Исследовательская работа"Память о прошлом"
проект по краеведению
Работа проведена на базе краевелческого музея Шугуровской школы. Здесь представлены предметы быта и традиций жителей села.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennyy.docx | 950.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема исследовательской работы: «Память о прошлом»
- Введение
- История создания музея
- Экспонаты музея
- Заключение. Роль музея в жизни школы
- Введение
Один из основных источников чувства гражданственности - память о прошлом.
« Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», говорил А.С. Пушкин.
Каждый народ имеет свою историю. Изучение родного края немыслимо без собирания памятника.
Память порождена историческим знанием. Чтобы многое помнить, надо многое знать. Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков, односельчан делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции. Люди не всегда жили так, как живут теперь. То, что мы зовём цивилизацией и культурой, возникло и развивалось постепенно.
В данной исследовательской работе я решила исследовать проблему: «Доказать обоснованность создания школьного музея для развития личности учащихся и влияние музея на жизнь школы и села».
Чтобы доказательства были объективными, я рассмотрела несколько путей исследования по данной проблематике:
- Изучила 35-летнюю историю нашего школьного музея, пересмотрела фонды, инвентарные карточки, ознакомилась с «легендами» наиболее интересных экспонатов, провела анкетирование учителей, родителей и учащихся школы.
- Самостоятельно изучила музееведческую, краеведческую литературу. Так, например, мною сделан анализ сложившегося положения с созданием музея в развитии личности учащихся.
Итак, цель моего исследования:
- проследить историю создания школьного краеведческого музея.
- выяснить роль музея в образовательном и воспитательном пространстве
- показать основные направления поисковой и исследовательской работы музея.
- охарактеризовать перспективы развития музея.
Работа проводилась на базе школьного краеведческого музея, с использованием материалов, хранящихся в музее, на основе воспоминаний учителей ветеранов, выпускников школы, активных участников поисково-собирательной и исследовательской работы.
Обработав полученный материал, обобщила результаты исследований. Структура исследовательской работы выглядит следующим образом: введение, две главы, раскрывающие историю создания музея и его роль в
школе, в районе и селе, заключение и приложение, которое содержит фотографии отдельных экспонатов и экспозиций музея.
- История создания музея
Село Шугурово – большое эрзянское село со своими традициями, обычаями, со славными людьми.
Есть в Шугуровской средней школе среди прочих дверей в классные комнаты одна особенная, открыв которую попадёшь в незабываемую старину, в прошлое эрзянского села. Здесь находится школьный краеведческий музей. Наш музей располагает сотнями вещественных экспонатов и несколькими письменными документами. Ярко представлены предметы быта и национальных традиций. Особенно потрясли нас своей необычной красотой, богатством и яркостью тканей и отделки народный костюм.
Как же создавался в Шугуровской школе музей, чем была навеяна сама мысль о его создании? Об этом я узнала от основателя музея, учителя истории Араповой Валентины Михайловны. Она на заслуженном отдыхе, но является хранительницей замечательного музея.
« В нашей школе существовала традиция, которая зародилась ещё в 30-е годы: учителя и учащиеся ставили перед односельчанами пьесы мордовских драматургов К.Г. Абрамова, Ф. Чеснокова, К. Петровой на эрзянском языке. В этих пьесах рассказывается о жизни народа нашего края в начале 20века. Поэтому использовали ту одежду, которая бытовала тогда. Но, к сожалению, у нас в селе её осталось очень мало, поэтому приходилось шить самим. Собирали предметы быта. Постепенно их накопилось довольно много. Сначала был оформлен небольшой уголок в кабинете истории. Там поместили весь материал, который имелся. А материал из года в год продолжал накапливаться, и в кабинете стало тесно. Тогда на одном из педагогических советов было принято решение о создании школьного музея. С такой инициативой выступил директор школы Арапов В.Т. К этому времени сократилось количество учащихся в школе с 800 до 160. Освободились классные комнаты, и одна из них была выделена под музей.
Создание музея было делом всей школы. В нём принимали участие не только учителя, но и все учащиеся, и родители. Была проделана большая разъяснительная работа среди учащихся и населения по сбору экспонатов . Жители села отдавали то, что у них сохранилось. Но женщины неохотно дарили национальную одежду , т.к. она досталась им от прабабушек, берегли её, а на праздники, на свадьбы одевали сами.
Наш школьный музей располагает сотнями вещественных экспонатов и несколькими письменными документами: предметы быта, орудия труда крестьян, женская одежда, украшения и пр. Все они размещены в одном зале на нескольких стендах и витринах и раскрывают историю села Шугурова. Один из стендов посвящён участникам Великой Отечественной войны, нашим односельчанам. Собран богатый материал об участниках Великой Отечественной войны – жителях села: фотографии, письма, воспоминания, боевые награды.
