История и культура Санкт-Петербурга. 8 кл. История, запечатленная в памятниках
презентация урока для интерактивной доски по краеведению (8 класс) на тему

Высоцкая Нина Александровна

Презентация и конспект к уроку "история, запечатленная в памятниках" (Параграф 4)  учебника Ермолаевой  Л.К.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl._2_urok.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: История, запечатленная в памятниках

Программа: Л.К.Ермолаевой

Класс: 8

Цель урока:

Сформировать восприятие городских объектов, памятников, как наследия исторических событий первой половины XIX века

   

Задачи:

 

  •  Ознакомиться с главными историческими событиями в жизни города в рассматриваемый период
  • Изучить памятные места, памятники, которые напоминают сегодня о событиях первой половины XIX века
  • Научиться находить на карте памятные объекты

Прогнозируемые результаты:

  1. Учащиеся будут знать о событиях, которые происходили в городе в рассматриваемый период
  2. Учащиеся научатся устанавливать связь между объектами архитектуры, памятными местами в городе и историческими событиями.
  3. Учащиеся смогут находить на карте и сформируют представление о местоположении исторических  объектов в городе

Оборудование:

  1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 2. (XIX век – начало XX века): учебник по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8кл. – СПб.: СМИО Пресс, 2013. – с.30-37
  2. Презентация
  3.   Отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С.Пушкина
  4. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».

Ход урока:

  1. Организационный момент. Озвучивание плана урока. Вступительное слово.
  2. Изучение нового материала.

         XIX век был очень богат на события. Причём некоторые события, которые происходили в Петербурге,  имели значение для всей страны. Война с Наполеоном, восстание декабристов, самое грандиозное за всю историю города наводнение,  эпидемия холеры, сильнейший пожар в Зимнем дворце… Все эти события повлияли  на город, на его жителей. Что сегодня нам напоминает о событиях тех лет? Какие памятники и памятные места являются напоминанием того, что происходило в Петербурге в XIX веке?

На экран выводится 1 слайд. Дети записывают информацию со слайдов.

1 слайд

Главные события в жизни Санкт - Петербурга в первой половине XIX века.

 

2-3 слайд

Война 1812 года.

В ночь на 12 июня 1812 года без официального объявления войны, войска Наполеона переправились через Неман и вторглись на территорию России. Над столицей нависла страшная угроза. Из трёх возможных направлений Наполеон выбрал московское. Почему, как вы думаете? Детям предлагается порассуждать почему Наполеон пошёл на Москву, ведь столицей был Санкт-Петербург. «Если я займу Киев, - говорил он, - я возьму Россию за ноги, если я овладею Петербургом, я возьму её за голову, заняв Москву, я поражу её в сердце».

Население Петербурга было охвачено патриотическим подъёмом. В июле был объявлен манифест о созыве народного ополчения, начался сбор на нужды обороны и многие бедняки даже отдавали последнее. Молодёжь рвалась в армию. Колонны защитников Отечества шли на поля войны по Царскосельскому (ныне Московскому) проспекту, Мимо Царского Села, мимо только что открытого Царскосельского лицея. Иван Пущин, лицеист, вспоминал «Мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея. Мы всегда провожали их, выходили даже во время уроков».

8 августа Александр I  назначил главнокомандующим армией генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Получив назначение, Кутузов приехал в Казанский собор и, опустившись на колени перед иконой казанской Божьей матери, истово молил Господа не допустить поражения России.

 Оставление Москвы русскими войсками произвело тяжелое впечатление. Ускорилась эвакуация из столицы культурных ценностей. Коллекции Эрмитажа, книги Публичной библиотеки отправляли по воде на север России. В этот период родилась одна из самых известных городских легенд, которые передавались петербуржцами из уст в уста.

Петербургская легенда

Александр I приказал снять с пьедестала памятник Петру I и увезти его в безопасное место. Специальная баржа стояла уже наготове у причала Сенатской площади… И тут по городу стали распространяться слухи, что некоему майору Батурину несколько ночей подряд снится один и тот же сон…  ... Будто бронзовый Петр съезжает со своего пъедестала и скачет через наплавной   Исаакиевский мост на Васильевский остров, оттуда – на Петербургскую сторону и дальше – на Каменный остров, к Каменноостровскому дворцу, где находилась летняя резиденция Александра.

