Открытое занятие "Святое Белогорье - родная земля"
план-конспект по краеведению
Цель занятия: Формирование интереса к изучению истории Отечества и истории родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_svyatoe_belogore_rodnaya_zemlya.docx | 254.12 КБ |
svyatoe_belogore_-_rodnaya_zemlya.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
«Святое Белогорье – родная земля»
/открытое занятие для обучающихся в дополнительном образовании/
/возраст обучающихся 7- 9 лет/
Лукьянова Алла Александровна,
педагог дополнительного образования
ГБУДО «Белгородский областной
Дворец детского творчества»
Белгород, 2017 год
Оглавление
Ведение | 3 |
Открытое занятие «Святое Белогорье – родная земля» | 4-8 |
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия | 9 |
Материально-техническое обеспечение содержания занятия | 10 |
Приложение: Приложение №1 Материалы к занятию Приложение № 2 Карта Белгородской области Приложение № 3 Видеопрезентация «Святое Белогорье – родная земля» | 11 |
Введение
На занятиях в творческом объединении «Моя малая Родина - Белгородчина» детского областного духовно-просветительского Центра «Благовест», созданного в Белгородском областном Дворце детского творчества, обучающиеся изучают историю родного края с древнейших времен до современности, знакомятся с историей жизни людей, прославивших Отечество и Белгородскую область, семейными и православными традициями. Обучающиеся получают первые навыки в проведении исследовательской работы, создают творческие проекты, разрабатывают экскурсионные маршруты, знакомятся с памятниками и памятными местами, хранящими исторические факты.
Методическая разработка занятия «Святое Белогорье – родная земля» - содержит материал о родном крае, исследовательскую деятельность обучающихся в изучении православных Святынь Отечества и отражении памятников истории отечества и Белгородской области.
Представленная разработка занятия «Святое Белогорье – родная земля» интересна тем, что в изучении и закреплении сведений по истории Отечества содержится материал по истории родного края. Обращение к культурному и историческому наследию, способствует передаче социально-культурного опыта наших предков, духовно - нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Предлагаемый материал адресован педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ и всем тем, кто интересуется историей своего Отчества и уважает традиции и обычаи своих предков.
Тема занятия: «Святое Белогорье – родная земля»
Цель занятия: Формирование интереса к изучению истории Отечества и истории родного края.
Задачи занятия:
Обучающие: познакомить обучающихся с историей края и родного города, вызвать интерес к событиям, происходящим в стране и в мире.
Развивающие: развивать историческую память, пополнять словарный запас историческими терминами, формировать познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать уважение и любовь к родному краю.
Методы и приёмы:
Словесные: рассказ педагога об истории родного края, беседа.
Наглядные: демонстрация памятников культуры и достопримечательностей города.
Развивающие: Знакомство с понятиями: «Святое Белогорье», «Белгородские святыни».
Тип занятия: комбинированное занятие.
Оборудование: видеопрезентация, карта Белгородской области.
Место проведения: кабинет для занятий.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
3. Основной материал.
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
Ход занятия
Педагог:
Запевая душевные песни,
Хлебом-солью встречаем гостей.
Нам не будет на празднике тесно
В окружении теплом друзей.
Здесь дубравы и белые горы,
И журчание Тихой Сосны,
И степей разливные просторы,
И богатство великой страны.
Над равниной плывут Среднерусской
Невесомы, как пух, облака.
В кладовых Аномалии Курской-
Наша сила и мощь на века.
Ива косы над прудом полощет,
На холмах новостройки встают,
Озаряет Соборную площадь
Августовский победный салют.
Третье ратное поле России,
Колокольный доносится звон…
Лес на Ворскле, где травы густые…
Образа чудотворных икон…
Родники эту землю питают,
Осень щедрый дает урожай…
Князь Владимир крестом осеняет
С высоты Богом избранный край.
Ароматы вишневого мая…
Золотится на солнце жнивье…
Сторона, мне навеки родная-
Белогорье святое мое.
