Вот моя деревня, вот мой дом родной
материал по краеведению

Майорова Любовь Николаевна

Путеводитель по деревне Кокшамары

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vot_moya_derevnya_vot_moy_dom_rodnoy_putevoditel_.doc900 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ,

ВОТ МОЙ ДОМ РОДНОЙ…»

(путеводитель по деревне Кокшамары)

                                             

D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\загруженное.png

Кокшамары, раз втянув в свою орбиту людей, которым выпадает случай встретиться с этой необычной деревней, со сложной исторической судьбой и талантливыми, ни на кого не похожими людьми, со своими обычаями, говором и менталитетом, уже не отпускает, делает их кокшамарцами, своими земляками, частью своего мира, в котором были своими такие люди, как Палантай, Орлов, Эшпай, Боброва-Ишпайкина и много других талантливых людей кокшамарской стороны, издавна выделявшейся своей независимостью, гордостью, непокорством, тягой к культуре и предприимчивостью.

                                                                        В.Востриков

Ничто на земле не может быть ближе, роднее, дороже, милее, чем малая Родина. У каждого человека есть своя родина, которую он всегда будет любить и которая ему будет всегда дорога, несмотря на то, что если даже человек вырос и переехал в другой город, другую страну.

Для меня моя малая Родина – это деревня Кокшамары. Здесь я родилась  и здесь сделала свои первые шаги. Здесь с самого моего рождения окружают меня мои самые близкие и дорогие мне люди. Моя деревня для меня краше всех мест на свете. Здесь для меня все мое, все родное. Нет ничего прекраснее этого уголка России.  Мне нравится валяться на зеленой травке, греясь под солнышком на берегу Кокшаги. Рядом щебечут птички, кажется, что время останавливается. Жизнь замирает, и ты забываешь обо всем на свете. А когда наступают летние вечера вокруг стоит такая тишина, и только слышно как стрекочут кузнечики.

Так же здорово и  великолепно в деревне зимой. Сядешь дома около печки, тепло, а за окном сугробы намело. Снег на солнышке переливается, словно гора алмазов. Выйдешь на улицу - холодно, мороз так и пробирает.

Ах, как я люблю это райское местечко. Как же можно не гордиться мне своей родиной? Она принимает меня в свои объятия, всегда ласкова со мной, приветлива. Люди уходят, умирают, а родина всегда остается. Приходят другие, и она становится родной им, живет в каждой капле росы поутру, в тихой иве у реки, в широких, вольных полях.

За рекой через дорогу стоит величавый лес. Особенно лес красив в летнее и осеннее время. Я очень люблю наш лес, в котором так легко дышать, в котором березки для меня мои подружки. Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперед. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы не когда не забудем. Мы будем любить и чтить ее до последних дней своей жизни.

Целью моего исследования была разработка путеводителя по св родной деревне и его окрестностям.

В данной работе я собрала и  обобщила информацию об истории поселения, о природных особенностях нашего края, о духовной жизни населения, о его культуре.

В данном путеводителе, в основном, используется материал из школьного архива, из личных архивов местных жителей, из сети Интернет, некоторые фотографии достопримечательностей я сделала сама, я же встретилась с работниками администрации, чтобы узнать статистические сведения о нашей деревне.

Моя деревня  раскинулась на правом берегу р. Большая Кокшага. От нее рукой подать и до левого берега Волги. Город Мариинский Посад отделяет расстояние в 6 км, а до Звенигова - 43 км.

Наши предки, основавшие деревню на месте слияния двух рек, переселились на новое место из-под города Козьмодемьянска в 16 веке (документально подтверждается её существование с 1547 г.).  До  революции 1917 года Кокшамары входили в состав Сотниково-Посадской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии. Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 21.04.1925 г. из Чувашской АССР в состав Марийской Автономной области были переданы 6 селений: д. Кокшамары, д. Семеновка, д. Иванбеляк, д. Липша и села Сидельниково, Кокшайск. Передача состоялась 16 июля 1925 года.

