"Кубань моя-степная дочь России"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Разработка урока кубановедения, в котором раскрывается история переселения казаков на Кубань.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_kubanovedeniya_dlya_8klassa_kuban_moya_stepnaya_doch_rossii.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока для учащихся 8 класса по теме:
«Кубань моя, степная дочь России»
Учитель истории
МОУСОШ № 43
Северского района
Краснодарского края
Кузьменко Т.Г.
Ст. Северская,
2012
Форма проведения урока - литературно-историческая композиция.
В основу урока положены история заселения Кубани, её отражение в поэзии кубанских авторов. Учащиеся заранее готовят сообщения и стихотворения. Учитель выступает в роли ведущего.
Цель урока:
- привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории;
-привлечение внимания учащихся к самобытности и уникальности истории края;
-мотивация исследовательской деятельности учащихся.
План урока:
1.Вступительное слово учителя.
2.Выступления учащихся, с подготовленными сообщениями.
3.Итоги урока.
Оборудование урока: карта Краснодарского края, символика края, ТСО - телевизор и видеомагнитофон.
Ход урока:
Звучит музыка (ДВД «Кубановедение»)-_____________________
Сегодня мы начинаем урок по кубановедению, который посвящён переселению казаков на Кубань.
Эпиграф урока: « народы сменили народы, лицо изменилось земли»
Ученик: стихотворение И.Вараввы «Степь»
Даль без края, ширь степная
У криницы тополя
Шелестят, не умолкая,
В небе тучи шевеля.
Степь да степь, камыш да плавни,
Поля жёлтого литьё-
Зоревого Прикубанья
Удалое забытьё.
Толь не здесь у старых вязов,
От петровских батогов
Укрывал вожак Некрасов
С Дона вольных казаков?
То ль не здесь ли граф Суворов
По Копылу проезжал
Так, что злобный лютый ворог
Где-то за морем держал?
Становили черноморцы
У таманской крутизны
Под казачьим лютым солнцем
Запорожские челны…
Степовой горячий ветер
Бросил орлика в зенит.
Степь да степь на белом свете
Дышит зноем и молчит.
Учитель: прежде чем обратиться к описанию истории заселения Кубани уместно рассказать о её географическом положении.
Выступление учащегося с сообщением ( по карте)
Краснодарский край располагается между 43градусом 30, - 46 град. 50, северной широты и 36 град.30, - 41 град. 45, восточной долготы.
45-я параллель делит край примерно пополам. На севере и северо-востоке край граничит с Ростовской областью, на востоке- со Ставропольским краем, на юге- с республикой Адыгея и Абхазией. Узкий Керченский пролив отделяет Кубань от Крымского полуострова. Общая длина морских и сухопутных границ составляет 1540 км. С севера на юг край протянулся на 375 км, а с запада на восток- на 410 км.
Территория Краснодарского края составляет 75,6 тыс.кв.км. Здесь проживает 5 074 800 человек.
В своих нынешних границах край оформился только в 1937 году, когда выделился из Азово-Черноморского края. В столице Кубани проживает 752,9 тыс.чел. Он занимает 840 тысяч кв.км.
Учитель: Итак, давайте попробуем поразмыслить, почему именно в 18 веке началось переселение казаков и другого люда на эти земли?
Крымское ханство и его часть – Правобережная Кубань являлись важными в геополитическом и военно-стратегическом отношении территориями, овладение которыми позволяло прочно закрепиться на Черноморском побережье, успешно решать задачи России в черноморском регионе, в целом на Востоке. Закрепиться на Кубани можно было только через колонизацию, то есть заселение этого региона. Для решения этой задачи необходимо было привлечь население, которое успешно могло бы совмещать военную службу и хозяйственную деятельность. Подобную задачу могли решить только казаки. И потянулись обозы на Кубань.
Ученик читает стихотворение
Сергей Хохлов «Дарованная воля»
Кубань влекла нас плодородьем,
Безбрежием, трав степных игрой.