Педагог: Вы прослушали стихотворение Юлии Силкиной, белгородской поэтессы. Скажите, какие слова наиболее дороги вам, какие впечатления оставили эти стихи.
(Ответы обучающихся)
Педагог: Верно, вы назвали самые лучшие и важные слова - Святое Белогорье. Святое Белогорье так называют наш край. Православие на территории нашего края имеет тысячелетнюю историю. На Белгородчине совершили свой духовный подвиг многие святые и подвижники Русской Православной Церкви: святитель Иоасаф, епископ Белгородский, новомученики Российские епископ Никодим (Кононов) и архиепископ Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) и архимандрит Серафим Ракитянский. Белгородчина является родиной многих известных исторических и церковных деятелей, оставивших глубокий след в истории России, как светской, так и духовной. В 2016 году Русская Православная Церковь отметила 200-летие со Дня рождения митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выпускника Белгородской духовной семинарии, великого богослова и церковного историка России, автора монументального труда «История Русской Церкви», по своему значению сопоставимого с «Историей России с древнейших времен» С. Соловьева.
Сегодня на занятии мы с вами и поговорим, что означает для каждого из нас, живущих в Белгородской области понятие Святое Белогорье. К нашему занятию группа обучающихся подготовили три сообщения: «Свято-Троицкий Холковский монастырь», «Икона Николая Ратного», «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский».
Педагог:
Обучающийся: Свято-Троицкий Холковский монастырь (также Холков-Царёв-Николаевский монастырь) - единственный действующий пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок.
Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения.
Через несколько лет после появления на Осколе города-крепости Царев-Алексеев, в 1655 году переименованного в Новый Оскол. Именно поэтому монастырь назывался Царёвым, название пошло от города-крепости.
По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва.
Холков – Царев - Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году как наземный, с деревянным храмом, перестроенным позже заново и освящённым во имя Преображения Господня. После 1650 г. монастырь называется официально Преображенским. Первый настоятель наземной обители - инок Геласий.
В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему Белгородской засечной черты.
В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен.
В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. С 1764 г. службы для прихожан проводились в наземном Покровском храме, оставшемся от упразднённого монастыря, а нижняя пещерная церковь была заброшена. Главный Преображенский храм монастыря был разобран для перестройки незадолго до закрытия обители, но так и не построен заново.
В разных номерах «Курских епархиальных ведомостей» за 1890-1899 годы настоятель Покровского приходского храма слободы Холка священник Иаков Тимофеев публиковал множество статей, как об истории монастыря, так и о жизни прихода.
Одновременно неподалёку появилась и другая пещера - «пещера старца Никиты», вырытая в 1890 - 1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки. В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Оставив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид.
14 октября 1990 года, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.
Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря – надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально. В настоящее время в монастыре живут более 20 насельников. Монастырь общежительный. Каждый из насельников выполняет несколько послушаний. У обители имеется большое хозяйство. Огороды занимают 24 гектара земли, имеется пасека, сад, работает столярная мастерская. Храмы монастыря открыты для посещения.
Педагог: Скажите, кто из вас уже побывал в Свято-Троицком Холковском монастыре? Скажите, какие впечатления на вас произвел монастырь, что вас удивило в монастыре?
(Ответы обучающихся)
Педагог: Далее мы с вами поговорим ещё об одной важной святыне нашего края – икона Николая Ратного. Прослушайте сообщение «Об истории обретения Иконы Николая Ратного».
