Музейное занятие, посвященное Дню родного языка «Язык – живая душа народа»
план-конспект занятия по краеведению (5 класс)

Бедушвиль Светлана Николаевна

Музейное занятие, посвященное Дню родного языка

 «Язык – живая душа народа»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейное занятие, посвященное Дню родного языка

 «Язык – живая душа народа»

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

  1. Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».
  2. Продолжать развивать устную связную речь учащихся, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.
  3. Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборубование: презентация; карточки с заданиями для конкурсов - «Дополни пословицу»,  «Грамотеи»; орфографические словари; жетоны.

Форма проведения:конкурс «Знатоки родного языка».

Слайд 1. Язык—одна из величайших загадок человеческогобытия.Одни ученые утверждают, что язык возник из звуков и жестов; другие считают, что люди «изобрели» язык благодаря своему разуму и способности к звукоподражанию, но так или иначе люди когда-то разговаривали на одном языке.

Вопрос детям: А сейчас люди разговаривают на одном языке? (Нет). Хотите узнать как появились другие языки на Земле?Давайте посмотрим как это произошло.

Слайд 2.Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. А всегда ли это было так?

Слайд 3. Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.

Слайд 4. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое намерение, он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».

Слайд 5.  Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.

Слайд 6. В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен   Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Как и все мировое сообщество, мы тоже отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

Слайд 7. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство  с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, С.Я. Маршак,  Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой,

Ведущий: Вот давным-давно, когда люди еще не умели читать и писать, но могли говорить и придумали за много сотен лет такие мудрые выражения – как пословицы. Наш родной язык богат пословицами. –Что такое пословица? Дети: (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

Ведущий:-Для чего нужны пословицы?

Дети: (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Слайд 8. «Собери пословицу»

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их.

Слайд 9. Век живи - …(век учись).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Семеро одного … (не ждут).

Делу время  … (потехе час).

Друзья познаются в …(беде).

Игра  «Вопрос-ответ».

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Сколько согласных букв? (21)

Сколько гласных букв? (10)

Первый звук в слове Яблоко? (й)

Как пишутся имена собственные?

Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.

Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол».

В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю — «травень».   Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.

В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

«Наш язык-наш меч,наш свет, наша любовь, наша гордость»-писал К.Г Паустовский. АН.Г.Чернышевский говорил: «Изучать родной язык необходимо…чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей»

Конкурс «Крылатых выражений»

- Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения- попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

1.Во весь дух. (быстро)

2.Сесть в лужу. (быть обманутым)

3.Прикусить язык. (замолчать)

4.Знать на зубок. (выучить)

5.Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

6.В час по чайной ложке. (медленно)

7.Водить за нос.(обманывать)

8.Зарубить на носу. (запомнить)

9.Чесать языком. (болтать)

10.Делать из мухи слона. (преувеличивать)

11.Белая ворона. (о лишнем человеке)

12.За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

Молодцы, ребята!

Ведущий: Много интересного вы узнали о нашем родном  языке и о том, что очень много еще языков на Земле существует. А вы знаете, как и чем раньше писали в школах? Хотите сами попробовать?

РЕФЛЕКСИЯ: Лучики солнца.

Детям предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.

(Красные-ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ ЗАНЯТИЕ,

ЖЕЛТЫЕ-не оченьПОНРАВИЛОСЬ

СЕРЫЕ-НЕ ПОНРАВИЛОСЬ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

День родного языка

Слайд 2

В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках.

Слайд 6

В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка.

Слайд 8

Игра «Собери пословицу»

Слайд 9

Век живи - Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда Нет друга – ищи, а нашёл береги Поспешишь людей насмешишь Семеро одного не ждут Делу время потехе час Друзья познаются в беде век учись

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ «Язык – живая душа народа»

Разработка общешкольного внеклассного мероприятияФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ (с элементами устного журнала)для 5 - 11 классов...

РОДНОЙ ЯЗЫК - ДУША НАРОДА

Язык является средством общения между людьми, это то, что помогает нам жить в обществе. Язык сближает много разных людей,  благодаря языку мы можем доносить наши мысли....

Методическая разработка музейного занятия, посвященного годовщине проведения Нюрнбергского судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии «Ты хочешь мира? Помни о войне!»

Цель занятия:- Сформировать нетерпимое отношение к расизму и нацизму.Задачи занятия: - Познакомить учащихся с Нюрнбергским процессом;- Воспитать патриотизм на примере борьбы с фашизмом защитников Лени...

Методическая разработка музейного занятия, посвященного героической обороне города Ленинграда «Маршалы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Маршал Советского Союза Леонид Александрович Говоров»

На данном музейном занятии представлены материалы о блокаде Ленинграда, оформлен стенд с фотографией маршала Л.А. Говорова и его наградами, фотохроникой военных событий, связанных с прорывом блокады г...

самоанализ воспитательного мероприятия "Язык - живая душа народа"

Мероприятие «Язык – живая душа народа»  проходило в форме беседы.Беседа сопровождалось показом презентации.Ребята узнали об истории возникновения праздника родного языка, о том,...

Сценарий музейного часа, посвященного 35 годовщине вывода советских войск из Афганистана “Афганистан. Живая память”.

Цель: Рассказать о войне и причинах ввода советских войск в Афганистан.Задачи: расширение кругозора учащихся, воспитание чувства долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма; духовное обогащ...