Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка и во внеурочное время
статья на тему
Статья "Использование краеведческого материала на уроках иностранного языка и во внеурочное время" знакомит с применением краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе. Краеведческий материал - встречи и беседы с интересными людьми, героями войны и труда, привлечение материалов местного радио и телевидения, отрывков из книг, газет и журналов, проведение экскурсий. Содержательный аспект краеведения выражается в познании различных сторон жизни края: социальной, культурной, политической, экономической; представителей разных поколений своей семьи, жителей края, представителей ближайшего окружения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование краеведческого материала
на уроках иностранного языка и во внеурочное время.
В последнее время стали часто говорить о важности изучения краеведческого материала на уроках иностранного языка, что воспитывает трепетное отношение как к мировым культурным ценностям, так и чувство гордости за национальную культуру. Краеведение же позволяет не только возродить интерес к предмету, но и значительно расширить знания детей. А уроки французского языка должны быть направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся в общении не только друг с другом, но и с носителями иностранного языка. Это нужно для того, чтобы знакомиться с культурой страны изучаемого языка путем сравнения ее с культурой собственной.
Иностранная культура может быть понята только при сопоставлении с родной культурой. Любые знания, приобретенные с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Следовательно, родная культура является той базой, которая делает возможным приобщение личности к культуре другого народа, изучению и пониманию ее с помощью языка.
В своей работе я стараюсь придавать большое значение изучению родного края: истории, природы, хозяйства, культуры, быта нашего региона. Это и есть краеведение: изучить, изведать, познать малую родину, где человек родился на свет и вырос. Владение иностранным языком я рассматриваю как компонент общей культуры. Я полагаю, что именно использование краеведения поможет учащимся стать настоящими гражданами как своей страны, так и мира. В наши дни нередко возникает необходимость рассказать на иностранном языке о своей стране, ее культуре, обычаях, традициях. Обучение посредством краеведения помогает развитию навыков и умений, а в конечном итоге – готовит к реальной межкультурной коммуникации.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения имевшихся ранее знаний с вновь приобретенными, со знаниями о своей стране, о себе самих. Иными словами имеет место диалог культур.
При отборе краеведческих сведений для урока придерживаюсь правил:
- события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;
- факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
- предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находиться их дом или школа;
- формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств.
Таким образом, опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления об изучаемых понятиях до понимания определенных научных закономерностей. Чем ярче и понятнее краеведческий материал, тем выше его педагогическая и практическая ценность.
Включение краеведческого материала в учебные предметы позволяет повысить заинтересованность учащихся к уроку, особенно если ребята сами принимают участие в его подготовке.
В младших классах ученики делают небольшие проекты о своей семье, школе, улицах и достопримечательностях поселка Сернур. Этими письмами школьники обмениваются с учениками г Wantag в Великобритании.
В среднем звене и старших классах участвуют в конкурсах фотографий, конференциях, проводят исследовательские работы, собирают информацию о знаменитых людях района.
Интересно проходят уроки и конференции, посвященные природе Республики Марий Эл, экологическим проблемам, ученики с энтузиазмом рассказывают о заказниках и заповедниках, изучив вначале материал на русском языке.
Особый интерес представляют видеофильмы на французском языке о природе родного края.
В течении нескольких лет я вела элективный курс «Моя малая Родина Республика Марий Эл», цель которого:
В ходе практической работы по изучению социокультурных реалий Марийского края помочь сформировать у учащихся коммуникативную компетентность с целью свободного общения на французском языке, способность к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, его использования в других областях знаний.
Курс предусматривает различные формы реализации идей и принципов поликультурного образования: уроки-лекции, уроки-семинары, научно-практические конференции.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведенные в базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формируют мировоззрение, содействуют социализации, позволяют углубить знания в определенной профессиональной области.
Для достижения этой цели на базе кружка «Французский шансон» проводится большая работа: в первую очередь это сочинение авторских стихов и песен о Сернуре, Йошкар-Оле, Марий Эл, своей семье, где учащиеся работают с лексикой, рифмуют ее и выступают на различных конкурсах.
Хорошим подспорьем в краеведческой работе являются выпущенные в последние годы книги памяти Сернурского района. На их страницах имеется немало полезной информации о земляках, героически защищавших нашу Родину во время Великой Отечественной войны, а также о людях, которые, не жалея своего здоровья, работали в зоне Чернобыльской атомной станции. Это дает учащимся повод не только почувствовать гордость за “малую Родину”, но и повысить интерес к получению новых знаний о своем крае, обратившись затем и к другим, более обширным источникам.
Краеведческий материал широко применяется и во внеклассной работе – встречи и беседы с интересными людьми, героями войны и труда, привлечение материалов местного радио и телевидения, отрывков из книг, газет и журналов, проведение экскурсий.
Содержательный аспект краеведения выражается в познании различных сторон жизни края: социальной, культурной, политической, экономической; представителей разных поколений своей семьи, жителей края, представителей ближайшего окружения.
Автор: Липатникова Галина Викторовна – учитель высшей категории МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала о жизни и творчестве омского поэта Л. Мартынова на уроках немецкого языка и во внеурочное время
Статья была представлена на фестивале " Открытый урок". В данной работе представлен один из примеров использования краеведческого материла на уроках немецкого языка и во внеурочное время как средство ...
Эссе «Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках иностранного языка и во внеурочное время»
Цель: определить значение включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации по теме «Организация исследовательской и проектной деятельности на у...
Использование дополнительного материала краеведческого характера на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
Ещё студенткой я решила провести исследование и выяснить степень повышения мотивации к изучению языка при использование краеведческой информации на уроке иностранного языка и во внеурочное время...
Эссе по теме «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческого потенциала учащихся»
В течение 2014-2017 учебного года я работала над темой самообразования «Использование информационных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время как средство развития творческог...
Использование проектной технологии на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности как действенный способ работы с краеведческим материалом
Статья предназначена для учителей иностранных языков, для студентов педагогических университетов...
презентация "ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочное время"
Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, ...