Методическая разработка урока «Защитницы невского устья» По истории и культуре Санкт-Петербурга 7 класс
учебно-методический материал по краеведению (7 класс)
Данная разработка урока соответствует теме: Первоночальный Санкт-Петербург ( 1703-1725 гг) Цель: Создать условия для осознания значимости фортификационных укреплений в защите Невского устья и строительстве Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Защитницы Невского устья | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Защитницы невского устья»
По истории и культуре Санкт-Петербурга
7 класс
Раздел 2: Санкт-Петербург – имперская столица
Тема 1: Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)
Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерной презентации.
Базовый учебник: Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Кораблина Ю.А. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 1. (С древнейших времен до конца XVIII века). 7 класс
Цель: Создать условия для осознания значимости фортификационных укреплений в защите Невского устья и строительстве Санкт-Петербурга
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся знания о Петропавловской крепости, Адмиралтействе, Кроншлоте и наполнить их новым содержанием.
- Развивать умения работы с различными источниками информации: учебником, картами, раздаточным и иллюстративным материалами.
- Продолжить формирование уважительного отношения к прошлому края и его историческому наследию.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах
Методы и приёмы работы: частично-поисковый, исследовательский.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер учителя;
Учебно-наглядный комплекс: карты, видеопроектор, компьютер, компьютерная презентация, учебник, раздаточный материал для организации самостоятельной работы.
Ход урока
- Организационный момент
На партах лежит раздаточный материал: по 3 карточки с вопросами, тексты, схемы.
- Основная часть
Сегодня мы с вами поразмышляем над вопросом: Какие русские крепости были сооружены в начале XVIII века на территории нашего края, и какова была их роль в защите невского устья и строительстве Санкт-Петербурга?
Для этого нам потребуется окунуться во времена Северной войны.
Вопросы классу:
- С кем воевала Россия?
- За что Россия воевала со Швецией?
- Сколько лет продолжалась Северная война?
Итак, Россия воюет за выход в Балтийское море и возвращение исконно русских невских земель.
Вспоминаем (обращение к классу), какие два сражения позволили России получить выход в море.
Ответы учащихся:
Осада и взятие Нотебурга в ноябре 1702 года – открывается путь по Неве
Осада и взятие крепости Ниеншанц – открывается вход в Балтийское море.
Показ на карте
слайд: Взятие Нотебурга (Орешка) – Шлиссельбург (ключ-город)
Взятие Ниеншанца – Шлотбург (город-замок).
Петру необходимо защитить отвоеванные позиции, и он приказывает соорудить несколько укреплений. Существовавшую ранее крепость Ниеншанц (у впадения в Неву Охты) посчитали недостаточно пригодной для защиты Невы. Город - крепость должен был стоять «при море», а не в нескольких километрах от него. Первая крепость, вставшая на защиту невского устья – Петропавловская крепость.
Вопросы классу: Вспомним дату основания и место расположения этой крепости.
Ответы: 27 (16) мая 1703 год. Заячий остров.
Насколько удачным был выбор местоположения новой крепости, которая должна была защищать от шведов вход в Неву?
(Слайд)
Рассмотрим карту: Этот остров имел выгодное стратегическое положение.
- Так, как это остров, он окружен со всех сторон водой, что помешает противнику высадить десант и начать осаду крепости.
- В отличие от Ниеншанца, Заячий остров расположен ближе к Финскому заливу, что дает возможность раньше остановить неприятеля двигающегося по руслу Невы.
- Возведенная на этом острове крепость могла держать под прицелом сразу оба рукава Невы, а неприятелю атаковать ее было трудно: с одной стороны широкая река, с другой, за протокой, - болотистый берег.
- При наличии артиллерийской батарее на стрелке Васильевского острова, крепость могла быть под прикрытием.
При помощи карточки с вопросами, текста учебника и раздаточного материала составляем описание объекта. Время 10 мин. Работа в парах.
Карточка с заданиями №1
1. Внимательно прочитайте информацию о Петропавловской крепости на стр. 61-63 учебника и заполните таблицу
Первое название крепости | |
Главные ворота | |
Строители крепости | |
архитектор | |
Контроль над строительством бастионов вели | |
Основные укрепления крепости | |
Первый комендант крепости | |
Какое строение в крепости, позже дало название всей крепости? |
Заслушиваем ответы, просмотр слайдов презентации
Вопрос классу: Как вы думаете, справедливо ли утверждение о том, что оборонительное сооружение было необычным, непривычным для нашего края?
