

воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям русского народа;

пробуждать интерес к изучению истории православной культуры;

обогащать словарь воспитанников новыми словами историко-культурологического значения.

Актуальность:

На протяжении всего вечера звучит музыка и горят свечи.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! С праздником Вас! В холодные зимние дни можно смело поздравлять всех с праздником и не ошибёшься. Ведь в народном календаре зима не только самое продолжительное время года, но и самое богатое праздниками. А какое же самое главное событие зимнего периода? Правильно, это Новый год.

Новый год на Руси раньше праздновали не с 1 января, как сейчас, а с 14 января. И праздновался он между двух других весёлых православных праздников – Рождества и Крещения. А вы знаете даты этих праздников?

Правильно: 7 января – Рождество, 19 января – Крещение.

Дни Рождества Христова у каждого народа носят своё название. В Англии – кэролы, В Германии – святые вечера, на Украине и в Белоруссии – коляды, в России – святки.

Объединяет же их одно – это дни всеобщей любви и добра.

Так вот время от Рождества до Крещения называется Святками,  и продолжаются они 12 дней. И это не случайно. 12 – священное число. Как вы думаете – почему? Ещё в Древнем Египте звездочёты заметили, что солнце, передвигаясь по небу, поочерёдно находится в одном из 12 созвездий, которые получили название «пояс зодиака». А вы, наверняка знаете, какой месяц, является носителем какого знака зодиака. Январь – февраль – Водолей, март – Рыбы, июнь – Близнецы и т.д.

7 января не случайно выбрано днём Рождественских праздников, ведь именно на него приходится конец зимнего солнцестояния. А что это значит?

В этот день солнце ниже всего находится над землёй. А с 7 января оно начинает выше подниматься над горизонтом и сильнее нагревать землю.  Происходит как бы рождение нового солнца, нового светила. И в этот момент люди старались помочь солнцу и совершали различные обряды. Давно, в древности, эти обряды носили серьёзный магический характер и были направлены на то, чтобы родился хлеб, чтобы плодился скот, в доме был достаток.

В рождественские праздники люди стремятся быть лучше. В России в святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам.

Рождество – праздник ожидания чуда. Люди ждут этот праздник, и если даже чуда не случается, то чудесен сам праздник с его невероятным переплетением традиций – ряжеными, рождественскими играми, песнями, танцами и гаданиями. В эти дни было много веселья, шуток.

Святая торжественная ночь тихо опустилась на землю, принеся с собой великую радость людям. И не только люди, но и деревья принимали участие в великом торжестве – поклонении Божественному младенцу.  В давние времена, когда люди обожествляли силы природы, её предметы и явления, наши предки – славяне – поклонялись деревьям. Именно Ангел украсил ель яркими звёздами, сделав знамением весёлого Рождества.

Чтец:   Широко раскинув ветви

            В шубе снеговой,

            Посреди поляны ёлка

            Ввысь ушла стрелой.

            На красавицу лесную

            Лунный луч упал,

            И огнями лёд кристаллов

            В ветке заиграл.

            Бриллиантовые нити

            В хвое заплелись,

            Изумруды и рубины

            На снегу зажглись.

            Ясной звёздочкой у ёлки

            Светятся глаза…

           Наступает день великий –

           Праздник Рождества!

                                                      (Н. Хвостов «Сочельник в лесу»)

Ведущий: Ужину в Рождественский сочельник, накануне Дня Рождества Христова, придавалось большое значение. Именно в этот вечер молодёжь ходила по деревне, пела колядки, поздравляла всех домочадцев с праздником, обсыпая зерном на долгий век, на счастье, на благополучие, на здоровье.

Чтец:   Со Христовым Рождеством,

            Со великим праздником!

            Свят – свят, свят – свят,

            И ваших ребят,

            Ваших нянюшек,

            Ваших батюшек!

            Свят – свят, свят – свят!

            В вашем доме лад!

Ведущий: Всё дальше уходят от нас традиции встречать праздники всей семьёй, в родном доме. Но если не пожалеть сил и времени, то мы узнаем самое удивительное счастье на земле, выраженное пословицей: «Вся семья вместе – так и душа на месте».

Чтец:  Раз вечернею порою,

          Да в сиянье звёзд волшебных,

          Шумной дружною толпою

          Шли ребята на веселье.

          Песни, смех – звучат повсюду,

          Ряженые тут и там.

          Наступил Васильев вечер –

          Коляда по всем дворам!

          Все готовят угощенья,

          Пышки, пироги пекут.

          Колядовщики весельем

          Всех на улицу зовут!

Ведущий: А что же такое – колядки?  Это когда ряженые с Рождества до Крещения ходили в костюмах: медведя, козы, с изображением звезды, месяца, облачались в зимнюю одежду шиворот – навыворот, лицо размалёвывали до неузнаваемости. Ходили небольшими группами,  с пением, выпрашивали угощение. Хозяева одаривали колядовщиков, кто чем мог: конфетами, пряниками. Некоторые, прежде чем одарить колядовщиков, предлагали отгадать загадки.