Обучающийся: В Преображенском кафедральном соборе с недавнего времени пребывает и еще одна великая святыня: Чудотворный образ Святителя Николая Ратного. Редкая икона. Она относится к Можайскому типу икон Великого Архиерея. Как известно, в образе Николы Можайского присутствуют меч и храм, которые Святитель держит в воздетых к Небу руках. Меч - оружие Покровителя Церкви Христовой, Защитника обиженных и оклеветанных. На Ратной иконе – так же воздетые к небесам - благословляющая десница и Святое Евангелие в левой руке Святителя. Давно это было. Со стороны Дикого поля на белгородские земли то и дело «накатывались» волнами вооруженные до зубов кочевники и чинили мирным белгородцам всякое насилие и произвол. В один из набегов решили они ограбить Коренскую пустынь, что была близ села Устинка. Да только настоятель пустыни, как повествует летопись, «взял из церкви Икону Святителя Христова Николая, и неся оную с братией творили молитвословие, что увидевше Татаре идти против Православных не дерзнули, и обращаясь вспять пришли в замешательство, отчего многие из них попадали и потонули, а прочие побежали в степи, и по сему случаю Святитель Христов Николай назван Ратным».
Вероятно, впрочем, что свое название икона получила значительно раньше, во времена Иоанна Грозного. Ее история теряется во мгле веков. Чудотворный образ, по преданию, был в ставке самого фельдмаршала
М.И. Кутузова, который благословлял им войска в 1812 году, а также на русско-японском фронте в войну 1904 года. Весной 1904 года Епископ Курский и Белгородский Лаврентий вручал копию Чудотворной иконы Императору Николаю Второму, посетившему Белгород накануне крестного хода с образом к тому месту, откуда Святитель Христов Николай когда-то погнал разбойников. «С сею иконою предки наши отражали набеги хищных своих соседей, — обратился Владыка к Царю. - Веруем, что за молитвами Святителя Николая и теперешние враги наши смяты будут храбростию Твоих воинов и падут пред их стойкостью. Мы же усердно и непрестанно молим Господа: Господи! Спаси Царя и славное воинство Его и услыши ны, в Он же аще день призовем Тя…». Николай Александрович горячо поблагодарил белгородское духовенство за подарок, приложился к иконе и передал ее адъютанту. Потом вошел в собор и спустился по лестнице в пещеру с мощами Святителя Иоасафа… Последний раз Император Николай II побывал в Белгороде в декабре 1911 года, накануне дня памяти Своего Покровителя, Святителя и Чудотворца Николая, вместе со всей Августейшей Семьей.
…Образ Святителя Николая Ратного пропал. В безвестности он пережил эпоху атеизма так же, как и мощи Святителя Иоасафа Белгородского, с той только разницей, что икона никогда не покидала пределы Белогорья. Исследователь истории Чудотворного образа А.Н. Крупенков так описывает начало его второго обретения: «В конце 1980-х годов небольшая группа верующих женщин приезжала из с. Устинки в Белгород, в Иоасафовский собор. Им было откуда-то известно, что здесь хранится старинная икона Святителя Николая. Конечно, эти женщины преклонного возраста не могли знать, та ли эта самая чудотворная икона, с которой их предки совершали крестные ходы, или нет… Но вполне вероятно, что это и есть та самая..». И вера не посрамила их. Размеры и вид иконы точно совпали с ее историческим описанием. Вот только риза на Чудотворной оказалась совсем не из «чистого золота», как свидетельствовал историк, не была она украшена «стразами и хрусталиками». Понятно почему… Но толстый затвердевший слой копоти говорил о том, что перед образом постоянно горели лампады и свечи — молитвенный дар человеческих сердец. Из реставрации, из Сергиева Посада, икона вернулась в Белгород, в Преображенский собор, в мае 1994 года, спустя три года после возвращения мощей Святителя Иоасафа.
Педагог: Скажите, кто из вас бывал в Преображенском кафедральном соборе и видел Святыню?
(Ответы обучающихся)
Педагог: Прослушайте сообщение о Святителе Иоасафе Белгородском
Обучающийся: Иоасаф Белгородский, в Крещении – Иоаким, принадлежал к прославленному роду Горленко, известному во всей Малоросси.
Иоаким происходил из Полтавской губернии (местечко Прилуки), родился 8 сентября 1705 года.
