Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.
план-конспект урока по краеведению (6 класс) по теме
Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой. (По материалам Интернета)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 896.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное краеведение, 6 класс.
Тема урока № 16 «Из современной оренбургской поэзии.
В. Одноралов. «Оренбуржье», «Бузулукский бор». Н.Лукьянова. «Кувандыку», «Оренбург» .
Цель урока: продолжить формировать знания, предусмотренные учебной программой по литературному краеведению в 6 классе.
Задачи.1.Обучающая. Расширить и углубить знания учащихся на краеведческом материале: открыть для шестиклассников имена современных оренбургских поэтов В. Одноралова, Н.Лукьяновой.
2.Развивающая. Развивать умения и навыки выразительного, осмысленного чтения стихотворения.
3.Воспитывающая. Воспитание любви к родному краю.
Личностные результаты. Формировать через поэтическое слово духовные ценности.
Тип урока: урок усвоения нового материала. «Поэтическая гостиная».
Форма урока. Урок-концерт. Презентация.
Принципы урока: бинарность (взаимодействие учителя и ученика), успешность.
Оборудование. Компьютер, мультимедиа проектор, экран. Выставка сборников поэтов Оренбуржья, альманаха «Гостиный двор». Презентации.
Методические приёмы. Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений оренбургских поэтов.
Ход урока.
Мой город - посреди степи цветок,
Посаженный неплюевской рукою,
Исполненный восточного покоя,
Глядится он в Урал-реки поток…
Татьяна Немкова. Оренбург
Здравствуй, сиреневый город над быстрой рекой!
Здравствуй, Беловка! Привет, Зауральная роща!
Слаще нет чувств, чем счастье вернуться домой
и — замереть, увидав привокзальную площадь.
Александр Аверьянов. Оренбург
I.Орг. момент – прослушивание песни на стихи Александра Аверьянова «Оренбург» http://www.youtube.com/watch?v=uYfi13v9lLI на фоне слайдов Беловки, Зауральной рощи, ул. Советской, Дубков, Шанхая, Степного, Форштадта… Постановка цели, задачи урока.
II. Знакомство с выставкой книг оренбургских писателей и поэтов, литературно художественным и общественно-политическим альманахом «Гостиный Двор» из личной библиотеки учителя.
III. Выступления учащихся (работа в творческих группах по заранее подготовленным заданиям).
1 группа |
|
1.Презентация по творчеству В.И. Одноралова. | 1.Презентация по творчеству Н.И.Лукьяновой |
2.Выразительное чтение стихотворений В.Одноралова «Оренбуржье», «Бузулукский бор» и др. | 2.Выразительное чтение стихотворений Н.И.Лукьяновой «Кувандыку» («Хорошо, что есть куда-то ехать»…) и др. |
3.Составление синквейна | 3.Составление синквейна |
4.Реклама на один из печатных поэтических сборников современных оренбургских поэтов. |
IV. Конкурс на самого внимательного и поэтичного ученика
Назвать поэта, чьи стихи сейчас прозвучат, и продолжить поэтическую строчку. | |
1.Зря ты серчаешь и споришь, Мы подсластить не вольны Эту полынную горечь Милой моей… (стороны.) В.И.Одноралов. «Оренбуржье». |
Но живущий от морей вдали, Никогда не видывал на деле Из деревьев эти … (корабли.) В.Одноралов. «Бузулукский бор». |
2.Уезжаю, чтобы возвратиться. Возвращаюсь, чтобы уезжать… Н. Лукьянова. «Хорошо, что есть куда-то ехать»… | 2. Я в привычках – с головы до ног, Мне от них уже не открутиться. Для меня ты – небо у дорог, А от неба не отучишь … (птицу) Н. Лукьянова. «Хорошо, что есть куда-то ехать»… |
3.Подобрать строчки из стихотворений оренбургских поэтов, изученных на предыдущих уроках. |
V. Домашнее задание: подготовиться к уроку-практикуму «Город глазами современников». («Проба пера»)
VI. Итог урока – что понравилось на уроке? Твоё участие на уроке? Кого из одноклассников отметишь как лучшего, кто обогатил твои знания? Какие поэтические строки сегодня запомнил? («Уезжаю, чтобы возвратиться. Возвращаюсь, чтобы уезжать…», « Зря ты серчаешь и споришь, Мы подсластить не вольны Эту полынную горечь Милой моей стороны».)