И мы её назвали Родиной
Назвали Матерью родной.
Казак страдал по ней в туретчине,
Страдал, шагая по неметчине,
И плакал в горькую траву
Роняя буйную главу.
И не просил награды-ордена
Просил лишь, чтоб в последний миг
Над ним светилось небо Родины,
Где слышен вольной птицы крик.
Просмотр отрывка из фильма «История Кубани»
Большую роль в истории с переселением сыграл князь Григорий Потёмкин. Он подписал ордер о созыве волонтёров из бывших запорожских казаков, что и стало началом формирования войска верных казаков. Вначале их поселили на землях между реками Буг и Днестр. Узнав об этом, туда стали бежать крепостные крестьяне, чем были страшно недовольны владельцы окрестных земель да и самим казакам незачем было ссориться с правительством и они попросили переселить их на Тамань и близ лежащие земли. Войсковой судья Головатый и несколько казаков отправились в Москву весной 1792 г., а уже 30 июня Екатерина // подписала «Жалованную грамоту», по которой черноморским казакам в вечное пользование передавалась правобережная Кубань от устья до Усть-Лабинского редута, а также Фанагория.
Где же разместились казаки, впервые ступившие на кубанские земли? 17 июля 1793 г.войсковой судья Головатый рапортовал князю Потёмкину Таврическому губернатору о том , что домов на Тамани мало, казаков размещать негде ,поэтому начато
строительство 120 хат. Скоро встал вопрос- куда казаки двинутся дальше по жалованной территории. Для этого был проведён сбор казаков от всех куреней и проведена жеребьёвка мест поселений куреней. Каждый куренной атаман подошёл к мохнатой папахе ,согласно выпавшей очереди, запустил не глядя , в неё руку и вытащил жребий.
Таким образом, 38 куреней, бывших ещё в Запорожской Сечи, получили постоянные места для поселения в Черномории.
Итак, мы ответили на поставленный вопрос почему началось переселение казаков на территорию нашего края.
Просмотр песни на ДВД «Криница»________________
Итог урока: Учитель --- Сегодня мы живем на территории, обустроенной и долгие годы охраняемой казаками. Наш край славен традициями казачьей вольницы. Кубань - благодатный край, поразивший казаков своими просторами и изобилием.
Ты был на Кубани? А ты побывай!
Отличные люди, прославленный край!
Список использованной литературы
1.В.Бардадым «Этюды о Екатеринодаре», Краснодар, «Северный Кавказ»,1992 г.
2. С.Ю. Кирюшин, А.Н. Манукало, Д.В. Сень «История Кубани с древнейших времён до наших дней». Краснодар 2004 г.
3.В.Н.Ратушняк «Родная Кубань. Страницы истории». Краснодар, «Перспективы образования» 2003 г.
4.Литература Кубани. Хрестоматия для учащихся средних школ 3 том. Краснодар, 1995 г.
5. Б.А.Трёхбратов «Новая история Кубани».Краснодар,2001 г.
6. В.И. Чурсина «Народная культура славян Кубани». Краснодар, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель
Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...
Программа «Кубань, Качество». 4 класс «История службы мер и качества на Кубани. Программа «Качество. Кубань». Самая качественная продукция Кореновского Молочно консервного комбината.
Разработка урока качества для 4 класса...
Кубань – житница России.
Данная работа посвящена Кубани. В городском этапе творческого конкурса была отмечена грамотой...
Мероприятие "Кубань моя -степная дочь России"
Цель мероприятия:- укрепление единства и дружбы народов, проживающих на территории Краснодарского края;- формирование уважительного отношения к трудовым и ратным подвигам старшего поколения....
У России-дочь Мордовия!
Мероприятие, посвященное 1000-ю единения мордовского народа с народами Российского государства....
Разработка урока "Кубань моя- степная дочь России"
Разработка урока "Кубань моя- степная дочь России" , урок гражданственности и патриотизма...