Историко-краеведческая игра «Памятники истории и культуры Пестречинского района».
методическая разработка по краеведению (10, 11 класс) по теме
А.С. Пушкин писал:
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к родительским гробам.
- Сегодня здесь собрались все, кто любит своё село, свой район, свою республику, свою страну. Но чтобы любить – надо знать свою Родину. Знаем ли мы свой район, его прошлое: историю, культуру?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriko-kraevedcheskaya_igra_pamyatniki_istorii_i_kultury_pestrechinskogo_rayona_rt.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Историко-краеведческая игра.
Тема: «Памятники истории и культуры Пестречинского района».
Цели игры:
патриотическое воспитание учащихся;
активизация познавательной деятельности учащихся;
содействие формированию мотивации самообразования;
расширение исторического кругозора: приобретение, дополнение, закрепление знаний по истории, культуре, в частности, архитектуре;
развитие активной жизненной позиции;
воспитание толерантности;
организация интеллектуального досуга молодёжи.
Форма проведения: Историко-краеведческая игра.
Учёт возрастных особенностей:
Мероприятие разработано для учащихся старшего звена, т.к. для подготовки и выполнения заданий необходимы сформированные навыки исследовательской работы: умение работы с научной литературой, умение анализировать, сопоставлять и давать собственную, аргументированную оценку событиям, происходящим в прошлом и в настоящее время.
Участники игры - ученики 10, 11 классов в двух командах: «Любители старины», «Краеведы».
Наглядность, используемые современные технологии:
Телевизор; видеомагнитофон; компьютеры; компьютерные задания (кроссворды, тесты и др. задания);
видеофильм «Памятники истории и культуры Пестречинского района», который используется в подготовительной работе и в качестве заставок перед игрой и между конкурсами;
творческие проекты от каждой команды:
символы Пестречинского района,
проекты охраны и возрождения памятников культуры,
компьютерные презентации на тему «Красота, запечатленная в камне»;
карта района на магнитной доске, фотографии памятников истории и культуры района.
На доске эпиграф: Чем лучше мы будем знать прошлое,
тем легче, тем более глубоко и
радостно поймём великое значение
творимого нами настоящего.
М. Горький
Игра включала подготовительный этап.
Его основное содержание составили: отбор литературы, обдумывание форм проведения конкурсов, подготовка заданий с использованием компьютера, экспонатов школьного музея. Участники игры изучили рекомендуемую литературу, просмотрели видео и фото материалы, поработали с материалами районного и школьного музеев, поговорили с местными жителями о прошлом архитектурных памятников, об истории села. На основе своих исследований, готовясь к конкурсам, учащиеся составили свои творческие проекты:
компьютерные презентации на тему «Красота, запечатленная в камне»;
проекты по продлению жизни памятников нашего района;
архитектурный символ своего района.
Для награждения победителей в разных номинациях были изготовлены на компьютере грамоты и дипломы «Лучшему знатоку своей малой Родины», «Активному гражданину своей Родины», «Лучшему историку», «Лучшему знатоку архитектуры» и т.д.
Содержание:
Ведущий: А.С. Пушкин писал:
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к родительским гробам.
- Сегодня здесь собрались все, кто любит своё село, свой район, свою республику, свою страну. Но чтобы любить – надо знать свою Родину. Знаем ли мы свой район, его прошлое: историю, культуру?
- Мы рады приветствовать знатоков своего края, участников историко-краеведческой игры, команды «Любителей старины» и «Краеведов».
- Представление жюри.
- По итогам каждого этапа игры выявится лидер в группе, его ждёт грамота, победителей – дипломы, подарки.
Конкурс №1 «Символ моего района».
- Многое нам могут поведать об истории народа архитектурные сооружения. Жизнь их более продолжительна, чем остальных исторических источников. Но они имеют ещё и другую роль, являясь воплощением представления о духовной красоте, как памятники культуры. Недаром символами городов являются архитектурные памятники. Символы Казани – Спасская башня Кремля, башня Сююмбике. А какой символ своего района выбрали вы, ребята?
Участники игры представляют свои символы, обосновывая свой проект (8 баллов).
Конкурс №2 «Архитектурный».
