Степные огоньки
учебно-методический материал по краеведению
Программа этнографического кружка "Степные огоньки" рассчита на 1 ч в неделю, всего 27 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stepnye_ogonki.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
0Муниипальное бюджетное образовательное учреждение
«Юбилейная средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Зам.директора по УР: ______/Бисембаев А.Б./ От «__»_________2019г | Утверждаю: Директор школы: ___________ /Жалиев К.М./ От «__»__________2019г Приказ №_______ |
Рабочая программа дополнительного образования
«Степные огоньки»
Составитель
Учитель Баймуканова Г.Т
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Степные огоньки» рассчитана на детей в возрасте 11-17 лет. Срок реализации -1 год. Разработана в 2019 году, на основе дополнительной программы «Махаббат» Илюсизовой А.С.
Актуальность:
Одним из ведущих положений «Конвенции о правах ребенка» является признание его ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этнического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения.
В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. К сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление о своем культурном наследии. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания.
Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура – чужды. В местности с компактным проживанием казахского населения дети плохо знают свой язык, не знают историю и традиций своего народа. Поэтому возникла необходимость разработки и реализации программы. Одним из основных направлений реализации программы является привитие детям любви к культуре своего народа. Знания о богатстве и красоте праздников, обрядов передаваемые из уст в уста, обогащаются различными вариациями и представляют огромный интерес для ребенка.
Цель программы:
- приобщение детей школьного возраста, к культуре казахского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.
- реализация языковой практики, через устную речь, песни, пословицы и поговорки, фразеологизмы, афоризмы, крылатые слова и литературу.
Задачи:
- Развивать элементарные представления об истории и культуре казахского народа
- Знакомить с произведениями предметами быта и народного фольклора.
- Воспитывать интерес к родному языку и народу, обычаям и традициям народа.
- Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений.
Ожидаемый результат программы:
- Знание истории казахской культуры.
- Формирование представления о традициях и обычаях казахского народа.
- Формирование человека как достойного представителя своего региона, человека, умеющего хранить и пользоваться культурными ценностями и традициями своего народа.
- Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, к национальным традициям и национальной культуре, осознание сопричастности с жизнью родного поселка, организация совместной деятельности родителей и детей.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 года обучения.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 1 час.
Содержание дополнительной образовательной программы «Степные огоньки» предусматривает различные формы организации творческой работы. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями и многое другое и т.п. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах.
Познавательный материал способствует расширению и углублению детских представлений о том, как жил казахский народ в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые при подготовке к школе знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи. Связующим звеном выстроенной системы работы по ознакомлению с культурой казахского народа является познавательная деятельность детей, основанная на естественном интересе детей, направленная на освоение культурного наследия.
Основные виды деятельности:
-беседы;
-игровые виды деятельности;
-выразительное чтение;
-изготовление макетов предметов быта
- разучивание песен и основных танцевальный движений.
В результате реализации программы у воспитанников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, мотивация деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Также предполагается развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих деятельность ребенка, воспитанники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных УУД предполагается развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
В сфере коммуникативных УУД у воспитанников формируется умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Содержание программы
1.Вводное занятие (1ч.)
Понятие этнокультуры. Этнос, традиция, культура.
2.Образ малой Родины (2ч)
Моя семья, моя родословная, мое село. Мое генеалогическое древо. История зарождения многонационального села. Известные труженики села, участники Великой Отечественной войны и труженики тыла.
3. Оренбуржье в прошлом (2ч)
Пешком в историю. Многонациональный степной край. Казахи – коренное население Оренбуржья. История о происхождении племен и родов казахского народа.
4.Казахские легенды (2ч)
Казахский фольклор. Мифы кочевых народов. Казахские народные сказки - замечательный образец устного поэтического творчества.
5. Казахские пословицы поговорки и загадки (2ч)
Казахский фольклор. Казахские пословицы, поговорки и загадки - замечательный образец устного поэтического творчества.
6. Народное искусство (2ч).
Казахский национальный орнамент. Казахское декоративно-прикладное искусство – валяние войлока, кошмоваляние, ткачество, вышивка, плетение.
7. Казахские имена (2ч)
Казахская антропонимия. Национальные имена и их значения. Имена тюркского происхождения. Заимствованные имена.
8. Казахские народные инструменты (2ч).
Знакомство с народными музыкальными инструментами - шан-кобыз, домбра, шертер и др. Виды и история происхождения казахских народных инструментов.
9. Традиции, обычаи и обряды (2ч).
Обычаи и обряды казахского народа. Обереги, талисманы, амулеты в жизни кочевых народов. Ритуальные обряды, их значение в жизни человека: «Имянаречение», « Тусаукесу- резание пут», «Кыркынаншыгару» - сорок дней ребенку и др.
10. Казахские народные игры и танцы (2ч.)
Народные игры как часть фольклора. Просмотр видеороликов с казахскими танцами и играми. Разучивание традиционные казахские танцевальные движения. Разучивание национальных игр.
11. Казахский национальный костюм и предметы быта (2ч).
Элементы казахского костюма. Традиционный материал для костюмов. Одежда из кожи и меха. Домашняя утварь. Предметы домашнего обихода.
