Музейный урок "Предметы старины далёкой"
план-конспект урока по краеведению (6 класс)
Музейный урок "Предметы старины далёкой". Цель: познакомить детей со старинными предметами домашнего обихода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_urok.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий музейного урока «Предметы старины далёкой»
Цели:
– познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;
– развивать сообразительность и образность мышления;
– воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам старины.
Ход мероприятия
Дорогих гостей встречаем
круглым, пышным караваем.
Шумбра кши мы вам подносим,
поклонясь, отведать просим.
Гости, отведав каравай, рассаживаются по местам.
Учитель: Здравствуйте, ребята, гости! Мы рады вас приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня мы отправимся в путешествие во времени
Учитель: У каждого человека есть своя Родина, и каждый любит место, где родился и живет по–своему. Давным-давно это было, когда на месте сегодняшнего села Шугурово росли густые леса. По легенде первыми жителями села были два брата Шу и Гур.
сценка
Шу – Господи! Да куда ж мы приехали? Здесь непроходимые болота, дубы и орешники !
Гур – Надо назад вернуться! В Нижегородскую губернию
Шу– Ох, матерь Божья, да как же мы жить тут будем? – (Причитает)
Говорил я тебе, надо было на берегу Волги остаться. Если бы не голод и нищета, никогда бы не поехали в эти дикие неведомые места.
Гур– Погодь, голосить! Глянь, луга-то какие!
Шу – А травы, травы! Выше нас с тобой. Какой кругом покой!
Гур – А земли-то сколько – глянь, да какая добротная… А сколько речушек протекает
Шу – Ну, что же, , наверное, здесь останемся жить.
– Авось, Господь нам поможет обустроимся на этой земле. Будем жить, строить деревню.
Учитель: Первыми переселенцами были жители Старых Найман. Свои дома ставили по берегам реки Дожга. Корчевали деревья, обрабатывали земли, занимались скотоводством.
III. Определение темы урока, постановка цели и задач (1 мин.)
Ребята, а что мы видим в музее? (Предметы старины)
Сегодня мы рассмотрим старинные предметы, домашнюю утварь, хозяйственные принадлежности наших предков, узнаем, из чего они сделаны, для чего предназначались.
Некоторые предметы тесно связаны с древними обрядами, традициями, обычаями людей. Наши предки были суеверными . Они верили, что знаки на предметах, вышивка их одежде уберегут от злых духов.
Учитель: Ребята, что вы видете на столе? (хлеб, соль)
Обрядовые караваи назывались «шумбра кши». Хлебом встречали гостей, над хлебом молились о счастье новорождённого, караваи брали с собой при переселении в новый дом, во время свадьбы родители благословляли хлебом-солью жениха и невесту. А сейчас эти обряды соблюдаются?
-Найдите предмет, который использовался для приготовления теста.(показать корыто(очко)
Учитель -В этом корыте (очко) месили тесто , потом разделывали, а затем на широкой деревянной лопате( кши койме) сажали туда тесто будущего каравая и отправляли в печь. Кто покажет лопату? . (показать)
-Давайте попробуем «посадить хлеб» в печь (выполняются имитации)
Учитель: Отгадаем самых «припечных жителей»
1. Чёрный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга).
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт.
(Ухват).
-Кто найдёт кочергу и ухват. Для чего они были нужны хозяйке дома?
Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли. (покажем)
Ухватом (показывает) хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи. Кто сможет посадить чугунок ухватом в печь? (покажем)
Учитель: -Кроме хлеба, что ещё готовили наши предки из муки? (блины-пачалксеть, пироги (прякат) , кашу) Каша и блины считались обрядовыми блюдами. Их приносили с собой на моления(озкс), у богини Норов-авы просили добра и богатства: Послушаем
Норовава, матушка,
Норовава, кормилила!
Думали твоему имени почести отдать,
Хотели твоему имени почтение отдать.
Сварили бочку пива,
Испекли хлеб-соль,
Поставили праздничный стол,
Постелили скатерть,
Положили хлеб-соль,
Поставили ведро пуре,
Зажгли светлые свечи,
Отдали тебе свои поклоны.
Почему мы кланялись,
Что мы у тебя просим?
Просим, чтобы хлеб уродился
С толстой соломой, с жёлтым зерном.
Обобщение: Хлеб доставался нашим предкам большим трудом, был главным продуктом питания. Поэтому хлеб считался символом здоровья, даром богов.