С древнейших времен вплоть до образования колхозов люди жили крестьянской общиной. Земли вокруг деревни было мало, песчаная почва не давала хороших урожаев. Собственного хлеба у крестьян хватало только до Рождества, поэтому они вынуждены были заниматься лесными промыслами, смолокурением, молевым сплавом леса, работали плотогонами на реке Волга. 

        Прямо при въезде в деревню вас встречает, на небольшом пригорке,  небольшой памятник, который  появился в июне 2002 года, когда деревня Кокшамары отметила 455-летие образования. На нем отмечено, что Кокшамары — родина основоположников марийской музыки, композиторов И.С. Ключникова-Палантая и Я.А. Эшпая.

В России начала XX века назревала революционная ситуация. В этот процесс включились жители приволжских сел и деревень. 1905 год выдался неурожайным. Особенно тяжело было кокшамарцам. Из-за малоземелья не было общественного фонда на случай голода. Крестьяне решили обратиться к земскому начальнику в Мариинском Посаде с просьбой о выделении денежной ссуды на покупку семян для озимых посевов, а также с просьбой разрешить рубить лес на дрова на казенной даче на льготных условиях и бесплатно пасти скот в лесу. Земский начальник Рот отказал в просьбе. Весной 1906 года в деревню прибыл агитатор из города Казани Василий Вавилов. Он поступил на работу в артель сплавщиков. Среди них распространял листовки и брошюры революционного содержания. В деревне проводились митинги с участием населения всего района. Под влиянием агитатора сплавщики требовали сокращения рабочего дня с 16 до 12 часов, двойного увеличения зарплаты. Началась забастовка.

12 августа 1906 года на берегу Волги у деревни Кокшамары собрался большой митинг. Агитаторы-кокшамарцы Николай Матвеевич Орлов, учительница Агриппина Васильевна Боброва-Ишпайкина и другие призывали крестьян к вооруженному восстанию, отказу от уплаты податей и неисполнению рекрутской повинности. Среди нескольких сотен земляков в митинге участвовал и И.С. Ключников-Палантай. Для наведения порядка из волостного центра, города Мариинский Посад, приехали 3 стражника. Их обезоружили и задержали до окончания митинга. С 20 по 23 августа 1906 года "порядок" наводил отряд казаков во главе с Кобеко, вице-губернатором Казани. Организаторов и некоторых участников арестовали. Состоялся суд. А.В. Боброву-Ишпайкину сослали в Архангельскую губернию, И.С. Ключникова-Палантая — в Вологодскую, а Н.М. Орлова — в Сибирь на вечное поселение. Первой маевке в Марийском крае посвящен памятный знак, установленный в 1985 году в 2 километрах к юго-западу от деревни Кокшамары.

Начальное училище в деревне Кокшамары открыто 8 января 1883 года. Его основателем был Иван Александрович Никольский (1854-1902) — выпускник Чебоксарской учительской семинарии. Не хватало учебников, а по отдельным предметам их не было вообще. В первый год обучалось 47 мальчиков, девочек не было. И.А. Никольский был прогрессивным, эрудированным педагогом. Кроме программного  материала,  он знакомил учащихся с правилами ведения  сельскохозяйственного производства, прививал им любовь к родному краю, природе, проводил экскурсии.

В 1922-1937 годах директором Кокшамарской школы работал Федор Петрович Осипов, его называли "марийский Макаренко". В 1925 году школа стала десятилеткой сельскохозяйственного типа. У молодых учителей достаточных знаний по сельскому хозяйству не было. Чтобы придать созданному при школе городку с опытным участком в 2 га научный характер, Осипов изучил агрономические дисциплины. Для опытного участка выписывал лучшие сорта сельскохозяйственных культур, а для фермы — породистых кур, уток, кроликов. Под руководством Ф.П. Осипова учителя выводили новые акклиматизированные сорта зерновых и бобовых культур, корнеплодов. Накопленный опыт кокшамарцы передавали другим школьным городкам Марийской области. В 1929 году директор организовал при школе курсы по подготовке трактористов для колхозов района.

