Краеведение. Уроки по кубановедению.
план-конспект урока по краеведению

Потехина  Наталья Сергеевна

Материалы к урокам кубановедения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок кубановедения  в 5 классе.                                                                            Подготовила учитель кубановедения Потехина Наталья Сергеевна МБОУ СОШ№5  г. Тимашевск                                                                                                                                 Тема: « Боспорское царство »                                                                                                                                     Тип урока: комбинированный                                                                              Способ проведения : урок – путешествие                                                                                                                                                            

Цель урока: познакомить учащихся  с  историей  образования   и развития  Боспорского  царства, повседневной жизнью греческих городов-колоний.   

Задачи урока:

Образовательные: 

выяснить, что собой представляла  жизнь греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей; формировать представления о  управлении государства, выяснить причины рассвета и гибели Боспорского царства.

Развивающие: 

формировать у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе; развивать навыки работы с историческими источниками.

Воспитательные: 

воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани; воспитание патриотического отношения, развития интереса  к истории малой Родины.

 Формирование  УУД: 

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация:

 умение конкретизировать и анализировать полученную информацию из различных источников; понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества. 

Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, чтобы достигнуть полученного результата.  

Коммуникативные: умения и навыки работать в группе (паре) при выполнении задания, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,  вести сотрудничество с учителем.

Познавательные: открытие  новых знаний  и знакомство с  повседневной жизнью  греков,  на побережье Черного и Азовского морей.  Приобретение умения – прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе, углубление знаний учащихся о жизни жителей древнегреческих городов-колоний.

способствовать развитию интереса к предмету, умение работать с различными источниками информации, логические действия в постановке и решении проблемы.

Формы работы на  уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Методы работы на уроке:  проблемный, объяснительно-иллюстративный, фронтальный опрос  учащихся, познавательно-рефлексивный,  практико-ориентированный.  Метод сравнительно-исторического анализа (знакомство с печатными источниками, сравнение, выводы), «Мозговой штурм» , ролевая игра «Ярмарка» , упражнение «Снарядите» торговый  корабль,  кейс-метод.

Метод  самоконтроля, самооценки.                                                                                               Технологии: технология развития критического мышления;

                                           технология ситуативного обучения;

                                           технология продуктивного чтения;

                                           здоровьесберегающая технология.

                                           ТДМО

Основные понятия: архонт, полис

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран

Ресурсы: презентация;  карта «Греческие города-колонии и Боспорское царство»;  учебник «Кубановедение» для 5 класса , карточки с заданиями, самоценочные листы,  кейс-задания , наглядно-иллюстрационный материал,  схема «Вершина знаний»

Ход урока

1. Организационный момент . Мотивация к учебной деятельности. Учитель: Приветствие «Добрый день ,ребята!» Поприветствуйте друг друга, повернитесь к своему соседу и скажите «Мне приятно,  с тобой общаться»                                                                                                                                                                                                                     Ученик 1: Кубани нашей старина                                                                         Для нас очень важна всегда.

Она наставит и научит,

Она к родному нас приучит

     Ученик 2: Храня ее веков забвенье,

Мы получаем вдохновенье

О том, что дорого для нас,

О том, что восхищает нас.

Ученик 3: О первом человеке здесь,

О тех стоянках, что не счесть;

О тех соседях, с кем дружили,

Что так кубанский край любили                                                                                                                               

Учитель: Наш урок пройдет под девизом   «История –  это наука , которая изучает свое прошлое и настоящее человечества. Колыбелью  зарождения  истории считается  Древняя Греция.»                                                                                        Учитель:  Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие в древний мир наших предков. На уроке вам понадобятся   карточки  с заданиями и   само оценочные листы , в которые вы выставите  себе оценки   за  выполненные задания.                                                                                                                                                                                                                                                                               

