Памятники истории и культуры
статья по краеведению (8 класс)

Гришан Оксана Валерьяновна

Любая эпоха вносит свои коррективы в облик, экономику, повседневную культуру Города. Каждое по​коление людей идет по «следу» предшествующих, оставляя свой «след» для потомков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

При таком подходе город может превратиться для учащегося в развивающую среду, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, сторо​ны жизни города, расширять свой кругозор; оценивать собы​тия, происходящие в городе; понимать достижения и проблемы города.

В процессе формирования окружающего мира немаловаж​ную роль играет Время. Любая эпоха вносит свои коррективы в облик, экономику, повседневную культуру Города. Каждое по​коление людей идет по «следу» предшествующих, оставляя свой «след» для потомков. Вследствие этого системообразую​щим понятием в краеведческих учебных курсах, способствую​щим освоению учащегося разносторонних знаний о городе и крае и оценке значимости окружающего мира, является понятие «наследие».

Исходя из существующих в научной литературе определений понятия «наследие», наиболее оптимальным для школьного кур​са истории представляется следующее: совокупность памятников природы, истории и культуры, расположенных в пределах данной территории; местные традиции; места хранения и трансляции па​мятников и традиций (музеи, библиотеки, театры и т. д.), которы​ми пользуются современные жители края. «Памятник» и «тра​диция» являются основными дидактическими единицами в учеб​ном краеведческом курсе, именно их изучают дети.

Следует отметить, что в педагогическом смысле «памятник на​следия» - это не только всемирно известное здание или монумент, уникальный природный заповедник или музейный экспонат, но и жилые дома рядовой застройки, промышленные объекты, улич​ные фонари, сквер около дома, предметы повседневного быта, фо​тографии из семейного альбома... Все они имеют особую ценность (значимость) для горожан: утилитарную (приносят практическую пользу, используются в наши дни); эстетическую (могут являться образцами красоты); историческую (хранят память о прошлом); Духовную (аккумулируют в себе общечеловеческие ценности и нравственные нормы); научно-техническую и пр.

Памятники культурного наследия — это не только объекты, созданные в прошлом. Сегодня строятся набережные, прокла​дываются дороги и улицы, возводятся здания и мосты, ставятся новые спектакли, издаются книги, появляются новые предме​ты быта, рождаются новые традиции... Очевидцами, участника​ми этого созидательного процесса являются современные жите​ли города. Через несколько лет создаваемое сегодня станет на​следием и будет напоминать о жителях начала XXI века. Имен​но поэтому современные городские сооружения, события, тра​диции тоже становятся важными объектами изучения.

Условно можно выделить следующие группы памятников:

Памятники природы, которые определяют некоторые осо​бенности развития экономики края, придают неповторимый об​лик деревне, городу, краю, определяют некоторые условия жиз​ни людей. Среди них: памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, создан​ные руками людей (каналы, пруды, сады, парки, скверы).

Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные ис​торические периоды, и сегодня напоминают о достижениях и проблемах, об уникальности конкретного края и его связях с другими отечественными и зарубежными регионами. Памятни​ки истории и культуры условно можно разделить на недвижи​мые и движимые.

Недвижимые памятники - это сооружения, которые нахо​дятся в определенном месте, хранят память о времени своего создания, причинах, обусловивших их создание, достижениях техники, создателях, исторических событиях, жизни и деятель​ности людей, связанных с этими объектами.

Движимые памятники истории и культуры - это музейные экспонаты и произведения искусства, архивные документы, пись​менные источники и литературные произведения, предметы бы​та, карты, фотографии (в том числе семейные архивы, реликвии).

Движимые и недвижимые памятники напоминают о людях, их создавших, а также о тех горожанах, чья судьба тем или иным об​разом была связана с этими памятниками, о местных традициях (образовательных, трудовых, научных, религиозных, этнических, культурных, художественных, литературных, школьных, семей​ных, этических и др.) исчезнувших и сохранившихся до наших дней. Существуют как позитивные, так и негативные традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В уездном городе. Памятники истории и культуры дореволюционного Челябинска.

Презентация разработана для урока краеведения Челябинской области. Совершаем путешествие по историческому центру Челябинска....

Памятники истории и культуры Южного Урала.

В презентации дана классификация памятников,приведена  иллюстрация примерами. Используется в начале курса 7 класса "Краеведение Челябинской области"....

Урок кубановедения в 6 классе "Природные объекты и памятники природы, истории и культуры"

Презентация данного урока поможет шестиклассникам совершить путешествие по Краснодарскому краю, увидеть известные памятники природы и природные объекты....

История и культура Санкт-Петербурга. 8 кл. История, запечатленная в памятниках

Презентация и конспект к уроку "история, запечатленная в памятниках" (Параграф 4)  учебника Ермолаевой  Л.К....

Ленинградское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1966-70 - х годах

Ленинградское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1966-70 - х годах...

Историко-краеведческая игра «Памятники истории и культуры Пестречинского района».

А.С. Пушкин писал:                       Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце пищуЛюбовь к родному пепелищу,Любовь к род...

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»

Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»...