-Молодой человек!, -  грозно вопрошает Пётр, - до чего ты довёл мою Россию? Пока я на месте, моему городу нечего опасаться!

Слух об этих снах дошёл до самого императора и он отменил свой приказ об эвакуации памятника. Так родилась легенда: враг не войдёт в Петербург, пока его охраняет Медный всадник. Эта легенда дожила и до 20 столетия, когда к городу подошли немцы…

30 июля 1814 года петербуржцы встречали гвардию-победительницу Наполеона, вернувшуюся из Парижа. Но главнокомандующего – М.И. Кутузова не было среди победителей. Он умер в апреле 1813 года в немецком городе Бунцлау. Тело полководца привезли в Петербург и похоронили в склепе Казанского собора.

4 слайд

Памятники войны 1812 года. Нарвские триумфальные ворота. В Петербурге к  встрече армии-победительницы были сооружены Нарвские триумфальные ворота. Ворота были выполнены по проекту архитектора Д.Кваренги из дерева. Уже к 20-летнему юбилею они были переделаны В.Стасовым в каменные, с сохранением первоначального замысла. Арку ворот увенчала колесница Победы, запряжённая шестеркой боевых коней; по обеим сторонам самой арки — между её колонн — статуи русских витязей.

На воротах золотом написаны названия гвардейских полков, участвовавших в войне 1812 года и места, где проходили крупнейшие сражения.

 

5-6 слайд

Александровская колонна -   памятник войне 1812 года. В 1834 году, на Дворцовой площади была воздвигнута величественная монументальная Александровская колонна. Она была выполнена по замыслу О.Монферрана из цельного колоссального гранитного монолита весом более 600 тонн. Фигура ангела, венчающая колонну, была исполнена Б.И.Орловским.

 Скульптор придал ангелу образ императора Александра I, и колонна получила название Александровской.

Текст на табличке памятника гласит: «Александру I благодарная Россия»

«Монферран, Вы себя обессмертили!» - воскликнул император, когда увидел эту колонну.

7-8 слайд

Почему Казанский собор  - памятник воинской славы? Детям даётся возможность выдвинуть предположения (могила Кутузова + военные трофеи войны находятся внутри).  

Могила Кутузова замурована гранитной плитой и обнесена тёмной бронзовой оградой, установленной в 1814 году по проекту А.Воронихина.

Рядом с Казанским собором установлены памятники двум гениальным полководцам – М. Кутузову и Б.де Толли (именно он предложил тактику затяжного отступления, в результате которого была сдана Москва Наполеону). Скульптор – Б.И.Орловский

9-10 слайд

Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в войне 1812 года. Художник Джордж Доу.

10-11 слайд

Петербургское наводнение 1824 года — самое значительное и разрушительное за всю историю Санкт-Петербурга. Произошло 7 (19)ноября 1824 года.

Вода в реке Неве и её многочисленных каналах (рукавах) поднялась на 4,14—4,21метра выше ординара.

  О размерах грозившей опасности большинство петербуржцев не догадывались. Многие с утра отправились на набережные, чтобы полюбоваться беснующейся Невой. Прохожие, застигнутые врасплох, лезли на фонари, на деревья, хватались за плывущие брёвна, заборы. Разбушевавшаяся река несла баржи и корабли, оторванные от причалов, деревья, тюки с товарами, кресты и гробы со Смоленского кладбища. Больше половины города оказалось под водой. Невский проспект превратился в бурный пролив. Само наводнение было непродолжительным, уже в три часа дня поток остановился и вода начала постепенно убывать, а уже ночью Нева и петербургские каналы вернулись к своему нормальному уровню. Но за те несколько часов, что водная стихия бушевала в городе, она нанесла огромный ущерб.

