Выступление "Об обучении путём воспитания, воспитании путем обучения. Связь урочной и внеурочной деятельности"
презентация к уроку

Выступление  "Об обучении путём воспитания, воспитании путем обучения. Связь урочной и внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad_2.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнелюбажская школа-интернат»

Фатежского района Курской области

Выступление на методическом совете

«Об обучении путём воспитания, воспитании путем обучения. Связь урочной и внеурочной деятельности»

Подготовила

Пусторнакова Ю.А.,

учитель информатики

с. Верхний Любаж

Я думаю, многие  коллеги со мной согласятся, что педагогический  процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместного творчества  педагогов и школьников,  цель которого создание условий для развития и социальной адаптации, обучающихся в системе урочно - неурочных занятий.

Структурная единица урочных занятий – урок, урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Но урок не всегда создает оптимальные условия для реализации творческого потенциала обучающихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования. Тут и приходит на помощь к нам внеурочная деятельность. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический творческий поиск форм и способов совместной деятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа создает позитивные условия сотворчества в педагогическом процессе педагогов и обучающихся.

Мне близка идея, что ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. В этом им помогает внеурочные занятия, предметные декады, различные конкурсы и олимпиады, на которых они смогут раскрыть себя и свои знания.

. Ребята с большим интересом  создают проекты, особенно это можно увидеть на уроках-проектах, когда они моделируют самостоятельно. И у них в результате получается очень интересные и познавательные  работы.  Лучшие из которых мы отправляем на конкурсы.

А теперь обращусь к  своей практике преподавания.

Каждый учитель – предметник знает, как бывает иногда не просто привлечь внимание обучающихся к своему предмету. Заинтересовать обучающихся бывает совсем не просто.

Урок изучения нового материала, урок повторение, урок закрепление - вот пожалуй наиболее широко и повсеместно используемые формы  организации деятельности обучающихся, но если не ограничиваться только этими формами можно  и нужно разнообразить деятельность обучающихся и такими формами деятельности как:

урок – игра (обучающиеся очень любят эту форму урока, на таких уроках они развивают творческое и логическое мышление);  

урок - моделирование (на данном уроке у обучающихся развиваются способности логически рассуждать, делать выводы, приобретают опыт исследовательской деятельности);

урок – путешествие (развиваются исследовательские умения, использование компьютерных технологий для поиска, обработки и анализа материала).

провожу  урок-семинар (обучающиеся получают углубленые знаний  по данной теме, материал находят самостоятельно в Интернете. Например, Стас С., нашел в интернете очень интересный факт: У современного персонального компьютера в десять раз больше мощности, чем в свое время потребовалось, чтобы запустить и посадить человека на Луну),

 При изучении темы «История вычислительной техники» приходится использовать массу литературы, закладки книг и перечень файлов, которые  не всегда все легко удержать в памяти. Причем тематика подобных  сайтов многообразна и обширна, начиная от истории конкретной фирмы, например IBM и заканчивая сайтами,  рассказывающими об отдельных деталях и компонентах ПК. Тут мне приходится использовать форму организации урока – урок-проект. В результате чего у нас получается на выходе реферат по данной теме. Но в рамках урока это сделать невозможно и тут нам на помощь приходит внеурочная деятельность, где дети проявляют свои творческие и исследовательские способности.

Урок-специализация использую при объяснении темы компоненты ПК, когда обучающиеся получают задание собрать компьютер своей мечты после изучения темы «Устройство компьютера» и во время изучения темы на внеурочном занятии «Инфознайки». У детей получаются просто шедевры. Часто  ученикам даю задание  найти и составить прайс-лист для покупки такого компьютера. После составления покупки проводим урок-защиту своего выбранного «детища». И тут мы не обходимся без внеурочной деятельности, создаем свои шедевры именно на кружковых занятиях.

урок-конференция (такие уроки помогают развить познавательные интересы и творческие способности),

В ходе работы над методической темой «Использование метода проектов на уроках информатики для формирования творческой личности обучающихся»

разрабатываю проекты с обучающимися (это способствует развитию творческой и исследовательской инициативы)

практикую домашние самостоятельные творческие задания (одна из популярных и интересных форм проведения занятий по информатике, развивает творческие способности обучающихся, повышает самооценку, гордость за результаты своего труда),

применяю компьютерные программы (Один из важнейших дидактических принципов  это наглядность. Текстовой редактор предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью можно подготовить наглядные пособия, разнообразные материалы: программы, пригласительные билеты, афиши, буклеты, организовать выпуск школьных периодических изданий (журналов, газет), альбомов, дизайн-студию по оформлению школьных кабинетов. Среди всех стилей обучения приобретает большее значение творческий стиль, поскольку стимулирует развитие творческих способностей обучающихся. И не только ученика, но и учителя! Творческие проекты, задания, исследования, доклады для ученических конференций необходимо представлять в интересной, привлекательной форме. Очень важно когда учитель, зная возможности компьютерных программ, оказывает помощь не только в работе над содержательной частью его работы, но также в выборе современной формы представления обработанной и подготовленной учеником информации. То есть в виде презентаций, проектов и буклетов),

Такие формы деятельности и организации учебного процесса подсказала сама жизнь. Все эти формы урока непосредственно связаны с внеурочной деятельностью. Так как для проведения этих уроков необходима предварительная подготовка и дополнительное время для завершения работ начатых на уроках. Этим мы и   занимаемся на кружковых занятиях.

Конечно,  далеко не все дети хотят и могут заниматься исследовательской работой.  Но  есть такие ребята, которым свойственна жажда открытия, стремление проникнуть в тайны техники. Именно с этими детьми во внеурочное время я готовлю учебно-исследовательские работы. На внеурочных занятиях по основам исследовательской деятельности,  я знакомлю ребят с основными видами исследовательских работ, с правилами их написания и оформления.  Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет.  

Итогом моей работы, я считаю не только качественные показатели учебного процесса, но и профессиональное самоопределение школьников.  Многие из выпускников нашей школы связали свою судьбу с информационными технологиями. Я горжусь, что мне удалось привить любовь к информатике.

Урок информатики -  40 минут поиска и надежд, взлетов и падений, верных ответов и ошибок, шаг в будущее, которое может быть ясным и отчетливым или далеким и туманным. Самое главное, чтобы все шагали: учитель, ученики, все - вместе, дружно. И тогда не придется искать причину и повод для разочарования, грусти. Захочется жить, учиться и учить, любить и верить, что жизнь прекрасна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь урочной и внеурочной деятельности

Данную статью я использовала для выступления на МО...

Гуманистическая направленность обучения и воспитания в единстве урочной и внеурочной деятельности

Доклад "Гуманистическая направленность обучения и воспитания в единстве урочной и внеурочной деятельности" в рамках методической конференции...

Выступление на педагогическом совете "Выступление на педсовете "Творчество как важнейшая составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе образования и воспитания школьников по новым образовательным стандартам"

В выстурлении рассматривается важный вопрос о развитии детского творчества через такие составляющие, как абота в кружках, исследовательская деятельность и т.д....

Интерактивные методы обучения как средство творческого развития учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Интерактивные методы обучения как средство творческого развития учащихся в урочной и внеурочной деятельности...

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания и обучения школьников»

Аннотация. В статье рассматривается значение интеграции в урочной и внеурочной деятельности как средства развития индивидуальных творческих способностей в образовательном процессе. Применени...

Формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств обучающихся в урочной и внеурочной деятельности....