Его отец, Андрей Димитриевич, был военным, дослужился до чина полковника. Как сам он, так и его супруга, Мария Даниловна, были набожными и богобоязненными людьми. Планируя будущее своего сына, супруги желали, чтобы он унаследовал дворянские имения и пошёл по стопам отца. Но Божественный Промысл начертал для него иной путь.
Когда Иоаким пребывал в детском возрасте, Господь открыл Свою волю об отроке через отца. Как-то раз, сидя на крыльце, тот увидел в лучах солнечного заката Богородицу. Пречистая Дева стояла на воздухе, Её сопровождал ангел, а возле Её ног пребывал Иоаким. Он стоял перед Ней на коленях и сердечно молился. Затем Богородица сообщила, что его молитва услышана. В сей же миг ангел Небесный слетел и облек Иоакима в мантию архиерея. Ошеломленный таким поворотом событий, отец, вдруг, спросил у Владычицы, а что Она оставляет им, родителям? Ответа он не услышал.
Иоаким воспитывался в страхе Божьем и христианской любви. Пришло время, и родители, несмотря на печаль от предстоящей разлуки, отправили его для обучения в Киевскую академию. Здесь, при содействии Божьем, он возгорелся стремлением к монашеской жизни.
Ко времени завершения образования, на 16-м году жизни, Иоаким уже расположил своё сердце к принятию пострига. Однако, вернувшись к родителям и боясь опечалить их этим замыслом, до поры скрывал свой сердечный настрой. Некоторое время спустя Иоаким, сославшись на необходимость завершения образовательного курса, отбыл в Киев. Затем он отправился в пустынную Спасо-Преображенскую Киево-Межигорскую обитель.
Поступив в монастырь, предался смиренному послушанию и молитве. Иногда, когда позволяли обстоятельства, он уединялся в пещере для богомыслия и молитвы.
Опасаясь, как бы через родительское вмешательство не прервалось его пребывание в обители, Иоаким оставил в Киеве слугу, и тот, получая из дома послания, доставлял их в монастырь. По мере того как Иоаким составлял ответные письма, слуга отправлял их домой от его имени.
В 1725 году Иоаким, пройдя положенные послушнику испытания, принял рясофор с наречением имени Иларион. После этого он открылся родителям, горячо прося у них прощения за обман и за то, что решился на столь важный шаг без их благословения.
Два года спустя, в 1727 году, рясофорного Илариона вызвали в Братскую Киевскую обитель. Здесь он был пострижен в мантию и получил новое имя – Иоасаф (в память и честь индийского царевича Иоасафа).
В январе 1728 года Иоасаф был рукоположен во иеродиакона и определён в Киевскую академию преподавателем низшего класса.
В должности учителя он проработал три года, после чего духовное начальство отправило его для сбора пожертвований (на ремонт академических корпусов) по территории Малороссии.
В 1734 году иеродиакон Иоасаф был назначен на должность экзаменатора при Киевской кафедре.
Вскоре он был посвящен в иеромонаха.
В 1737 году архиепископ Рафаил Заборовский поставил отца Иоасафа игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря. Он смиренно исполнил волю архиерея, хотя в силу того же смирения – неохотно: не считал себя, грешного, достойным такого высокого звания.
Под начало игумена перешла и другая обитель, Красногорская, а также несколько местных церквей.
Несмотря на трудности, связанные с руководством братией и монастырским хозяйством, а также на нездоровье, отец Иоасаф не ослаблял строгости аскетических подвигов.
В сентябре 1744 года, при содействии императрицы Елизаветы, он удостоился звания архимандрита. Вскоре его вызвали в Москву. Здесь, в январе 1745 года, отец Иоасаф получил назначение на должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой обители. Это послушание длилось до июня 1748 года.
Епископское служение
В 1748 году архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского.
В августе того же года он прибыл на кафедру, в Белгород. В день приезда, несмотря на усталость от длительного путешествия и физическое недомогание, он отслужил в кафедральном соборе Божественную литургию.