И вот как это было. (Мини - театрализованное представление)Выходят ряженые, проводят обряд прославления праздника Рождества Христова песнями:

А дай Бог тому,

Кто в этом дому,

Чтобы рожь густа,

Рожь ужиниста,

Чтоб из колоса – осьминога,

Из полузерна – пирог большой.

 Дай вам, Господи,

 Скота, живота,

Корову с телёночком,

Овцу с поросёночком,

Лошадь с жеребёночком,

Свинью с ягнёночком.

Хозяину с хозяйкой –

Солнце и месяц,

Детушкам их милым –

Частым звёздочкам,

Многие лета,

Многие лета.

Коляда, коляда,

Выходи со двора

Солнце встречать,

Счастья желать.

Чтоб был в доме хлеб,

Чтоб пустым не был хлев.

Хозяину, хозяйке,

Детушкам их милым

Многие лета,

Многие лета.

Потом проводятся игры: «Третий лишний», «Горелки».

После колядовщики говорили такие слова:

Мы и пели и играли

Под твоим окошком,

Ты, хозяйка, что глухая?

Выноси лепёшки!

Неси – неси, не тряси,

Половину не скуси. (не съешь).

ИЛИ

Сеем, сеем, посеваем,

С новым годом поздравляем!

Счастья, радости желаем (осыпая при этом зерном)

Уродись, пшеница,

Горох, чечевица!

На поле – копнами,

На столе – пирогами.

Хозяйка отвечает: сначала загадки отгадайте, а потом и лепёшкой обедайте.

Загадки:

  1. Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закружила, замела –

Стала улица бела. (метель)

  1. Мушки белые летят

Они не пьют и не едят. (снежинки).

  1. Текло, текло

И легло под стекло (река подо льдом) и т.д.

А заканчивали колядки в каждом дворе такими словами:

Коляда – коляда, золотая борода,

Золотой усок – по рублю волосок,

Вдоль по улице бежит, хлеба каравай тащит!

И шли в следующий двор.

Кроме колядок в святочные дни ещё и гадали. И особенно благоприятное время для весёлых гаданий с 7 по 13 января.

Гаданий было очень много, гадали почти все, но особенно молодые девушки, которым было интересно – выйдут они замуж в этом году, или нет.  

Гадали на кофейной или чайной гуще, на воске, на кольце, на вещах. А мы с вами на вещах. Вот карточки, вы вытягиваете любую, после чего я вам говорю её значение.

Утёнок – хороший друг.

Обезьяна – ложный друг.

Ручка – изобилие.

 Блокнот – большие планы.

Флажок – удача, победа.

Калькулятор – богатая жизнь.

Коробочка – радость, успех.

Линейка – размеренная жизнь.

Клей – знакомство.

Поросёнок – праздник.

Буква «А» - удача в делах.

Павлин – чудо, диво.

Итак, сегодня вы узнали, какие праздники происходят зимой. Узнали о том, как проводятся колядки, как можно гадать. Современные люди относятся к гаданиям, как к игре – древней, занимательной. Всё это проводится для создания общего и радостного праздника! Я желаю всем участникам светлых, чистых и радостных предсказаний. С праздником и всего вам хорошего!                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Когда все вместе, так и душа на месте!"

Внеклассное мероприятие, посвященное маме, семье. + Презентация...

Разработка урока нравственности «Вся семья вместе, так и душа на месте» 10 – 11 класс

Разработка урока нравственности«Вся семья вместе, так и душа на месте»10 – 11 класс...

родительское собрание "Вся семья вместе, так и душа на месте"

итоговое родительское собрание в седней группе детского сада в нетрадиционной форме (совместно с детьми) по групповому проекту "Моя семья - моё богатство"...

Конкурсная семейная программа «Вся семья вместе, так и душа на месте»

Рекомендации: конкурсная программа предусмотрена для учащихся 5 классов, с целью знакомства классного руководителя с учащимися класса и их родителями.Цель мероприятия: воспитание чувства гордости за с...

«Вся семья вместе, так и душа на месте.» Семья в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Данный урок представляет собой педагогическую мастерскую. Семья-главная тема в жизни каждого человека. Как же ее раскрывает Гоголь Н. в своей повести "Тарас Бульба?"...

ЧАС ОБЩЕНИЯ «ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ – ТАК И ДУША НА МЕСТЕ» январь 2018г

Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о нашем отношении ко всему, что нас окружает, об отношении самых близких людей, о нашей семье....

Проект "Когда семья вместе и душа на месте"

Актуальность: дети 2 – го класса в недостаточной степени имеют представление о своей семье, о своей родословной,  домашних обязанностях. Не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать...