« Я ВСПОМИНАЮ НЕСПРОСТА, ТЕБЯ СТЕПНАЯ ХУЛХУТА…»
классный час по истории (9 класс) по теме
Урок мужества призван наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших в Калмыкии; показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников; раскрыть антигуманную сущность войны; воспитывать у учащихся уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ села Вишнёвое
Тамалинского района
Пензенской области
Составили: Ловырёва М.В.
Морщакова Т.Н.
учителя русского языка
и литературы
2006г.
Театрализованное представление
«И это всё о вас…» - портрет одного поколения.
Пролог.
Занавес закрыт. На авансцене двое ведущих.
Вед. 1 Дорогие наши ветераны Великой Отечественной войны, рожденные в 20 – х, юность встретившие в 30 –х., в 40 – х. воевавшие, все оставшееся время учившиеся, строившие, любившие, растившие детей, завещавшие нам жить!
Вед. 2 К вам обращаемся мы, рискнувшие постичь суть вашего поколения, поколения победителей, и рассказать вам о вас. Рассказать тем немногим, что ныне живы и здравствуют, рассказать, чтоб воскресить перед вашим мысленным взором все, что дорого и свято.
Вед. 1 Мы хотим воздать должное вашему поколению, чтоб хоть этим немногим отблагодарить за любовь к Родине, честью которой вы дорожили, за любовь к людям, жизнь которых вы защищали, за свет в ваших душ, за мудрость и доброту.
Вед. 2 И пусть наш рассказ будет обращен ко всем, обязанным вам жизнью, чтобы помнили…
Вед. 1 Мы никто не знаем о войне, но мы слышали о ней от старших, мы не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему нас так волнуют кадры этой старой кинохроники?
Вед. 2. От Бреста до Москвы – 1000 км.
Вед. 1. От Москвы до Берлина – 1600 км.
Вед. 2 2600… Поездом – 4 суток, самолетом… 4 часа.
Вместе. А дорогами войны … 4 года.
Вед. 1 4 года!
Вед. 2 1418 дней!
Вед. 1 34000 часов!
Звучит песня «Эх, дороги!»
Вед. 1. Этими дорогами войны прошли и наши земляки – вишневцы. На фронт из села Вишневое ушли 550 жителей. Из них 163 человека – сразу после школьной скамьи.
Вед. 2. Что мы знаем об испытаниях, выпавших на долю, о том, что пришлось пережить, через что пройти?
Вед. 1 Встречи с ветеранами не раз проходили в стенах нашей школы, музея. И сегодня вы наши дорогие гости.
Сцена 1 «Вы были молодыми…»
На сцене девушка и юноша. Оба одеты по моде довоенных лет.
Девушка Я помню тот чудный апрельский день, когда впервые увидела тебя. Ты шел по освещенной солнцем тропинке красивый, сильный и уже загорелый. Весь мир, теплый и мягкий, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревал добротой, радостью, ожиданием любви. Проходя мимо, я заметила, как луч солнца вспыхнул возле твоего виска, осветив, светлую прядь волос.
Юноша Я не видел тебя в тот апрельский день. Но я запомнил отчетливо зимний вечер. Шел крупный снег. Он медленно падал вокруг фонарей, около заборов. Мохнатый снег лежал у тебя на воротнике, он белел на бровях, на ресницах. Я внимательно смотрел на твоё замёрзшее и такое красивое в свете луны лицо. Мы стояли на углу, и я знал: через несколько минут надо расстаться.
Девушка. Потом было лето. В теплой траве горячо трещали кузнечики, стояла летняя духота. Слышался стук мяча и смех с луга, где мальчишки играли в футбол. А вечером, после короткого ливня, тянулся дымок самоваров, звучала мелодия вальса, и мы танцевали.
(Звуки гармони, они танцуют).
Юноша Я вспоминаю наши разговоры в школе. Мы рвались спасать челюскинцев, тревожились за плутающую в тайге Марину Раскову, мы говорили о покорении полюса, обсуждали события в Испании и огорчались, что родились слишком «поздно».
Девушка. А наша любимая песня, как часто мы пели.
Поют песню «Бригантина».
Сцена 2 « Война, беда, мечта и юность…».
Вед. 1 Такого всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось
(С.Щипачёв)
Вед. 2 Год 1941, 22 июня.
(Запись слов Левитана)
Стихотворение «Сороковые роковые»
Мальчишки из строя:
1-й: Сороковые роковые, свинцовые, пороховые,
Война гуляет по России, а мы такие молодые.
2-й: А это я на белом свете худой, весёлый и задорный,
И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный.
3-й: Вспомните, ребята, вспомните, ребята,
Разве это выразить словами?
Как они стояли у военкомата
С бритыми на вечно головами.
4-й: Рыдали родители, жёны, невесты,
Горел и гремел небосклон,
«Прощанье славянки» играли оркестры,
На фронт уходил эшелон.
5-й: Нас не учили, как под танк бросаться
И вражью амбразуру как закрывать.
И на врага живым тараном мчаться,
Но нас учили Родину любить!
6-й: Как это было! Как совпало-
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало.
И лишь потом во мне очнулось.
Сценка
Девушка: На другой же день ты отправился в военкомат. Ты был здоровым, молодым,
сильным, и тебе, конечно же, сразу вручили повестку.
Юноша: Мы пошли всем нашим десятым классом. «Если не мы, то кто же?» - говорили мы себе. А когда я шёл домой, держа повестку в кармане, то думал о том, как страшно мне будет расставаться с тобой.
Девушка: Мне тоже страшно и горько. Но я старалась не плакать. Я сдерживала слёзы и убеждала себя, что война скоро кончится, и ты вернешься.
Юноша: Я тоже в это верил. Я уходил от тебя совсем не надолго. В кармане, возле сердца, была твоя фотография: ты смотришь куда-то вверх, ветер растрепал твои волосы, они золотым нимбом овевают твоё лицо. Ты будешь всегда со мной.
Девушка: Когда ты уходил, я долго-долго смотрела тебе вслед, ты оглянулся, махнул рукой, а потом побежал. А я всё стояла.
Песня «До свидания, мальчики…» Б. Окуджава.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли-
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом - солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, но всё-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зелёные крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идёте войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.
Сцена 3 «Навеки девятнадцатилетние»
Вед 1 –й. Война тяжким бременем упала на ваши юные плечи, но вы не согнулись, выстояли. Она стоила многим вашим сверстникам жизни. Вы уходили в небытие, оставаясь на веки девятнадцатилетними.
Вед 2-й. Ловырёв Василий уходил ранним декабрьским утром 41-го года. Мать стояла в распахнутых дверях, прижав кулаки ко рту, а по щекам её безостановочно текли слёзы. Рядом стоял отец. Оба в бессловесной тоске глядели ему в след. На мальчишеский стриженый затылок, на мальчишескую гибкую спину, на мальчишеские узкие плечи, которым предстояло прикрыть собой родное село, отчий дом.
Он оглянулся, но улыбнуться не смог. Только сказал, что все они тогда говорили:
- Я вернусь, мама.
Эти слова звучали как заклинание в каждом письме. А писем было много в первые полгода.
Письмо I от 13.12.41г. «Я нахожусь за Пензой, в деревне Ахуны. Но не знаю, куда погонят дальше…»
Письмо II от 23.09.42г. «Я в настоящее время нахожусь в городе Благовещенске в военно-пехотном училище. Я выйду лейтенантом, миномётчиком. Известно, какое грозное оружие для врага- миномёт. И теперича я уже не тот пацан, а возмужалый юноша. Мама, если бы ты меня сейчас увидела, то я уверен, что не угадала бы.
Чтец: Война взломала даже демографию.
И в сорок - трижды проклятом году!
В школярские, ребячьи биографии
Внесла немыслимую чехарду.
Измерив, жизнь иными величинами,
Во взрослый мир вошли мы напрямик,
Став чуть ли не матёрыми мужчинами,
О юности не вспомнив и на миг…
Письмо III от 8 мая 1942 года «Мама, ты пишешь, что папу забрали на фронт. Мама, это неплохо. Ты гордись тем, что у тебя муж и сын защищают Родину. А настанет время, когда мы сойдёмся в родной дом и у нас будет очень много радости.
