Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности
методическая разработка по краеведению (7 класс)
В условиях реализации требований ФГОС мы, учителя истории, испытываем диффицит информации по программам внеурочной деятельности. Данная методическая разработка дает возможность работать с краеведческим материалом по истории города Кронштадта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedenie_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Я ЗНАЮ, С СОТВОРЕНИЯ ЗЕМЛИ,
НАВЕРНО, НЕ БЫВАЕТ ПО- ДРУГОМУ.
КУДА БЫ НАС МЕЧТЫ НИ ЗАВЕЛИ,
ДОРОГА ПРИВЕДЕТ К РОДНОМУ ДОМУ.
Тема моего доклада: «Краеведение во внеурочной деятельности»
Первую попытку краеведческих исследований с участием взрослого населения и детей в 1761 г. делает М. В. Ломоносов. В плане изучения России, которое он предполагал осуществить, большое место занимало обследование минеральных богатств страны. К сбору образцов горных пород и минералов привлекались дети в расчете на то, что детская любознательность приведет к хорошим результатам. Ломоносовым была составлена анкета из 30 вопросов, в которые входили сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территории. Сбор материалов не экспедиционным порядком, а при содействии местного населения составляет как раз характерную особенность краеведческих исследований.
На I Всероссийском съезде учителей, состоявшемся в Москве весной
1915 г., школьное краеведение в преподавании было признано необходимым методическим средством.
В соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения школа должна создать условия для полноценной внеурочной деятельности. Стандарт предполагает разнообразить не только содержание, но и формы организации деятельности учащихся после уроков и большая роль здесь отведена краеведению.
Внеурочная краеведческая работа, более эффективно позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, организовать деятельность, направленную на развитие личности каждого конкретного ученика.
В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися новых знаний, приобретаются навыки, необходимые для жизни. Опираясь на конкретные знания о семье, родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей.
Ведь школьник будет свободно воспроизводить виденное в действительности, обязательно связывая его с рассказом учителя, так как по ассоциации оно будет вспоминаться вследствие того, что зрительно-двигательное запоминается у детей сильнее, чем словесно-отвлечённое.
Краеведение даёт возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Оно способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
Кроме того, способствует решению проблемы организации досуга учащихся во внеурочное время :
внеурочная деятельностьможет быть массовой, групповой и индивидуальной.
Массовые формы внеурочной деятельности – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, , краеведческие игры
Групповыми формами внеурочной деятельности являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет
Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий Форм много, остановлюсь на 2-х:
1.Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
Презентация 1
2школьный музей
Нельзя недооценивать роль школьного музея. Очень часто именно школьный музей становится первым музеем в жизни человека. Именно в нём закладываются азы музейной культуры: начинают воспитываться способности к полноценному восприятию музейной информации, пониманию исторической ценности предмета музейного значения как части культурного наследия, что, в свою очередь, приводит к воспитанию исторического сознания, уважения к прошлому, его изучению и пониманию.
Не стоит забывать об уникальной возможности музея оказывать сильное воздействие на эмоциональную сферу человека.
Источником эмоциональной реакции в музее является подлинный музейный предмет. Перенесённый из реальной жизни в музей, он наделяется особым значением – образа-символа определённой эпохи. Следовательно, музейный предмет выступает носителем образной информации, призванный вызывать у человека эмоциональное отношение. Благодаря этим свойствам музейная информация является конкретной, эмоциональной, образной.
Игровые методы проведения занятий на внеурочке идеальны для детской аудитории. Заключается он во введении ролевых игр и элементов игры в реконструируемые во время музейного занятия исторического события. Разумеется, реконструкция проводится на основе специально разработанного сценария и с помощью актива детей (мебели, костюмов и иных предметов, относящихся к определённой эпохе). В игровой ситуации участник получает определённую социальную роль и на основе игрового поведения может идентифицировать себя с определёнными людьми, о которых рассказывает экспозиция школьного музея. Эта ролевая игра позволяет детям, усвоить социально-значимый опыт прошлых поколений.
Так в экспозиции, рассказывающих об истории школы. Можно раздать детям учебники, по которым учились школьники 20-40 лет назад, и попросить выполнить задание из этих учебников или сделать работу над ошибками из старой тетради
Презентация 2
Такие творческие задания, выполненные детьми (проектные работы, исследовательский и поисковый материалы, анализ и оформление экспонатов) –являются хорошим материалом для изучения обратной связи и эффективности внеурочной деятельности
Хочу закончить свое выступление такими словами Д.С. Лихачёва: «В краеведении, как в науке, нет двух уровней. Одного уровня — для ученых специалистов и другого — для широкой публики. Краеведение само популярно. Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знания о своих (и не только „своих“) местах.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Л. Мартынова на уроках немецкого языка и во внеурочное время
Статья была представлена на фестивале " Открытый урок". В данной работе представлен один из примеров использования краеведческого материла на уроках немецкого языка и во внеурочное время как средство ...
Использование краеведческого материала на уроках географии и во внеурочное время
обобщен опыт работы по краеведению и использование краеведческого маериала на урках и во внеурочное время...
«Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности – как одно из средств оптимизации воспитательного процесса»
Тема самообразования...
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"
"Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности"...
Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников
В результате исследовательской деятельности учащихся собран богатый материал для краеведческого музея. Наш краеведческий музей играет большую роль в образова...
Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка и во внеурочное время
Статья "Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка и во внеурочное время" знакомит с применением краеведческого материала на уроках и во внеклассной ...
Квиз «Знатоки Амурской области» (внеурочное занятие для 5-х классов с использованием краеведческого материала)
Внеурочное занятие к 165-летию Амурской области. Презентация разбита на 5 частей из-за ограничения размера файла...