Здесь же оформлен макет крестьянского дома в натуральную величину, воспроизведена обстановка того времени с его домашней утварью и орудиями труда начала 19 века.
- сентября 1993 года состоялось торжественное открытие школьного музея.»
- Экспонаты музея
За 20 лет своего существования музей пополнился многими интересными экспонатами.
1-ый раздел – Живу и помню
Большая экспозиция на передней стене. На стенде расположены фотографии ветеранов Великой Отечественной войны и фамилии земляков, кто навсегда остался лежать на поле битвы и пропавших без вести.
На витрине специальная экспозиция повествует о воинах - интернационалистах. Начинается она с рассказа о бывших выпускниках школы, которые выполняли свой интернациональный долг в Афганистане в 1981- 1986 годах. Аношкин Павел Алексеевич, Пивкин Иван Николаевич, Антошкин Петр Николаевич, Аркайкин Николай НиколаевичРосяйкин Павел Николаевич, Панькин Александр Павлович
Есть выпускники, которые прошли суровую школу Чеченской войны. Это Дудников Петр Николаевич, Ромашкин Алексей Игнатьевич, Назёмкин Александр Васильевич, Назёмкин Михаил Павлович, Киржаев Вячеслав Николаевич, которые проживают сегодня в родном селе.
Бережно хранятся в музее документы и фотографии, грамоты военного времени, награды.
2-ый раздел – История села
Материалы экспозиции поведают нам, как развивалось и крепло хозяйство, о председателях, специалистах и тружениках села, работавших в хозяйстве в разные годы, и добившихся высоких результатов сельскохозяйственного труда. Многие рабочие колхоза стали передовиками в разных отраслях производства, есть и орденоносцы. О них в музее тоже имеются сведения.
3 –ой раздел – Этногрфический. Здесь находится домик в натуральную величину с экспозицией предметов быта, домашней утварью и посудой жителей села Шугурово:
на окнах бумажные занавески, деревянный кровать с подзором , вышитыми наволочками, самоткаными лоскутными одеялами, красный угол образован с вывешенными льняными выбитыми полотенцами (середина 18 века), крашеными скатертями, подаренные Арискиной Раисой Петровной. Вышитые гладью, крестом, салфетки, фартуки.
Люлька для ребёнка, прикреплённая на потолке, на полу – самотканые красочные половики. Есть у нас в музее прялка с колесом,
литой утюг, самовар угольный, маслобойка… Мы можем подержать в руках орудия труда крестьян: серп, ухват, лопаты, коромысло, маслобойка, ткацкий станок, ручная мельница. А в ступе с толкачом можно и сейчас истолочь сушёные яблоки для пирога .
Вот крынка, горшки глиняные (середина 18 века), керосиновая лампа, кружевная скатерть,
ткацкий станок, подаренный директором школы Араповым Василием Терентьевичем.
Одним из важнейших разделов музея является 4-ый раздел – стенд и различные документы, посвященные истории Шугуровской школы, достижениям ее учителей и учеников в различных предметных областях: в спорте, в школьных науках, в общественно полезном труде, её современное состояние и перспективы на будущее. В этом отделении музея собраны материалы из истории школы, значки, комсомольские билеты, даже есть чернильница. Грамоты, которые находятся в музее школы, рассказывают о многочисленных традициях, участиях в конкурсах и смотрах, научно-исследовательской и краеведческой работе.
5-ый раздел музея посвящен нумизматическому сборнику экспонатов, среди которых вниманию гостей представлены различные бумажные банкноты времен СССР, более трёх сотен металлических монет начиная со времени правления Александра II и заканчивая 90-ми годами прошлого века. Эта коллекция постоянно пополняется новыми монетами.
6-ой раздел называется "Предметы советского периода", здесь находятся репродукторы, катушечный магнитофон, проигрыватель с пластинками, фотоаппарат "ФЭД", карманный фонарик, печатная машинка, телефоны, калькуляторы, конторские счёты. Имеются баян, гитара, пионерские горны, барабаны. Экспозиция медленно, но пополняется.
Эта выставка всегда вызывает неподдельный интерес у посетителей музея.
7-ой раздел посвящён национальной одежде и урашениям женщин- мордовок.
