Исследовательская работа «Память храня» в рамках реализации акции «Восстановление духовно – исторической памяти»
проект по истории (10 класс)

Меньших Татьяна Тимофеевна

В облике всех провинциальных городов есть что–то неповторимое, своеобразное. Кирсанов не исключение в этом смысле. Милые сердцу тихие улицы, старинные здания, исторические памятники напоминают нам о том, что история нашего города имеет свои глубокие корни

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nir_zhuravlevoy.docx72.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Кирсанова

Тамбовской области

Исследовательская работа «Память храня» в рамках реализации акции

«Восстановление духовно – исторической памяти»

Автор                                                                                                       Руководитель

Журавлева Полина                                                        Меньших Татьяна Тимофеевна

ученица 8 класса «Б»                                                 учитель истории и обществознания

Структура работы:

  1. Введение……………………………………………………………………
  2. История возникновения города Кирсанова и его храмов………………
  1. Благотворители постройки храмов…………………………………..
  2. Строительство Ильинской церкви и богадельни……………………..
  3. Реконструкция Успенского Собора…………………………………..

  1. Разрушение православных святынь…………………………………….
  1. Закрытие Успенского Собора………………………………………..
  2. Закрытие Ильинской церкви и богадельни……………………
  1. Заключение……………………………………………………………….
  2. Приложения………………………………………………………………

Духовность есть определяющее, светоносное значение человека, его сущность, источник, где он сообщается с собой – каким он должен быть. Духовность – это соединение в одном  понятии  красоты, любви, долга и истины ради чего когда – то был создан человек. Можно отделить церковь от государства, но отделить человека от духовности – значит полностью извратить его назначение и суть».

                                                                                                                     В. Распутин

  1. Введение

В облике всех провинциальных городов есть что–то неповторимое, своеобразное. Кирсанов не исключение в этом смысле. Милые сердцу тихие улицы, старинные здания, исторические памятники напоминают нам о том, что история нашего города имеет свои глубокие корни……

Цель   исследовательской работы

Популяризации утраченных православных святынь на территории города Кирсанова, воспитание бережного отношения к истории родного края.

Задачи:

1.Выявить утраченные православные святыни на территории города Кирсанова и собрать полную информацию об их существовании.

2. Выяснить, какую роль сыграли православные святыни в жизни города и как сказались на его развитии.

3. Привлечь внимание общественности и прежде всего подрастающего поколения к проблеме возрождения православных святынь города Кирсанова

Предмет   исследования

 Центр города Кирсанова между Центром досуга «Золотой Витязь» и новым многоэтажным домом, расположенным на углу улиц Рабочее- Крестьянской и Красноармейской

Объект исследования

Утраченная православная святыня города Кирсанова – архитектурный ансамбль XIX века   Успенский собор и Ильинская церковь.

  1. История возникновения города Кирсанова и его храмов.

Кирсанов стал городом с 16 сентября 1779 года, когда императрица Екатерина II подписала Указ: "Всемилостивейше посылаем нашему Тамбовскому генералу-губернатору графу Воронцову по изданным от нас в 7 день ноября 1775 года учреждениям исполнить равномерно о Тамбовской губернии, составя сие наместничество из пятнадцати уездов:" В числе уездов назван и Кирсановский. А далее Указ устанавливал: 
"... вследствие чего переименовать городами ведомства главной дворцовой канцелярии села Кирсаново и Моршу...".
1

Таким образом, год 1779 - год рождения Кирсанова и как города, и как уездного центра.  Все "публичные" строения в нем можно было перечесть по пальцам: деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца с двумя приделами (Покрова Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка), присутственные места, "городническое" правление с тюремной избой при нем, два соляных амбара и пять "питийных" домов. 2

