научно- исследовательская работа учащихся "Без прошлого нет будущего"
проект по краеведению (8 класс) на тему

Кунакбаева Татьяна Ивановна
Мало материалов о линии обороны на территории Великого Новгорода. Мы решили восполнить данный пробел через исследовательскую работу: изучение линии обороны немцев, линии обороны наших солдат. А это – новые встречи с людьми, прошедшими войну, бывшими детьми войны, историками, изучение местности, работа с документами в архивах, в интернете, в музее. Данную тему считаем актуальной, так как воспитание патриотизма у наших ровесников является очень значимым в период возникновения различных группировок, как в интернете, так и в реальной жизни. Лидеры, которых призывают подростков к агрессии, к унижению более слабых, к национальной ненависти. Не зная прошлого, нашей истории, невозможно построить будущее без ненависти и злобы. Целью исследовательской работы является развитие интереса к изучению истории своего края. Результатом своей деятельности видим экскурсионный маршрут в рамках КЛИО ( клуб любителей изучения отечества) и для всех желающих по линии обороны ВОВ в Великом Новгороде, т.е. музей под открытым небом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Региональный конкурс научно-исследовательских, методических и творческих работ «РОДИНА У НАС ОДНА» Тема работы: "Без прошлого нет будущего« Авторы: учащиеся 8 "а" класса: Рычков Игорь Александрович,14 лет Терехов Кирилл Александрович,13лет Киршин Роман Алексеевич,14лет Борисов Никита Александрович,14 лет Никишов Ярослав Васильевич,14 лет учащийся 8 «в» класса Машарипов Сухроб Даврон угли ,14 лет

Слайд 2

Введение. Война - страшное слово. Это - действие, которое ведет к разрухе, гибели всего живого, к потерям родных и близких. Если мы будем забывать, что такое война, забывать наше прошлое, мы не сможем достойно воспитать молодежь, и не сможем быть спокойны за будущее Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством. Джон Кеннеди

Слайд 3

Проблема : мало материалов о линии обороны на территории Великого Новгорода. Мы решили восполнить данный пробел через исследовательскую работу: изучение линии обороны немцев, линии обороны наших солдат. А это – новые встречи с людьми, прошедшими войну, бывшими детьми войны, историками, изучение. В своей работе мы использовали материалы бесед с Григорьевым Анатолием Ивановичем, начальником охраны ООО «Стекловолокно», человеком увлеченным историей, который и подсказал нам эту тему, поделился своими наработками, фотографиями.

Слайд 4

ДОТ- долговременная огневая точка (ДОТ, иногда «долговременная оборонительная точка») — отдельное малое капитальное фортификационное сооружение из прочных материалов

Слайд 5

Данная работа может быть рассмотрена как предложение для Администрации города в плане создания музея под открытым небом на базе линии ДОТов, если их привести в порядок (хотя бы несколько), где можно проводить не только экскурсии, но и уроки истории по теме ВОВ. В перспективе работу по этой теме мы планируем проводить дальше – линия советских ДОТов



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

Великого Новгорода

Региональный конкурс

научно-исследовательских, методических

и  творческих работ

«РОДИНА У НАС ОДНА»

Тема работы: "Без прошлого нет будущего"

Авторы: учащиеся 8 "а" класса:

Рычков Игорь Александрович,14 лет

Терехов Кирилл Александрович,13лет

Киршин Роман Алексеевич,14лет

Борисов Никита Александрович,14 лет

Никишов Ярослав Васильевич,14 лет

учащийся 8 «в» класса

Машарипов Сухроб Даврон угли ,14 лет

Руководители:  Джумшудова Елена Викторовна, учитель истории

Кунакбаева Татьяна Ивановна, учитель иностранного языка

Великий Новгород,

2018

        

Содержание работы:

      1.Введение………………………………………………………….

       2.Основная часть………………………………………………….

      2.1.Что такое ДОТ…………………………………………………

      2.2. Историческая справка…………………………………………

      2.3. Немецкие ДОТы на северной окраине Новгорода…………

      2.4.Характеристика методов решения проблемы………………..

      2.5. Результаты исследования………………………………………

       3. Заключение………………………………………………………..

        4. Список литературы……………………………………………..

        5. Приложения…………………………………………………….

Либо человечество покончит с войной,

либо война покончит с человечеством.

Джон Кеннеди

  1. Введение.   