Прежде всего, это касалось числа погибших людей. Официально были признаны утонувшими, по разным данным, от 200 до 600 человек, но в действительности наводнение унесло жизни около 14 тысяч человек. Множество трупов не было найдено, будучи унесёнными в море, так что они попали в категорию «пропавшие без вести». Погибли также несколько тысяч голов скота, были полностью разрушено более 400 домов, а повреждены свыше трёх с половиной тысяч строений (то есть более половины всех имевшихся в городе), из почти сотни находившихся тогда в Петербурге кораблей остались невредимыми чуть больше десятка. К тому же в городе, который потерпел урон на 15-20 миллионов рублей в ценах того времени (огромная сумма), ещё долго ощущались последствия наводнения. В сырости и неустроенности развились многие инфекционные болезни, в несколько раз выросли цены на продовольствие и, выражаясь современным языком, предметы первой необходимости, что для бедных слоёв петербургского населения, в наибольшей степени пострадавших от наводнения, зачастую означало просто голод.

Именно это наводнение описывает Пушкин в своей поэме «Медный всадник».

Один из учеников зачитывает отрывок из поэмы, с описанием наводнения.

  Ужасный день!

                        Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури,

Не одолев их буйной дури...

И спорить стало ей невмочь...

Поутру над ее брегами

Теснился кучами народ,

Любуясь брызгами, горами

И пеной разъяренных вод.

Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Всё побежало; всё вокруг

Вдруг опустело — воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь как тритон,

По пояс в воду погружен.

    Осада! приступ! злые волны,

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

                              Народ

Зрит божий гнев и казни ждет.

Увы! всё гибнет: кров и пища!

Где будет взять? (ПушкинА.С.)

12 слайд

В городе – 24 памятных таблички о наводнении.

13-14 слайд

  Восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся 14 (26) декабря 1825 года. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов по своим целям и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним эпохи правления Николая I.

19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно, не дожив до 48 лет, скончался Александр I. В Петербурге известие о смерти императора было получено 25 ноября. Детей у Александра Павловича не было, и все были уверены в том, что на престол должен взойти его младший брат Константин. Но Константин еще за несколько лет до этого отказался от прав на престол и право престолонаследия перешло следющему по старшинству брату – 29 –летнему Николаю. Беда в том, что манифест не был обнародован. О нём знали только несколько человек. И Николай Павлович принял сам присягу младшему брату – Константину. Константин, живший в Варшаве, в свою очередь, присягнул Николаю. Этой неразберихой и воспользовались декабристы.

27 ноября население было приведено к присяге Константину. Формально в России появился новый император, было даже отчеканено несколько монет с его изображением. Но Константин престола не принимал, но и формально не отказывался от него в качестве императора. Создалось двусмысленное и крайне напряженное положение междуцарствия. Николай решился объявить себя императором. На 14 декабря была назначена вторая присяга — «переприсяга». Наступил момент, которого ждали декабристы — смена власти. Члены тайного общества решили выступать, тем более, что на столе у министра уже лежало множество доносов и скоро могли начаться аресты.

Состояние неопределённости длилось очень долго. После повторного отказа Константина Павловича от престола Сенат в результате долгого ночного заседания 13-14 декабря 1825 года признал юридические права на престол Николая Павловича.

К четырем часам дня на Сенатской площади собралось около четырёх тысяч гвардейцев, отказавшихся присягать Николаю. Их окружили верные императору войска, которых по численности было в 4 раза больше. К ночи восстание было разгромлено.

  Начались массовые аресты. По делу декабристов привлекли около шестисот человек, большую часть составляли военные Место погребения останков декабристов до сих пор так и остается большой загадкой. Эта территория постепенно облагораживалась: восстановлена чугунная ограда с литыми фонарями, очистили протоки, укрепили земляные валы. Каждый год 13 июля потомки декабристов, гости города, жители посещают это место, вспоминают те жуткие события, почитают память погибших. Следствием по делу декабристов руководил сам император. Так началось почти 30-летнее царствование Николая 1.

15-16 слайд

Эпидемия холеры 1830 г.  

 22 июня 1831 года на Сенной площади произошел холерный бунт.  