Вед. 2: Ускоренные курсы младшего офицерского состава закончились в ноябре 1942 года. Теперь уже лейтенант Ловырёв В.С. оказался в Москве. Отсюда на в фронт.
Письмо IV: от4ноября 1942 года «Жив и здоров, нахожусь в Москве с ДВК, выехал 15 октября с Благовещенска».
Чтец: «Учебная рота кремлёвских курсантов шла на фронт.
В ту пору с утра до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато-призрачная мгла,
как будто тут сроду не было восходов солнца, будто оно навсегда застряло в закате, от куда и наплывало это пахучее сумеречное лихо- гарь от сгибших там «населённых пунктов». Натужно воя, невысоко и кучно над колонной то и дело появлялись «юнкерсы». Тогда рота согласно приникало к раздетой ноябрём земле, и все падали лицом вниз, но всё же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по мальчишески звонко и почти радостно. Рота рассыпалась и падала по команде капитана - чёткой и торжественно напряженной, как на параде.
Рота шла вторые сутки, минуя дороги и обходя притаившиеся селения. Впереди – и уже не далеко – должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и они шли не к нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов…».
К.Воробьёв «Убиты под Москвой».
Чтец: Я помню страны позывные,
Они раздавались везде-
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
Живыми вернуться просили.
Живыми вернутся не все,
Вагоны идут по России,
По травам её, по росе.
И брат расставался с сестрою,
Покинув детей и жену.
Я юностью связан с войною,
И я ненавижу войну.
Я знаю, я понял, как важно
Веслом на закате грести,
Сирени душистой и влажной
Невесте своей принести.
Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек
И сладок Отечества дым.
Г. Шпаликов. «Я жизнью своею рискую…»
Письмо V от 5 апреля 1942 года « В воскресенье, пятого числа, глядя в окно, я увидел: летят гуси. И эта малая вереница их сумела напомнить мне очень о многом. Когда-то, мама несколько месяцев спустя, я преследовал их. Я думаю: они сейчас летят свободные и не нуждаются в воле. Но бывали случаи, когда ранил утку в крыло. И она так жадно смотрит на волю. И вот так сейчас, мама, сидя на окне, я так же смотрю на волю, как это существование.
Вед. 2: Эти мысли нашего земляка созвучны с мыслями и чувствами любого солдата, ставшего в те годы защитником своей страны. А воспоминания о родном селе, городе давали силы преодолеть все трудности на пути к победе. И не только воспоминания, но и письма из дома, особенно от матерей. Василий Семёнович, возмужавший, готовый отдать жизнь за свою Родину, почти в каждом письме просит мать писать чаще, а его письма наполнены сыновней любовью, тоской, надеждой на встречу. В каждом письме, как заклинание, звучат слова: «До скорого свидания. Целую Ваши руки».
Чтец: Ей руки генералы целовали,
Встав на колени и глаза закрыв.
Без рук ёё морщинистых едва ли
Они бы танки бросили в прорыв.
Святое и единственное право,
Возможность испытание любви
Предоставляла женщине держава:
«Родных детей на смерть благослови!»
Что для неё любые муки адовы?
Теперь уже и вовсе не страшны,
Когда познали муки сталинградовы
Ёе не безымянные сыны…
Душа её открытая таинственна:
Как дети, уцелевшие в огне,
От матери впитали не воинственность-
Не стынущую ненависть к войне?...
У матери Победы – дочка Вера.
У Веры праздник каждую весну:
Ей новые серёжки дарит верба,
И соловей никак не даст заснуть.
А.Шумский. «Ей руки генералы целовали».
Вед 1: Ловырёва Прасковья Павловна почти не получала писем
Письмо VI от 29 июля 1943 года «Сейчас, мама, очень напряжённое время. Поэтому не давал ответ. Но ничего, мама, стану ещё чаще тебе писать письма. А то те пишешь, что соскучилась. Но, мама, я ведь тоже соскучился. Но ничего, бог даст, может, скоро увидимся».
Вед 2: А мать ждала писем. Но как они коротки и редки. Вскоре совсем перестали приходить. И в марте 45-го года пришло известие, что сын пропал без вести.