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений  по теме      Проверка знаний по предыдущей  теме : «Начало греческой колонизации»                                                                                                                                  «Мозговой штурм»                                                                                                                                   1.С какой целью греки посещали Северное и  Восточное Причерноморье?                    Ответ (С целью установления торговых связей с местными племенами )                                            2.В каком веке на берегах Черного и  Азовского морей греки  основали города-колонии?   Ответ  ( 7-6 век до. н.э. )                                                                                                                 3.Отметьте буквой « п»   причины переселения древних греков                                                      а. Недостаточное количество пригодных для сельского хозяйства земель.                     б.  Рост населения в Греции, нехватка земли  и продовольствия.                                      в. Угроза долгового рабства                                                                                      г.  Борьба между различными группами населения за власть.                                               д.  Необходимость устанавливать торговые связи для продажи  избытка греческих товаров и закупки зерна.                                                                          4.Продолжи : В Причерноморье греки жили в тесном окружении местных народов – ( каких?) ответ( меоты , скифы, сарматы.)                                                                         5.Как сейчас называется современный город ? Греки его называли Синдик, а позже переименовали в Горгиппию. ответ(Анаппа)                                                                                      6.На месте этих  греческих городов-колоний ,сейчас современные города                                      назови их                                                                                                                                                                                                 Танаис- ответ( Ейск)                                                                                                                                Гермонасса- ответ ( Тамань)                                                                                                                                     Баты- ответ( Новороссийск)                                                                                                                        Поставьте себе оценку за это задание.                                                                                                                                                                         3. Постановка учебной задачи , направление размышления  учащихся  по направлению данной темы .                                                                            Учитель : чтобы узнать тему нашего сегодня урока выполните задание  № 7.  Продолжи предложение . В 480г до н.э.  большинство городов-колоний  объединились в единое государство, известное  как  …ответ (Боспорское  царство)                                                                                                                                                                    Ребята о чем пойдет речь на уроке?                                                                Сформулируйте тему урока  (ответ учащихся)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Тема: «Боспорское  царство. Расцвет и его падение»                                                                                                             Учитель: как вы думаете какая цель нашего урока   ( узнать больше  об истории Боспорского царства)                                                                                                           Учитель : сегодня мы будем  работать в течение всего урока над  проблемным вопросом : Какое влияние оказало Боспорское царство на развитие местных племен?                                                                                                                4.Изучение нового материала, реализация построенной стратегии.            Учитель: Боспорское царство просуществовало около  тысячи лет, находилось оно  по обе стороны Керченского пролива ( Боспора Киммерийского). Боспор  связал греческий мир с Центральной Азией, создал интересный и оригинальный стиль жизни . Во второй половине IV в. до н. э. — Боспор стал основным поставщиком античных товаров в Причерноморье и Прикубанье, но в первой половине III в. до н. э. экономический подъем начинает идти на убыль.                                                                                                                 Выполни задания  по новой теме …..                                                               Задание1 .                                                                                                                           Дайте определения новым  понятиям , самостоятельная  работа со словарем  (ответы)                                                                                                                                                  Полис-  -  город –государство в Древней  Греции                                                                                     Архонт-   высшее должностное лицо в городах-государствах Древней Греции                             Поставьте себе оценку за это задание.                                                                                                                                                                         Продолжим изучать новую тему  самостоятельно в группах. Каждая группа получает задания-кейсы. Работа с учебником. Самостоятельная работа в группах                                                                                                                                      Учитель раздает кейсы с заданиями.                                                                                                      Группа 1. Кейс. Причины объединения греческих  городов-колоний в Боспорское  царство  . (ответы)                                                                                                                         1 ученик. В 6 веке до нашей эры в Причерноморье сложился мощный союз скифских племен, вожди которого называли себя  царями. Скифы вели грабительские войны с соседними народами, а также с  греческими  городами-колониями.  

 2 ученик. Соседями  скифов на востоке в 6 -5 веках до нашей эры были родственные племена сарматов-сираки .                                                                                                         В значительной  мере  сираки жили  за счет обложения  данью меотских племен, а впоследствии – греческих городов - колоний.                                                          

 3 ученик. греческие города находились в окружении далеко не всегда дружелюбно настроенного местного населения, оказывавшего решительное сопротивление греческой колонизации, то есть заселению и хозяйственному освоению земель.

4 ученик .Главной причиной создания Боспорского царства это защита греческих городов-колоний от варварских грабежей кочевников . В IV — начале III в. до н.э. многие города Боспора переживают экономический подъем, становятся крупными торговыми центрами. Важную роль играла столица Азиатского Боспора - Фанагория.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Группа 2. Кейс .Управление Боспорским государством.                                            Задание2.    Дополните схему управления в Боспорском государстве: (ответы учащихся)  

Боспорское государство

                    с 480 г. до н.э.                                с 438 г. до н.э.

       династия(_Археанактидов )            династия (Спартокидов )                                  

                                   Архонт и царь Боспорского государства

(Царская администрация)        ( наместники царя)         (самоуправление)

        

 Поставьте себе оценку за это задание.                                                                                                                                                                         Группа3 .Кейс. В обнаруженной археологами посвятительной надписи Левкон I  именуется «архонтом Боспора и Феодосии , царем синдов, торетов, дандариев и псесов» Какие выводы  о внешней политике  Боспорского царства при Левконе 1 можно сделать?(ответы)                                                                                                                                                                                              

Ученик 1. В Спартокиды вели активную внешнюю политику.Они стремились к расширению територии своего государства.                                                                                                                В 70-х годах IV в. до н.э. заканчивается процесс формирования территории Боспора. С этого времени Спартокиды стали использовать двойной титул, именуясь архонтами по отношению к Боспорским полисам и царями по отношению к присоединенным варварским племенам

 

Ученик2.                                                                                                                            Представитель династии  Левкон1 (389-349 гг.до.н.э) вел завоевательные войны на восточном побережье Боспора Киммерийского. Он присоединил к своему государству Синдику , также в состав Боспорского царства были включены территории , расположенные  по нижнему течению Кубани, по восточному  берегу Азовского моря вплоть  до устья Дона.

 Ученик 3.                                                                                                                               Его приемник  Перисад 1 ( 349-309гг.до н.э), уже называвшийся «царем» всех меотов , включил в состав Боспора  и земли фатеев. Однако присоединение прикубанских и приазовских племен к Боспорскому царству не было прочным. Они имели определенную самостоятельность и самоуправление.

                                                                                                                                   Группа 4. Кейс. Основные занятия «Боспорского государства»(ответы)                               Ученик 1.                                                                                                                          Греческие колонисты вели активную торговлю с местными синдо-меотскими племенам. Ведущая роль в Боспорском царстве принадлежала товарному производству злаков – пшеницы, ячменя, проса. Основу торговли составлял экспорт зернового хлеба, достигавший колоссальных по тому времени размеров. Афины получали с колоний половину всего необходимого им привозного хлеба – около 16 тысяч тонн в год.                                                                                                                                                                                                       Ученик2.                                                                                                                                                         Местные жители выращивали горох, чечевицу, бобы, яблоки и груши. Колонисты занимались также виноградарством и виноделием, причем вином активно торговали. Развивали и другие отрасли сельского хозяйства: животноводство, коневодство, а также рыболовство. Вывозили в Грецию соленую и вяленую рыбу, скот, кожу, меха, рабов.                                                Ученик3.                                                                                                                                          Переселенцы перенесли на новые места высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве. Кроме разнообразной посуды и черепицы в крупных городах Таманского полуострова изготовляли статуэтки греческих богов, жанровые статуэтки и детские куклы.                                                                                       Ученик4.                                                                                                                                 В обмен на все эти товары государства Греции отправляли в Причерноморье вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы-серебро, предметы искусства – статуи, терракоту, художественные вазы,мрамор для построек Колонисты поддерживали торговые отношения с прибрежными городами Малой Азии                                                                                                                                                                                                                                                                                

Группа 5.Кейс . . «Снарядите» торговый  корабль , направляющийся из Греции из г.Афины  в Боспорское царство  .Какие товары Греки привозили и продавали местным племенам.?  

Группа 7.Кейс. Снарядите» торговый  корабль , направляющийся из  Боспорского  царства в Грецию. Какие товары греки покупали у местных племен.?  

Учитель: Ребята ,выполните задание 3. «Снарядите» торговый  корабль , направляющийся из Фанагории в Афины ,и «загрузите «его товарами в обратный путь. Заполните схему:

Торговля

Боспорское царство                                         Афины

1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________

5.__________________________ 6.__________________________

1.___________________________

2.___________________________

3.___________________________

4.___________________________

5.___________________________ 6.   _________________________

Товары: хлеб(пшеница, просо. ячмень, рожь, чечевица) ценные породы рыб, мед , воск, оливковое масло в амфорах, кожа, глиняная, стеклянная,  металлическая посуда ,украшения бусы, рабы , дорогие ткани ,скот, кони, вино ,оружие  меха, ювелирные изделия  из золота и серебра, лес, шерсть, мрамор для построек, керамические изделия, предметы искусства (статуи.вазы),железо. Поставьте себе оценку за это задание.                                                                                                                                                                                                                                                                               Группа 6. Кейс. Каковы причины  ослабления и гибели  Боспорского  царства? (ответы)                                                                                                                              Ученик 1. В III - II вв. до н. э. в Боспорском царстве наблюдается большая политическая неустойчивость. Широко масштабные волнения горожан и представителей местных племен, внутренние раздоры подтачивали устои го¬сударства. В 30-х гг. III в. германское племя готов обрушилось на Горгиппию.                                                                                                                  Ученик 2. Пытаясь защитить Боспор, его правители вынуждены были отдавать свой флот варварам, обороняющим боспорские города. Но те в действительности не столько защищали Боспорское царство, сколько разоряли его. Некогда могучее государство все больше приходило в упадок.                    Ученик 3. В конце IV в. до н.э. серьезный удар ему нанесли полчища гуннов, подобно смерчу хлынувшие из степей Азии. Они разрушили города Тамани, а затем превратили в пепелища античные города Крыма. И хотя древнегреческие традиции еще сохранялись в поселениях и городах Таманского полуострова и Кубани, но само Боспорское государство навсегда ушло в прошлое, оставив после себя памятники уникальной античной культуры.                                                                                                             Учитель: Ребята, выполните задание 4.   Какие утверждения  верны или не верны поставьте + или - ослабления Боспорского царства и его падения  (ответы)                                                                                                                                                   1.Борьба за власть  между представителями боспорской знати .                          2.Боспорское государство попадает под власть Рима.                                                    3.В Северном Причерноморье появляется сильный союз племен с готами                                                                 4.Господство готов на море ослабило  торговые связи Боспорского царства  с внешним миром                                                                                                                        5.В 4 в.н.э гунны разрушили Боспорское  царство.                                                                                                                                                                                    5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.                              Учащиеся делятся информацией  по выполненным  заданиям с другими группами.                                                                                                                6.Физминутка.                                                                                                  7.Самостоятельная работа. Вторичное закрепление с проговариванием  во внешней речи.                                                                                                    Задание 5 . Работа с картой . Нанести на контурную карту границы Боспорского царства.  Поставьте себе оценку за это задание.                                                                                                                                                                                                                                                                       7.Рефлексия учебной деятельности. Подведём итог урока.                                       Задание 6. Ответить на проблемный вопрос устно и письменно .                                                                                                                                                                                                                                             Какое влияние оказало Боспорское государство на развитие местных племен?                                                                                                                                            Учитель: Греческие города-колонии на территории Кубани – это частичка нашей истории. Боспорское царство один из ранних примеров животворной силы Греции. (ответы учащихся)                                                                                                            Поставьте себе оценку за это задание.                                                                                                                                                                         Учитель: Ребята, вы все сегодня хорошо поработали.                                                                                                                                                                                       Беседа с учащимися : Что нового вы узнали  на уроке ?                                                          Что  было вам интересно  на уроке?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Учитель: Ребята весь урок мы сегодня стремились к «Вершине знаний». Оцените свою работу на уроке. Ребята как вы считаите на какой уровень вы сегодня освоили тему урока. Подойдите к рисунку «Вершина знаний» и  отметьте уровень своих знаний. Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке. Собирает карточки с заданиями для проверки.