Учитель: Назовём, какие в старину в селе были мельницы? (ветряные, водяные)
В нашем селе мельницы были ветряные. Но в каждом доме была небольшая, ручная . (Жернова) С помощью таких ручных мельниц дробили зерно.
Крестьяне также использовали ступу и пест (човар ды петькель)
-Для чего нужна была ступа? (В этой ступе очищали от щелухи просо (суро ямкст). Из неё готовили пщённую кашу и блины. В нашем селе также толкли в ступе зёрна конопли и пекли пироги. - Кто из вас хочет толочь в ступе?
-Отгадаем загадку и скажем для чего служил . Согнут в дугу - траву стегает на лугу.
Что за орудие труда? (Серп) Серпом жали хлеб. Ещё применяли косу- горбушу
Учитель: - Из чего изготавливалась домашняя утварь наших предков? (из дерева и глины.)
Учитель: К нашему занятию вы, ребята, дома подготовили информацию о предметах домашнего быта. Послушаем ___
1-й Дерево, глина было самым доступным и любимым материалом жителей нашего села. Молоко, брагу хранили в глиняных горшках, корчагах (большой глиняный сосуд), кувшинах.
Для варки пищи применялись обожженные горшки небольших размеров, чугунки, для хранения зерна и других продуктов – горшки большие, толстостенные .(Показать)
Разнообразна была деревянная долбленая и бондарная утварь ( мерники, кадушки, солонки, ложки, ковши, чашки, лохани, корыта, маслобойки и т.д. ) (Показать) На этих предметах была богатая резьба . Была повседневная домашняя утварь, праздничная и ритуальная.
Для зерна использовались почти двухметровой высоты мерники, выдолбленные из липы или осины.
Из луба и лычка делали кузова, кошели, ложкарницы, солонки и др. предметы. Широко были распространены плетенные изделия из прута.
Новая посудина, а вся в дырках. Что это? Это всем известные корзины. (Показать) А из чего они сделаны? Корзины изготовлены из ивовых прутьев. С ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили предметы, женщины носили полоскать бельё.
2.й О чём моя загадка?
Спинка есть- брюха нет,
Голова есть, да без мозгов,
Уши есть, да не слышит.
Подвяжешь - идёт,
Развяжешь - лежит,
Про этот же предмет говорили:
Из липы свито дырявое корыто,
Днём заперто, а ночью открыто.
В лес идёт- клетки кладёт,
Из леса идёт- перекладывает.
Правильно, это лапти. Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть - головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались верёвочки, удерживающие лапоть на ноге. Днём лапти на ногах человека - значит, заперты. Ночью их снимали с ног - вот и открыты. След лаптей похож на клетки, в лес клетки направлены в одну сторону, а из леса- в обратную.
Из чего плелись лапти? Правильно, из лыка. Лыко- это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно залезть разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили все.
3-й Обратите внимание на самопрялку(пряха) и (прялка). Они полностью сделаны из дерева. Их использовали для домашнего прядения. Прялка -более простой инструмент. Самопрялка приводилась в движение с помощью педаля.
Прялка представляет собой палку (гребень), вставленную в донце. А работает она так:на палку или гребень привязывали шерсть, пальчиками вытягивали шерсть и крутили нитку. А нитки наматывали на веретено (показывает веретено) Его назвали потому,что она вертится.Чем больше кружусь, тем больше толстею. Вот я сколько ниток напряла.( Показывает клубок) Долгими зимними вечерами девушки на посиделках пряли и пели песни. (Песня «Косо, косо, да Утяша)
4-й Большим разнообразием отличались высокие, наподобие кадушки, пари. Их выдалбливали из липы и украшали резным орнаментом. Они могли быть разных размеров. Пари закрывались плотной крышкой и замками. Они применялись для хранения холста, женской одежды и украшений. В одной из мифических песен так говориться про парь:
Тридцать лет я прожила,
Тридцать годов я прожила,
Три паря добра у меня,
Три сундука у меня пожитков.
Учитель: Давайте посмотрим обряд укладки паря невесты. Парь был обязательным предметом на свадьбе. Его готовил свекор в подарок будущей снохе.
Перед укладкой сундук очищали от нечистой силы: сначала зажжённой лучиной, потом иконой.