Вверенная святителю епархия отличалась удручающей бедностью жителей. Многие дети священнослужителей, а особенно сироты, не имели достаточных средств для оплаты содержания в духовных училищах. Это сказывалось на их образовательном уровне. Реагируя на ситуацию, святитель, как мог, оказывал нуждавшимся материальное содействие.
С целью обустройства епархии и улучшения положения дел он лично объезжал территорию, не исключая отдаленных регионов. В целях повышения нравственного уровня населения посещал жилища своих подопечных, как богатых, так и бедняков, преподавал им уроки христианской нравственности.
Много стараний прикладывал он для поднятия духовно-нравственного уровня среди духовенства, зорко следя не только за тем, как совершается богослужение, но и за тем, с каким внутренним расположением священнодействуют пастыри. За нарушение церковного устава и личных распоряжений святитель мог подвергнуть ослушника строгому наказанию.
В силу особой ревности и высочайшей праведности отец Иоасаф стяжал такую близость к Создателю, что был наделён от Него даром прозорливости.
Однажды он призвал к себе для беседы священников. Один из них выделялся необычайно редким возрастом: ему было 130 лет. После беседы, благословив приглашённых, епископ распустил их по своим делам и обратился к старцу с вопросом, что за грех его связывает, и отчего он не может так долго умереть? Старец же, словно не знавший за собой чрезмерного греха, и считавшей своё долголетие результатом Божественной милости, изумился, но под пристальным взором архиерея всё же понял, о каком грехе идёт речь. Когда-то давно, когда он был ещё в молодых летах, с ним произошёл такой случай. Он отслужил Литургию и уже собирался уходить. Но в этот момент его остановил помещичий посланник, потребовавший отслужить Литургию вторично, ради его господина. Пастырь пытался было объяснить, что это в принципе невозможно, так как противоречит канонам, но его объяснения не имели успеха. Тогда, боясь гнева помещика, он предпочел подчиниться. Когда приступил к совершению службы (на одном и том же престоле), услышал таинственный голос, потребовавший остановиться. Священник дрогнул, но страх перед барином оказался сильнее страха Господня, и он продолжил вершить беззаконие. Услышав эту историю, святитель оторопел и указал престарелому пастырю, что тот проклял Небесного вестника, хранителя места. Затем распорядился воздвигнуть походную церковь и отслужить на месте того святотатства Божественную Литургию. После этого он разрешил старца от его грехов. Очистившись покаянием, примирившись с Владыкой и ангелом, старец почил. Его тело было погребено там же, и святитель лично участвовал в его отпевании.
Последние дни земной жизни
Незадолго до смерти святой Иоасаф пожелал свидеться со своими родителями. Испросив разрешения у Синода, он по-христиански простился со своей паствой и отбыл в Прилуки.
Выйдя навстречу к любимому сыну, отец испытал замешательство. Как христианин он должен был поклониться архиерею, но как отец сам мог рассчитывать на поклон. Когда сын выходил из кареты отец, как бы случайно, уронил свою трость. Едва он нагнулся, чтобы её поднять и одновременно сделать поклон, сын уразумел его замысел, поклонился родителю и подал ему упавшую трость. Затем они обнялись.
Погостив в отеческом доме, святитель Иоасаф направился в Белгород. Шёл сентябрь 1754 года. По пути, в селе Грайворон, он занемог, а через два месяца умер. Перед самой кончиной он исповедал грехи, причастился Тела и Крови Христовых. Смерть наступила 10 декабря 1754 года.
Педагог: Святитель Иоасаф Белгородский был погребен в Свято-Троицком храме г. Белгорода, в специально построенной пещерке, так как при жизни святителю было открыто, что с окончанием земной жизни, он продолжит небесное служение Спасителю и людям. В 1911 году Святитель Иоасаф Белгородский был канонизирован и причислен к лику святых. После свершившейся революции на церковь начались гонения. Мощи Святителя Иоасафа Белгородского были увезены в Москву, а затем в Ленинград (так тогда назывался Санкт-Петербург). Второе обретение мощей Святителя Иоасафа Белгородского произошло 17 сентября 1991 года. Сейчас мощи святителя Иоасафа Белгородского находятся в Преображенском кафедральном соборе города Белгорода.