         Война - страшное слово. Это - действие, которое ведет к разрухе, гибели всего живого, к потерям родных и близких. Если мы будем забывать, что такое война, забывать наше прошлое, мы не сможем достойно воспитать молодежь, и не сможем быть спокойны  за будущее. Чтобы не повторились войны, надо напоминать ныне живущим о прошлом. Как вариант – это изучение своей истории не в кабинете на уроках, а на полях, местах, где проходила война.    

      Проблема: мало материалов о линии обороны на территории Великого Новгорода. Мы решили восполнить данный пробел через исследовательскую работу: изучение линии обороны немцев, линии обороны наших солдат. А это – новые встречи с людьми, прошедшими войну, бывшими детьми войны, историками, изучение местности, работа с документами в архивах, в интернете, в музее. Данную тему считаем актуальной, так как воспитание патриотизма у  наших ровесников является очень значимым  в период возникновения различных группировок, как в интернете, так и в реальной жизни. Лидеры, которых призывают  подростков к агрессии, к унижению более слабых, к  национальной ненависти. Не зная прошлого, нашей истории, невозможно построить будущее без ненависти и злобы.

    Целью исследовательской работы является развитие интереса к изучению истории своего края. Для выполнения данной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Научиться  алгоритму работы над проектом.
  2. Развить навыки самостоятельного исследования.
  3.  Систематизировать имеющие данные о ДОТах.
  4. Научиться  бережному отношению к истории своего края, уважению к подвигу отцов и дедов.

4.Разработать  и проводить  экскурсий по линии обороны (дотов)

Гипотеза: мы предполагаем, что без знания прошлого своей страны,  невозможно построить будущее без войны.

     Результатом своей деятельности видим экскурсионный маршрут в рамках КЛИО и для всех желающих по линии обороны ВОВ в Великом Новгороде, т.е. музей под открытым небом.

   В своей работе  мы использовали материалы бесед с Григорьевым Анатолием Ивановичем, начальником охраны ООО «Стекловолокно», человеком увлеченным историей, который и подсказал нам эту тему, поделился своими наработками, фотографиями.

  Материалы волонтеров исторического движения в «VKontakte» помогли нам узнать некоторые подробности о дотах на территории В. Новгорода, в частности в микрорайоне «Ивушки», по ул. Щусева.

   Материалы на сайтах  дали нам возможность понять различие между ДОТами и ДЗОТами, разобраться в их преимуществах и слабостях.

    Работа по исследованию материала была начата в апреле 2018года, после встречи с Григорьевым А.И., где была создана группа заинтересованных в данной деятельности учащихся 7 классов (в настоящее время– 8-х классов). Далее были определены районы изучения материала: Деревяницы, ул. Щусева, Б.С.-Петербургская, мкр. «Ивушки»,ул. Радищева. Составлен план изучения материала, определены действия каждого из членов группы: сбор документального материала, обследование уцелевших ДОТов, беседы с очевидцами тех событий, связь с людьми, которые занимаются историей нашего края, определены сроки сбора материала и его обработки: февраль - сентябрь 2018 г.

  1. Основная часть работы
  1. Что такое ДОТ…

      В жилом комплексе «Ивушки» строители обнаружили укрепления времён Великой Отечественной войны. Сооружения обследовали поисковики: «Мы осмотрели шесть долговременных огневых точек, – цитируют в пресс-службе экспедиции «Долина» слова командира отряда «Гвардия» Александра Орлова – Это железобетонные артиллерийские ДОТы второй линии обороны фашистских войск времен 1942-1944 годов. Первая линия проходила по реке Малый Волховец. Сейчас эти огневые точки не представляют никакой опасности ни для строителей, ни для населения. После войны в капитальных сооружениях ДОТов жили люди, оставшиеся без крова, в более позднее время они были очень популярны у местных мальчишек. Останков погибших бойцов и мирных жителей поисковики не обнаружили. Тяжёлые конструкции наполовину вросли в землю. Как поступить с ними, решит застройщик – компания «Проектстрой» [7]

     Что же такое Доты?

          ДОТ-  долговременная огневая точка (ДОТ, иногда «долговременная оборонительная точка») — отдельное малое капитальное фортификационное сооружение из прочных материалов, требует больше затрат при строительстве, чем, например, ДЗОТ. Делается он из куда более прочных материалов. Огонь ведется из нескольких точек. ДОТЫ могут быть оснащены башенными артиллерийскими установками. Чаще всего в качестве башенных артиллерийских установок использовались башни устаревших типов танков. Да и сам ДОТ мог оказаться врытым в землю танком. 