 Холера в те года прошлась по многим европейским городам и, наконец, добралась до Петербурга. Город являл  собой страшное зрелище. По пустынным, безмолвным, улицам катились зловещие холерные возки. На мостовой и тротуарах  лежали трупы, которых еще  не успели убрать. На кладбище везли и везли гробы. В день умирало по 600 человек. При первых признаках холеры Николай I и его двор бежали в пригород Петербурга - Петергоф. Знать и люди состоятельные тоже покинули столицу.                                          

     Простой петербургский народ оказался  в отчаянном положении, без помощи, без надежды. Возмущение правительством росло.  Слухи, что холеру  придумали господа, чтобы  извести

простой народ, упорно распространялись по городу.  Народ вышел  на улицы. Со второй  половины июня в разных концах города начались беспорядки. Толпы народа ловили и обыскивали "отравителей", разбивали холерные кареты  и  выпускали больных, оказывали сопротивление полиции.                    

     Бунт разразился 22 июня 1831 года на Сенной площади, где находилась временная холерная больница. Огромная толпа ворвалась в здание. Во всех этажах выбили стекла в окнах, выброси-

ли мебель, разогнали  больничную прислугу, убили двух лекарей.

     Перепуганные  столичные власти  собрались  на совещание у графа Эссена. Решено было применить военную силу.  Испугавшись бунта, в Петербург  из Петергофа, водою, на пароходе "Ижора" прибыл Николай I . Страх перед бунтом пересилил страх перед холерой.                                      

     Въехав в открытой коляске  на Сенную площадь, окруженную войсками, царь прямо из экипажа обратился к народу:          

     «Учинены  были  злодейства, общий порядок  был нарушен. Стыдно  народу русскому, забыв веру отцов, подражать буйству французов и поляков».                                          

     Николай держался бесстрашно, говорил резко. Оробев перед царем, мужики повалились на колени. А император закончил тем, что подозвал какого-то старика, трижды облобызал и уехал.

В результате подобного хода событий появилась легенда об усмирении Николаем I холерного бунта, чему посвящён один из барельефов на памятнике императору.

       

17-18 слайд

Пожар в Зимнем дворце 

17 декабря 1837 года -  один из самых грандиозных пожаров в истории города. В результате пожара полностью выгорели второй и третий этажи Зимнего дворца, в том числе интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси и других знаменитых художников-оформителей; были утрачены многочисленные рукописи и хроники, относившиеся к различным событиям российской истории (восстание декабристов, русско-турецкие войны и т. д.), навсегда потеряны многочисленные произведения искусства и быта. Пожар длился около 30 часов, а само здание тлело почти три дня. На реставрацию повреждённого дворца ушло свыше двух лет.

Стр. 23 открыть, прочитать описание пожара. Выдвинуть предположения

- почему вспыхнул пожар?

- почему из царских вещей ничего не пропало, как вы думаете?

По свидетельству кочегаров и дровоносов, возгорание началось в одной из дымовых труб, заполненных сажей. Попытки найти источник возгорания долгое время не приводили к успеху несмотря на то что водой были залиты все подозрительные щели, откуда до этого были замечены исходящие струйки дыма. Началась активная поисковая деятельность по локализации очага. После первого же удара ломом по стене, одна из фальшивых зеркальных дверей дворца рухнула, и из-за неё вырвались языки пламени во весь человеческий рост, быстро перекинувшись вверх по деревянным балкам.

Император в это время находился в театре. Прибыв на место пожара и обнаружив сильное задымление, он приказал разбить окна на хорах Фельдмаршальского зала, пытаясь таким образом спасти людей от удушья. Общее количество обитателей дворца вместе с прислугой превышало 3 тысячи человек. Но с приливом свежего воздуха огонь начал распространяться ещё быстрее. Двигаясь в двух направлениях, к 6 часам утра огонь охватил весь дворец. Пожарные и добровольцы продолжали качать воду со стороны Эрмитажа. По свидетельству очевидцев, в первую ночь пожара огненное зарево было настолько велико, что его видели крестьяне и путники за 50-70 вёрст от столицы. В пожаре погибли люди, в том числе некоторые пожарные. Полностью ликвидировать пожар удалось только через три дня. Всё это время погорельцы и всё спасённое имущество находились у Александровской колонны.

 

Учащимся предлагается открыть Атласы и в контурной карте подписать все вышеперечисленные памятники. В процессе работы отдельные ученики озвучивают те события, которые связаны с тем или иным памятником, дополнения одноклассников  приветствуются. Т.о, повторяется пройденный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...