Классный час «Живой язык-живая нация!»
классный час по краеведению (8 класс)
Классный час посвящен родным языкам.В частности, живя в Башкирии, большой акцент делается башкирскому языку как родному и как государственному языку РБ.(8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_yazyk.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 16.03.2018 г
Учитель: Гареева Гульназ Валиахметовна
Класс: 8 в
Классный час «Живой язык-живая нация!»
Цели:
- показать роль языка в жизни человека и в жизни общества;
-прививать любовь и бережное отношение к родному языку и к языку братских народов;
- воспитывать культуру речи.
Оформление: плакаты о родном языке, стенгазеты.
Оборудование: проектор, компьютер.
Эпиграф:
Родной язык! Других не ниже он,
Я знаю цену всем его словам:
Он и силен, и звучен, и богат,
Его не чтят лишь те, кто низок сам.
(Р. Гарипов).
Ход урока.
1 Ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связано с языком. Ребенок не научился ещё, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песни. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.
2 Ведущий: Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Через слово он впервые узнает о том, чего ещё не видели его глаза. В звучном слове раскрывается огромный мир звездных пространств, сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки.
1 Ведущий: В ноябре 1999 года проводится конференция ЮНЕСКО и здесь рассматривается проблема родных языков. По сведениям ООН (общества объединенных наций) на земном шаре насчитывается более 6700 языков и половине этих языков грозит опасность исчезновения. И с целью сохранения обычаев, традиций, песен, мелодий, устного народного творчества каждого народа и в целом с целью сохранения языка 21 февраля – объявляется международным всемирным днем родного языка.
2 Ведущий: Да, и с 2000 года ежегодно 21 февраля отмечается как День родного языка. И это неслучайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, говорим.
1 Ведущий: Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.
2 Ведущий: А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесемся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей: Ксандра и его слуги – первого баснописца Эзопа.
Сценка: (Эзоп и Ксандра).
« - Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
- Вот, мой господин. Это – язык!
- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
- Да, мой господин, разве может быть в мире что-нибудь дороже языка?
Язык – это первые слова ребенка: «мама», «солнце», «цветок». Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
- Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.
- Вот она, мой господин!
- Снова язык?!?
- Да. Язык – самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы».
1 Ведущий: Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества», а статья 29 гласит: «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
2 Ведущий: Велика и многонациональна Россия, и наша Республика Башкортостан тоже многонациональна, где в дружбе и братстве проживают представители таких национальностей, как башкиры, русские, татары, удмурты, мари и многие другие. В республике 39% составляют русские, 28,4% - татары, 21,9% - башкиры, 10,7% - другие национальности.
1 Ведущий: А в нашем районе и в городе живут народы 36 национальностей. Из них: башкиры - 46%, татары - 21%, удмурты - 13%, русские -11%, марийцы -7% и 2% представители других национальностей.
2 Ведущий: А теперь более подробно остановимся на некоторых языках и послушаем доклады, стихотворения. 1 страница нашего устного журнала посвящена русскому языку и называется «Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!».
1 докладчик рассказывает о русском языке.
1 Ведущий: Многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова: «У, блин» или «У, клево». Еще совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины – это сорт выпечки, употребляемый в пищу. Теперь любой младенец с помощью этого выражения выскажет вам все свои накопившиеся отрицательные эмоции. Любой здравомыслящий человек употребляет слово «клево», когда у людей хороший клев на рыбалке, ему радостно. Самое главное в нашей жизни – это быть «крутым». Были крутыми берега, спуски, склоны, но «крутые» люди 90-х годов 20 века не попадались.
2 ведущий: Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодежи. Их деятельной жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикладываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются». Дело доходит до смешного. Из пяти слов – «мальчик», «гора», «крутой», «с», съехал» - вместо предложения «Мальчик съехал с крутой горы» дети составляют предложение «Крутой мальчик съехал с горы». И вместо «Мама купила пять груш и один лимон» записывают в тетрадку «Мама купила пять груш за один лимон». Иностранцу, выучившему тысячи русских слов, трудно уразуметь, что мальчик будет «пацан», «чувак» - мужчина средних лет, «родаки» - родители. Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков.