Примерные ответы учащихся:
Да, справедливо, т.к. эта крепость была не похожа на русские крепости находящиеся на территории края в то время.
Учитель: Сравните крепости и попробуйте объяснить, в чем отличие.
Слайд
Примерные ответы учащихся:
Размер, пропорции, материал разные.
Рассказ учителя: К тому времени строительство крепостей изменилось. Крепости, военные укрепления назывались фортификационными сооружениями.
Запись в тетрадь: Фортификация (фр. – укреплять, усиливать) Военно-инженерная наука об укреплении местности для ведения боя.
- Происходило преобразование каменных оград под влиянием появления огнестрельного оружия и пушек в частности.
- Необходимость в больших каменных крепостях отпала, в новых реалиях времени на первом месте были быстрота, мобильность и надежность.
- На строительство новых укреплений требовалось меньше времени и затрат.
Как вы полагаете, справедливо ли утверждение, о том, что оборонительное сооружение было новым для России типом крепости?
Итак, Петропавловская крепость стала новым для России типом крепости.
Практически с самого начала строительства, Петру стало ясно, что только одна крепость проблемы защиты отвоеванных позиций у шведа защитить не сможет.
Какие крепления кроме Санкт-Питербурха защищали вход в Неву?
На левом берегу Невы на одном из островов в 1704 году заложили Адмиралтейство.
Все вы, конечно, знаете Адмиралтейство, видели башню и кораблик – символ нашего города. Но так Адмиралтейство выглядит только с середины XIX века.
Рассмотрим план Адмиралтейства петровского времени ( слайд)
Найдите подтверждение тому, что это сооружение - крепость.
Ответы учащихся: Крепость т.к. имеет защитные элементы: ров с водой по периметру крепости, бастионы. Чем крепость эта необычна?
У нее отсутствует одна стена.
Почему?
слайд
Адмиралтейство предназначалось для строительства кораблей.
Запись в тетрадь: Адмиралтейство - место постройки и ремонта военных судов.
При помощи карточки с вопросами №2 , текста учебника и раздаточного материала составляем описание объекта.
Карточка с заданиями №2
1. Используя предложенную схему, перечислите укрепления крепости.
2. Рассмотрите схему Адмиралтейства петровского времени и определите, напоминает ли оно современное здание Адмиралтейства?
3. Используя карту №4 учебника, докажите, что Адмиралтейство наряду с Петропавловской крепостью играло важную роль в защите Невы
Заслушиваем ответы, просмотр слайдов презентации
Примерные ответы учащихся:
1. Укрепления крепости - канал, ров, бастионы, стены, разводной мост.
2. Современное здание Адмиралтейства напоминает петровскую постройку формой – развернутой буквой «П» к Неве и башней.
3. На крепость возлагалась оборона левого берега Невы с востока, юга и севера. Крепость могла открыть огонь по неприятельским кораблям, прорвавшимся в устье Невы.
В случае нападения противника адмиралтейская артиллерия могла успешно взаимодействовать с артиллерией на Заячьем острове.
Окруженное со всех сторон укреплениями Адмиралтейство, оставалось открытым со стороны Невы, где предстояло спускать на воду построенные корабли.
Однако в боевых целях Адмиралтейская крепость не использовалась ни разу. Шведы, убедившись в твердом намерении русских удержать любой ценой, устье Невы прекратили свои набеги.
С окончанием Северной войны крепость потеряла свое оборонное значение, хотя крепостной облик сохраняла вплоть до второй половины 18 века.
Вскоре государь приступил к строительству Кроншлота, призванного защищать город со стороны моря.
Слайд
Запись в тетрадь: Кроншлот - коронное укрепление
При помощи карточки с вопросами №3, текста учебника и раздаточного материала составляем описание объекта.
Карточка с заданиями №3
Внимательно прочитайте информацию о форте и попробуйте объяснить:
1. Месторасположение
2. Цель строительства
3. Вооружение и оснащение
4. Назначение
Кроншлот
Основание крепости было вызвано необходимостью обороны отвоеванных у шведов невских берегов и строившегося Петербурга. Именно здесь пролегает отмель, где не могло пройти ни одно мало-мальски серьезное судно, и только небольшой участок водоема с южной стороны от острова Котлин мог служить фарватером. В октябре 1703 года Петр I приказал построить рядом с этим участком форт, предварительно собственноручно замерив глубину воды по доложенным результатам. Он должен был контролировать судоходность фарватера.