Достоинства:

Долговечность: многие сооружения до сих пор могут быть использованы по прямому назначению.

Стенки и амбразуры ДОТа из негорючих материалов, что особенно актуально на войне;

Отделанная металлом амбразура ДОТа имеет меньше шансов обвалиться при обстреле сооружения.

При одинаковых размерах ДОТ значительно крепче и защищённый ДЗОТа. Легче маскировка и применение к местности — сооружение высотой в два метра значительно проще спрятать на равнинной местности;

в ДОТ труднее попасть снаряду с большого расстояния;

амбразура в более тонкой фронтальной стене ДОТа при том же угле обзора имеет в несколько раз меньшую ширину и по ней труднее стрелять прицельно [2].

2.2. Историческая справка.

     В декабре 1943 года Советское командование решило в течение зимней кампании развернуть наступление от Ленинграда до Черного моря, на  северном направлении разгромить группу армий «Север», полностью снять блокаду с Ленинграда и выйти к границам прибалтийских республик.

     Но за 2 года немецкие войска укрепились очень основательно. Создали мощную и хорошо оборудованную в инженерном отношении оборону.

Линия обороны состояла из системы сильных узлов, которые были расположены с учётом  особенностей лесисто-болотистой и озёрной местности. Особенно мощная оборона были в районе Пулковских высот и севернее Новгорода. Здесь были не только пулемётно-орудийные точки, но и железобетонные доты (Приложение1,2), противотанковые и надолбы. Обороне помогала также лесисто-болотистая местность. Грунтовых дорог здесь было мало, железные дороги были разрушены. Оттепель также мешала нападающим провести операцию.[1]

2.3.Немецкие  ДОТы  на северной окраине Новгорода.

     Судя по надписям, ДОТы сделаны летом 1943 года. Все ДОТы разные по конструкции, с общими элементами. Металлические уголки отделки амбразур одинаковые. Видимые входы где-то одиночные, где-то парные, парные расположены где на одной стене, где на двух смежных. Есть амбразуры обороны входов. Основные амбразуры есть как в плоскостях стен, так и в углах. ДОТ у стадиона имеет два пулеметных гнезда типа тобрук - рингштадт. Обваловка обнаружена только на ДОТе у стадиона. Все сооружения имеют/имели штукатурку на стенах, и на крыше в виде двух скатов. На каждом, на которые залезали, есть надпись о времени постройки. На крыше есть отверстия, где могли находится металлические "балки" для крепления маскировки - по краям и углам крыши. Противорикошетные уступы на амбразурах.[6 ]

На данный момент в Великом Новгороде можно увидеть 7-8 ДОТов:

  • ДОТ  по ул.Щусева,д.12 к.1  (Приложение 3)
  • ДОТ у заправки на ул. Радищева за АЗС (Приложение 4)
  • ДОТ на Сенной улице за магазином (Приложение 5)
  • два соседних дота на ул. Большая Санкт-Петербургская, д116 - один в кустах у дороги, второй на разделительном газоне. (Приложение 6,7)
  •  ДОТ на Щусева у дома 4 к.2 (Приложение 8)
  • на ДОТе в кустах самая хорошо сохранившаяся надпись на штукатурке крыши "VII 1943 300 Komando»
  • ДОТ на школьном стадионе у Волхова
  • ДОТ на Щусева у р. Волхов
  • и еще один ДОТ в «старых» Деревяницах, который находится на огороде и переоборудован хозяином в хранилище для овощей.

2.4.Характеристика методов решения проблемы

    При исследовании данной темы нами были задействованы следующие методы: методы использования старых накопленных знаний для получения новых знаний по данной теме, в частности, беседы с учителями истории, родственниками, которые воевали, с заинтересованными людьми-волонтерами, чье увлечение – изучение истории родного края. Это и  методы использования смежных знаний (литература, кинематограф. В частности, просмотрели документальные фильмы о войне на кинофестивале «Вече»); накопления информации; анализа; ознакомление с историей изучаемого вопроса (это мы затронули в разделе "что такое ДОТ?", смотрите выше), методы проверки и уточнения фактов, обсуждение результатов, обзор литературных источников, обработка полученных результатов, практическая работа, которая проявилась в исследовании и обследовании данных ДОТов, выполнения эскизов и макета ДОТа как помещения для музея

2.5. Результаты исследования.

   Результатами данного исследования стало собрание фотодокументов и материала о ДОТах на территории Великого Новгорода, которые составляли линию обороны немцев.

