Урок по литературному краеведению "Открываем для себя поэта" (по творчеству А.М. Казанцева)
план-конспект урока по краеведению
Представляю вашему вниманию урок о жизни и творчестве нашего земляка, поэта Анатолия Михайловича Казанцева. Сегодня Анатолия Михайловича с нами нет, этот урок был создан, когда Анатолий Михайлович радовал нас своей скромной улыбкой...сейчас я и мои коллеги, проводя этот урок, говорим о нашем дорогом земляке в прошедшем времени, но я хочу опубликовать этот урок в первозданном виде в память об этом удивительном человеке, прекрасном поэте, талантливом учителе, опытном наставнике, внимательном коллеге и хорошем друге...Светлая Вам память, Анатолий Михайлович!!! Вы всегда в моем сердце!!!
Примечание: Материалы к уроку очень объемные, поэтому публикация скромная. Все материалы в полном объеме вы сможете скачать по ссылке из облака, которую разместила в конце урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literaturnomu_kraevedeniyu.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия г.Советский
2020 год.
Урок по литературному краеведению
по теме «Открываем для себя поэта».
Автор: Петрова Анна Ивановна,
учитель русского языка
МОУ гимназия г.Советский
Тема литературного краеведения всегда была актуальной. Вот и сегодня, когда в нашем краю, богатом талантливыми поэтами и прозаиками, зажигаются юные звездочки, радуя своими по-детски непосредственными стишками, рассказами, сказками и притчами, и новым блеском поэтических сборников и еще ярче заблистали уже известные своим творчеством именитые звезды, нужно говорить об этих людях, нужно знакомить с их творчеством, чтобы все знали о еще одном богатстве нашего края – «Литературном золоте».
Поэтому я начала разрабатывать программу КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»
Представляю одно из занятий данного курса по творчеству А.А. Казанцева, учителя школы п. Пионерский.
Тема урока «Открываем для себя поэта», исходя из которой я определила триедино-дидактическую цель урока:
- Познакомить учащихся с творчеством местного поэта А.А. Казанцева.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, навыки выразительного чтения, монологической речи, навыки анализа стихотворного произведения; развивать творческие способности учащихся.
- Приобщать учеников к поэзии родного края; к нравственным общечеловеческим ценностям.
Тип педформы по дидактической задаче:
Комбинированный урок.
Вид урока по ведущему методу:
Урок-знакомство отвечает принципам технологии личностно-ориентированного обучения. Материал обращает к жизненному опыту, способствует к приобретению нравственных общечеловеческих ценностей.
Для развития интереса, актуализации мышления на уроке используется технология мультимедийного обучения.
Содержание урока способствует решало поставленные цели.
Структура урока соответствовует данному типу.
Содержание материала урока обеспечит связь с жизнью; материал соответствует возрастным особенностям учащихся, поэтому будет доступен.
На уроке преобладает творческий характер познавательной деятельности. Ведущий принцип урока - принцип сотрудничества, посредством которого осуществляется обратная связь. Личностно-ориентированная технология, лежащая в основе урока, позволит детям иметь возможность самостоятельного выбора (языкового материала, вида деятельности).
Методы урока (объяснительно-иллюстративный, проблемный, печатно-словесный) соответствуют задачам урока и активизации мыследеятельности школьников.
Планируя урок, я прогнозировала определенный уровень деятельности учащихся и предполагаемый результат.
Прогнозируемый уровень, предполагаемый результат |
1. Организовать активность учащихся на разных этапах урока. |
2. Адекватная реакция на задания. |
3. Предполагала отношение к предмету и учителю. |
Ход урока:
1.Учитель: «У меня в руках сборник стихотворений одного замечательного поэта. Эта книга случайно попала ко мне, но уже успела стать моим другом и советчиком. Скоро вы убедитесь в этом сами. Но не будем долго говорить о
Слайд 1
ней, давайте я вам прочту мое любимое стихотворение »
(слайд № 1 «рябина» – 1 щелчок, мелодирование учителя
– 2 щелчок, слайд останавливается. )
Учитель: «Понравилось вам стихотворение? О чем оно? Какие ассоциации у вас возникли?»
Учитель: «Может быть, вы узнали автора? Вам интересно, чьи это стихи? Хочется еще послушать стихотворения этого поэта?