 

                                                                                     Фамилия  , имя  учащегося                                                            

________________________________

Оценка 5 –все задания  выполнены верно, полные развернутые ответы и выводы сделаны  самостоятельно, объясняет  свое отношение к наиболее значительным событиям

Оценка 4- не верно выполнены  1-2 задания, ответы  однозначные, выполняет с помощью учителя

Оценка 3- неверны3-4 задания,  отвечает с помощью учителя

I . Проверка знаний по теме : «Начало древне греческой колонизации. С №1 по №7 вопрос.                                                                                                                                                                                                                                                                

II. Выполни задания  по новой теме …..                                                               Задание1 .                                                                                                                           Дайте определения понятиям                                                                                

Задание2.    Дополните схему управления в Боспорском государстве.

Задание 3. «Снарядите» торговый  корабль , направляющийся из Фанагории в Афины ,и «загрузите «его товарами в обратный путь. Заполните схему.

Задание 4.   Какие утверждения  верны или не верны поставьте + или - ослабления Боспорского царства и его падения .                                                                                                                                                  

Задание 5 . Работа с картой . Нанести на контурную карту границы Боспорского царства

Задание 6. Ответить на проблемный вопрос устно и письменно .                                                                                                                                                                                                                                             Какое влияние оказало Боспорское государство на развитие местных племен?

                                                                               

8.Домашнее задание. Параграф 16, стр.100-104. Прочитать текст «Битва на реке Фат», ответить на вопросы стр.99.

                                                                                                                                         

                                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : Проникновение восточнославянских восточнославянских дружин в Прикубанье .

Слайд 2

Артания . Выделяют три объединения восточных славян: Куяба ( Куява ), Славия и Артания . Куяба ( Куява ) — это Среднее Поднепровье с центром в Киеве. Славия — Новгородская земля. Расположение Артании одни учёные связывают с Приазовьем или Причерноморьем , другие располагают её на Таманском полуострове . По мнению последних и своё название Артания получила от реки Кубань, которую сарматы называли Вартан или Вардан .

Слайд 3

Восточные походы киевских дружин в первой половине X в . В тот период основные торговые пути держала в своих руках Византийская империя . Хазарский каганат контролировал Волжский торговый путь и южную часть торгового пути «из варяг в греки». В создавшихся условиях молодому государству — Киевской Руси — пришлось решать проблему расчистки торговых путей военным способом. Такой подход, как правило, сопровождался грабежом .

Слайд 4

Первые древнерусские князья (Олег, Игорь, Святослав), объединяя группы восточных славянских племён в единое государство, заботились и о развитии внешней торговли, от которой зависела экономическая мощь Киевской Руси .

Слайд 5

В 913 г . Дружины киевского князя Игоря Старого участвовали в походе к берегам Каспийского моря с целью ограбления населения, там проживавшего.

Слайд 6

Великий князь Святослав В 965-966 году Святослав Игоревич пошел на хазар При Святославе был повержен главный конкурент Киевской Руси – Хазарский каганат. Тмутаракань была превращена в военно-торговую факторию.

Слайд 7

Владимир сын Святослава В 988-989 году после взятия Византийского города Херсонеса в Крыму и принятия христианства Владимир закрепил за собой Боспорское поморье и Тмутаракань, куда направил княжить своего сына Мстислава


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выдающиеся личности в истории Кубани

Слайд 2

Цели урока: Познакомить учащихся с выдающимися личностями в истории Кубани. Развивать умение пользоваться справочной, энциклопедической литературой. Воспитывать чувство гордости за свой край, уважение к его жителям.

Слайд 3

Чепега Захарий Алексеевич В начале июля 1788 г. Г. А. Потемкин издал указ о назначении нового атамана: «По храбрости и усердию к порядку и по желанию войска верных казаков определяется атаманом кошевым Харитон (то есть Захарий) Чепега. Объявляю о сем всему войску, предписываю надлежащим образом его почитать и повиноваться». В знак уважения фельдмаршал подарил Чепеге дорогую саблю.