Справочный материал
http://odl.niceworks.ru/templates/caprica/images/trans.gif | Презентация третьего выпуска антологии «Здравствуй! Это - я!» 28 ноября в 15.00 в конференц-зале Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им.Н.К.Крупской состоялась презентация третьего выпуска антологии «Здравствуй! Это – я!», куда вошли работы лауреатов и дипломантов Всероссийской литературной пушкинской премии «Капитанская дочка» за последние три года. Этот конкурс, учрежденный Правительством Оренбургской области и Союзом писателей России в преддверии 200-летия со Дня рождения А.С.Пушкина, за прошедшие годы стал одним из самых массовых и популярных смотров молодых литературных дарований страны. |
На фото Колбасина Т.Н. со своей ученицей О.Конновой среди участников презентации третьего выпуска антологии «Здравствуй! Это – я!». |
http://orenlit.ru/blog/Odnoralov-Vladimir.html Гостиный Двор Литературно-художественный и общественно-политический альманах | |
Лукьянова Нина
(р. 4.04. 1961 г., деревня Бискужа Кувандыкского района Оренбургской области.) После школы работала токарем, художником-оформителем, ленточницей на хлопкопря-дильной фабрике, секретарем-машинисткой, пионер-вожатой, корреспондентом. Окончила Литературный институт им. АМ. Горького. Стихи публиковались в районной газете «Новый путь», в областных газетах «Комсомольское племя», «Южный Урал», «Оренбургская неделя», «Оренбуржье», в альманахах «Гостиный Двор». В 1993 году вышла первая книга «Лирический дневник», в 2005 г. – «Боли, душа…» Член Союза писателей России. Стихотворение Н. Лукьяновой «Кувандыку» ( «Хорошо, что есть куда-то ехать»…) см. в хрестоматии по литературному краеведению «Оренбургский край в рус. лит-ре и фольклоре», стр. 138 * * * Оренбург Милый солнечный Оренбург! Всегда ты жаркий, всегда желанный! Покинуть тебя? Да это абсурд! Да лучше я заблужусь в тумане Твоих городских огней, В разноязыкой толпе народа Разной веры и разных кровей, Но единой оренбургской породы. Клен — карагач, карагач да клен, И пыльный ветер и мало теней. И все-таки каждый в тебя влюблен — Кто прожил в тебе хоть несколько дней. Урал и Сакмара тебя берегут, Мечети и Храмы — Всевышнему Богу хвала. И вороги в страхе как прежде бегут, Заслышав колокола... * * * Поэтесса штопает носки На исходе двух тысячелетий. Некогда ей плакать от тоски — С дочкой изучает междометья: «Ох» и «ах» и даже «иго-го»! Жить на этом свете нелегко. И спасибо Богу — помогает. Живы мы, пока душа страдает. Будут, будут весны зелены, Будут, будут храмы в позолоте. Ах, скорее, папочка, с войны Возвратись, живой и в вертолете. | Одноралов Владимир Иванович (6.09.1946 г., село Дудукаловка Егорлыкского района Ростовской области) - поэт, прозаик, публицист, детский писатель. Родители через полгода после рождения ребенка переехали в Оренбург, поэтому Одноралов считает себя оренбуржцем. В Оренбурге окончил семилетку, медицинское училище. Отслужил в армии три года в качестве фельдшера. Во время службы был членом сразу двух литературных групп: при газете "За Родину" и "Молодая Волга". После армии увлекла журналистика: работал в заводской многотиражке, затем в областной молодежной газете "Комсомольское племя", где опубликовался впервые до армии (1965 г.). Окончил Уральский государственный университет. Работал журналистом в редакции многотиражных газет в Самаре, на телевидении и радио, в редакции оренбургской газете "Комсомольское племя", заведовал литературной частью в Оренбургском кукольном театре. С 1964 года состоял в литературном объединении имени В.И. Даля. Печататься начал с 1965 года, но первой успешной считает публикацию в детском журнале |
"Костер" (Ленинград) в 1982 году, после чего стал постоянным автором этого издательства, а в 1983 году - лауреатом премии за лучшую прозу. Произведения публиковались в журнале "Урал" (1969, № 2), "Молодая гвардия", "Литературная учеба" (1985, № 3), "Наш современник", "Москва" (2002, № 10), "Светлячок", в альманахе "Поэзия" (1982, выпуск 34), "Каменный пояс" (1985, 1988), "Истоки" (1984), "Гостиный двор" (1995, № 1; 1997, № 5; 1999, № 6; 2000, № 8). Стихи и проза Одноралова включены во многие коллективные сборники: "И дым отечества", "Вечный берег", "Спасенная весна", "Турнир", "Шел отец", "И с песней молодость вернется", "Они прилетят!", "Помнит мир спасенный", "Путешествие в Ильинку", "Сенокосы". Одноралов - автор воспоминаний о Н. Глазкове. Лауреат премий журналов "Костер", "Литературная учеба" (1985, за очерк "Отрицательный герой), обладатель премии "Оренбургская лира" (1997) за книжные прозы "Рухляндия и ее окрестности", премии ГРТК "Оренбург" - за цикл передач "Возвращение в храм". Член Союза писателей России с 1991 года. Живет в Оренбурге. | |
Стихи В.Одноралова «Оренбуржье» и «Бузулукский бор» см. в хрестоматии по литературному краеведению «Оренбургский край в рус. лит-ре и фольклоре», стр. 138 |