В 1983 году столетие отметила Кокшамарская средняя школа, которая была первой сельской средней школой Звениговского района. Поэтому в ней учились дети не только кокшамарской стороны, но и деревень Вележи, Помъял, Ураково, сел Исменцы, Кужмара и других. За один век своей работы она дала путевку в жизнь многим выпускникам. Среди них основоположники марийской музыки, композиторы Иван Степанович Ключников-Палантай (1886-1926) и Яков Андреевич Эшпай (1890-1962). И.С. Ключников-Палантай — автор многочисленных вокальных и хоровых произведений, организатор марийского хорового искусства. Он первым обработал марийские народные песни для многоголосого хора. Я.А. Эшпай — музыковед-фольклорист, собрал около 600 марийских песен, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, кандидат искусствоведения, его сын Андрей Яковлевич Эшпай — всемирно известный композитор. В школе учились Герой Советского Союза М.М. Кологривов (1919-1962), министр образования Марийской АССР (1982-1988) Екатерина Федоровна Артюшова (Акреева), геодезист Константин Федотович Орлов, принимавший непосредственное участие в строительстве Останкинской телебашни в городе Москве. Есть среди выпускников и ученые: кандидат сельскохозяйственных наук Евгения Ивановна Ишпайкина, кандидат исторических наук Валентина Евгеньевна Кутасова. Заслуженными врачами Республики Марий Эл стали Ольга Николаевна Кутасова, Нина Константиновна Ефимова (Комарова), Николай Иванович Казаков, заслуженным работником культуры — Анна Спиридоновна Айварова, заслуженным учителем школы МАССР Агриппина Федоровна Акреева. Выпускник школы Анатолий Туманов, уроженец деревни Иванбеляк, стал мастером спорта СССР по лыжным гонкам.

D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\путеводитель\Рисунок8.jpg

Богатство  окружающей нас природы породило творчество основоположников марийской профессиональной музыки Ивана Степановича Ключникова-Палантая и Якова Андреевича Эшпая. В июне 2010 года прошел Республиканский фестиваль этнической музыки «Воды текут…», посвященный 120-летию Я.А.Эшпая и 85-летию А.Я.Эшпая. В этот день состоялось торжественное открытие памятника основоположнику марийской профессиональной музыки Я.А.Эшпаю и презентация книги «Воды текут..», посвященной жизни и творчеству композитора А.Я.Эшпая.

В годы Великой Отечественной войны в домах жителей разместили более 2 тысяч человек, мобилизованных на строительство оборонительных сооружений вдоль Волги. Колхозы выполняли оборонные заказы. Местные жители рубили лес, собирали для фронта теплые вещи. Собравшим на строительство танка 100 тыс. рублей колхозникам колхоза имени Революции 1905 года "братский привет и благодарность" в специальной правительственной телеграмме передал Иосиф Сталин. С 1941 года по 1945 год на фронт призвали 317 человек, 166 из них погибли, 71 — пропал без вести. Вернулись 96 человек. Арсений Кондратьевич Зайцев был участником парада Победы на Красной площади в 1945 году, а Павел Николаевич Хлебников вернулся с войны кавалером орденов Славы 3-х степеней.

9 мая 1981 года установлен памятник-обелиск воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Рядом, справа от обелиска, вы можете увидеть небольшой, скромный памятник, на котором начертаны слова «Вечная память жертвам политических репрессий 20 века». На нем изображен человек с тачкой за колючей проволокой, и он устремлен в небо, как оборвавшийся крик 11 человек из Кокшамарского сельсовета, расстреляных в годы сталинских репрессий.