В сохранившемся описании города Кирсанова, датированном не ранее 1804 года, кроме прочего, значатся "кладбище за городом одно, на котором церковь во имя бессребреников Космы и Дамиана, об одних этажах, деревянные, казенного строения". Далее: полиция, уездный и земский суды, казначейство с кладовой, магистрат, городская дума, словесной суд, тюремная изба с караульной. В городе также числилось частных караульных застав - 3, соляных магазинов - 9, деревянных винных земляных подвалов - 3, питейных домов - 5, лавок - 17 деревянных, плетневых - 24, кузниц деревянных - 4, обывательских домов - 695 и один деревянный общественный мост чрез реку Пурсовку "на гористом месте". Улиц по новому положению больших две: 1я -длинная Голынская, 2я- Голынская,  поперешных 10 безымянных .3

К концу XVIII века в Тамбовской губернии началось активное строительство храмов из производимого в округе обожженного кирпича. Очень интересен тот факт, что, в городах чаще всего строили храмы на средства купцов, а в селах - на средства помещиков.

  1. Благотворители постройки храмов

Первым благотворителем Кирсанова стал местный купец Лука Лежнёв. Он завещал на постройку каменного собора 1000 рублей, немалые для того времени деньги. Сохранился документ журнала заседаний Тамбовской духовной консистории от 17 мая 1799 года, по которому можно сделать вывод, что этот первый вклад был передан в управление и рост кирсановскому купцу Ивану Ширяеву. Строительство каменного собора в Кирсанове стало настоящим долгостроем. Его возвели лишь в 1820 году при самом активном участии кирсановского протоиерея Василия Трескина. Освящен Собор был в честь Успения Пресвятой Богородицы.1

Кирсановский Успенский собор и Ильинская церковь. Фото начала XX в. 
Успенский собор и Ильинская церковь. Фото начала XX в.

Со временем Собор стал главным архитектурным памятником и  украшением Кирсанова. Величественная громада храма возвышалась над городом, утверждая его уездный статус. "От подъема в город мимо станции идет главная и почти единственная улица Кирсанова с собором...", - писал в 1869 году путешественник. Раньше на этом месте стоял другой храм – перевезенный из города Керенска -  деревяная церковь, сгоревшая в 1774 году.2

        Следует сказать, что Кирсанов в XIX веке становится преимущественно купеческим городом. И местные купцы 1-ой половины XIX века – Сосульниковы, Зотовы, Апоницкие много трудов и средств положили на благо родного края. Особо выделялся среди них купец 2 гильдии Василий Степанович Сосульников.  Немало средств он пожертвовал на строительство Успенского собора и богадельни, которой было присвоено его имя.1

        Так в 1849 году он жертвует в Собор икону святого Николая стоимостью в 700 рублей. До этого, еще в 1845 году, Сосульников пожертвовал два образа Спасителя и Успения Божией Матери в 4000 рублей, за что ему была объявлена благодарность от Святейшего Синода. В 1848 году он жертвует серебряные оклады на сумму 1000 рублей. В 1849 году дарит Собору священнические облачения на 60 рублей.2

        Дело Василия Степановича продолжил его сын – Семен Васильевич. Он принимал активное участие в строительстве Ильинской церкви   и  являлся одним из главных жертвователей при основании Оржевского женского монастыря.3

  1. Строительство Ильинской церкви и богадельни.

В 1851-1852 годах рядом с Успенским собором в многолюдном месте на базарной площади была   возведена каменная Ильинскую церковь с приделами в честь святителей Митрофана Воронежского и Василия Великого. Не все современники одобряли это строительство, указывая на многие недостатки: "Во-первых, тесна, во-вторых, темна, в третьих, сыра". Причина, как кое-кто полагал, "от дурных материалов из коих она устроена Сосульниковым из одного тщеславия". Однако в отличие от собора этот храм отапливался, и здесь совершалось богослужение в зимнее время года.4

Прихожане Собора во главе с Зотовым, который был к тому же церковным старостой, подали в 1860 году в Духовную консисторию прошение о расширении трапезной при Соборе. В свою очередь, Сосульников "с приближенными к нему людьми просит разрешить расширить Ильинскую церковь, пристроив часовню и богадельню, открыв отдельный приход". Епархиальное начальство разрешило Зотову расширить трапезную (все работы закончились к 1862 году). В расширении Ильинской церкви было отказано. Однако она стала приходской.1

  1. Реконструкция Успенского Собора.