- Первым клали каравай хлеба «шумбра кши». При этом говорили: «Чтобы бог дал здоровья, чтобы бог велел жить в добром здравии»
- Потом клали пять штук серебряных монет. Четыре по углам, пятую на середину, на каравай. При этом говорили «Бог велел бы жить молодым при серебряном свете, чтобы были богаты»
- Затем клали принесённые родственниками лепёшки
- На лепёшки клали принесённые лапти
- Во время укладки рубашек невеста причитала (стр. 161)
5. Одежду наши предки носили домотканую – которую ткали на домашних станках
В нашем музее есть домашний ткацкий станок. В каждом доме жителей села Шугурово были все необходимые приспособления для изготовления холста. Ткацкий станок работал всю зиму в крестьянской избе. Наши жители сами выращивали сырье для изготовления домотканого холста. Материалом служила конопля. Сначала пряли нити на прялке, а на ткацком станке ткали холст. Шили различную одежду: нижние женские рубашки, мужские рубашки и верхние портки. Более грубый холст шел на мешки, сумки.
6. Из такого же тканого холста были и полотенца, которые в нашем селе называли словом нардамо. Они хранятся в нашем музее. В праздничные дни в избе их вешали в святые углы от сглаза. Молодыми девушками шились в качестве приданого. Края отделывали крючком, вышивали красивые узоры.
До сих пор эти полотенца используются в народных праздниках.
Учитель: Женщины умели не только работать, но и отдыхать.
По таким случаям надевали самую красивую одежду. К нам на урок пришла Уняша. Расскажите мне, во что нарядилась кукла?»
Вам задание, ребята! В словах, правильно расставив буквы вы прочтёте элементы женского костюма. БАРУХА (рубаха), СОЯП (пояс) ,КОШНИКОК (кокошник) , ЛАЙПУ (пулай), репедник(передник),СЫБУ (бусы) Эти слова скажем по мордовски
Учитель: А теперь проверю, как запомнили старинные предметы. Буду показывать картинки, вы называете вид ремесла и что за предмет изготавливают.
Наше занятие закончилось. Мы с вами познакомились с самыми распространѐнными предметами крестьянского быта. Их подарили жители нашего села. А собрать их помогли учащиеся школы ещё в 90 годы прошлого века. Если наше занятие вас заинтересовало, расспросите своих бабушек и дедушек, возможно они хранят память о прошлом своей семьи, а может и старинные вещи у вас тоже сохранились, принесите в музей . Мы ещё придём в музей и рассмотрим другие экспонаты из истории нашего села.
Рефлексия
1. Какие из предметов особенно запомнились?
2. Что вы узнали о предметах быта крестьян нашего села? (Все они сделаны из природного материала. Удобные в использовании и красивы, соблюдались в обрядах)
3. Что узнали о своих предках?
Были трудолюбивыми , хорошими умельцами, т.к. все необходимые для жизни предметы делали своими руками. Они сами придумывали, как облегчить и разнообразить свою жизнь)
4. Есть ли смысл сохранять домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, , пари, все предметы, которыми сейчас не пользуются люди? (Да, для того, чтобы помнить свою историю , гордиться своими предками.)
5.–В ваших домах имеются самодельные вещи?
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Пока жива наша память, пока жива наша культура – будет жить и процветать наша Родина. Ведь без прошлого нет настоящего, а значит и надежды на будущее.
Ребята, если урок вам понравился – улыбнитесь. Спасибо вам за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....
"Старину мы помним, старину мы чтим"
Посиделки "Старину мы помним, старину мы чтим" (творческое объединение "Ремесла родного края")...
ЗАБАВЫ СТАРИНЫ ДАЛЁКОЙ
Приобщение детей к ценностям русской культуры, поддержка интереса к разным видам музыкально-ритмической деятельности...
Музейный урок на тему: "Предметы быта русской старины"
В настоящее время, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества, возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обыча...
Музейный урок "В старину едали деды"
Цель мероприятия: познакомить обучающихся с особенностями национальной кухни, лучшими кулинарными традициями и обычаями русского народа....
Сценарий внеурочного мероприятия(музейного урока) «Как бывало в старину»
Сценарий внеурочного мероприятия(музейного урока)«Как бывало в старину»....
Технологическая карта внеклассного мероприятия. Интеллектуальная игра: «Старину мы помним, старину мы чтим (история народа)»
Интеллектуальная игра «Старину мы помним, старину мы чтим" способствует развитию интереса обучающихся к истории русского народа, его обычаям и традициям; расширяет кругозор; формирует стрем...