Между Кокшамарами и селом Сиделниково расположился памятник, посвященный легендарному марийскому герою Пашкану. Этот поросший высокий курган - "Пашкан-керемет", как его называют наши бабушки и дедушки, в XVI веке стал местом кровопролитной схватки между приволжскими марийцами и воинами казанского хана. По преданию, именно здесь, на берегу речки Чемуршинки, скакавшего на лошади со стороны Казани богатыря Пашкана настиг татарский отряд. В отмщение за убитого Пашкана черемисы напали на воинов хана, расположившихся на отдых в дубовой роще около деревни Юлъял (ныне Сидельниково). Произошла жестокая битва. Татары и черемисы дрались с остервенением, и весь ханский отряд был уничтожен.

В устье Большой Кокшаги есть такое место - Сосновая Грива. Наши далекие предки выбрали эти места для своего проживания. Дважды, в 1980-х, 2010-х годах, здесь проводились археологические раскопки, ходе которых были найдены наконечники стрел, черепки глиняной посуды, остатки кострищ, останки человеческого тела.  Сейчас это место благоустроено для туристов.

В 100 метрах от Сосновой Гривы бьет ключом целебный источник Пунчо памаш. Источник освящен и носит имя Покрова Божьей Матери.
Место огорожено плетеным забором, обустроена беседка для обливания водой. По  По желобку бежит вода - ледяная, сладковатая, с едва уловимым запахом сероводорода. Усталому путнику предлагается ведро, кружка, полотенце. Невдалеке стоит крест с иконой Божьей Матери.

А теперь мы снова возвращаемся в деревню. В историческом центре деревни, на пересечении улиц Советской и Первомайской, 22 июня 2015 года в День памяти и скорби, появился новый памятник. Посвящен он солдатских вдовам, труженикам тыла и детям войны. Место было выбрано не случайно. Здесь когда-то располагался Сельский совет, по этой улице шли на работу сплавщики к берегу Большой Кокшаги.

 

                 Путник, остановись, почти их память!

Заключение

         Во время своей работы  я многое узнала из истории своей деревни. Но, к сожалению, не всем жителям она известна. Многие не знают  насколько  богата и разнообразна история нашей малой родины. Для того чтобы деревня жила, процветала, молодела не так уж много и надо.

Надо чтобы люди любили себя, свою деревню, стремились жить  счастливо и богато. Детям надо с детства прививать любовь к своей малой Родине, учить их исследовать жизнь, знать своих соседей, односельчан и тогда будет молодежь возвращаться в деревню, будет стараться сделать свою жизнь лучше и полноценней. А ведь и нашей деревне есть чем гордиться.

        Мне повезло, я живу в мирное и счастливое время, в большой и дружной семье. Как говорит мой папа: « Вся деревня – родственники» И это здорово! Здорово, что я утром любому прохожему могу сказать «здравствуйте!» Здорово, что я знаю всех жителей, знаю кто, на какой улице живет.

      Приезжайте к нам в гости! Добро пожаловать!!!

                                                                  Майорова Л.Н., учитель истории

МОУ «Кокшамарская СОШ»

Звениговског р-а РМЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Вот моя деревня, вот мой дом родной

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 классаЦель проведения мероприятия:1.                   Воспитание любви...

Презентация на тему" Вот моя деревня, вот мой дом родной"

Презентация подготовлена к творческому конкурсу " Ученик года". Прошлое,настоящее и будущее нашего села....

Мои стихи на поэтический конкурс имени Е.В.Курдакова "Родной деревне посвящаю"

Стихи собственного сочинения, посвященные родной деревне, которые я написала для участия в поэтическом конкурсе имнеи Е.В.Курдакова, который проводит Петроградская газета....

Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»

конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51  Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...

Мастер-класс. "Вот моя деревня, вот мой дом родной".

Работа выполнена в технике пэчворк и машинной аппликации. Будет интересна тем, кто занимается этим видом рукоделия....