В 1885 году были завершены работы по реконструкции Успенского собора, которые оплатил Н.В. Апоницкий. Обновленный храм освятил тамбовский епископ Виталий (Иосифов). Собор впечатлял своими размерами. К пятиглавой церкви с главным престолом Успения Божией Матери и приделами в честь святителя Николая и Архистратига Божия Михаила примыкала трапезная. В ней также было два престола: в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и праведного Симеона Богоприимца.1 На высокой трехъярусной колокольне размещалось девять колоколов, звон которых разносился на многие версты от города. Внутри собор "весь горел золотом". 112 окон позволяли заполнить солнечным светом все пространство храма, вмещавшего до 5000 человек, более 300 икон. Отапливался храм двумя печами, а содержался за счет приношений прихожан и от доходов, которые давали гостиница, два магазина, две лавки, чайная и булочная. При Успенском Соборе был хор певчих.2

Главный колокол весил 600 пудов и его звон при попутном ветре был слышан аж за 25 верст от города.3

Митрополит Вениамин (Федченков), учившийся в Кирсановском уездном училище в 1891-1893 годах, вспоминал, что "над Собором в солнечную жару вились с визгом стаи беспокойных стрижей, без них и город не город".4

Бывший сотрудник Кирсановского краеведческого музея М.Т. Перебора вспоминал: «Строился Собор по чертежам знаменитого архитектора Растрелли, стоял на самом высоком месте Кирсанова».1

  1. Разрушение православных святынь.

[1]        После революции по всей стране прокатилась волна варварского разрушения культовых зданий. Под знаменем борьбы с религией   уничтожались памятники архитектуры, сжигались бесценные произведения иконописи, церковные книги. Не избежали такой участи и храмы Кирсанова.

  1. Закрытие Успенского Собора.

В городском Соборе церковные службы прекратились в 1930 году. 15 мая 1936 года президиум Кирсановского горсовета в составе Трушина, Козьмина, Бакрадзе, Сушкова, Федулова, Вашуркина постановил закрыть Успенский собор, который до этого использовался под ссыпку зерна. 16 мая того же года в протоколе № 44 Кирсановского горсовета было сказано, что "из 6804 человек взрослого населения города подписались о закрытии 5787. Для оставшейся группы верующих вполне достаточна кладбищенская церковь". 2

В августе 1936 года решение о закрытии Собора утвердила комиссия по культам при Воронежском облисполкоме. Храм предполагалось переоборудовать под театр и клуб. Однако Собор еще долгое время использовался как склад и зернохранилище. В 1940 году здание собора было переоборудовано под гараж (автоколонну).

 Потом для создания лесозащитной станции потребовался кирпич. Есть сведения сторожил города о том, что местные власти пытаясь убедить Москву в недолговечности Собора, сделали фотографии Собора с нарисованными черными полосами. Была сфабрикована фотография, где   на стене была видна трещина. «Аварийность» таким образом, была доказана. И, хотя здание было в прекрасном состоянии и сносу не подлежало, по решению вышестоящего начальства в 1950 году Успенский Собор был взорван. Только целого кирпича от него не осталось. Получившийся щебень использовался для трамбовки площадки автоколонны. С ужасом и болью в сердце смотрели люди как растесывали кирпич амбразуры верхнего яруса Собора, чтобы протолкнуть через проем и сбросить колокол.1 