(просмотр фильма «Иоасаф Белгородский»)
Педагог: Что нового вы узнали сегодня на занятии?
(Ответы обучающихся)
Педагог: Сейчас вашему вниманию я хочу предложить видео-викторину «Православные храмы». И постараемся вспомнить известные храмы Отечества и храмы Белгородской области.
(демонстрация видео-презентации, с изображением храмов; Храм Христа Спасителя в г. Москве, Покровский собор в г. Москве, Казанский храм в г. Санкт – Петербурге, Троице - Сергиева лавра в г. Загорске, Преображенский кафедральный собор в Белгороде, Николо- Иосафский храм в Белгороде, Храм-часовня Святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского в Белгороде, храм Петра и Павла в п. Прохоровка Белгородской области) .
Подведение итогов.
Рефлексия.
Педагог: Напишите сочинение – миниатюру «Мое Святое Белогорье».
Литература
- Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.А. Шаповалова, [Текст] – Белгород: Изд-во Б 43 БелГУ, 2002. -410 с., ил.
- Белгородская область: история и современность, [Текст] Отв. редактор кандидат исторических наук В.А. Клоков ; - М.: Консалтинговая группа «Имидж - Контакт», 2007.- 64 с.: ил., карт. – (Серия «Великая Россия»).
- Белгородская энциклопедия, / под ред. В.В. Овинникова, [Текст] Белгород, 1998.- 360 с., ил., карт.
- Ганичев В.Н. Белгродчина духовная.- Белгород, 2005
- Города России. Энциклопедия. - М.,: Просвещение, 1994
- Зотова С.И., Приставкина Т.А, Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие. – Белгород, 2000
- Кузнецов Н.А. В памяти народной. – Белгород, 1986
- Краеведение. Пособие для учителя. /под редакцией Даринского А.В., - М.: Просвещение, 1987
- Овчинников, В.В., Земля Белгородская: легенды, тайны, чудеса, загадки, были, небылицы, сказы / В.В. Овчинников; [фото Л.Я. Гильман]. [Текст] – Белгород: Белгород., Обл. тип., 2011. – 264 с. : ил., цв. ил.
- Святое Белогорье. Альманах Памятники Отечества, №50.- М. 1995
- https://azbyka.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свято-Троицкий Холковский монастырь
Икона Николая Ратного
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский
Храм-часовня Святителя Иоасафа
Храм –часовня Иоасафа Белгородского г. Грайворон
Часовня-ротонда в честь 2000-летия Рождества Христова г. Белгород
Викторина Назовите известные вам храмы.
Любите Россию!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по ступенькам родного края. конкурс знатоков родной земли
конкурсная программа, посвященная Подмосковью...
"Родная земля"
Позновательно-игровая программа "Родная земля" знакомит учеников с особенностями фольклорных праздников в татарском и русском народном творчестве....
"Родная земля"
Позновательно-игровая программа "Родная земля" знакомит учеников с особенностями фольклорных праздников в татарском и русском народном творчестве....
Урок «Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
«Хохлома – это часть культуры родной земли»(Н-НН в суффиксах прилагательных)(Урок русского языка в 6 классе)...
Презентация к уроку«Хохлома – это часть культуры родной земли» (Н-НН в суффиксах прилагательных)
Презентация к уроку «Хохлома – это часть культуры родной земли»(Н-НН в суффиксах прилагательных)...
Презентация "Истоки родного искусства. Пейзаж родной земли."
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 4 классе по программе под редакцией Б.Неменского....
ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина «Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения А.Г. Мехедова о малой родине).
Модуль «Литературная Брянщина»Класс:7ТЕМА: «Мое родное Подесенье». Тема родной земли в поэзии С.П. Кузькина«Солнце мое незакатное, русское поле мое» (стихотворения ...