А) «Компьютер спрашивает».
По три участника из каждой команды работают с компьютером, выполняя задания: кроссворд, тест, обозначение элементов архитектурного сооружения (2, 3, 5 баллов).
/ см. диск: конкурс №2 а (кроссворд, тест; задания 1,2)/
Б) «Экскурсовод».
Остальные участники команды дают характеристику памятнику истории и культуры по изображению (проекция на экран фото или видеоизображения/ см. диск: конкурс №2 б /), пользуясь следующей схемой:
- Вид памятника (архитектурное сооружение, монумент, мемориал и т.д.).
- Тип архитектурного сооружения (жилая, культовая, гражданская и т.д.).
- Стиль архитектуры (барокко, классицизм, эклетика и т.д.).
- История возникновения (время, имена, события и т.д.).
- Состояние (как сохранился на сегодняшний день).
(Задание оценивается в 5 баллов.)
Конкурс №3 «Творческий».
Защита участниками игры компьютерных презентаций на тему «Красота, запечатленная в камне», где были представлены особо понравившиеся памятники архитектуры и освещены проблемы, связанные с их прошлым, настоящим и будущим (10 баллов).
Конкурс №4 «Исторический».
А) «Исторический калейдоскоп»
Командам поочерёдно задаются вопросы, связанные с историей края (за каждый правильный ответ – 1 балл).
- Казанскому университету исполняется 200 лет. Каким образом его история связана с памятниками нашего района?
- На какие средства возводились храмы? Какой храм построен на средства собранные народом?
- В каком году была построена самая старая мечеть на территории района?
- Почему Кулаевская церковь, построенная в центре села, оказалась на его окраине?
- Какой памятник культуры сохранился лишь в описании историка?
- Чтобы колокольный звон был слышен далеко в окрест, колокольни строились выше храмов. Где это правило нарушено и почему?
- Какой исторический памятник нашего района имеет самый большой возраст?
- Какие исторические личности связаны с историей нашего района? Каким образом?
- Из каких деревень родом были Герои Советского Союза – наши земляки?
- В истории какого памятника культуры переплелись две религии: ислам и православие?
- Рядом с какими памятниками сохранились по народному преданию целительные источники?
- Каких меценатов наших земляков вы знаете?
- О ком идёт речь? И как судьба этого человека связана с историческими событиями края? «Он был яркой личностью. Принимал участие в революционных событиях».
- История какого памятника культуры связана с женским именем?
- Какие храмы в районе со временем разрушаются, а какие, в последнее время - восстанавливаются?
Б) «Музейный экспонат».
Каждой команде вручается экспонат из школьного музея и предлагается охарактеризовать его и подумать над тем, как он связан с темой сегодняшней игры (2 балла)
Вниманию команд предлагается открытка с рождественскими поздравлениями первой учительнице села Сугановой Е.А. от помещика Молоткова О.Я.- владельца дома, построенного в селе Кулаево в 1890 г.,
архивные сведения за 1885г. о Кулаевском кургане, пачка чая (чайные плантации в Китае имел владелец дома в селе Кулаево).
Конкурс №5 «Гражданский».
- Д.С. Лихачёв сказал: «Если вы любите свою страну, вы не можете не любить своей истории, не можете не беречь памятников прошлого».
И участники игры предлагают вашему вниманию совсем не игровые, а вполне реальные проекты по продлению жизни исторических памятников нашего района. (10 баллов)
/ лучший проект см. в приложении /
В завершении игры жюри подводит итоги, а для участников игры и зрителей звучит песня «Любимый край» в исполнении ученицы школы. Награждения грамотами, дипломами, подарками.
Предполагаемые результаты:
Участники игры в результате исследовательской краеведческой работы искренне и более глубоко заинтересовались вопросами архитектуры, краеведения. Практика свидетельствует, что в результате подготовительной работы к мероприятию и в ходе самой игры ребята более эффективно приобщаются к историко-культурному наследию родного края, стимулируется их творческая активность, гражданский патриотизм. Повышается историческая и культурная образованность учащихся, развивается их нравственная культура. Ребята заново открывают для себя окружающий мир, красоту и богатство родного края, историю и культуру своей Родины.