Слайд 2
Итак, тема урока: «Открываем для себя поэта»
(слайд №2 – 1 щелчок, появляется тема урока)
Учитель: «Но, ребята, сейчас я не назову имя этого поэта. Возможно, оно вам известно. Этот человек живет среди нас. О том, кто наш таинственный автор, вы узнаете в конце урока».
(слайд №2 – 2 щелчок, появляется размытый образ поэта)
Учитель: « Итак, цель сегодняшнего урока: познакомиться с творчеством поэта нашего края, со своеобразием его стихотворений.
Каждой группе я раздала по 1 стихотворению этого поэта. Вопросы и задания, которые помогут вам проанализировать эти стихотворения. А также необходимые справочные материалы».
2. Работа в группах.
3. Чтение и анализ стихотворений.
(слайд №3 – 1 щелчок, появляется стихотворение, которое читает ученик из группы №1.)
(слайд №4 – 1 щелчок, появляется стихотворение, которое читает ученик из группы №2.)
(слайд №5 – 1 щелчок, появляется стихотворение, которое читает ученик из группы №3.)
(слайд №6 – 1 щелчок, появляется стихотворение, которое читает ученик из группы №4.)
(слайд №7 – 1 щелчок, появляется стихотворение, которое читает ученик из группы №5.)
По ходу анализа стихотворений, опираясь на вопросы и задания (см. приложение 1), на доску, по одну сторону экрана, записываются предполагаемые черты характера поэта, а по другую вывешиваются житейские мудрости, содержащиеся в стихотворениях.( житейские мудрости подготовлены заранее, см. приложение 2 )
черты экран житейские
характера советы
4. Учитель: «Подведем итог. Образ какого человека предстал перед вами? Но
Слайд 8
прежде, чем вы ответите, я поделюсь с вами своим наблюдением…
(слайд №8 -1 щелчок)
-чтение слайда детьми, обсуждение.
Учитель: «Автор не задумывался об этом, но эта частотность, наверняка, неслучайна».
-ответы учащихся об авторе как человеке.
Учитель: «Скажите, несмотря на последнее стихотворение автора о том, что каждый учится на своих ошибках, нужны ли в жизни советы?
Вам понравились мудрые советы нашего автора? Какие и почему?
Давайте еще раз их прочитаем».
Учитель: «Действительно, ребята, это поистине удивительный человек:
- Он - в общем строю, но шагает не в ногу - потому что он яркая личность, а таким в жизни тяжело…
- Порой, ему трудно в обществе, где имеют место подлость и ложь, но он находит в себе силы вставать с колен и идти дальше, и не просто идти, а кипеть, бороться, а главное - оставаться человеком с чистой душой, и творить добро.
- Своим творчеством он сделал этот мир чуточку лучше; читая его стихи, жить становится чуточку легче; и мир вокруг - чуточку добрее. А это, согласитесь, много стоит!»
5.Учитель: «Вы поняли, о ком речь? Тогда еще одна подсказка».
(слайды №9 - 16 «Коротко о поэте» озвучивают дети, каждый слайд запускается одним щелчком)
Учитель: «Итак, это поэт - Анатолий Казанцев»
(слайд №17 «фото поэта» 2 щелчка)
Слайд 17
-выходит сам автор, читает свой любимый стих, отвечает на вопросы детей.
Прогнозируемый уровень, предполагаемый результат | Фактический уровень и результат |
1. Организовать активность учащихся на разных этапах урока. | 1. Дети были активными на разных этапах урока. |
2. Адекватная реакция на задания. | 2. Реакция на задания была адекватной. |
3. Предполагала отношение к предмету и учителю. | 3. К предмету – серьезное, к учителю – доброжелательное, доверительное. |
Я считаю, что урок целей достиг, дети ушли с урока одухотворенные, и сама получила удовольствие от общения с ними.
ПРИМЕЧАНИЕ: ссылка на полную версию урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе " Таков поэт" по творчеству А. С. Пушкина
Урок литературы в 9 классе по теме " Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина"...
Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.
Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева....
Русские поэты о Родине,родной природе и о себе.Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.
Данный материал учит понимать поэтический язык; помогает ученикам осмыслить прочитанное; развивает навыки анализа поэтического текста....
Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.
Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой. (По материалам Интернета)...
Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"
Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством поэтов Калужской области. Воспитывать у учащи...
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству А.С.Пушкина "Мы рождены для вдохновенья..."(к 180-летию со дня гибели поэта)
Цели мероприятия:· заинтересовать учащихся личностью поэта; увлечь творчеством А. С. Пушкина;· познакоми...