Слайд 4

Антон Андреевич Головатый -казачий атаман, войсковой судья, один из основателей Черноморского казачьего войска

Слайд 6

Попко Иван Диомидович Уроженец Тимашевского куреня. Участник Кавказской и Крымской войн. Он 52 года отдал службе на кордонных линиях и вышел в отставку в чине генерал- лейтенанта. При этом были еще занятия исторической наукой , общественная и просветительская деятельность. Писатель, которого заслужено называли «Летописцем Кубани» В своих трудах идеализировал казачество. Автор книг с художественным описанием военной жизни, быта и нравов населения Кавказа. Составил ряд обширных исследований по истории казачества: статистическое описание Черноморского войска, исторические и биографические очерки, биографии казачьих генералов Н. С. Завадовского , Ф. Я. Бурсака , Г . А. Рашпиля

Слайд 7

Его жизнь – это подвиг. Подвиг во имя процветания нашего края, нашей Родины. Засс Григорий Христофорович

Слайд 8

Лазарев Михаил Петрович русский флотоводец и мореплаватель , адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817) и первооткрыватель Антарктиды.

Слайд 9

Герой Советского Союза, полный Георгиевский кавалер, командир эскадрона, гвардии капитан. Константи́н Ио́сифович Недору́бов

Слайд 10

Покрышкин Александр Иванович Маршал авиации. Трижды Герой Советского Союза. Во время войны командовал 16 авиаполком, штаб которого находился в ст. Калининской.

Слайд 11

Щербина Федор Андреевич Основоположник русской бюджетной статистики, краевед. Родился в станице Новодеревянковской. Автор «Истории Кубанского войска».

Слайд 12

Фелицын Евгений Дмитриевич Историк. Составил карты Екатеринодара и Новороссийска, исторические карты Темрюка.

Слайд 13

Кропоткин Петр Алексеевич Географ, геолог, автор работ по теории анархизма

Слайд 14

Лукьяненко Павел Пантелеймонович Учёный – селекционер. Выводил новые сорта пшеницы. До войны работал в ст. Кореновской.

Слайд 15

Пустовойт Василий Степанович Учёный – селекционер. Выводил новые сорта подсолнечника.

Слайд 16

Нестеров Михаил Васильевич

Слайд 17

Мейерхольд Всеволод Эмильевич Режиссёр, актёр, педагог. Работал в Новороссийске, организовал несколько театральных групп.

Слайд 18

Пономаренко Григорий Фёдорович Композитор. Жил и работал в Краснодаре. Автор более 200 песен о кубанской земле.

Слайд 19

Запашный Мстислав Михайлович Артист цирка, директор и бывший руководитель Сочинского цирка.

Слайд 20

Крамник Владимир Борисович Шахматист. Международный гроссмейстер. Родился в Туапсе.

Слайд 21

Кафельников Евгений Александрович Теннисист. Родился в C очи. Выиграл Открытые чемпионаты Франции, Австралии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема проекта : « Тимашевский казак- Иван Диомидович Попко »

Слайд 2

Генерал-лейтенант Иван Диомидович Попко известный северокавказский деятель

Слайд 3

Попко Иван Диомидович родился 9 сентября 1819 года в станице Тимашевской, в семье потомственного запорожского казака, протоиерея станичной церкви Диомида Нестеровича Попко .

Слайд 4

Попко Иван Диомидович С 6 лет мальчика отдали в духовное училище, а потом в ближайшую духовную семинарию г. Астрахани, где в то время обучались почти все дети кубанских священников. Однако наклонности к духовной деятельности у него не было. Он постоянно умолял отца разрешить ему пойти по военной стезе, но не находил понимания .

Слайд 5

Попко Иван Диомидович 1 июля 1841 года Иван Диомидович поступает на военную службу рядовым казаком в 10-й конный полк бывшего Черноморского войска. Семь лет служил Иван на Кубанской народной линии, претерпевая все тяготы и лишения военной службы. Единственным его развлечением стало изучение иностранных языков.Также в свободное время он занимался историей. Военной службе И. Д. Попко посвятил в общей сложности 52 года, пройдя путь от рядового до генерал-лейтенанта.