Используемая литература и материалы:
1. Материалы районного и школьного музеев.
2. Материалы авторской разработки учителя истории Осиповой С.В. «Памятники истории и культуры Пестречинского района»:
текст – описание памятников истории и культуры Пестречинского района, с фотографиями, схемами, картой района;
видеофильм по данной теме;
задания для самопроверки.
3. Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. (Административные районы), т.1. - Казань: Издательство «Мастер Лайн», 1999.
4. Сорокин Н. Старая церковь в селе Богородском Казанского уезда. Типография Императорского Университета, 1889.
5. Татарстан в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). / Под ред. А.А. Иванова. Казань: Издательство «Книга Памяти», 2000.
6. Халитов Н.Х. Памятники архитектуры Казани 18 – начала 19 в. – М., Стройиздат, 1989.
7. Червонная С.М. Искусство Татарии. – М., Издательство «Искусство», 1987.
К конкурсу № 2 Б.
Схема характеристики
памятника истории и культуры.
1. Вид памятника (архитектурное сооружение, монумент, мемориал и т.д.).
- Тип архитектурного сооружения (жилая, культовая, гражданская и т.д.).
- Стиль архитектуры (барокко, классицизм, эклетика и т.д.).
- История возникновения (время, имена, события и т.д.).
- Состояние (как сохранился на сегодняшний день).
Перечень памятников истории и культуры
Пестречинского района.
- Здание районного музея, село Пестрецы, 1914 г.
- Церковь Происхождения Честных древ Креста Господня, село Кулаево, 1763 г.
- Дом помещика Осипа Яковлевича Молоткова, 1890 г.
- Покровская церковь, село Тогашево, 1787 г.
- Усадьба В.Д. Желтухина, село Тогашево, конец 18 века.
- Успенская церковь, село Богородское, 1883-1888 гг.
- Мемориальная доска в память об аресте Мулланура Вахитова, село Богородское, 1989 г.
- Троицкая церковь, село Верхние Девлизери, 1904-1905 гг.
- Мечеть, деревня Шали, 1989 г.
- Казанско – Богородицкая церковь, село Черемышево, 1741 г.
- Смоленско - Богородицкая церковь, село Аркатово, 1746 г.
- Вознесенская церковь, село Елагино, 1760 г.
- Памятник Герою Советского Союза В.И. Осипову, гипсовый бюст, 1967 г.
- Памятник Герою Советского Союза П.М. Гаврилову, бронзовый бюст, 1981г.
- Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, село Селенгуши, 1763 г.
- Преображенская церковь, не существующее ныне село Русская Серда, 1882-1910 гг.
- Благовещенская церковь, село Казыли, 1741 г.
- Надгробие, село Янцевары, 15-16 века.
- Надгробная плита, деревня Таутермень, 14 век.
- Обломок надгробия, деревня Кибячи, 16 век.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В уездном городе. Памятники истории и культуры дореволюционного Челябинска.
Презентация разработана для урока краеведения Челябинской области. Совершаем путешествие по историческому центру Челябинска....
Памятники истории и культуры Южного Урала.
В презентации дана классификация памятников,приведена иллюстрация примерами. Используется в начале курса 7 класса "Краеведение Челябинской области"....
Аттестационная работа « Применение элементов ТРИЗ на районных краеведческих играх по истории и культуре Санкт-Петербурга для средней школы».
В своей работе я предлагаю рассмотреть некоторые виды заданий с элементами ТРИЗ в разных по темам и содержанию краеведческих играх для средней школы....
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ, ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ТАМБОВСКОГО РАЙОНА.
Урок - путешествие по Тамбовскому району Тамбовской области. Знакоство с природными объектами и памятниками истории и культуры....
Презентация историко-краеведческого музея "Живая нить истории"
В презентации раскрываются основные фнкции музея-коммуникация - процесс общения, сбор и передача информации, воспитание живущих, образование в своей совокупности живой нити истории...
Ленинградское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1966-70 - х годах
Ленинградское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1966-70 - х годах...
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, элективный курс «Имена собственные как памятники истории и культуры языков народов Северного Кавказа»...