Житель города, Юрий Петрович Медведев вспоминает: «Я сам тогда еще ученик 1 класса, был свидетелем того, как эту красоту сгубили. Делали желоба деревянные, для того чтобы кирпич по ним спускать. Но ничего путного из этого не получилось. Кирпич выламывали   или целыми блоками, или по нескольку штук. При этом он ломался по середине, а не по шву. И потому со всего громадного Собора кирпича хватило лишь на то, чтобы построить в те годы Марьинскую   машинно- тракторную станцию».2 

Рядом с руинами Собора был построен пионерский сквер, который долгое время служил местом отдыха горожан. Сейчас здесь построены два многоэтажных дома. Долгое время была цела сторожка, примыкавшая к Собору. В ней помещался районный Дом пионеров, но потом и его разрушили.

Многие годы хорошим другом Кирсановского краеведческого музея был Игорь Леонидович Солнцев. По своей памяти и фотографии он воссоздал макет Успенского Собора из спичек. Этот   макет до сих хранится  в музее и радует глаз посетителей.

  1. Закрытие Ильинской церкви и богадельни.

Ильинская церковь, службы в которой прекратились, как и в соборе, в 1930 году, была разобрана в 1932 году. Весь оставшийся строительный   материал был использован на постройку машинно-тракторных станций. Часть кирпича использовали на постамент памятника В.И. Ленину.3

  Церковь во имя святого Василия Великого при бывшей богадельне имени Василия  Степановича  Сосульникова не действовала с 1930 года, а в 1932 году была закрыта "по решению верующих". В 1940 году здание богадельни приспособлено для нужд Кирсановского ветеринарного техникума.1

 В 1978 году зооветтехникум был объединен с совхозом-техникумом.
После пожара в 1994 году здание  пришло в запустение, а в 2010 году разрушено.

Развалины богадельни можно увидеть сейчас на улице 50-летия Победы во дворе спортивной школы. Это все, что осталось от уникального памятника архитектуры XIX века, украшавшего собой, наряду с Успенским Собором и Ильинской церковью - единым архитектурным ансамблем - центр города.

  1. Заключение.

 Нам, живущим в 21 веке очень горько осознавать тот факт, что антирелигиозная пропаганда, репрессии Советской власти привели к тому, что к началу Великой Отечественной войны на территории бывшего Кирсановского уезда не осталось ни одного действующего храма. Конечно, молитва продолжала твориться, а Божественная литургия - совершаться, но скрытно. Верующие, не афишируя, тайно собирались на общую молитву малыми группами, подпольно.

                 Я считаю, что религиозная жизнь была и есть подлинной  жизнью русского народа. Ведь Церковь ведет человека от рождения и до самой смерти.  Без Церкви и ее Таинств, без веры в Бога простой народ не мыслит своего существования. Именно православная вера объединяет народ в будни и праздники, в годы испытаний и лишений.

        В XIX веке единственным учреждением, занимавшимся обучением народа была церковно – приходская школа. Именно церковно – приходские школы способствовали укреплению патриархальных и религиозных начал в народе. Кроме того церковь являлась хранилищем книг различного содержания: по истории, географии, сельскому хозяйству. Основой преподавания всех предметов была православная вера – которая являлась единственным критерием истинности всех знаний.  Многие патриоты России Ушинский, Рачинский, Киреевский и другие – выступали именно за образование, которое давала церковно – приходская школа.

Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что история религиозной жизни Кирсановского уезда, являясь частью общероссийской, как в зеркале отражает те процессы, которые происходили в этой области более чем за сто лет. Однако они имели в уезде некоторую особенность.

В храмостроительстве в течении века произошли существенные сдвиги. Увеличилось количество церквей, возросло число каменных, во второй половине в строительстве их перестали играть существенную роль помещики. Духовенство уезда заметно прогрессировало, как интеллектуально, так и нравственно. Оно играло заметную роль в жизни общества. По своему положению именно оно было ближе всего к крестьянству и оказывало на него сильное влияние.