12. Основы этики казахского народа (2ч).
Этика – общественный инструмент, связывающий людей всех народов на основе нравственности. Учеба и труд – спутники к достатку и знаниям. Принципы и особенности национальной этики.
13. Разучивание стихов и песен (2ч).
Казахская народная поэзия. Наставительные песни-думы в стихах. Выдающиеся казахские поэты. Поэмы, повествующие о подвигах батыров. Лирические, обрядовые, бытовые песни.
14. Итоговое занятие (2ч).
Обобщение изученного. Представление презентаций с картинками, анимацией, видеороликами и аудиозаписями. Сообщения о своей родословной, своих земляках, о Малой Родине.
Календарно-тематическое планирование
№ | Кол зан | Тема занятий | Цели и задачи | Учебные действия | Характеристика основных видов деятельности ученика (на основе универсальных учебных действий) по теме |
1 | Вводное занятие | Ввести школьников в мир культуры и быта казахского народа, | Беседа. | Личностные: формирование внутренней позиции школьника, мотивации деятельности; развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; привитие чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину; формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознания своей этнической принадлежности. Ррегулятивные: формирование способности принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Познавательные: развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. | |
2-3 | 2 | Образ малой Родины | Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, к родному языку, культуре казахского народа | Работа с источниками информации по поиску и отбору материала | |
4-5 | 2 | Оренбуржье в прошлом | Формирование гордости за лучшие достижения культуры и искусства казахского народа. | Лекция | |
6-7 | 2 | Казахские легенды | Привить любовь и уважение к традициям народа. | Работа с источниками информации по поиску и отбору материала | |
8-9 | 2 | Казахские пословицы, поговорки и загадки | Изучение истории, культуры и обычаев казахского народа; | Работа с источниками информации по поиску и отбору материала Сбор информаций от родителей, дедушек, бабушек. | |
10-11 | 2 | Народное искусство (орнамент) | Развитие творческих способностей. Познакомить с костюмами и предметами быта. | Изготовление декоративного панно с казахскими орнаментами | |
12-13 | 2 | Казахские имена | Расширить знания учащихся об этикете | Работа с источниками информации по поиску и отбору материала | |
14-15 | 2 | Казахские народные инструменты | Воспитание культуры межличностных отношений, осознание сопричастности с жизнью родного села | Прослушивание игр на народных инструментах | |
16-17 | 2 | Традиции, обычаи и обряды | Углубить знание о быте и обычаях казахского народа. | Презентация "Культура и традиции казахского народа" | |
18-19 | 2 | Казахские народные игры и танцы | Углубить знание о быте и обычаях казахского народа. | Работа с источниками информации по поиску и отбору материала | |
20-21 | 2 | Казахский национальный костюм и предметы быта | Познакомить с костюмами и предметами быта. Развитие творческих способностей быта. | Изготовление макетов юрт и национальных костюмов | |
22-23 | 2 | Основы этики казахского народа | Расширить знания учащихся об этикете | Работа с источниками информации по поиску и отбору материала Сбор информаций от родителей, дедушек, бабушек. | |
24-25 | 2 | Разучивание стихов и песен | Развитие творческих способностей. Воспитание гордости и любви к своему народу. | Работа с источниками информации по поиску и отбору материала | |
26-27 | 2 | Итоговое занятие. | Обобщить полученные знания. | Поощрить успешно занимавшихся учащихся. |
Средства, необходимые для реализации программы:
- Учебный кабинет;
- Материалы: тетради, ручки
- Наглядность: детали национальных костюмов, обуви, национальные блюда.
- Компьютер, оснащенный звуковыми колонками.
- Сеть Интернет.
- Школьная и сельская библиотека.
- Материальная база для создания костюмов и декораций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- А. Б. Керейбаев. Газета «Лик степи».
- Традиции и обычаи казахского народа. 1994 год. Алма-Ата изд-во «Рауан»
- « Этикет кочевых народов» К.Азербаева
- Земля сибирская, дальневосточная. Журнал 7/8 1992 год. –
- Ш.К. Ахметова Этнокультурные связи. Новосибирск 2002 год
- Грамматика в таблицах (табл 1-16)
- Учебник казахского языка «Казак тiлi»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель
Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...
Развитие МОУ – СОШ №1 р.п. Степное в соответствии спринципами общественно - активной школы
В статье говориться отом, что в настоящее время очень важно,чтобы шкогл развивалась сотрудничая со всеми социальными учреждениями, чтобы ученики получали опыт социальной практики, общения ....
Тайна степных орлов
Внеклассное мероприятие о подвиге диверсионное группы "Максим-66"...
« Я ВСПОМИНАЮ НЕСПРОСТА, ТЕБЯ СТЕПНАЯ ХУЛХУТА…»
Урок мужества призван наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших в Калмыкии; показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество,...
Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области
Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....
Урок математики в 5 классе по теме "Степнь числа. Квадрат и куб числа"
Данный урок представлен в соответствии с требованими федерельного государственного образовательного стандарта.План урока представлен по новой форме, в виде таблицы, в которой прописано, как на у...
"Кубань моя-степная дочь России"
Разработка урока кубановедения, в котором раскрывается история переселения казаков на Кубань....