Слайд 6

Попко Иван Диомидович Участвовал в следующих военных операциях Кавказской войны (1817—1864). В послужном списке Попко детально перечислены «походы и дела против неприятеля», участником которых он был: движение колонны от Ольгинского укрепления в Абинское под начальством генерал-лейтенанта Н.С. Завадовского (сентябрь 1841 г.)

Слайд 7

Попко Иван Диомидович Учавствовал в походе от Екатеринодара до крепости Анапа в составе сводного конного полка под командой войскового старшины Рашпиля (март 1842 г.); Участвовал в рекогносцировке окрестностей р. Гастогай под начальством генерал-адъютанта И.Р. Анрепа (апрель 1842 г.); В экспедиции в землю натухайцев под начальством контр-адмирала Л.М. Серебрякова для сооружения двух укреплений на р. Гастогай и у Варениковой пристани ( май 1842 г.);

Слайд 8

Попко Иван Диомидович В 1857-1858 гг. в составе эскадрона проходил службу в Санкт-Петербурге и назначен штаб-офицером для особых поручений при начальнике управления регулярных войск в Черноморском казачьем войске в чине полковника.

Слайд 9

На штабной должности Иван Диомидович добивается больших успехов. Так, в 1850 году ему поручают ответственное дело - составить историческую справку о Черноморском войске. За три месяца была составлена справка «О состоянии Черноморского казачьего войска с 1 января 1825 по 1 января 1850 года».

Слайд 10

Итогом его научных изысканий стал фундаментальный труд, принесший Ивану Диомидовичу Попко всероссийскую известность, - «Черноморские казаки в их гражданском и военном быту», изданный в 1858 году.

Слайд 11

В 1864 г. Иван Диомидович был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени и в звании полковника назначен командиром Псекупского полка, получив, по существовавшему тогда порядку, в вечное и потомственное владение участок земли в Кубанской области. В 1872 г. указом Правительствующего Сената И.Д.Попко , продолжая нести службу в Кубанском казачьем войске, был утвержден в должности мирового судьи по Екатеринодарскому уезду Кубанской области.

Слайд 12

Попко Иван Диомидович Большой резонанс среди читателей вызвала и другая публикация Ивана Диомидовича Попко - «Терские казаки со стародавних времен. Гребенское войско» (Санкт-Петербург, 1880). Написанная И. Д. Попко книга стала первым фундаментальным трудом по истории и культуре Терского казачества и до сих пор представляет большую документальную ценность

Слайд 13

Иван Диомидович Попко (1819 - 1893) Составил ряд обширных исследований по истории казачества: исторические и биографические очерки, биографии казачьих генералов Н. С. Завадовского , Ф. Я. Бурсака , Г . А. Рашпиля , Ф. А. Круковского .

Слайд 14

В последние годы жизни Иван Диомидович вел активную благотворительную деятельность, оказывал материальную помощь неимущим ученикам юнкерского училища, состоял членом Кавказского епархиального училищного совета. В 1879-1881 гг. на собственные средства И.Д.Попко в своем имении. Последнее убежище в Ейском отделе Кубанской области построил часовню во имя Иоанна Предтечи. Обширную личную библиотеку И.Д.Попко принес в дар г.Ставрополю . Умер И.Д.Попко в 1889 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка вводного урока по кубановедению для учащихся 5-ых классов "Кубань -перекрёсток цивилизаций"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с методическими рекомендациями к тематическому блоку "Кубань -многонациональный край" для учащихся 1-11- ых  классов  общеобразовател...

Разработка урока по кубановедению

Разработка урока по кубановедению в 8 классе...

Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» 9 класс

Вводный урок по кубановедению «Кубань в XX– XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия» для 9 классаЦель: сформировать у учащихся представление о межнациональном мире и согласии на Кубани в...

разработка урока по кубановедению в 6 классе: "Посредническая деятельность генуэзцев".

Предлагается методическая разработка урока по модулю "История Кубани" в средневековый период....

Разработка урока по кубановедению в 6 классе "Памятники природы, истории, культуры".

Данная разработка урока относится к модулю "Природа родного края"  по кубановедению в 6 классе...