Исходя из фактов, мы со всей уверенностью можем сказать, что именно религиозная жизнь была подлинной жизнью народа. Без Церкви и ее Таинств простой народ не мыслил своего существования. Однако к концу века влияние потерявших веру высших слоев общества становится все более ощутимым. Происходит постепенное расцерковление народа и это более заметно в городе.

Церковь одной из своих задач ставило просвещение. Поэтому неудивительна такая забота о школах. Число их в уезде в течении века неуклонно росло.

Увеличивалось также и количество неправославных, однако следует заметить, что ни сектанты, ни раскольники никогда не обладали сколько-нибудь большим влиянием в уезде. В деле борьбы с ними были достигнуты некоторые успехи к концу XIX века. К примеру сильно ослаблены общины старообрядцев.

Сосредоточением духовной жизни всегда были монастыри. Велико их влияние на народ. Все три монастыря по составу практически полностью крестьянские. Деятельность их была очень полезна для епархии.

Церковная или религиозная история Тамбовского края малоизучена и ждет серьезного научного изучения. Подходить к этой теме необходимо объективно, строго следуя в выводах фактам сосредоточенным в документах.

        

        В процессе работы   я провела социологический опрос жителей города Кирсанова на данную тему.  Всех с кем мне удалось пообщаться я условно разделила на три возрастные категории:

1 категория -10-20 лет;

2 категория -25-35 лет;

 3 категория старше 40 лет.  Респондентам были предложены три вопроса:

1.Знаете ли Вы что – нибудь о существовании утраченного архитектурного ансамбля в центре города?

2. Откуда Вы знаете данную информацию?

3. Как Вы относитесь к восстановлению утраченных православных святынь?

Полученные результаты опроса можно увидеть в приложении

        В 2010 году в центре   города был установлен закладной камень и начались строительные работы по возведению нового Собора. Я считаю, что люди осознали свои ошибки и надеюсь, что очень скоро мы услышим колокольный звон  «нового Успенского  Собора».

Без Бога нация – толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней,- жестока

И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

...кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

 

 

© Левин О.Ю.

Дата возведения кладбищенской церкви во имя святых бессребреников Космы и Дамиана нам неизвестна. Известно только, что когда кирсановцы построили каменный Успенский собор, кладбищенский храм пришел в некоторое запустение, и поэтому в 1832-1839 годах купец Ф. Зотов его полностью перестроил. В 1903 году на средства московской купчихи Крыловой церковь основательно отремонтировали, поставили новый иконостас, стены расписали живописью, а через десять лет тщанием кирсановских купцов Якова Попова и Алексея Федорова в храме переложили церковные печи и перестелили полы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Память жива"

Исследование, проведенное в период проведения Месячника Мужества в школе (2012 год), – посильный вклад учащихся МКОУ СОШ № 2 в дело восстановления  исторической справедливости, в формирован...

Научно-исследовательская работа "Память, возраст и образ мыслей"

В тайне подросток хочет знать о своих психологических особенностях проверить насколько верно он думает о себе. Когда человек научится разбираться в своем психологическом мире ему легче решить жизненны...

Исследовательская работа "Методы релаксации и ее влияние на восстановление организма после физической нагрузки."

В работе рассматривается роль подвижной игры в формировании  интереса детей к релаксации. Приведенные в данной работе результаты экспериментадают мне основание утверждать, что для резу...

Роль ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках реализации государственной пррграммы "Доступная среда" ( из опыта работы)

С 2011 года в России стартовала масштабная государственная программа "Доступная среда" под девизом " Учимся жить вместе!", цель которой - создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможно...

Поисково-исследовательская работа "Память в камне"

В своей работе мы  поговорим о проблеме сохранения и увековечивания памяти солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Ведь это не только места их захоронений, но и места поклонения их п...

Исследовательская работа"Память о прошлом"

Работа проведена на базе краевелческого музея Шугуровской школы. Здесь представлены предметы быта  и традиций жителей села....