В канун 1704 года начались работы по строительству нового форта. Технология строительства была достаточно проста, и, самое главное, эффективна. Небольшие бревенчатые срубы (ряжи), наполненные камнями, опускались на дно отмели. В итоге получилось построить надежный фундамент, выступающий над водой. Именно на нем, после сооружения насыпи, вырос форт. Форт строился по макету, который изготовил сам Петр I. Крепость, вооружение которой составляло 14 пушек, представляла собой трехъярусную деревянную башню шириной около 29 метров и длиной стороны в 9 метров. Высота ее башни от ординара была около 37 метров.
Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти». Форт 7 (18) мая того же года был освящен новгородским митрополитом в присутствии Петра I и назван Кроншлот (нидерл. - коронный замок). Фактически эта дата считается днем основания города Кронштадт.
Весной 1704 года шведы, проводя разведку, с удивлением обнаружили в Финском заливе форт - на участке, который они все еще считали своим.
Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.
Заслушиваем ответы, просмотр слайдов презентации
Позже этот проект развился в строительство Кронштадтской крепости, ставшей морским щитом нашего города на сотни лет.
Вопрос классу: Какая дата связывает вместе Кроншлот и Кронштадт?
Ответ: Форт 7 (18) мая 1704 года был освящен в присутствии Петра I и назван Кроншлот. Фактически эта дата считается днем основания города Кронштадт.
Вопрос классу: Как вы думаете, какая роль отводилась Кроншлоту в развитии морского сообщения России с другими странами?
Ответ: контролировать судоходность фарватера
Созданная в начале 18 века система укреплений, включавшая Петропавловскую крепость, Адмиралтейство и Кроншлот, была по-своему уникальна. Так как полностью меняла практику возведения крепостей в России. В военно-инженерном искусстве это был большой шаг вперед.
Высказывается 2 мнения. С каким из них вы согласны?
Крепости Санкт-Питербурх (Петропавловская) и Адмиралтейская за свою историю ни разу не выстрелили:
- поэтому их сооружение было бесполезным
- несмотря на это, они помогли России «ногою твердой встать при море»
Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: Какие русские крепости были сооружены в начале XVIII века на территории нашего края, и какова была их роль в защите невского устья и строительстве Санкт-Петербурга?
Почему лишь Адмиралтейство не может полностью соответствовать понятию фортификационного сооружения, ведь оно имело зону оборонительных укреплений?
Примерные ответы учащихся: Санкт-Питербурх (Петропавловская), Адмиралтейство и форт Кроншлот.
Благодаря крепостям Санкт-Питербурх (Петропавловская) и Адмиралтейству, шведы прекратили свои набеги на устье Невы, а Кроншлот защищал строившийся город с моря.
Адмиралтейство не может полностью соответствовать понятию фортификационного сооружения, так как изначально главной функцией его было строительство кораблей.
Итак, вы сегодня: - Поработали с разными источниками информации
- Узнали, какие русские крепости были сооружены в начале XVIII века на территории нашего края, и какова была их роль в защите невского устья и строительстве Санкт-Петербурга
- Познакомились с планировкой, оснащением и вооружением этих крепостей в петровское время.
Организационный момент Подведение итогов. Выставление оценок
Домашнее задание:
Учебник, параграф 9, ответить на вопросы 1-6 стр. 67
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Петербург Александра III" урок по истории и культуре Санкт-Петербурга. 8 класс
Авторский урок по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием приемов и методов международной программы Критическое мышление...
Разработка урока по предмету история и культура Санкт – Петербурга 6 класс
Предмет: История и культура Санкт – Петербурга 6 класс по теме "Православные традиции Санкт – Петербурга" Разработка учителя: Медведевой Г.В. ГБОУ Лицей №126 г. Санкт – ПетербургаУрок посвя...
История и культура Санкт-Петербурга. 8 класс "Литературный Петербург"
Конспект и презентация к уроку "Литературный Петербург" (Параграф 7) (История и культура Санкт-Петербурга. 8 класс)...
Программа курса внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга.5 класс". Базовый уровень (34 часа, 1 час в неделю).Включена в региональный компонент учебного плана предметной области "История".
Важным компонентом образования на территории Российской Федерации является региональный компонент, который предусматривает изучение истории и современной проблематики народов, регионов. Данная р...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга 6 класс Тема: «Хранители и хранилища античного литературного наследия»
Методическая разработка с использованием игровой технологии...
Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга, 9 класс
Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Урок рассчитан на 45 минут. В соответстви...
Контрольная работа № 2 по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»7 класс. Тема: «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)»
Тестовые завдания для контрольной работы для 7 класса по теме: " Первоначальный Санкт- Петербург (1703- 1725 гг)"...