    Главным результатом, на наш взгляд, стало глубокое убеждение в том, что никакие устройства, ДОТы, ДЗОТы не помогли немцам сдержать наступление наших войск, так как наш народ был нацелен на победу, и ничто не могло сдержать натиска наших войск. Патриотизм советских людей сыграл значимую роль в победе в ВОВ.

    Многие уникальные достопримечательности и памятники были полностью уничтожены или сильно пострадали. Сильно пострадал Георгиевский собор, построенный в начале XII столетия, Софийский собор, построенный в XI веке, был разрушен. Внутренне убранство собора было разграблено. Церковь Благовещения на Аркаже XII века,с фресками этого же столетия, была превращена в ДОТ и казарменное помещение.[2]

     Эти военные сооружения, ДОТы,  многое могут рассказать о минувшей войне на нашей земле. Это настоящие реликвии. Они участвовали в войне, несут на себе следы от пуль и снарядов. Их надо сохранить. Восстановить их внутреннюю военную обстановку. Уверены, они будут востребованы у туристов и самими горожанами. Результатом своей деятельности мы видим экскурсионный маршрут в рамках КЛИО и для всех желающих по линии обороны ВОВ в Великом Новгороде, т.е. музей под открытым небом.

3.Заключение. 

    Участие в подобных проектах позволяют связать единой нитью сразу несколько поколений. Мы научились самостоятельно планировать свою деятельность, принимать решения, устанавливать контакты с другими участниками образовательного процесса. Современная действительность требует от нас логического мышления, навыков работы в команде, планирования самостоятельной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность в полной мере этому способствует. Такая деятельность позволяет и педагогам решать определенные воспитательные и учебные задачи: развитие критического и аналитического мышления школьников в ходе творческой деятельности и осуществления учебных проектов; поиск талантливых и одаренных школьников и создание оптимальных условий для их полноценного развития; воспитание чувства патриотизма в подрастающем поколении.

   Данная работа может быть рассмотрена как предложение для Администрации города  в плане создания музея под открытым небом на базе линии ДОТов, если их привести в порядок (хотя бы несколько), где можно проводить не только экскурсии, но и уроки истории по теме ВОВ. В перспективе работу по этой теме мы планируем проводить дальше – линия советских ДОТов.         

   Каждый участник группы внес свой вклад в развитие этой темы, сбора материалов, оформления самой работы, обследования сохранившихся ДОТов (Приложение 9) .

       Практические рекомендации на основе исследования – привести в порядок территории вокруг ДОТов, сами ДОТы. Это может быть, как мы говорили ранее ,– музей под открытым небом, или полный их снос, т.к. на данный момент времени они представляют собой опасную для окружающих зону.           После войны в капитальных сооружениях ДОТов жили люди, оставшиеся без крова, в более позднее время они были очень популярны у местных мальчишек. Останков погибших солдат и военных артефактов там нет. Тяжелые конструкции со временем оплыли и наполовину вросли в землю и могут представлять опасность для тех, кто захочет туда забраться. (Приложение 10 ).

   Особую благодарность за сотрудничество и доверие к нам, мальчишкам школы №16 выражаем Григорьеву Анатолию Ивановичу, который и подсказал нам и мотивировал нас на работу по этому проекту.(Приложение 11).

Список использованных источников:

1. Артюшенко О. Первый сталинский удар. Полная ликвидация блокады Ленинграда. http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/3442

2. Никишов Я.В.Реферат «Линия обороны Великого Новгорода.2018г. МАОУ СОШ №16

3. https://vnnews.ru/stroitelstvo/52974-v-ivushkakh-stroiteli-utknulis-v-fashistskie-doty.htm,

4. http://hochgebirgs.ru/threads/Танковые-ДОТы-Германии.180/

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Долговременная_огневая_точка

6. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/83599-chem-dot-otlichatesja-ot-dzota.html

7. https://topwar.ru/26746-nemecki-fortifikacii-vremen-velikoy-otechestvennoy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Научно-методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы

Исследование - это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого-либо  явления или объекта, который способствует определению особенностей его протекания; выявлению некоторых зак...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Научно-исследовательская работа "Быт сельской школы середины прошлого века"

Научно-исследовательская работа выполнена учащейся 9 класса.Цель:  описать школьный быт 60-х – начала 70-х годов прошлого  века.Задачи:- познакомиться с краткой историей Крайчиковской ...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...

Научно-исследовательская работа на тему "Книга: прошлое, настоящее, будущее"

Научно-исследовательская работа на тему "Книга: прошлое, настоящее, будущее"...