ПЕВЕЦ СИРЕНЕВОГО ГОРОДА (о творчестве оренбургского барда Александра Аверьянова) Александр Иванович Аверьянов родился в 1947 году в городе Медногорске Оренбургской области. Много лет был главным редактором газеты «Оренбургская неделя». После его ухода газета стремительно потеряла в качестве, и не может достигнуть былых вершин и до сегодняшнего дня. Долгое время был известен как журналист: писал рассказы, очерки, заметки. По собственному признанию, начал писать стихи случайно – жена подарила гитару на день рождения. Начал с исполнения песен известных бардов (Окуджавы, Высоцкого), потом неожиданно сам написал стихотворение и положил его на музыку. Александр Аверьянов издал книги «Вслед за некрасивой», «Здравствуй, сиреневый город!» Записал и несколько дисков, среди которых самый известный – «От вокзала до Урала». Творческая ниша Александра Ивановича в нашем городе почти не занята: из известных поэтов исполнял свои песни под гитару разве что недавно скончавшийся Геннадий Шиндяев. В песнях Аверьянова очень заметен оренбургский колорит. Сам автор в одном из интервью очень тепло отозвался об Оренбурге: Зато когда в Оренбург приехал, сразу почему-то решил: здесь – мой дом! Потом, что такое Оренбург, как, впрочем, и любой другой город? Мы видим его в двух проекциях. Когда едем в переполненном автобусе на работу и замечаем всю эту грязь на окнах, нервозные толпы пассажиров на остановках, это – один Оренбург. Другой – когда с ребятишками купишь мороженое и пойдёшь пешком до Беловки старыми кварталами. Это другое восприятие города. Другие чувства. И никто не объяснит, почему эти чувства могут стать песней. Вообще, любое произведение творчества сначала создается, а уже потом пытаешься осмыслить, понять: как, почему, откуда. Александр Иванович – успешный и целостный бард и поэт, у него много поклонников, которые заслуженно ценят его лиричные и такие родные песни. Действие этих песен происходит в знакомых всем нам местах: на Форштадте, на железнодорожном вокзале, и, конечно же, на Советской и Беловке. Песня «Оренбург» по всей справедливости должна была стать гимном Оренбурга, однако почему-то в творческом конкурсе победила совершенно бездушная композиция «Живи, Оренбург» (неужели из-за того, что музыка была сочинена Ю. Энтиным, а слова –Д. Тухмановым?) «Живи, Оренбург» - это пересказ статьи об Оренбурге из Википедии, жалкая ремесленная поделка, тогда как в песнях Александра Аверьянова передана подлинная атмосфера города. |
Здравствуй, Беловка! Привет, Зауральная роща! Слаще нет чувств, чем счастье вернуться домой и — замереть, увидав привокзальную площадь. Оренбург, Оренбург, ты — мой брат, ты — мой друг! Колыбель твоя - роза ветров. От Беловки вдоль берега и до Дубков кроме «ах!» не отыщется слов. Здравствуйте, дерзкий Шанхай и Степной продувной! Пыльная Ренда, салют! И Форштадту — почтенье! Слаще нет чувства, чем счастье вернуться домой и — по Советской пройти, не скрывая волненье. Оренбург, Оренбург, ты — мой друг, ты — мой брат! Твое имя везде на устах. Как и два с половиной века назад ты сиреневой вьюгой пропах
Александр Иванович Аверьянов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздаточные материалы для урока-мастерской по стихотворениям о родной природе поэтов 20 века (6 класс)
Материалы, помеченные цифрой 1, предназначены для более сильных групп учащихся, цифрой 2 - для тех, кто послабее...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/18/picture-126675-1474225587.jpg)
К слову о бабочках... (подборка материалов к урокам или занятиям о бабочках)
При подготовке к урокам мы тратим большое время на поиски необходимых материалов,чтобы внести "изюминку" в ход урока,привлечь внимание наших слушателей. В цикле занятий "Природа и культура" мне пригод...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-211991-1384188934.jpg)
Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.
Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/24/picture-553848-1624512965.jpg)
Проект урока-дискуссии «Сравнительный анализ патриотических мотивов творчества поэтов-эмигрантов и поэтов России».
Любовь к Родине, приравненная к самым высоким, священным чувствам человека, гордость за свою страну – основа развития созидательной личности, способной в злободневных буднях находить крас...
Подборка материалов к уроку географии в 9 классе.Транспорт России. Виды транспорта.
Подборка материалов к уроку географии в 9 класса по теме "Транспорт России". Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс» курса географии России 9 класс «Население и хозяйств...
Тема урока: «Н.Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта. Анализ стихотворения «Тихая моя родина»
Урок по литературе в 8 классе по теме "Николай Рубцов. Анализ стихотворения "Тихая моя родина"...
Комментарии
Литературное краеведение.
Буду рада, если кто-нибудь воспользуется моим материалом, и признательна тем, кто предложит свои варианты разработок уроков