1 ведущий: А вот как говорят старшеклассники на свидании.
Сценка «Объяснение в любви»
Рома. Смирнова Дашка, свет моих очей,
Открой окошко поскорей!
Продрог стоять тут на ветру,
Я от любви с ума схожу.
Даша. Ромка? Сидоров, ты че? Щас предки проснутся, тебе мало не покажется. Чего приперся среди ночи, да еще и орешь как дурак?
Сидоров (пряча букет). Ну ты, Дашка, даешь! На часы погляди, еще и одиннадцати нет, а ты дрыхнешь.
Даша. Ну ты, Рома, нашел время для делов.
2 ведущий: Горько и обидно становится от того что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность. В речи отражается, как в зеркале, Человек, его культура, богатство души. «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им» - писал . Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
1 Ведущий: 2 страница нашего журнала посвящена башкирскому языку.
«Вечно живи, мой башкирский язык,
Отца и матери язык – мой родной язык».
З. Биишева
2 докладчик рассказывает о башкирском языке. Стихотворение. З. Биишева «Башҡорт теле» (2 ученик.)
2 Ведущий: 3 страница нашего журнала посвящена татарскому языку.
«И туган тел, и матур тел»
Г. Тукай
3 докладчик рассказывает о татарском языке.
Стихотворение Г. Тукай «Туган ученик)
1 Ведущий: 4 страница устного журнала посвящена марийскому языку.
«Марий йылме»
4 докладчик рассказывает о марийском языке.
Стихотворение ( на марийском языке).(4 ученик.)
2 Ведущий: И последняя страничка нашего устного журнала посвящается удмуртскому языку.
«Анай кыл – улонэ нырысь вамыш,
Сотэн уд лэсьты мукетсэ вамыш…»
Ф. Васильев
5 докладчик рассказывает об удмуртском языке.
Стихотворение на удмурдском языке Ф. Васильев «Родной кыл» (5 ученик.)
1 Ведущий: Вот мы с вами кратко ознакомились с происхождением, особенностями таких языков, как русский, башкирский, татарский, марийский, удмуртский. Все эти народы, живущие в нашей республике, стараются сохранить свои обычаи, традиции.
Совместно они развивают экономику и культуру. И стараются сохранить мир и дружбу между собой. В нашем классе учатся ребята разных национальностей. И все мы дружны и добры друг к другу. И мы должны помнить: «Всех богатств на планете сильней, постоянная дружба людей».
2 Ведущий:
Родной язык… Ребенок впервые на этом языке произносит слова «мама», «папа». Родной язык человека воспитывает образованным, умным, целеустремленным.
Тот, кто не знает язык матери, и не знает свои корни.
Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Друзья, отнесемся к родному языку бережно и с любовью. Думайте о нем, изучайте его и страстно любите.
Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная игра по русскому языку "Живое слово". (Фразеология.)
Урок предназначен для общеобразовательной школы. Задача учителей русского языка научить ребят правильно и красиво говорить, редко сегодня можно услышать яркую, выразительную речь, такой урок может пом...
ФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ «Язык – живая душа народа»
Разработка общешкольного внеклассного мероприятияФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ (с элементами устного журнала)для 5 - 11 классов...
Программа кружка по русскому языку "Живое слово"(авторская)
Программа предназначена для учащихся 9 класса, предполагает подготовку учащихся к творческому заданию ОГЭ....
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Живое слово"
Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочно...
Музейное занятие, посвященное Дню родного языка «Язык – живая душа народа»
Музейное занятие, посвященное Дню родного языка «Язык – живая душа народа»...
самоанализ воспитательного мероприятия "Язык - живая душа народа"
Мероприятие «Язык – живая душа народа» проходило в форме беседы.Беседа сопровождалось показом презентации.Ребята узнали об истории возникновения праздника родного языка, о том,...
« Язык – живая душа народа», посвящённое Международному дню родного языка.
Внеклассное мероприятие...