Чтец: Пуля,
Жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой
И любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
От глухих рыданий обессиля,
Задремала.
И приснилось ей,
Будто бы она –
Сама Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
Будто в поле, вихрем опалённом,
Где последний догорает бой,
Кличет,
Называя поимённо,
Сыновей,
Что не придут домой,
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна.
Снег дымится, он пропитан кровью.
Меж убитых тихо мать идёт
И с суровой терпеливой скорбью
В изголовье вечность им кладёт.
А в душе не иссякает сила,
И лежит грядущее пред ней,
Потому что ведь она –
Россия,
Мать ста миллионов сыновей! (Л. Татьяничева.)
Песня Я. Френкеля «Журавли».
Сцена 4 «Семейный альбом».
В середине по краю сцены стоит пустая корзина для цветов.
На сцену по одному с цветами выходят ученики школы. Назвав фамилию, имя и отчество своего родственника – участника В.О.в, рассказывают о его подвиге и кладут цветы в корзину.
(В этой части – материал об участниках В.О.в, собранный учениками и учителями школы из семейных архивов.),
Сцена 5 «Этот день мы приближали, как могли».
Чтец: Плескалось
багровое знамя,
горели
багровые звёзды,
слепая пурга
накрывала
багровый от крови
закат,
и слышалась
поступь
дивизий,
великая поступь
дивизий,
железная поступь
дивизий,
точная
поступь
солдат!
Навстречу раскатам
ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знамёнах
начертано
слово
Победа!
Победа!
Во имя Отчизны –
победа!
Во имя живущих –
победа!
Во имя грядущих –
победа!...
Р. Рождественский. «Реквием».
Вед 1: Сегодня речь шла о наших ровесниках, о тех, кто из- за школьной парты бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся. Удивительное поколение! Оно росло, овеянное романтикой революции и Гражданской войны. Любимой песней была «Каховка», любимым фильмом - « Чапаев», любимой книгой – «Как закалялась сталь».
Чтец: Глянь на живых,
Пока они живые…
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабство вольную страну.
Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой…
И помни ты,
Живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры
Непобедимы,
Покамест память павшего с тобой!
П. Крученюк.
Вед 2: Предоставляем слово ветеранам Горбачёвой Е.С., Цыганкову А.Т….
Вед 1: Право возложить корзину с цветами к мемориалу Славы предоставляется…(этот мемориал был открыт в центре села Вишнёвое накануне празднования 60-летия Победы в В.О.в.)
Под звуки песни «Офицеры» выходят из зала ученики и направляются к мемориалу.
От героев былых времён
Не осталось порой имён.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой…
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Это вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов –
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю…
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет 25,
Долгий путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин.
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят…
Этот взгляд – словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть
Ни с пути свернуть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель
Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...
План-конспект интерактивной интеллектуальной игры в 9 классе «Вспоминай. Думай. Рассуждай»
План-конспект интерактивной интеллектуальной игры в 9 классе «Вспоминай. Думай. Рассуждай»...
Развитие МОУ – СОШ №1 р.п. Степное в соответствии спринципами общественно - активной школы
В статье говориться отом, что в настоящее время очень важно,чтобы шкогл развивалась сотрудничая со всеми социальными учреждениями, чтобы ученики получали опыт социальной практики, общения ....
Литературно-краеведческое путешествие "Вспоминая Болдинскую осень" (7 класс)
Разработка урока литературы в 7 классе по творчеству А.С.Пушкина . Урок - путешествие позволяет "проехать" из Москвы в Болдино вместе с поэтом. В урок включен краеведческий материал о пребывании поэта...
Тайна степных орлов
Внеклассное мероприятие о подвиге диверсионное группы "Максим-66"...
ВОЛНУЕТСЯ ПРИРОДА НЕСПРОСТА
Вашему вниманию представлена разработка внеклассного мероприятия по биологии и презентация к ней. Учащимся предлагаются задания на знания леса, его растений, животных и грибов....
Волнуется природа неспроста
Презентация составлена к внеклассному мероприятию по биологии с анологичным назканием....