Пулай (поясное украшение)
Передники (Икельце пацят)
Бусы (эрьгть)
8. Альбомы:
«Село моё родное» (об истории села, о людях - умельцах, живущих и работающих в селе)
«Ветераны Великой Отечественной войны» (о земляках – участниках в ВОВ)
«Воины – интернационалисты» (о выпускниках школы, воевавших в Афганистане)
«Знаменитые люди села» (о людях, внесённых в Почётную книгу за доблестный труд)
Фонд музея пополнился новыми работами, созданы папки "Их именами прославилось село" (подготовила Семёнова Ольга Егоровна), "Традиции и праздника с. Шугурово "(Манина Нина Кузьминична), "Ветераны педагогического труда" (Тизяева Мария Фёдоровна), «О далёком прошлом» (Арапова Валентина Михайловна) и др.
4.Заключение. Роль музея в жизни школы
Чтобы выяснить, какую роль играет музей в школе, я провела анкетирование среди учителей и учащихся.
Для учителей были предложены вопросы:
1. Нужен ли в школе свой музей? Зачем?
2. Часто ли бываете в музее?
3. Как музей помогает в проведении учебных и внеклассных занятий?
Все опрошенные учителя были практически единодушны в своих ответах:
- музей помогает выстроить воспитательную работу;
- можно наглядно провести урок по истории и культуре мордовского края; Экспонаты в музее – это уже готовые учебно-наглядные пособия для уроков.
- можно привести детей на экскурсию на элективных и факультативных курсах по родной литературе;
- музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся.
Вопросы, заданные учащимся:
1. Нужен ли в школе свой музей? Зачем?
2. Часто ли вы бываете в музее?
3. Нравится ли тебе посещать музей?
4. Какие экспонаты запомнились больше всего?
Вот наиболее интересные ответы учащихся:
-музей учит бережно относиться к памятникам истории, культуры .
- музей – это наш второй кабинет, здесь проходят уроки, мероприятия по родному языку ;
- в музее уроки проходят быстрее, интереснее;
- мы сами ведем урок в музее, поэтому можем почувствовать себя учителем;
-интересно узнать об основании нашего села, о жизни односельчан.
Любимые экспонаты, названные учащимися: каски времен Великой Отечественной войны, (16) остатки снарядов, гильз от патронов, (16) прялка (1895 г.), серп (1901 г.), железный плуг (1939 г.), (15) каток для обмолота зерна (1907 г.); макитры, чугуны, ложки; шинель-скатка (1918 г.), солдатская фляжка (1943 г.), костюм и фуражка Полубоярова П. П., ордена и медали фронтовиков (17), икона (18).
Считаю, что музей нашей школы выполняет главную свою задачу - воспитание патриота, человека небезразличного к истории и судьбе родного края, своей малой Родины».
Работа по накоплению материала и накоплению музея продолжается.
Использованная литература
1.Полоудин В. А. Роль и значение музея ОУ в формировании личности школьников, 2011.
2. Сейненский А. Е. О работе школьных музеев, Москва, 2003.
3. Яковер Б. Я. Школьные музеи. Из опыта работы, 2001.
4. Газета «Брюховецкие новости» №53 от 18.05.2008 «Здесь оживает время»
5. Книга отзывов. Школьный музей стр.11 запись от 21.10.2008.
6. Сарафанников Г.П. Музей - составная часть учебно-воспитательной работы школы, 1998.
Работу выполнила: Карпушкина Татьяна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Память жива"
Исследование, проведенное в период проведения Месячника Мужества в школе (2012 год), – посильный вклад учащихся МКОУ СОШ № 2 в дело восстановления исторической справедливости, в формирован...
Исследовательская работа "Голос из прошлого" (из глубины веков и тысячелетий:история деревни Большая Коша).
Данная работа представляет собой обзор по теме « Голос из прошлого». В центре повествования история деревни Большая Коша Селижаровского района со времен позднего неолита ( III тысячелетия...
Научно-исследовательская работа "Память, возраст и образ мыслей"
В тайне подросток хочет знать о своих психологических особенностях проверить насколько верно он думает о себе. Когда человек научится разбираться в своем психологическом мире ему легче решить жизненны...
исследовательская работа "Ниточка из прошлого"
Цель исследования:изучить по данной тематике специальную литературу и найти подтверждение влияния вязания на ребенка.Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:- поз...
научно- исследовательская работа учащихся "Без прошлого нет будущего"
Мало материалов о линии обороны на территории Великого Новгорода. Мы решили восполнить данный пробел через исследовательскую работу: изучение линии обороны немцев, линии обороны наших солдат. А это – ...
Поисково-исследовательская работа "Память в камне"
В своей работе мы поговорим о проблеме сохранения и увековечивания памяти солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Ведь это не только места их захоронений, но и места поклонения их п...
Исследовательская работа «Память храня» в рамках реализации акции «Восстановление духовно – исторической памяти»
В облике всех провинциальных городов есть что–то неповторимое, своеобразное. Кирсанов не исключение в этом смысле. Милые сердцу тихие улицы, старинные здания, исторические памятники напоминают н...